• РЕГИСТРАЦИЯ

Райкины райпотребсоюзы

2 792

Хруст нарезного батона

Егор Холмогоров,

03.11.2016

Хруст нарезного батона | Продолжение проекта «Русская Весна»

Сериал «Таинственная страсть» имеет немного общего с текстом последнего романа Василия Аксенова. И это, пожалуй, можно назвать главной удачей телепроекта.

С тех пор как писатель сбросил с себя ярмо советской цензуры, его герои были заняты довольно однообразным набором действий: обильно пили, совокуплялись и матерились, травили несмешные анекдоты и отчаянно боролись с КГБ, давясь каждым куском съеденной на официальном приеме осетрины. Сюжетная составляющая постепенно деградировала, поскольку эмигрировавший советский прозаик вообразил себя кем-то вроде Воннегута.

«Таинственная страсть» не менее прочих аксеновских текстов пропитана пошлым ерничеством и безумством плоти, где автор видит в себе альфа-самца, и жгучей ненавистью не просто к «совку», но к империи с ее символической точкой сборки - Крымом. Это мельтешение вспыхивающих в угасающем сознании сцен: партийное начальство ругает поэтов; в Крыму запретили носить шорты; приходит радостная весть о разрешении еврейской эмиграции; КГБ пытается убить автора с помощью выскочившего на встречку грузовика, после чего он эмигрирует... «Шестидесятнического» в романе - только придуманные собратьям по перу нелепые клички - Кукуш, Нэлла Аххо, да сведение счетов с самым «конформистским» из той литературной плеяды - Робертом Эр (Робертом Рождественским).

Нужно было обладать нахальством и простотой на грани гениальности, чтобы соорудить из этого ностальгическую историю о поэтах-«шестидесятниках», которые гуляют по ночной Москве, регулярно попадая в милицию, веселятся на молодежном фестивале (в 1957-м), а на следующий день в Лужниках читают сочиненные спустя 8 лет стихи. Или на площади Маяковского (1958), где рядом на ступенечках примостился Сергей Безруков (он играет Высоцкого, на сей раз без грима), поющий песню о Большом Каретном (написана в 1962-м). Ездящие по ушам всякому, кто минимально знаком с фактами, анахронизмы должны, по мнению создателей сериала, передать «общую атмосферу эпохи», а на деле погружают зрителя в мифологическое безвременье.

Перед нами очередной образчик ставшего популярным в нашем кино жанра, который я называю «хруст нарезного батона». Это ностальгическое кино о том, как жили люди в конце 50-х - начале 70-х. Хорошо жили, не шиковали, но покушать было, в отпуск ездили по путевке, на фильмы французские ходили, теплота присутствовала, человечность, не то что сейчас; немного мешали партийные боссы да кагэбэшники, но была вокруг какая-то чистота, вера в идеалы, что ли, не то что у нынешних охальников... Главные герои данного жанра - старый телевизор, автомобиль «Москвич» и автомат с газировкой.

Невозможно осуждать желание стариков вернуться в молодость, а человечества - в единственный за столетие «золотой» период, выпавший ему в те двадцать лет. Но скорость, с которой прошлое стерилизуется, - потрясает. Особенно это заметно, когда кино воспроизводит моменты, сохранившиеся на видеозаписях. Вот Анна Герман на фестивале в Ополе поет романтически чувственных «Танцующих Эвридик» - черное платье с вызывающим декольте, экспрессия в каждом жесте, оголенные руки взлетают все выше и шире. Вот Йоанна Моро в российско-польском сериале «Анна Герман» воспроизводит ту же сцену - декольте безжалостно устранено, вместо экспрессии - загадочная манящая улыбка, руки не летают, а едва вздрагивают, точно закованы в невидимые цепи. Такой была эпоха - а такой ее хочет видеть современность.

С «шестидесятниками» создатели сериала пытаются проделать ту же историю - слепив наивных мальчиков и девочек из прожженной и пропитой циничной литературной молодежи, согласившейся по заданию партии и правительства играть в смелость и искренность. С этим бунтарским паспортом они объездили всю планету, скупили все клетчатые пиджаки, выпили все виски и выкурили все иностранные сигареты, не забывая попутно рассказывать, как прогрессивные парижские режиссеры, римские проститутки, мозамбикские партизаны и вьетнамские крестьяне вместе с советским народом стоят за дело мира и против атомной бомбы.

Несомненно, изобразить подноготную марионеток, воображающих себя людьми, было бы невероятно увлекательно. Если вскрыть механизмы их функционирования, продемонстрировать приемы, с помощью которых они убеждают самих себя, что они - не марионетки. Вышел бы перформанс не слабее культового сериала сезона Westworld. Но показывать жизнь роботов с умильной непосредственностью, принимая за чистую монету ругань Хрущева, игры с КГБ, легкое диссидентствование в рамках социалистической законности и прочий послесталинский макабризм? Да еще и делать это с викторианской застенчивостью?

Почему-то я уверен, что на экране не найдет адекватного воплощения одна из эпических сцен романа Аксенова, когда писатель Марк Аврелов (Нагибин) застает в супружеской постели переплетенные тела жены Нэллы Аххо (Ахмадулиной) и двух ее подружек и разражается поэтическими тирадами:

«Нэлка, засранка, зассыха, чесотка, развратом своим и лесбиянством ты осквернила свой великий талант кристальной чистоты! Вон из моего дома! Навсегда! Ты разрушила наш союз творческих пчел! Испохабила все вокруг своими маленькими соломонами! Пускай чекисты придут и выскребут своими когтями все плевелы вашего декаданса, гадины, лесбиянки! Все - вон! Танька и Катька, убирайтесь вместе с Нэлкой!»

А если не передавать всей этой грязи, если хотеть большого, светлого и чистого, то зачем вообще снимать кино, да еще и привязывать к нему фамилию Аксенова? Не лучше ли посмотреть оригинал - «Заставу Ильича» Марлена Хуциева? Или классику ностальгии - первую серию «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова?

Но зритель хочет хруста нарезного батона, сладкого запаха копеечной сдобы и шипения газировки с сиропом. Однако этот вожделенный идеологический коктейль наш креативный класс неизменно разбавляет «оттепелью» - мол, есть смелые борцы с системой, не боящиеся мыслить и творить, умеющие обдурить цензуру, пахнущие джином и джазом (а сегодня кокаином и пармезаном). Их слушайте, а начальство и матюгальник не слушайте, своим умом не живите - слишком простой у вас ум, рабский.

Один раз эти творцы, «шестидесятники», пустили по ветру огромную страну и по миру - великий народ. Сами, впрочем, не слишком выиграв, так как были послушными куклами той разрушенной системы. Сегодня на ностальгической волне их мемуары в цене, их фронда с намеками, что нынче страной вновь правит «режим», пользуется спросом. Главное, чтобы не повторился их финал.

Ведь он стал бы и нашим финалом.

    Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

    Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Евгений 10 марта 2018 г. 17:09

      Плевок в колодец

      «Армянский след»: какие медиа-структуры в России контролируют армяне?Виртуозная способность моментально приспосабливаться и практически сливаться с каждой новой средой уже давно стала своеобразной «визитной карточкой» армянского национального характера.Возможно, это является одной из основных, если не самой главной причиной того, что число армян за пределами Армении д...
      633
      Евгений 1 августа 2017 г. 17:33

      Так говорил не Заратустра

      «Мы должны превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась самым страшным деспотиям Востока. Наша тирания в буквальном смысле слова будет «красная», ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми поблекнут все человеческие потери капиталистических войн.Крупнейшие банкиры из-за океана будут работать в тесней...
      854
      Евгений 9 марта 2017 г. 12:22

      Упыри

      Во! Сюжет! От Зины корзины.Молодёжная драма 1980-х. Пародия.В конце 1980-х было очень много всякого кино с рефреном «Так жить нельзя!» Очень часто эти сюжеты касались молодёжи, которая, как вдруг выяснилось, у нас проблемная, злая, не особенно умная, зато - правдолюбивая, непосредственная и пытливая. Но главное - хочет что-то там изменить. В основном - мир вокруг себя...
      479
      Евгений 30 января 2017 г. 05:01

      И вальсы Шуберта и что-то про хруст булки?

      Хроники белого террора: «Рубили всех подряд, включая женщин и детей» 13ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРАВЧЕРА В 15:43 9.8 (12) ЕЛЕНА КИРЯКОВА8341Хроники белого террора: «Рубили всех подряд, включая женщин и детей»В начале года вышла книга историка Ильи Ратьковского "Хроника белого террора в России". Скандальность ей обеспечена тем, что в современном дискурсе террор как система у б...
      813
      Евгений 2 ноября 2016 г. 02:37

      Тюрко-Монголоидный национал-социализм

      РУССКИЕ В ЯКУТИИ: ДАВАЙ, ДО СВИДАНИЯ! khazin.rusputnikipogrom.com 27 Окт 09:33 Дублировано с khazin.ru Темы: конституция , республика саха , якутия Якуты выгоняют русских из Якутии.Конституционный суд Республики Саха (Якутия) вносит изменения в якутскую конституцию — теперь якуты будут считаться единственным коренным народом Якутии. А русские (и чукчи) типа погост...
      1679
      Евгений 2 сентября 2016 г. 11:54

      Гений чистой красоты

      https://www.youtube.com/watch?v=sM1LOMZjFJ4...
      475
      Евгений 27 августа 2016 г. 08:30

      Кому на Руси жить хорошо

      Хроники хуцпы. Выпуск 1Опубликовано 26 августа, 2016 - 17:27 пользователем Масон Рептилоид...Обзор новостей, связанных с богоизбранным народом. Чтобы чему-то успешно противодействовать, для начала в этом нужно хорошо разобраться... Почему поговорка "наглость - второе счастье" у некоторых народов приобретает особый смысл?Что обозначает это странное слово - хуцпа, можно...
      855
      Евгений 17 июля 2016 г. 11:40

      Кредит вредит

      Банкиры, как и наркобароны, делающие наркоманов наркодилерами, делают своих должников своими агентами. Вспомните, не уговаривал ли вас кто-либо из ваших знакомых взять кредит? Если да, то знайте: этот ваш знакомый – зомби. Он, как и любой наркоман, отправляясь в ад, ищет попутчика. Он пока еще может выглядеть рационально мыслящим человеком, но все его мысли и устремле...
      703
      Евгений 16 июля 2016 г. 11:45

      О Женщины...

      «Женщина всю жизнь страстно хочет быть мужчиной, ей кажется, что у мужчины больше свободы, больше возможностей, меньше ответственности и т. д. Поэтому подспудно женщина уясняет — родись мужчиной, и проживёшь беззаботную жизнь. Так ей кажется… У женщины к концу жизни появляется железная воля, она перестаёт стесняться, добивается своего любыми путями. Пожилая женщина — ...
      910
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика