Фото https://usilitelstabo.ru
Так в наше время ехидно называли радиолюбителей, для которых важен не результат, а сам процесс. Происхождение названия, надеюсь, понятно.
Обычно они особой грамотностью не отличались, и в их среде ходило множество самых невероятных легенд: от чудодейственной «ртутной лампы», которая якобы не даёт властям запеленговать вашу «шарманку» (это простейший передатчик, транслирующий музыку с вашего магнитофона), и до золочёных проводов из бескислородной меди.
Иногда у них что-то даже получалось, и некоторые радостно делились своей схемой с редакцией журнала «Радио». В редакции были люди грамотные, но иногда по непонятным мне причинам публиковали такие схемы. А потом множество радиолюбителей пытались их повторить, часто безрезультатно, поскольку у автора оно заработало случайно. Забавный случай. Двое моих приятелей решили скопировать схемку акустического реле, которое на хлопок ладонями или громкий звук включало лампочку. Спаяли… долго кричали «А» в микрофон… не работает. Много возились, в конце концов надоело. Один из них в сердцах воскликнул: «Да ну и х… с ним!» И тут реле сработало. Оказывается, кричать надо было не «А», а «У»…
А кто же публиковал в журнале самые интересные статьи? Все, наверное, помнят такие имена: Валентин и Виктор Лексины. Они публиковали узлы схем любительского магнитофона, писали об особенностях многополосных усилителей и т. д. Ну действительно: самое слабое и капризное место звукового тракта — динамики. Так почему бы не разработать усилок для каждого динамика персонально, с учётом его особенностей? Можно и ЭМОС ввести…
А кто же они, Лексины, были в жизни? Крутые профи, гидроакустики, много сделавшие для подводных лодок и не только.
Или был ещё Николай Сухов. Кроме высококачественного усилителя воспроизведения для магнитофона он разработал ещё одну неожиданную для многих схему усилителя. Пока все грезили о «тёплом ламповом звуке» и мечтали создать усилитель вообще без обратных связей :), он опубликовал схему усилителя с глубокой общей ООС, который «почему-то» работал не хуже многих «хай-энд» схем.
А где же работал Сухов? В НИИ электромеханических приборов. Тоже крутой профи. Ещё он издавал журнал "Радиохобби", но в 2014 году журнал закрылся, Сухов ушёл на пенсию, а желающих продолжить издавать журнал в "революционном" Киеве не нашлось.
Кстати, что такое хай-энд? Высокий конец? Понятно :) Ещё один случай вспомнился. Один мой приятель, работавший в одном из подразделений Филипса, делал «хай-энд» усилители под заказ. Шикарный корпус, сверху которого демонстративно светились несколько радиоламп. Внутри… простенький усилок на филипсовских TDA. Заказчики были в восторге от качества звука…
Было и ещё несколько интересных авторов профи. Но не только в «Радио». Мой друг Евгений Петров разработал магнитофон «Орбита МП-121». Сам Евгений был инженером-испытателем в КБ им. Микояна, потом по ряду причин, в том числе и тяжёлой болезни, оттуда пришлось уйти. Так мы и не закончили с ним цикл статей про истребители пятого и последующих поколений. Написали 15 популярных статей, в планах был ещё десяток, но увы...
https://youtu.be/Hf1Opp9swnE
Одна общая печатная плата, что удешевляло производство, специальный разъём внутри, для контроля и настройки на конвейере, простейшая настройка одним резистором в каждом канале и т.п.
И… чуть не убил всю магнитофонную промышленность СССР :) Вот что он пишет:
«...и помимо всех ужимок и прыжков вокруг собственно проектирования, мне надо было написать весь вагон сопроводительной документации. В том числе, и ценовое обоснование для Госкомцен. И вот сижу, проверяю разблюдовку - и вижу: ХХ% - надбавка за использование эфирного тракта.
Какой, мать вашу, эфирный тракт?! Это ж МАГНИТОФОН!! Учиняю набег на девочек из техбюро - они мне на прозрачном глазу: а что - не надо? А мы всегда так писали…
...у истории есть продолжение - когда Мой Незабвенный Шеф, Главный конструктор СКБ "Искра" Сергей Сергеевич Гончаров, вернулся с комиссии в Госкомцен, то рассказал, что его пытались зачморить: разработчик (то есть, мы - СКБ "Искра") попросил ЗА МАГНИТОФОН ПЕРВОГО КЛАССА (на самом деле - первой категории сложности, если выражаться официально) "всего" 180 руб.
Комиссия выпала в осадок - и долго и нудно проверяла справку. Когда криминала не обнаружилось - ему стали пенять, что он убъёт прибалтов: накануне были представители "Вильмы" и слёзно умоляли к нешуточной цене в полштуки с гаком ещё накинуть - мол, они и так не укладываются в минимальную рентабельность и им нечем кормить заводской народ.
А тут - вылезает Орбита со своим гнусным ценообразованием и грозит полностью подмять рынок под себя.
В результате комиссия стала собачиться между собой - противники прибалтов получили с нашей подачи просто зверский аргумент и начали мочить лоббистов. Причём, это что называется "на свежие дрожжи" - перепалка у них была накануне и тогда вильмовские лоббисты вроде как выиграли.
Кончилось тем, что наш запрос цены всё же переиграли - дали цену в 270 руб.
Потом я узнавал от заводчан (делали в Ростове), что цену быстро подвинтили до 310, а дальше - и вовсе загнали поэтапно поближе к полштуке. Ценовики наезжали на серийный завод - а те и не сопротивлялись: в отличие от нас, разработчиков - им только в радость была такая сверхрентабельность. А мы ж - с мечтой о счастье простого советского человека... Идеалисты, блин... ;-)”
Поэтому я и удивился, что, невзирая на давно опубликованные грамотные высококачественные схемы, этот класс любителей до сих пор живее всех живых, чего только я от них не наслушался в комментариях здесь :) Получил истинное удовольствие...
Оценили 3 человека
3 кармы