• РЕГИСТРАЦИЯ

Крымские приключения древнегреческого мифа. Севастополь и Ифигения.

2 906



Крым (Таврида) в мировой культуре и истории является перекрёстком народов, цивилизаций, мифов и легенд. Многие мифы и легенды романтические натуры воспринимают совершенно буквально, вымыслы и сказки понимая фактически имевшими место быть событиями.

Одним из таких всемирно известных мифов, ставших неотъемлемой частью мировой культуры отражением во множестве художественных произведений прозы, поэзии, живописи, изобразительном искусстве, мозаике, вазописи (то есть росписях на вазах), в пластике (то есть рельефов этрусских и римских саркофагов) и т. д., – является миф об Ифигении.

Вкратце фабула событий мифа такова.

Древние греки собираются в завоевательный поход на город Трою. Троя, город-государство, находилась на перекрёстке оживленных торговых путей, проходивших через пролив Геллеспонт, нынешние Дарданеллы, соединяющий Черное и Средиземное моря. Расположенная на берегу полуострова (холм Гиссарлык, нынче это территория Турции) со стороны Малой Азии, в непосредственной близости от пролива, Троя, таким образом, контролировала все торговые пути, проходившие мимо неё, получая от столь удачного расположения немалые доходы. С другой стороны троянцы мешали торговле греков, желавших это делать без дополнительных расходов. Древние греки решают Трою, как опасного торгово-экономического конкурента, уничтожить, и создают для реализации сего замысла военный союз греческих городов-государств.

Однако начало военной экспедиции откладывалась по погодным условиям – отчалить греческому военному флоту мешал очень сильный встречный ветер.

В те «легендарные» времена «боги» принимали самое «активное» и «непосредственное» участие в жизни людей, отдавая предпочтение то тем, то другим. Причём их «участие» бывало, порой, весьма и весьма эмоциональным.

Жрецы, «напрямую» общавшиеся с «богами», сообщили грекам, что причина непогоды вызвана гневом «богини» охоты Артемиды (у римлян – Диана) за убитого Агемемноном, царём Микен (одного из участников союза), священного оленя в священной роще, где располагался храм «богини».

Согласно мифу, дабы «решить вопрос» с погодой положительно для греков, Артемида потребовала принести человеческую жертву. Выбор её пал на дочь Агамемнона Ифигению.

Уже занесён нож над телом распростёртой на алтаре девушки! Вот жрец начал движение руки с острым клинком вниз! Но тут «богиня» сжалилась и подменила Ифигению на… лань! А саму Ифигению чудесным образом переправила («телепортировала»?!) в Тавриду (Крым), в страну, якобы, жестоких местных жителей тавров.

Сразу возникает вопрос – а куда именно на территории полуострова была определена Ифигения? Об этом – далее.

Согласно древнегреческой мифологической традиции тавры поклонялись Артемиде, называя её Девой, и приносили, якобы, ей в жертву всех чужеземцев, которые сходили с кораблей на берега полуострова. В том числе и греков. Ифигения стала жрицей в таврском храме Артемиды-Девы. Тяжёлая доля легла на её плечи: Ифигения сильно тосковала по своей родине, по родному языку, по яркому солнцу в постоянном окружении мрачного серого небосвода, рокота серых волн на пустынном берегу и необходимости выполнять кровавый обряд… Во всяком случае именно так берега Тавриды, этого «края земли» в их географии, отображались древние греками, а мифологемы их сказочников описывали тавров страшными, жестокими и коварными…

После длительных и сложных перипетий троянской войны, в которые мы вдаваться не будем, и после не менее сложных последующих за войной лет, связанных с борьбой за власть в Микенах, сыну Агамемнона, то есть родному брату Ифигении Оресту, пришлось, спасая жизнь, бежать в ном (область) Фокиду к её правителю царю Строфию. Ибо Агамемнон – его отец – был убит своей женой Клитемнестрой и точно также от её рук должен был погибнуть и Орест. В вынужденном изгнании Орест подружился с сыном царя Строфия Пиладом.

В столь драматические события вмешивается другой «бог», Аполлон, который повелевает Оресту отомстить за насильственную смерть отца. Что тот и делает – убивает Клитемнестру.

Вот это нравы! Жена убивает мужа, сын убивает мать! Но при этом древние греки в своих мифах обязательно акцентируют жестокость тавров.

Впрочем – Зевс им судья.

Вернёмся к событиям мифа.

«Богини» возмездия Эринии начинают преследовать юношу и, дабы, если можно так выразиться, умилостивить всех задействованных в событиях «богов» и «богинь», Аполлон предлагает Оресту совершить подвиг – отправиться в Тавриду и выкрасть из храма Девы чудодейственную статую «богини» и доставить её в Грецию.

Орест соглашается. Вместе с ним в смертельно опасную экспедицию отправляется его ближайший друг Пилад. Поначалу всё на крымском берегу для друзей сложилось не очень удачно – тавры их схватили. Согласно действующим таврским законам – в понимании греческих мифологов – пленников должны были умертвить, принеся в жертву «богине» Деве. И обряд умерщвления входил в обязанности Ифигении. Но она решает спасти одного из своих соотечественников, и организовать ему побег, дабы он сообщал весточку на родину, что она жива.

Здесь разыгрывается кульминационная часть мифологической драмы о судьбе Ифигении: Орест и Пилад спорят, доказывая друг другу своё право умереть, дабы собственной смертью дать шанс спастись товарищу. Сей спор становится примером самоотверженной дружбы для многих и многих поколений творческих людей. И своеобразной кульминацией мифа, где поведение Ореста и Пилада словно иллюстрируют евангельское: «Нет большего счастья, чем отдать жизнь за други своя».

Ифигения, подслушав разговоров между собой пленников, узнаёт в одном из них своего брата Ореста. В свою очередь давно уже оплакавшего сестру, как он был уверен, погибшую на жертвеннике в храме Артемиды на родине. Ифигения решает спасти обоих и вместе с ними бежать. Казалось бы, безнадёжное предприятие удаётся в полной мере – они не только убегают, точнее, уплывают на галере, но и увозят на её борту статую «богини» Девы.

Во такая мифически-драматическая история.

В 7 в. до н. э. сюжет мифа был воплощён в поэме «Киприи», споры об авторстве которой длятся до сих пор, в том числе и об авторстве самого Гомера. К этому же сюжету обращались Софокл и Эсхил в одноимённых трагедиях «Ифигения».

В европейской драматургии всемирно известна драма в стихах под названием «Ифигения в Тавриде» Иоганна Вольфганга Гёте.

А в музыкально-драматическом воплощении, например, опера Глюка «Ифигения в Тавриде».

И в живописи данный сюжет также был весьма и весьма популярен:

Жертвоприношение Ифигении. Фреска из Помпей. Неаполь, Национальный археологический музей


«Ифигения в Тавриде», художник Аполлинарий Васнецов, 1889 г.

Впрочем, нет необходимости перечислять всё, что создано мастерами искусств разных эпох и в разных стран на сюжет мифа об Ифигении – список очень велик.

Но какое отношение к этому мифу имеет Севастополь? 

Да самое, что ни на есть, непосредственное! Дело в том, что местом расположения храма Девы (Дианы) и разыгравшимися возле него событиями, связанными с Ифигенией, Орестом и Пиладом, многие энтузиасты и почитатели мифов Древней Греции локализуют местность в районе мыса Фиолент в Севастополе.

К таким энтузиастам, кстати, относился и А. С. Пушкин, который после посещения Георгиевского монастыря в районе мыса Фиолент и открывшихся его взору с головокружительных обрывов морских просторов, воскликнул: «Я верю, здесь был грозный храм, где крови жаждущим богам дымились жертвоприношенья!»…

Конкретным местом, где мог находиться храм Девы, некоторые энтузиасты располагают, то на мысе «Виноградном» – чёрная стрелка на фото, то на мысе «Лермонтова» – красная стрелка.


На мысе "Виноградном" действительно имеются фрагменты какого-то храма, но насколько они соответствует мифическому таврскому храму Девы, говорить сложно и неоднозначно. В историко-археологических кругах его именуют «Церковь хоры на мысе Виноградном».

В качестве справки: хорой (ударение на первую букву «о») у древних греков именовалась территория вне стен города-полиса, используемая для ведения сельского хозяйства. В данном случае – это была хора греческого города-полиса Херсонеса Таврического, развалины которого сегодня расположены в черте Севастополя.

Построена ли была эта церковь на ещё более раннем фундаменте культового сооружения «из времён мифологических» – знают только «боги Олимпа».

На фото, приведённом ниже, хорошо видны фрагменты этого храма:


Также в береговом массиве обрыва прямо напротив мыса "Виноградного" находится фрагменты ещё одного, если можно так выразиться, «пещерного» храма:


В самом же мысе, с южной стороны, «прямо с воды» можно заплыть в небольшой грот. Под сводами грота гнездятся летучие мыши, а по дну его очень интересной и пятнистой расцветкой каменного дна словно разлёгся огромный удав.

На фото по красной стрелке обозначен «вход» вплавь в грот:


На мысе "Лермонтова" никаких признаков культовых сооружений нет и он интересен тем, что сквозь него «по воде» есть естественный туннель, через которой вполне может пройти лодка или небольшой катер:


Местом возможного расположения храма Девы мифологические энтузиасты считают и сам мыс Фиолент – по красной стрелке на фотографиях:



На самом мысе Фиолент располагается метеостанция. Объект режимный.

Возле же мыса Фиолент из воды выступают две высокие скалы, одна из которых называется «Орест» (красная стрелка), а другая – «Пилад» (чёрная стрелка):


В самой скале «Орест», где-то на глубине 12 метров, имеется сквозной проход длиной около 15 метров, который можно пронырнуть.

А теперь вернёмся снова к картине А.Васнецова.


Узнаёте на ней мыс Фиолент и две скалы за спиной у женской фигуры, если внимательно присмотреться, выступающие из воды и в сторону которых направляется корабль под парусом?

Это и есть скалы «Орест» и «Пилад» (красная стрелка), названные в честь героев из мифа об Ифигении, запечатлённые почти с того же ракурса на ниже приведённой фотографии, что и на картине А.Васнецова.


Мыс в разное время имел разные названия: Партениум (Партенион), Феленк-Бурун, Манастыр-Бурун, мыс Святого Георгия.

Партениум же – это, собственно, и есть «мыс Девы» или ещё скала «Ифигении»! (По чёрной стрелке отделившаяся от массива мыса огромная скала, немного «заваливающаяся» в море).

Той самой «богини», в часть которой где-то в границах «большого Фиолента» и располагался мифический храм Девы, в котором жрицей служила Ифигения.

Объяснение нынешнего названия мыса «Фиолент» до сих пор является предметом жарких дискуссий историков и краеведов. Одни выводят его из греческого выражения «Божья страна», другие из генуэзского слова violente, «неистовый», возможно из-за сильных штормов, бушующих у мыса осенью и зимой. Третьи этимологию названия стыкуют с турецким словом felenk, переводимым как некий «скат для спуска судов на воду»(?!).

Правда, чтобы назвать реально отвесные обрывы высотой более 100 метров «скатом для судов», надо обладать очень развитой фантазией!

А вот наш земляк, всемирно известный историк и краевед Александр Бертье-Делагард считал, что с турецкого название можно перевести как «Тигровый мыс»…

Во всяком случае, если о современном названии мыса Фиолент можно спорить, то название скал «Орест» и «Пилад» не могло возникнуть просто так и, бесспорно, несёт в себе отражение привязки «на местности» к мифическим событиям, разыгравшихся где-то здесь и запечатлённых в древнегреческом мифе об Ифигении, Оресте и Пиладе.



Миф – это не просто «сказка», «вымысел» или «фантазия».

Миф, с одной стороны, отражал рациональное стремление человека «древности» постичь цельную картину окружающего его мира, неотъемлемой составляющей которого для него являлись «боги» с их постоянным взаимодействием с людьми.

С другой стороны, события в мифах являлись частью иррационального знания, в котором многие имевшие быть в них события становились сакральными примерами для подражания в таких проявлениях, как: дружба, любовь, преданность Родине, самопожертвование во имя блага других и т. д.

В мифе об «Ифигении в Тавриде» виртуально разыгравшегося где-то в окрестностях современного Севастополя таким примером «отдать жизнь за други своя» – стали Орест и Пилад. Пусть и мифические, но это были, без всякого сомнения, героические юноши, готовые без раздумий к взаимному самопожертвованию.

Алексей Ратников

Другие статьи:

Крым прекрасен и удивителен, и полон чудес. Реки, озёра и водопады хранят тысячелетнюю тайну Крыма. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/280...

Крымские загадки. Богаз-Сала. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/285... 

Крым удивляет и завораживает. Розовые озёра Крыма. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/286...

ТАВРЫ Крымского полуострова. Вопросы истории. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/287...


    Срочные поставки "Триумфа" в Иран - причина того, что Израиль медлит с ответом: У комплекса С-400 появился шестой зарубежный оператор

    Помнится ещё совсем недавно, мы все с растущим изо дня в день удивлением ожидали жесткий ответ Ирана на целый ряд акций израильтян против командующих КСИР и ближайших союзников Исламской Республики. О...

    На земле обетованной

    Комик и музыкант Семён Слепаков рассказал, что украинцы не пустили его в бомбоубежище во время атаки Ирана на Израиль.«У меня сейчас слов нет. Один шелтер прямо рядом с домом, я, естест...

    Молдова, демократическая и европейская

    Как пела когда-то группа «Экивок», «У! А! Молдова! У! А! Здесь клёво!». Но это было до прихода к власти Майи Санду… Оказывается, многие в России не в курсе, что ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Про мыслю… (стихотворение)

      Хорошая мысля приходит опосля,когда уже уйти и убежать нельзяи давит, словно пресс, и душит под ребро,и бьётся на крючке с отвагой карася.Хорошая мысля является с утра,когда ночные сны повыжиглись дотла,когда они обуглились и, испарив росу,отправились летать в тугие облака.Хорошая мысля пронзает черепок,стрелою степняка впивается...
      150
      Алексей Ратников 4 октября 21:25

      Как грабили золото Российской Империи товарищи коммунисты и господа капиталисты

      Золото представляет собой универсальный «стандарт измерения» всех денег во всём мире с момента начала хождения этих самых денег по миру. И использование сего стандарта уходит далеко и очень далеко в прошлое всех цивилизаций.Так сложилось.Причиной же такого выбора человечеством «денежного абсолюта» является не экономика с социально-общественной формой ор...
      158
      Алексей Ратников 30 сентября 23:05

      Тусовка (стихотворение)

      В стерильно грязном баре под бормотанье рэпа, среди бутылок зелья в цветастых ярлыках, мелькали люди-тени разгульного вертепа тусóвочной толпой «без башни» в головах. Рядком сидели дамы, подставив взглядам тело - приметные надомницы известного труда, и бармен, ухмыляясь, снорóвисто уме...
      196
      Алексей Ратников 23 сентября 19:25

      Гений колокольной музыки

      В богослужении русской Православной Церкви неотъемлемой её частью является звон колоколов. Голос колоколов не просто сопровождает службу в храме, а мощью своего звучания подчёркивает особую духовную высоту, нравственную глубину и эстетическую красоту русской православной литургики.В качестве справки: термин литургика означает всё относящееся к богослуже...
      189
      Алексей Ратников 16 сентября 21:13

      Мерзость, как основа «западного» мировоззрения

      Жители страны под названием Соединённые Штаты Америки, представляющие собой, по сути, отрыжку так называемой западноевропейской «цивилизации» настолько уверены, что они «самые-самые», что ВСЕХ остальных жителей на Земном шаре воспринимают папуасами, которые должны до слёз умиляться блестящими стекляшками бус некой самой-самой, например, «американской ку...
      466
      Алексей Ратников 14 сентября 16:19

      Совесть (стихи)

      Он швырял в неё стаканы и с гримасой скуки пил… Или, вывернув карманы, что-то клянчил и просил... До пупá рванув рубаху громко страшное орал, и, втащив её на плаху, рядом падал и рыдал....
      222
      Алексей Ратников 9 сентября 21:49

      Севастополь. Неприступный для врагов

      В гимне Города-Героя Севастополя присутствуют такие строки:«…Легендарный Севастополь, Неприступный для врагов…».Именно по поводу неприступности города в двух оборонах 1854-55 гг. и 1941-42 гг. уже не один раз приходилось слышать вот такую реплику: «Почему же неприступный?! Его же оба раза сдали! И чего ж он тогда легендарный!? Не стыкуется…».Высказывает...
      325
      Алексей Ратников 7 сентября 22:17

      Поэзия (стихи)

      Что громче всех кричит, так это тишина, растянутая вширь, раздвинутая вдаль – молчанием свечей, сгорающих дотла – крадущих белый свет, как чёрная вуаль.Поэзия в душе – не для душевных мук,и даже не закуска для крепкого вина…Поэзия есть труд для сильных спин и рук,но результат его – лишь горе от ума…В поэзии порой всё слышится иным – привычное всегда, вдруг видится ка...
      213
      Алексей Ратников 6 сентября 18:59

      Варианты (стихи)

      Но как же дальше жить:не зная – понимать!?..целуя – не любить!?..и спать – чтоб переспать!?..В пустых словах искатьтого, чего в них нет?..друзьям – привет! – швырятьна – как дела? – в ответ...В компаниях опять,скучая, пить вино?..хмелея, говоритьпро это и про то?..В итоге – наплевать.Закрыв глаза – забыть.Всех, с кем случилось спать......
      204
      Алексей Ратников 5 сентября 19:15

      Время (стихи)

      День за днём, немного шалый,мчится ветер наугад,день за днём шумят дубравы -что-то громко говорят; суетой шуршат мгновенья, время, пущенное влёт - тормозит в оцепененьеу закрытых в рай ворóт…Молоточки без форшлáговпробивают тихий звон,говорят, что время благо,если только благо сон...Треть любого циферблата - немотá и пустотá,то есть, полна...
      226
      Алексей Ратников 4 сентября 11:51

      ТАВРЫ Крымского полуострова. (Древнегреческие исторически сплетни)

      В период времени II-I тысячелетия до нашей эры автохтонные жители полуострова не оставили никаких письменных свидетельств своей жизни и быта. Всё что о них известно – известно с чужих слов. А именно со слов древних греков, называвших их киммерийцами.В качестве справки: автохтонность – это принадлежность к некой территории по происхождению.Как сами кимме...
      1306
      Алексей Ратников 22 августа 20:36

      Голова (стихи)

      О чём же бредит голова,когда под вздох толпыи резкий выдох палачаона летит в кустыв сиянье лат и пиквсё кровью обагрúв!?Наверно жизнь в единый миг,средь лошадиных грив,проносится в её глазахто ликом, то лицомв несбывшихся, увы, мечтахи скорбью о былом...А, может, видит ад она?А, может быть – Эдем?На эшафоте смерть – игра!..театров и арен...А, может, мыслит головао суе...
      172
      Алексей Ратников 16 августа 20:38

      Протестантство – одна из форм сатанизма

      Среднестатистический обыватель с более-менее образованием именующий себя атеистом «точно знает», что религия ислама разделёна на суннитов и шиитов, а религия христианства на православных, католиков и протестантов. На этом его «точные» знания о данных религиях обычно исчерпываются. Впрочем, и мусульмане с христианами не очень ориентируются в нюансах, осо...
      523
      Алексей Ратников 13 августа 19:29

      Крымские розовые озёра

      Природа нашей планеты способна создавать феномены, которые, при встрече с ними, поражают своей непривычностью, завораживающей красотой и навсегда западают в память даже после единичного знакомства с таким феноменом.Речь идёт об озёрах, имеющих окрас воды, совершенно отличный от привычной палитры оттенков изумрудного, голубого или зелёного цветов – с пр...
      1367
      Алексей Ратников 4 августа 13:40

      Германо-польские пауки

      Германский национал-социализм с 1941 по 1945 гг. принёс народам СССР-России ужасающие жертвы и разрушения по итогам Великой Отечественной войны. И главным партнёром немцев в разжигании Второй мировой войны, ставшей причиной этих жертв в Великой Отечественной войне нашего народа с германским нацизмом, является Польша. 26 января 1934 года был подписан ...
      313

      Фамилии поэтов

      1Фамилии поэтов, удобные для сплетен,привычно разгрызаются на челюстях молвы –их просто так «имеют» в любой удобной вечерна встрече Слов, Напитков, Тусовки и Еды.2Фамилии поэтов валютою общеньяна рынке интеллекта всегда в своей цене,по прейскуранту тем – для остроты безделья –их мажут по губам и топят в коньяке.3Фамилии поэтов трезвонят бубенцами:то россыпью изданий...
      247

      Каменная загадка Крыма "Богаз-Сала"

      История представляет собой книгу, полную страниц, начертанное на которых не могут внятно объяснить ни учёные, ни энтузиасты. В мире на всех континентах много сооружений из камня, о предназначении которых или технологиях их возведения существует набор вариативных гипотез и предположений, лишь многократно запутывающих вопрос в поисках однозначных ответов...
      2091

      МИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

      Если в разных странах на разных континентах провести опрос среди публики интеллигентной или относящей себя к интеллектуалам в широком возрастном диапазоне с вопросом: «Какие живописные картины знают все?», то на 90% гарантированным будет ответ – «Джоконда» и «чёрный квадрат». Портрет «Госпожи Лизы дель Джокондо» кисти Леонардо да Винчи ...
      1188

      «ЮЖНЫЙ БАНТ» Награды Великой Отечественной войны

      Среди боевых наград – орденов и медалей – за весь период Великой Отечественной войны одни из них носили массовый характер, другие были очень редкими.Например, самым массовым по количеству награждений среди орденов был «Орден Отечественной войны I и II степени» (на фото ниже). Орден Отечественной войныОрден вручался не только непосредственн...
      371

      Идеология США – демократия демонов

      Начиная с 2007 года, в сентябре месяце, по инициативе Генеральной ассамблеи ООН «прогрессивное» человечество начало празднично отмечать международный день демократии. Так называемая «прогрессивная» часть человечества окончательно сошла с ума и окончательно продала свои души дьяволу. Потому что демократия – по совокупности определяющих её факторов – пре...
      339
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика