• РЕГИСТРАЦИЯ

Про пролетарское самосознание

48 2406

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ

Вторая часть статьи про пролетариат. С лёгкой руки советских пропагандистов в обывательских массах укоренилось мнение, что пролетарий - это чумазый рабочий тяжёлой промышленности, зачастую ещё и с красным флагом в руках; однако это давно уже не вполне верно. Как показывал в прошлой статье (читать сперва её), пролетарии - это те, кто живут продажей собственного труда, и при этом не капиталисты; и под это определение подпадает большинство населения; уверен, что процентов 90+ от листателей этой статьи - чистой воды пролетарии; хотя они зачастую этого не осознают. Вот про то и речь.

В отличие от недавнего цикла статей про капитал в этой статье не обойтись без субъективизма; раз уж мы говорим за самосознание, оно по определению подразумевает субъективизм. Но по-прежнему постараюсь воздержаться от эмоций; вопреки расхожему мнению, субъективизм - это не только узкий и ограниченный взгляд на вещи, но в философский угол зрения. Считайте это дисклаймером. ;)

Поначалу ещё раз уточним, кто такой этот ваш пролетарий. В массах этот термин мифологизирован почище 300 спартаковцев; для части населения это - вьюнош с горящими глазами; а для части - пьяный слесарь дядя Вася. И то и другое одновременно верно и неверно; как обычно, полуправда хуже лжи. Пролетарии по факту совершенно не обязаны являться носителями пролетарского самосознания; и дно общество также не обязано являться пролетариями. Возможно, во времена былинные, во времена расцвета революционного движения в Европе, примерно так всё и было; но мир меняется, и теперь границы размыты, и надо просто понимать, про что речь. Зачастую грязный слесарь может оказаться вполне себе буржуа, а респектабельный джентльмен на Мерине - 100% пролетарием. Мыслить стереотипами вообще довольно глупо, поэтому давайте разбираться.

Пролетарий - это, по определению, наёмный работник и не капиталист. Как бы не показалось странным, но крестьянин в своём классическом виде пролетарием не является - он обладает землёй, инвентарём и скотиной, т.е. является по сути мелким капиталистом, т.е. буржуа. Так что продажей продуктов собственного труда живут далеко не только пролетарии; мелкого буржуа от пролетария можно отличить только при помощи теории и критического взгляда на жизнь. Рабочие специальности также могут становиться капиталистами - через ИП; тут уже, конечно, как повезёт. Обладание капиталом само по себе не даёт никаких гарантий, что прекрасно видно на примере крестьянства - капитал есть, а денег нет.

Классическое видение пролетария как чумазого слесаря растёт из времён до Первой Мировой, когда общества были сословными, и приличный человек работать по найму не мог (хотя по отношению к чиновничеству тут вопрос открытый, надо будет как-нибудь разобрать). За годы после Второй Мировой уровень Общества подрос во всём мире, и теперь пролетарии могут быть весьма высокопоставленными; и появились целые отрасли, где люди живут "как буржуи", оставаясь при этом пролетариями. Классический пример - пресловутые программисты; в этой отрасли в эпоху бума доткомов можно было получать "буржуинские" зарплаты по всему миру, находясь при этом на самом дне в профессиональной иерархии, и являясь 100% пролетарием. Но, как показывал в статье про морали капитализма, это всё частный случай заботы капитала о собственном рынке; а вовсе не оттого, что мега-трудяги "всего добились сами"; в игре больших денег что программист, что дворник - пешки.

Пролетарий также может стать капиталистом, даже оставаясь в пределах собственной профессии, либо через ИП-ЧП, либо через финансовые махинации - если ему удастся скопить деньжат и вложиться в финансовый капитал; от простого банковского вклада до покупки акций и игры на бирже. В этом случае он перестаёт быть чистым пролетарием и становится на пол-шишечки буржуем; и тут уже всё зависит от пресловутого самосознания - либо он воспринимает финансовые махинации как подушку безопасности, и продолжает трудиться по специальности (тогда он остаётся преимущественно пролетарием), либо же все усилия направляет на переход в состояние капиталиста, и в конце концов перестаёт быть пролетарием и де-факто, и в собственной голове, когда капитал начинает приносить ему большую часть дохода. Всё это даёт почву "либеральным" пропагандистам говорить о том, что никакого пролетариата нет, а есть лишь грамотные потребители; про это в прошлый раз было, но не грех и повторить.

Внутри капиталистического общества (в состоянии империализма и дальше) существуют две противоположных морали, т.е. системы ценностей - мораль капитала, нацеленная на постоянное самовозрастание собственного капитала; и мораль потребителя, нацеленная на постоянное увеличение собственного потребления. Друг без друга они не могут, иначе рынки перегреет и порвёт; и капитал всячески заинтересован пестовать в обывателе именно мораль потребителя - чем больше ты потратил на любимого себя, тем ты круче. В этой логике, действительно, никакой морали пролетариата быть не может - ты же не буржуй, значит, потребитель; а какое потребление у работяги? Значит, ты должен зарабатывать всё больше; это провоцирует мафиозную мораль, и в лучшем случае выводит человека на путь перерождения в капиталиста, а в большинстве своём, разумеется, приводит к неврозам, психозам и прочая. Ибо интересы пролетария противоположны интересам капитала, и рано или поздно его пустят под нож, тем или иным способом. Например, у "продвинутых" современников по всему миру по сути отбирают пенсионное обеспечение; от катастрофы с пенсиями на б. Украине до проблем с пенсионными фондами в США.

Наиболее активная часть населения направляется на путь капитала - минимум трат на себя, максимум - на собственный капитал. Это тоже грозит душевными расстройствами, поскольку визуально в обществе торжествует именно мораль потребителя, и какой-нибудь пролетарий запросто может жить на широкую ногу по сравнению с мелким буржуа, даже если тот не работает сам, а платит наймитам. Но душевные страдания капиталистов в данном случае не так интересны; речь всё же идёт за пролетариат. Не обладающие капиталами граждане, пусть даже вполне высоко оплачиваемые, фактически являются пролетариями, но не осознают этого, находясь в морали потребления. И это - одна из главных обманок современности.

Переходим к субъективной части статьи. Потребительская мораль фактически разрушительна для личности (в отличие, например, даже от чисто "капиталистической"), потому что она... расчеловечивает носителя. Её можно обозначить одним словом "Кушай"; что, разумеется, не соответствует мироощущению Homo Sapiens, причём уже достаточно давно, не одну тыщу лет. Попытки прикрыть идиотию этой морали пирамидами Маслоу и прочей ахинеей не дают ответа на главный вопрос - кто я и зачем я тут ишачу?.. Мораль потребления по сути противоположна творчеству - ведь оно требует трудозатрат, а потреблением при этом не является. А ведь именно творчество - самый простой пусть к само-осознанию себя как уникальной личности, а не части экономической системы. Чем ты - Вася-Петя-Маша - отличаешься от таких же потребителей у корыта?.. Можно вырваться из морали потребительства и творить, но ведь это же нон-конформизм; эдак можно строить хоть царство Будды посреди Садового Кольца; наверное, в этом будет какой-то смысл, вот только явно не для всех.

Установка на максимизацию потребления мало того, что разрушительна для глобальной экономики без кавычек, так ещё и по сути противоположна любому творчеству, даже экономическому; напоминаю, что мораль капиталистов также противоположна потребительской. Ты мог бы заняться чем-то действительно полезным, но для этого нужно переступать через общественную мораль (которая декларирует примат потребления) и начать тратить вещи на бессмысленные с точки зрения обывателя вещи - холсты, станки, сценические костюмы; сколько на это всё можно пить-гулять?.. Получается, что человеку-творцу приходится в буквальном смысле выгребать против Общества; иногда, в случае "успеха", его творчество попадается на глаза какому-нибудь дельцу, и он начинает его коммерциализировать-монетизировать и превращать в капитал; так творец перерождается в ремесленника; зато "успех", ага.

А вот мораль пролетария творчеству не противоречит. Она его в общем случае не подразумевает, но и не отрицает. Пролетарская мораль - это осознание себя человеком-производственником, т.е. или ремесленником, либо творцом. У неё совсем другие градации Добра и Зла, нежели и у потребителя, и у капиталиста - хотя псевдо-либералы даже в каментах к этой статье наверняка будут убеждать, что Добра и Зла нет, есть Выгода. Ан нет, робяты; если у вас в голове одномерная линейка, градуированная в баксах, то это не значит, что все такие же. Как логика Золотого Тельца противоположна христианской, так и пролетарская логика противоположна и логике капитала, и логике безудержного потребления.

В чём же заключается мораль пролетария? В том, чтобы человек труда жил как можно лучше. Из этого можно разложить целый кодекс строителя коммунизма, но это всё будут производные от главной идеи - интересы человека труда превыше всего. Труд при этом может быть какой угодно - хоть ковыряние в навозе, хоть пилотирование межпланетного корабля.

Почему это противоположно капиталу, надеюсь, понятно - капиталист заинтересован в постоянном возрастании собственного капитала, а в этой задаче оплата труда проходит по графе "расходы", и будет всячески сокращаться. Кое-кто от этого может выиграть (если сотню бурлаков заменить одним капитаном катера, то это неплохое улучшение условий труда); но вот в массе своей - читай в Обществе - это приводит к последовательному поражению трудящихся в правах; тех же бурлаков просто лишат средств к существованию и сделают бомжами; прогресс на отличненько.

Почему пролетарская мораль противоположна потребительской, уже не так очевидно; кое-кто уже наверняка готов вопить про то, как клятые коммуняки лишают его уровня потребления. На самом деле, пролетарская мораль проводит прямую параллель между трудозатратами и оплатой труда; и буквально требует достойной оплаты труда всем, а не только избранным; это разрушает мошеннические и эксплуататорские схемы, и местами, действительно, просаживает уровень потребления. Например, применение гастарбайтеров и потогонной конвейерной системы позволяет снизить расходы на то или сё; но при этом оно же просаживает уровень Общества; те же гастарбайтеры и прочие низкооплачиваемые работники люмпенизируются, и становятся проблемой для общества в целом - преступность, асоциальное поведение и прочие вещи, которые в логике капитализма просто заметаются под коврик, но мы-то все видим их буквально воочию. Опасность выйти на улицу в тёмное время суток - сколько это в баксах, и с кого спросить? Вот вам и мораль. Причём "грамотный потребитель" даже не осознаёт, в чём же засада - ещё вчера всё было хорошо, а теперь кругом бомжи и могут зарезать в собственном подъезде (условно говоря, хотя в некоторых моно-городах уже не до условностей) - как же так, ведь в магазине столько же сортов колбасы, что и "тогда".

Сознательный пролетарий смотрит на происходящее с точки зрения социальной справедливости; да, это не так просто, как "Кушай" или "Хапай, что плохо лежит", и требует изрядного кругозора, критического мышления и научного взгляда на жизнь - да-да, иначе справедливость перерастёт в Выгоду, и из пролетарского мышления получится потребительское, мещанское, обывательское. Поэтому-то коммунистические движения по всему миру сопровождаются просвещением и образованием; без этого свалишься обратно, в болото мещанства.

Важно ещё уточнить, что даже пролетарская мораль может быть извращена при помощи мафиозной морали - если "нам позволено всё" в борьбе за светлые идеалы, то рубай эту сволочь направо-налево. Миазмы потребительской морали проникают во все головы без исключения, и удаётся заразить вполне пролетарские движения, например, национализмом - когда пролетарий друг другу товарищ и брат, но только если он правильной нации. Фашизм в своё время недаром назывался национал-социализмом - всё ради немецкой нации, и неважно, сколько ради этого поляжет унтерменшей; с точки зрения немецкой нации это действительно можно было бы назвать "социализмом"; это если не понимать, что социализм в принципе интернационален, и пролетарию должно быть всё равно, какого цвета другой пролетарий; а интересы гастарбайтеров его волнуют не меньше, чем интересы коллег на работе.

Поэтому пролетарская мораль должна подразумевать осознание сущности Человечества - не только своего хутора и даже незалежной державы, но вообще всех разумных людей. Без этого он рано или поздно свалится либо в фашизм, либо в потребительскую мораль - хорошо то, что хорошо лично мне, а там хоть трава не расти.

Означает ли это, что любой пролетарий лучше, чем любой не-пролетарий? Разумеется, нет - в этой логике вообще не может быть "лучше-хуже"; может быть "виновен/невиновен". ;)) Как минимум рядом с пролетарием находятся мелкие буржуа - крестьяне и прочие единоличники, которые горбатятся не меньше наёмных рабочих, разве что на себя, а не "на дядю". Но так как у них имеется своя собственная мораль - буржуазная, сиречь "капитал понад усе" - то между буржуа и пролетариями есть изрядные расхождения в мировоззрении, что не даёт говорить про общие интересы. С точки зрения пролетариев мелкие буржуа - их естественные союзники, ведь они - пролетарии - заинтересованы в достойной оплате труда любых работников, хоть наёмных, хоть самозанятых. А вот обратное, увы, неверно - капиталист думает, как бы ему нарастить капитал, и чем дешевле раб. сила, тем ему проще пустить в рост собственный капитал. Так что если удастся заразить буржуа собственными ценностями, то они станут союзниками человека труда; но возможен и обратный процесс, увы. Мыслить как капиталист или потребитель проще, чем как пролетарий, а ломать, как известно, не строить.

Является ли пролетариат носителем универсального "облико морале"?.. Не уверен. Как минимум, человечье мировоззрение - вещь крайне широкая, и с философской точки зрения пролетарская мораль - необходимая, но не достаточная составляющая мировоззрения здорового человека. Как уже говорил выше, пролетарская мораль в общем случае не подразумевает творчества, т.е. уникальности каждого человечка; она заботится лишь о его тушке. Для того, чтобы человека оставался человеком, а не уподоблялся "грамотному потребителю", нужны ещё какие-то дополнительные конструкции; про которые, например, забыли в позднем СССР, когда уровень жизни объективно рос, вот только никто не мог объяснить, зачем. Как только у всех пропала каждодневная угроза голодной смерти, так тут же в головах начались мысли "как бы так сделать, чтобы стало лучше прямо щаз", что и мы и хаваем по сей день полной ложкой - прямо щаз-то есть, а вот Будущего жалко.

Но вот что очевидно, так это то, что пролетарская мораль однозначно честнее и капиталистической, и потребительской - она про справедливость, а не про личную выгоду. Для этих обоих двух и Честь, и само понятие морали не имеют смысла - полезно то, что в рот полезло. Достойно ли "Кушай" или "Грабь-бухай-отдыхай" Человека Разумного - решайте сами.

ЗЫ: да, ругаться на "клятых коммуняк", не отрицая капитализма - значит оправдывать и фашизм, и ядерные бомбёжки, и прочее людоедство. Предложите сперва альтернативу, иначе будете выглядеть бледно.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    И за учИтелей своих... Россия предоставит желающим оружие для нанесения ударов по территории Великобритании?

    Не сказать, чтоб неожиданно, но то один, то другой западный Лидер-у-руля делает заявления о желательности нанесения своим оружием ударов по территории России. Отметился вот и британский...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep Сегодня 11:39

      О самодурстве и эгоцентризме

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжу статью о самодурстве, после перерыва, вызванного поездкой в Маслянино. Ещё в прошлый раз хотел сформулировать методы лечения; но понял, что в двух словах тут описать ничего не выйдет.Один из основных корней проблемы самодурства имхо кроется в эгоцентризме. Писал на эту тему уже лет 10 назад; хотя состояние эгоцентризма...
      104
      Xommep 25 апреля 10:18

      Про самодурство

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Напишу-ка не самую высокоинтеллектуальную статью; тем не менее, имхо вполне важную для понимания, что происходит вокруг. Современный человечек слишком часто сталкивается с неадекватным насилием над собой, которое он не может объяснить; отсюда может стать понятнее, что откуда берётся.Самодуром называют человека, который действуе...
      192
      Xommep 10 апреля 11:02

      Про айтишников

      Оригиналы статей - как обычно, у меня в ЖЖ.Объединю две статьи из ЖЖ в одну; они на ту же тему, и написаны подряд, так что смысла делить не вижу.После некоторой паузы, вызванной проведением дедского фестиваля, ворочаюсь к напейсанию заумных статеек. В этот раз будет не так нудно, как обычно, но тоже местами непонятно. Хотя попробую рассмотреть относительно хайповую те...
      685
      Xommep 22 марта 11:43

      О культурности, часть IV - про базу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей о культурности; в предыдущей части упомянул, что для построения сколько-нибудь светлого Будущего нам необходимо поменять местами нонешние Добро и Зло; то есть, по сути, построить отрицание современного "общества". Да, кто думает, что культурность - это про "пардон, мадмуазель", проходим в предыдущие статьи...
      142
      Xommep 19 марта 10:20

      О культурности, часть III

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Третья часть цикла о культурности; в предыдущей части хотел перейти к основной мысли статьи, да так и погряз в описании проблемы. В этот раз тоже не выдам раз и навсегда выструганных решений, их просто нет в условиях отсутствия культуры как таковой; но хоть какой-то свет в конце тоннеля покажу.Вначале, как всегда, небольшая зат...
      133
      Xommep 18 марта 12:21

      О культурности, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о культурности; и речь, как тут всегда и бывает, не про "пардон, мадам", а про место культурных норм в жизни Человека и Общества. Вопрос кажется обывателю незначительным; но на деле это - один из ключевых вопросов нашей жизни вообще. Для плазменных этот вопрос может показаться идеалистичным, но напомню, что иде...
      165
      Xommep 15 марта 11:45

      О культурности

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В позапрошлой статье про осознание правил упомянул, что в культуре здорового человека может работать принцип "нравится/не_нравится"; вроде бы очевидность, но вроде бы ранее не рассматривал в отдельной статье.В современной "культуре" существует принцип "нравится/не нравится", который по сути определяет Добро и Зло для обывателя;...
      76
      Xommep 14 марта 13:21

      Про жизнь как игру

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье упомянул о том, что вся наша жизнь - игра; вот сегодня как раз и попробуем в этом поразбираться. Может показаться, что аффтар окончательно погряз в казуистике; но у нас тут с вами цикл статей про виртуальность и правила, что в полной мере касается и рассматриваемой темы.Игра — в разной степени осознаваемый ч...
      244
      Xommep 13 марта 12:18

      Про правила и их осознание

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл про правила пластмассового мира; сегодня попробую показать направление, куда следует копать при лечении пластмассовости, читай виртуальности. Готовых рецептов не будет; у нас тут с вами не уголок пропагандиста; и вообще в этом цикле статей договорились не морализировать. Но хотя бы какие-то зацепки постараюсь пок...
      269
      Xommep 12 марта 12:55

      Про пластмассовость, виртуальность, киндеров и правила

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила пластмассового мира; читать её вперёд. Делаю уже третий заход (если считать от статьи про правила и виртуализацию) в попытке описать абсурдность ситуации, когда виртуальность для обывателя выглядит привлекательнее и приоритетнее реальности.Предыдущая часть статьи неожиданно получила всплеск активнос...
      182
      Xommep 11 марта 12:26

      Про правила пластмассового мира

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью про правила и виртуализацию; читать вперёд.Постоянно в своих статьях ссылаюсь сам на себя; это не от того, что не признаю авторитетов, но слишком многое из окружающего считаю абсурдным, и по ссылкам поясняю, почему. Считать всё вокруг ненормальным, а только себя нормальным - это уже что-то из психиатрии; но есл...
      294
      Xommep 11 марта 08:44

      Про правила и виртуализацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.По следам статьи "человек человеку кто"; попробую здесь немного объяснить, зачем всё это пишу, ведь готовых решений, куды бечь и за кого голосовать, у меня обычно нет. Почему культура и этика касается каждого, даже в нонешнее тревожное время суток.Регулярно в своих статьях пишу кажущиеся заумными слова, типа не-субъектность обы...
      195
      Xommep 6 марта 12:35

      Нравится - не нравится и человек человеку кто?..

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему обывательской морали имени "нравится/не нравится"; в предыдущей статье упоминал про мораль "человек человеку друг"; сегодня попробую показать их взаимосвязь (а точнее, конечно, их антагонизм). Как всегда, будет обидно; но тут всегда так.Как обычно, желательно предварительно прочитать предыдущие статьи по теме, ин...
      120
      Xommep 5 марта 13:50

      Нравится, не нравится - про современные Добро и Зло

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл про виртуализацию; в предыдущей части проехался в очередной раз по культ-работникам, но проблема не только в них, вестимо. Одна из ключевых проблем современности в том, что обывателя в общем-то устраивает происходящий вокруг бардак; в общем-то, в этом есть немалая вина культ-работников, но и обыватель сам обманыва...
      245
      Xommep 4 марта 11:40

      О виртуализации культ-работников, продолжение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о виртуализации и культ-работниках; в прошлый раз было про исторический экскурс, сегодня- больше про современность. Может показаться, что проблема узко-профессиональная; а ничего подобного; везде, где мы видим упоминание термина "культура", это про всех про нас.В предыдущий раз упоминал о том, что в ходе турбо-...
      127
      Xommep 29 февраля 09:22

      О виртуализации и культ-работниках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Своего рода спин-офф мини-цикла статей про культ-работников; в нём обозначил масштабы проблемы, но не указал причины её возникновения. Для выбора средства лечения нужно понимать, что лечить; и откуда что взялось. Попробую описать.Тему виртуализации описывал многократно; имхо это одна из центральных проблем современного общества...
      134
      Xommep 26 февраля 12:33

      О культ-работниках как лже-пророках, часть II

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю недавнюю статью про культ-работников; сегодня проведу ещё более обидные параллели, чем в прошлый раз. И если кому-то кажется, что речь будет касаться только сферы культуры (причём в плохом смысле), то огорчу я вас. Так что не обиженным опять не уйдёт никто. ;)))Недавно нашёл на тытрубе канал какой-то вокалистки, котор...
      364
      Xommep 22 февраля 11:58

      О культ-работниках как лже-пророках

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.На аналогичную тему писал полгода назад, в рамках цикла о информационном паразитизме. Как иногда повторяю, с годами многие граждане переходят из радикалов в консерваторы, а у меня всё наоборот: над натиском шизы современного мира всё больше радикализируюсь. Так что сегодня попробую провести аналогии между любыми культ-работника...
      275
      Xommep 16 февраля 13:48

      Про образование и смыслы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи про смысл образования. В некотором роде это будет приквел - рассказывать о вопросе надо с постановки проблемы, которая даже ширше, чем само по себе образование. Хотя постоянным листателям, возможно, ничего нового и не расскажу.Тема статьи перекликается с продолжением статьи anlazz, вышедшей чуть р...
      248
      Xommep 15 февраля 14:05

      Про смысл образования

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Наброшу провокационный заголовочек; речь пойдёт не за то, зачем нужно учиться (т.е. про личное образование), а про систему образования в целом; какой в ней смысл. Не то, чтобы автора покусал новоиспечённый аргентинский президент с бензопилой; речь, как обычно, пойдёт про поиск смысла; не про стереотипы и пафосные бла-бла-бла, а...
      352
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика