Условия научной корректности прочтения древних гороскопов
Предметом рассмотрения в настоящих заметках служит книга А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского "Новая хронология Египта", посвященная передатировке событий древнеегипетской истории на основе "прочтения" авторами египетских гороскопов.
Расшифровку Фоменко и Носовским гороскопов и передатировку ими на этом основании времени правления фараонов (или иных монархов) их поклонники относят к числу самых выигрышных и убедительных открытий ниспровергателей истории. Еще бы! Астрономия - наука точная, радостно-убежденно говорят они. Против расположения звезд и планет на небе не возразишь. Звезды однозначно показывают, что события древнеегипетской истории происходили в Средние века!
За этим, как правило, следуют ехидные реплики: вы, историки, не понимаете математики и астрономии.
Сразу должен оговориться, что ни один серьезный историк никогда не был против астрономии. Не был против методов исчисления точных дат, соответствующих конкретному расположению планет и созвездий. Наоборот, историческая наука всегда приветствовала и приветствует независимые абсолютные методы датирования и к помощи специалистов в этих науках прибегает регулярно.
Поэтому возразить упомянутым доводам фоменкистов... было бы трудно (или даже невозможно) при соблюдении авторами "расшифровки дат" (Фоменко и Носовским) некоторых непременных и строго категорических условий.
Каких?
Первое.
Нужны исчерпывающие и убедительные, в научном плане корректные доказательства, что изображенное - именно гороскоп.
Второе.
Нужна строго однозначная и столь же научно корректная идентификация изображений на рисунке, фреске и пр., предположительно являющихся гороскопом, как символов планет и созвездий. Здесь категорически недопустимы предположения типа "возможно, это Юпитер", "наверное, это Луна", "раз женщина, то, скорее всего, это Дева" и пр. Очевидно, что при малейшей неточности в определении того или иного символа, как зодиакального или планетного, датировка изображенного уедет на сотни лет в ту или иную сторону.
Далее, если есть предположение, что одно и то же созвездие могло изображаться разными символами (или один и тот же символ обозначает две или три планеты одновременно), необходимо столь же доказательное обоснование, почему авторы в данном конкретном случае кружок считают именно луной, а не Солнцем, а женскую фигуру - созвездием Девы, а не планетой Венерой. При малейшей ошибке или неопределенности здесь датировка опять-таки тут же сделается совершенно иной.
Но и это еще не все. Необходимо и...
Третье.
Даже при безусловном соблюдении критериев научной доказательности по пунктам первому и второму и астрономически и математически точному определению даты, соответствующей данному расположению небесных тел, все еще остается открытым вопрос: а как соотносится дата искомого исторического события (допустим, смерти фараона) и дата, вытекающая из расположения звезд и светил на фреске? Мало ли, дату чего именно древние египтяне решили изобразить на стенке гробницы или потолке храма с помощью звезд! Ведь не прочли же Фоменко и Носовский рядом с датой такую, предположим, надпись: "Фараон Рамсес VII умер в..." (и далее - астрономическое изображение даты).
Даже если гороскоп изображен на надгробии фараона, почему это - непременно дата его смерти? Не имея возможности прочесть написанное нафантазировать можно многое.
А почему дата - это не дата его предполагаемого или желаемого воскрешения через энное количество лет? Ведь для последующего возврата души в тело умершего владыку и бальзамировали!
А почему это - не предполагаемая крайняя дата продолжительности пребывания его династии у власти?
Почему это не пожелание "Да простоит построенное тобой в Египте до... века (или года)!" ?
Почему это не ритуальный "плач" по усопшему: "мы будем скорбеть, по тебе, о любимый владыка, до....года!" ?
Иными словами, даже безусловно верного прочтения даты еще недостаточно для объявления, что это - время, когда сделано само изображение. И просто нелепо заявлять: раз вычислена дата, значит, это - дата смерти фараона. Подобное заявление - вне математики, вне астрономии, вне расчетов, вне любой методики. Вне какой-либо логики вообще.
Совершенно очевидно, что если с первым условием авторы солидарны (о том, что изображения, приводимые в книге - гороскопы, египтологи не спорят), то второе и третье условия остаются абсолютно вне внимания Фоменко и Носовского и ими никоим образом не соблюдаются. В их "исследованиях" зодиаков решительно не сыскать случая, когда бы они таким образом подвергли сомнению-перепроверке свои гипотезы на предмет выяснения, что фигурки на фреске - это именно зодиакальные символы; что, скажем, женская фигура - это именно созвездие Девы, а вычисленная дата - эта дата искомого исторического события.
Напротив, Ф и Н, абсолютно не будучи специалистами в древнеегипетской (или какой-то иной) эпиграфике, однозначно "знают", что изображенный на гороскопе крокодил - это символ...Венеры (!!); не будучи египтологами и не зная символики или значения ни одного иероглифа, без тени сомнения определяют те или иные фигурки как зодиакальные символы; не колеблясь, заявляют, что вычисленная ими по изображению на плите, фреске дата - это дата какого-то конкретного исторического события.
Уже одного этого хватило бы для определения их писаний, как фантастических и безусловно антинаучных.
Целью настоящих заметок является доказательство элементарного факта, что ни к астрономии, ни к независимому естественнонаучному датированию исторических событий рассматриваемое сочинение Фоменко и Носовского большей частью не имеет никакого отношения. Оно, по существу, состоит из тенденциозной подгонки рассматриваемых изображений на египетских гороскопах под символику созвездий и планет.
Собственно астрономические и математические исчисления занимают в книге весьма малое место. Что они из себя представляют? По книге может создаться представление, что они сводятся к математико-астрономическим ответам на такие, например, вопросы:
- Какой дате соответствует такое расположение созвездий и планет?
СОЛНЦЕ в Деве;
ЛУНА в Скорпионе;
МЕРКУРИЙ, САТУРН, МАРС И ВЕНЕРА во Льве;
ЮПИТЕР в Тельце.
Следуют расчеты (включая компьютерные на основе специальных программ), дающие дату: 5-8 сентября 1182 г.
При каких условиях подобный расчет возможен?
При строго однозначной идентификации фигурок, рисунков и пр. на гороскопе: кружок - это именно Солнце. А женская фигура - это именно Дева, и т.д.
Этот подход мы условно назовем "прямым". В книге он вроде бы зримо присутствует.
Но может быть и второй подход. Его мы назовем, в отличие от "прямого", "обратным". (К нему-то авторы, судя по всему, и прибегают, но не столь зримо). В нем действия производятся чуть иначе.
Сначала задается вопрос:
- Каким было сочетание звезд и планет в (скажем) сентябре 1182 года?
В результате расчетов получается ответ:
- в сентябре 1182 г. сочетание было таким:
СОЛНЦЕ в Деве;
ЛУНА в Скорпионе;
МЕРКУРИЙ, САТУРН, МАРС И ВЕНЕРА во Льве;
ЮПИТЕР в Тельце.
Этот расчет не публикуется.
После этого начинаются поиски египетского гороскопа с именно таким расположением символов звезд и планет. Поиск результатов не дает. Нет такого гороскопа!
Тогда в дело вводится новая "методика":
Объявляется, что каждая планета (или каждое созвездие) на древних изображениях могли отображаться одновременно разными символами. Более того, заявляется, что ряд рисунков, несущих астрономический смысл, прежними авторами якобы был проигнорирован. Предшественники-египтологи, мол, не понимали, что это астрономические символы, а мы понимаем. Мы открыли так называемый "астрономический иероглиф". Например, Солнце может быть не только кружком, но и птицей, и птицей с непонятными значками рядом, и вовсе непонятным иероглифом.
На роль дополнительного символа Солнца назначается именно тот непонятный иероглиф, который находится рядом с предполагаемой Девой.
И сразу все сходится! Если Деву символизирует рисунок женщины, искомое сочетание "Солнце в (предполагаемой) Деве" получается сразу.
А что, если женской фигурки нет? Нет рисунка на роль Девы? Тогда расширяется число символов, означающих Деву, за счет рисунков и значков, стоящих рядом со сконструированным "Солнцем". Один из них и объявляется "Девой".
Сошлось!!
СОЛНЦЕ - В ДЕВЕ.
Затем та же операция повторяется с "Луной" в "Скорпионе" Задается и для Луны, и для Скорпиона по нескольку символов сверх уже имеющихся и подбираются те из них, которые дают искомое сочетание в нужном месте.
И.т.д.
Иногда какой-то непонятный значок сразу объявляется искомым сочетанием. Допустим, заявляется, что темный скорпион - это "Солнце в Скорпионе". Это еще удобнее.
Потом, после получения всего комплекта планет и созвездий в требуемом сочетании, для отвода глаз дается "прямой" вариант расчета. В итоге "весьма наглядно" получается столь необходимая средневековая дата.
Автор этих строк берется утверждать, что очередной опус Фоменко и Носовского посвящен отнюдь не расчетам. А поискам нужных кандидатов на нужное соотношение планет и созвездий. Расширению числа символов, якобы означающих планеты и созвездия. И установке их рядом так, чтобы они образовывали сочетание, дающее именно средневековую дату.
Об этом, ничуть не стесняясь, сами авторы пишут абсолютно открытым текстом с поистине циничной откровенностью:
Короче, процитированное означает: поскольку собственно астрономических символов для искомого средневекового датирования недостаточно, мы расширяем круг астрономических изображений, включая в их число и иные рисунки и фигурки. Придумываем нужный нам "астрономический иероглиф" и им объявляем всё, что угодно. А угодно именно то, что сработает на "астрономическое датирование" изображенного уже облюбованной средневековой датой.
Потому-то книга и начинается (этому посвящены первые три главы) с велеречивых рассуждений, чем и как считали те или иные изображения египтологи, чем их считал Морозов (мнению последнего придается решающее значение без какой-либо аргументации (доказал - и всё!). Выводы предшественников (а в отдельных случаях и "великого" Морозова), наших авторов не устраивают, ибо не содержат требуемой средневековой датировки (а в том, что она именно такова, авторы изначально не сомневаются ни чуточки).
Что же, давайте рассмотрим какие толкования наши авторы дают тем или иным "зодиакальным символам" (Часть II), и планетам (Часть III). И как именно они это делают.
Продолжение здесь: Часть II
Автор Акимов Вадим Вадимович
Оценили 18 человек
36 кармы