Любопытности и невероятности
24 августа, 12:00
Политика
Сейчас в стране занимаются практически всем, но только не людьми в настоящем смысле этого слова. Мы занимаемся человеческим капиталом, индивидуальными гениями, личным успехом, примечаем и поощряем всех индивидуально. Но слово «люди» – это множественное число, «люди» это существо коллективное, «люди» – это всегда некие сообщества.
Надеюсь, в стране когда-то начнут заниматься людьми…
У людей в последнее время нет времени друг для друга.
Наше общество, благодаря тридцатилетним (с 1991 года) усилиям элиты, превратилось в сыпучий набор атомов. И даже семья, изначальная коллективная молекула общества, стала хиреть, мельчать, семьи стали малочисленными, да еще и стали распадаться. А в результате семья перестала выполнять свою главную функцию – функцию воспроизводства нации.
Иногда у своих собеседников я спрашиваю – сколько людей в семье оптимально, чтобы считать, что это крепкая семья. И мне обычно в лучшем случае отвечают, что семеро – семья это 7 «я». Но чтобы вспомнить, как выглядели традиционные российские семьи достаточно побывать на Кавказе, и станет понятно, что большая многопоколенная семья это 40-60 человек. Это семья, где есть и бабушки, и дедушки, и семьи нескольких братьев и сестер, дяди и тёти, и в каждой семье тоже не по три ребенка, а больше...
Сейчас у нас в таком составе семья если и собирается, то только на свадьбах, на поминках и на юбилеях. Но это уже род. На Кавказе на таких событиях собирается и по 200, и по 300, и по 500 человек.
Почему я начал с семьи? Потому что семья – это базовое изначальное сообщество людей. Именно здесь человек получает свой первый опыт коллективности, на базе которого строится весь опыт последующий.
Понятно, что на каком-то этапе развития общества роль рода берет на себя народ. Но в том-то и дело, что народ наш тоже начал атомизироваться и от этого также хиреть и рассыпаться. Особенно в крупных городах, где жизнь стала предельно анонимна. В столицах люди подчас не знают, кто живёт на одной лестничной клетке, не говоря уже о подъезде или доме в целом. Живём все рядом, но не вместе.
Те же процессы захватили и Церковь, где священников подобно менеджерам (для решения, конечно, самых насущных задач) перебрасывают с прихода на приход, а настоятелей с монастыря на монастырь (с одного строительного объекта на другой). А как в следующий раз «прикипать» к своей пастве, если ты знаешь, что тебя выдернут и направят в новое место? Сердце же не резиновое? Как создавать общину, ведь это дело кропотливое, тонкое и долгосрочное, фактически навсегда?
И вот атомизированные индивиды в поисках общения выходят в интернет, а там становятся добычей когортного анализа и контекстной целевой рекламы, «заботливо» подобранной под их интересы… роботами. Создаются новые виртуал-сообщества не знакомых между собой индивидов с единым тоннельным мышлением. Точнее с различными тоннельными мышлениями, не объединяющими, а окончательно разъединяющими общество. По пути, но опять-таки не вместе.
Очень хорошо, что в интернете мы недавно покончили с анонимностью, и теперь при регистрации надо идентифицироваться, а как следствие нести ответственность за свои слова и намерения. Но надо идти дальше. И в интернете нужно создавать реальные сообщества, где интернет был бы лишь способом коммуникации, а для этого восстанавливать сообщества нужно в реальной жизни. И в реальной жизни уходить от интернет-анонимности.
В частности, возвращаясь к сообществам в городах, нужно делать жителей подъездов также максимально не анонимными. Интересоваться ими. Каждый человек должен быть в идеале на счету. Иначе дальнейшая атомизация приведет к окончательному спаиванию наиболее слабых к алкоголю и вымыванию наиболее пассионарных из нашей страны. Тех, кто не интегрирован в российские сообщества заманит стимул успеха или прямо материальный стимул, или альтернативные «туннельные» сообщества, и он покинет не только родной город, но и страну в целом. И не стоит говорить «пускай». Что, мол, с началом СВО «шубу тряхнули, и моль полетела».
Ведь это само общество позволило им стать такими, какими стали эти уехавшие. Причем, покидать будут продолжать действительно талантливые (не хочется в этом контексте говорить «лучшие»). Уезжают те, в кого страна вкладывала огромные силы и средства. Именно вкладывала, а не воспитывала, потому что эти музыканты, спортсмены, ученые так и не получили самого главного – ценностных ориентиров и чувства коллективной ответственности, рождающихся из укорененности в малых сообществах.
А не дав самого главного – ощущения нужности и влияния их талантов на жизнь сообщества – страна потеряла эту с таким трудом выпестованную звезду. И теперь звезда эта играет на зарубежных площадках, спортсмен отрекается от своей Родины, а ученый ненароком сдает стратегически важные наработки врагу, что уже через шаг обернётся прямой кровью соотечественников, потому что научные достижения и военные предприятия всегда идут рука об руку.
И эта заразная чумка индивидуализма у нас во всём.
Бог с ними, кто уже уехал (хотя это не повод рвать связи окончательно, напротив, в интересах народа и страны поддерживать все возможные связи с уехавшими). Но даже когда мы даём ордена своим героям, то здесь тоже содержится тонкий яд. Даже ордена сейчас это просто некая награда конкретному индивиду. Хотя изначально орден, в глубинном своём смысле – это именно коллективная сущность, которая несёт на себе коллективные ценности. А в результате мы утратили понятие ордена как такового, что это принадлежность к ценностному сообществу. Ведь орден – это не просто награда, которую кому-то вручают без последствий, но это обязательство носить его далее с честью и являть собой зримый пример, образец поведения.
Поэтому сегодняшний процесс боевых действий, героика молодых ребят и девчат должны снова нас вернуть к тем смыслам, которые заложены в наградах и орденах. Орден – это выражение сути объединения элитарной группы. Орденоносец это тот, кто отдал стране что-то особенно важное: рисковал жизнью, жертвовал временем, ресурсами, знаниями, талантами. Это те, кто мог бы получить личную выгоду, но выбрал стезю служения и ограничения себя и своей семьи ради блага всего общества. Или прямо готов был отдать свою жизнь.
На самом деле настоящая элита – это те, кто не на словах, а на деле готов включаться в общественное взаимодействие и творить новую жизнь, созидать для своей страны, вкладывать в будущее своих и чужих детей. А чужих детей, как известно, у нации не бывает.
Это и есть люди.
Не потребители, которым важно лишь что-то постоянно потреблять. Не население, которому не важно, что населять. Не индивиды, а именно люди. Именно из людей и складываются этносы, культуры, народы, государства.
Все эти вопросы критически важны для демографии. Иначе не понятно, почему из регионов и из страны уезжают благополучные и состоятельные граждане. Почему спиваются прекрасные профессионалы и отцы семейств. Почему семья не воспроизводит саму себя. Почему наш народ уже более 30 лет ежегодно недосчитывается сотен тысяч своих граждан, а если в статистику включить аборты, то речь может идти о миллионах. И это не осознаваемые потери, вымирание без всякой зримой войны. На фоне всего этого потери в СВО – открытая кровоточащая рана. Но она осознаваема, а значит во много крат менее опасная.
Мы ведь и западную окраину русского мира (Украину) потеряли, поскольку вкладывали не в горизонтальные и ценностные связи, а в продвижение интересов корпораций, в отдельных личностей. Неужели на те же грабли опять наступим при выстраивании новых отношений теперь уже с Востоком, с нашим бывшими союзниками в Африке, в Латинской Америке…? Неужели на те же грабли наступим, обустраивая Новороссию?
И когда некоторые демографы начинают говорить, что нам важно не количество человеческого капитала, а его качество, то я всегда спрашиваю: а что, если Менделеев был семнадцатым в семье, это сказалось на качестве его интеллектуальных способностей? Ну хорошо, Менделеев был из интеллигентской семьи. А Калашников? Он тоже был семнадцатым, но в девятнадцатидетной (!!!) крестьянской семье. Это ухудшило его изобретательские способности? Мне скажут, то было в прошлом. Но и из современных можно, например, вспомнить комика Антона Лапенко, выросшего в семье где было шестнадцать братьев и сестер. И напротив, семья с одним ребенком или даже двумя детьми, но с большим разрывом в возрасте, это прямой путь к дальнейшей атомизации общества и его последующему распаду.
Надо категорически прекратить заниматься индивидуальным человеческим капиталом. Хватит заниматься темой личного успеха, хватит заниматься обучением без воспитания и стимулированием без мотивирования. Надо изжить весь этот вирусняк, который к нам прилетел из заграницы, надо изжить тему личной выгоды, надо вернуться к ценностным основаниям коллективности и именно коллективные сущности должны вновь стать задающими ключевые смыслы.
В обществе вновь должен заработать механизм объявленного действия как социального явления. И он должен начать вновь связывать эти сообщества воедино.
Ведь что такое объявленное действие? Это когда каждый участник сообщества, зная задачи своей коллективной тематической группы, через объявленные им действия получает коллективно признаваемый вектор развития и право на его осуществление. Человек объявляет – я пойду в институт и стану тем-то и получает стипендию или поддержку от родственников. Я пойду на работу и сделаю то-то. Я женюсь и буду верен супруге, а она родит детей, и мы будем их воспитывать в определенной традиции. Всё идет в обществе от самого простого до самого сложного через объявленные действия. Мы настолько привычны к этому, что не замечаем этого великого явления.
Чтобы все наши пресловутые великие скрепы социума реально на практике заработали, они должны опираться на скрепы на микроуровне с ответственностью перед кем-то коллективным и конкретным, перед своей семьей, перед своими детьми, перед ближайшим окружением, земляками, коллегами, этносом.
И тогда, если какой-то ученик выстрелил в других учеников, мы должны в первую очередь спрашивать с коллектива школы, с педагога, с семьи, с тех групп в обыденной жизни и в соцсетях, в которых этот ученик состоял. И с тех в которых должен был состоять, но почему-то в них не состоял.
Чтобы страна перестала терять людей, нужно снова придать значение тематическим культурным объединениям, которые и составляют все многоцветие нашей страны. Где к культуре относятся и все отрасли и типы профессий и иные признаваемые деятельные объединения, а не только сфера искусства, как мы все ошибочно считаем. И считаться с ними.
Власть должна считаться с их направлениями развития, с их устремленностью, с их стратегиями, увязывать их политики в единую государственную политику. Это на самом деле и есть истинная политика, а не только периодическое краткосрочное индивидуальное голосование на выборах за индивидуальных персонажей.
Надо снова в стране начать заниматься людьми, а не безликим человеческим капиталом. И надо перестать власти популяризировать индивидуальный персональный успех в отрыве от коллективных сущностей её генерирующих. Потому что при таком подходе малая часть – победители, а остальные – лузеры, а мы вроде собираемся возрождать народ и сплачивать нацию...
Сергей Чесноков
Ссылка на первоисточник
Оценили 0 человек
0 кармы