• РЕГИСТРАЦИЯ

Мировая скорбь, или О чём умолчал Веничка по дороге в Петушки?

1 161


24 октября 1938 года родился Венедикт Ерофеев

«Ах, только соотечественник может постичь очарование этих строк». Бродский

Виденье в современном стиле

на древней и святой земле?

Нет!
Отражается Россия

как в зеркале в её стекле.

Что будка может

быть прекрасна,

я утверждаю беспристрастно.

Однажды вовсе трезвый молодец

Пивную Будку принял за Дворец. В.Уфлянд

*

Свежее пиво
Ни с чем несравнимо.
Свежее пиво — начало начал.

Свежее пиво так нежно любимо,

Как Пенсильванский вокзал.
(По желанию заменить: Московский вокзал, Крымский причал.) И.Фунт

«Пивная» строфа — шуточная интерпретация обожаемого мною В. Уфлянда. Подобно Бродскому, который вынес в заглавие «подражание» бессмертному некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо» — в «Любовной песне Иванова»:

Я пил как рыба. Если б с комбината
не выгнали, то сгнил бы на корню.
Когда я вижу будку автомата,
то я вхожу и иногда звоню…

В свою очередь, так же как поэма «Москва—Петушки» Ерофеева — является сплошным интерполированием и аппроксимацией смыслов, пластов, значений и омонимических подмен: увязывая абсолютно разные временные слои, эпохи…

От библейских маркеров — через блоковское декадентство начала XX в. Через газетно-телевизионное «мочилово» и вдалбливание, в том числе с помощью великой (без кавычек) советской литературы, — к русскому сказочно-частушечному фольклору: высшей точке, эминенции поиска исконных корней, фраз, терминологии. Что закономерно — ведь хрущёвская оттепель, увы, кончилась. Остался только смех: — и тот сквозь слёзы.

Так, от низкого к высокому, звучит знаменитая ерофеевская, обернувшаяся в дальнейшем крылатой, сентенция «В ногах правды нет, — но правды нет и выше».

Этот пронизывающий поэму ерофеевско-ахматовский интертекст разобран лингвистами-филологами по косточками.

Что и говорить, ежели в 600-страничном фолианте издательства «Вагриус» (2000 г.) — 100 страниц отдано собственно Петушкам. Остальные 500 — блестящим разъяснениям-комментариям Эдуарда Власова. Соизмеримый разве что с набоковским 2-томником комментариев к Евгению Онегину (1950—1964). Роскошные, массивные, поражающие объёмом, качеством и встроенностью авторов в жизнь текста: — работы.

Как сейчас изрекается, индекс цитирования «Москвы—Петушков» в СССР был колоссальным. Абсолютный бестселлер по тиражированию в самиздате, «тамиздате» — абсолютный лидер по славе и популярности в народе. Триггер цензурных отточий в советской периодике. Тем более в столь уважаемом журнале как «Трезвость и культура», где впервые была напечатана поэма в 1988—89. Напечатана, — ставши символом скорого падения громадной «Империи зла» с её простодушными незлобивыми людьми в ней — с такими «пустыми и выпуклыми» глазами. С полным отсутствием всякого смысла. Кои не продадут. …Ничего не продадут, но ничего и не купят.

Остро заметил Д. Быков, мол, в Советском Союзе Ерофеев стоял по известности на первом месте. А уже на пятом-шестом-одиннадцатом — находились Саша Соколов, Стругацкие, Солженицын и так далее. Это и парадокс, и философская данность одновременно.

«Всё, о чём вы говорите, всё, что повседневно вас занимает, — мне бесконечно постороннее. Да. А о том, что меня занимает, — об этом никогда и никому не скажу ни слова. Может, из боязни прослыть стебанутым, может, ещё отчего, но всё-таки — ни слова». Веничка Е.

Вечная скорбь, горе неутешное героя «Петушков» вполне сопоставимы со своеобразной энциклопедией русских народных и православных обычаев — скорбями народа в романе Шмелёва «Лето Господне»: «Два чувства дивно близки нам// В них обретает сердце пищу// Любовь к родному пепелищу,// Любовь к отеческим гробам» (Пушкин).

И кстати, мало того что Ерофеев касается в паре глав тяжёлой, тяжелейшей по восприятию картины Крамского «Неутешное горе» (1884), — где женщина в трауре безвольной рукой, с дрожью прижимающей к губам платок, вносит в текст лейтмотив безудержно бессловесного страдания: «…сердце исходило слезами, но немотствовали уста».

Сей отсылкой Ерофеев резонирует семантический акцент со своих неизбежных жизненных утрат — на то, как он их стоически переносит-переживает. Т.е. вещи, иллюзорные и не очень, что он потерял и пропил: — это само собой разумеется. Но вот то, как неутешная скорбь превосходит всё и даже смерть(!) — тут уж увольте, господа; посочувствуйте, дорогие товарищи. Что, как ни странно, смешно. Смешно — до изжоги и слёз.

«Вечная скорбь» упомянута выше тоже неспроста.

Веничкина скорбь сравнима разве что с христианской печалью о Боге.

Как скорбь Богоматери, символ величайшего горя, — она должна, обязана быть светлой! Особенно в предвосхищении Воскресения. Ведь принцип воскресения у записных пьяниц — связан с ещё одним очередным «светлым» днём: неким Днём Сурка. Всуе начинающимся с неотложного похмелья: каждые сутки запоя — это неотвратная смерть. Каждое пробуждение — онтологическое, гомеровское воскресение из царства Аида: «…так как сон и смерть — близнецы, то оживотворение из мёртвых так же необходимо, как восстание от сна... Умершие тела снова оживут» (Гомер).

Ежеутреннее (полдничное, сумеречное, ночное) «вечное» восстание из пьяного ада забытья — никак не менее, — чем просветление и воскрешение из небытия. Но и Христианство Веничка низводит до потешной пародийности — помните, Иисус пребывал во гробе всего 3 дня? [Лексема «всего» у Сына божьего и Венички абсолютно разные по смыслу и длительности в пространственно-временном континууме.]

В отличие от Христа, у Венички состояние «ухода» из мира — бессрочное. Оно — навсегда, как некое призвание.

Он молчит. О причинах молчания, точнее, умалчивания, не говорит в открытую: потому что бесполезно, потому что он и так много всего объясняет. Нам, тупым-неразумным неучам, не разбирающимся в приготовлении праздничных коктейлей. (Ну, разве что пытается втолковать небесным ангелам в электричке!) Но то не на публику. То — подноготное, интим. Посему — смешно.

Несказанно грустно (но опять сквозь смех) становится в конце…

Когда, найдя-таки Кремлёвскую стену, — с метафизического поиска которой начинается произведение, — авторский голос сообщает нам о невозможном в православной традиции видении собственной смерти. Указывая на то, что бессмертие образа героя «достигается за счёт смерти его самого» (Д. Боснак).

Христос, — непрямо, косвенно, — постоянно присутствует в тексте поэмы в качестве аттрибутива-приложения. В актах исповеди. Также в актах симуляции исповеди – умозрительных суицидных алькаэстах: в поисках философского камня. Также в силлогистической «симуляции симуляции» якобы душевного здоровья, — дабы отстали наконец! Всё это обёртывается душещипательным флёром грандиозного сократовского «незнания» — с высокой пародийной претензией на роль последней истины в крайней инстанции: которой нету.

Один лишь стержневой сюжет мнемонически серьёзен — проживание Веничкиным типажом жизни заведомо приговорённого. К неминуемой «божьей гильотине»: ка́ре Господней… И главное — ясное осознание им того. О чём он тоже умалчивает. [А смысл разглашать? — никто ж не поверит.]

Предвосхищая всё, что с ним произойдёт, — но не проговаривая того. Осознавая своё «позорище». Терпя голод и жажду, и «наготу, и побои», — писано в послании ап. Павла (1-е Кор., 4:9). Непрерывно апеллируя к проповеди и подводя читателя к исповеди, исповеди, исповеди… Делясь сокровенным не со зрителем, — а с небесными ангелами, его сопровождавшими. Представляя из себя в некотором роде последнего могиканина, — реально разделяющего в поэме реальные христианские ценности. В отличие от всяческих «вагонных» людей из быстро меняющихся декораций в мизансценах драматургии сценария.

Правда, постоянно при этом находясь: — вне мира христианских ценностей. Вне сути вещей, — столь нужных по сценарию окружающим.

Что, в общем-то, ценностно. И важно.

Веничка субстанционально как бы отделён от суеты сует на планете Земля. Что неявно, но связывает его с божественной позицией: любовью к миру — извне этого мира.

Христос вещает, дескать, «царство Его не от мира сего, — и вместе благовествует, что оно “здесь, среди нас”» — пишет Вяч. Иванов. Ему вторит Витгенштейн со своим знаменитым, часто цитируемым смыслом мира, — который «вне его».

Из современных исследователей, наряду с О. Седаковой, С. Гайсер-Шнитман, В. Бондаренко, О. Лекмановым, весёлым и «лёгким до ужаса» Е. Лесиным etc., конечно же, хочется упомянуть (и помянуть) блистательную Н. В. Живолупову (1949—2012), — к. фил. н., проф. языкознания, достоеведа, чехововеда, — по поводу витгенштейновской отстранённости.

Ведь именно что в силу «отдалённости от мира». В силу положения на периферии сфер действия риторического «внешнего» слова — Веничка вдруг обнаруживает приоритет Любви с большой буквы: «…мир красоты и добра, любви как последнего прибежища странствующего героя Ерофеева всё же остаётся в поэме, воплощаясь в том пласте культуры, который был ненавязываемым, но отвергаемым, и потому избежал искажения формами массовой культуры», — резюмирует Наталья Васильевна ненаходимость, вне социальную отстранённость Веничкиной «подлинной жалости» и невосполнимых утрат. Как ипостасей любви Христовой — ко всему живому. И даже к очень плохому. Но — живому.

Противостоя худшему из наших суматошных бед — смерти. Если не сказать больше… Прикрыв таким образом ныне здравствующих от эсхатологической гибели последних. Во имя нас, сегодняшних, подставив на растерзание — себя.

Игорь ФУНТ

Сетевой литературно-исторический КАМЕРТОН существует с 2009 года

    Пять минут хорошего настроения. Часть 5

    - А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Camerton.web Сегодня 13:52

      Обаяние добрых дел Николая Носова. Ко дню рождения

      «Ребёнок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полноправная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых» А. МакаренкоВ замечательном фильме «Серёжа» по одноимённой повести Веры Пановой использован великолепны...
      97
      Camerton.web Сегодня 13:38

      Рукописи, книги, сочинения… Ко дню памяти И.Сытина

      90 лет назад, 23 ноября 1934 года умер Иван Дмитриевич СытинВот они, сытинские издания. Сочинения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова… Иван Дмитриевич Сытин. Целая эпоха в истории русской культуры. Его высоко ценили М. Горький, Н. Рерих, И. Бунин, А. Куприн, И. Грабарь, А. Васнецов, В. Поленов, В. Суриков.Ценил...
      158
      Camerton.web Сегодня 12:15

      23 ноября 1803 года родился Федор Тютчев

      Всем известно, что Тютчев поэт-мыслитель, постоянно уносящийся в метафизические бездны. Но Тютчев еще и политический мыслитель. Хотя мне кажется, политический мыслитель так же невозможен как мыслитель кулинарный или спортивный: предмет слишком скуден, как выражался Салтыков-Щедрин. Правда, Тютчев имена всех политических стихий писал с Больших Букв — Сла...
      121
      Camerton.web Вчера 15:26

      Что создает национальных героев?

      22 ноября 1890 года родился Шарль Андре Жозеф Мари де Голль. Национальный герой Франции.И что же возвысило его до этого общепризнанного титула? Что в его биографии наделило его данными для свершения его жизненного подвига? Ведь не то же, что он был третьим ребёнком в семье, что его отец был профессором философии и литературы в школе иезуитов или что его...
      152
      Camerton.web Вчера 15:25

      Противопехотные мины — запрещенный вид оружия

      Сергей Луценко. Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук. Член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне.Автор рассматривает особенности поставки США противопехотных наземных мин на Украину в кон...
      117
      Camerton.web 21 ноября 13:40

      Из цикла «Малости». Почти в прозе

      ЗавитокЯ не люблю барокко...Ну, то есть как — не люблю! Люблю. «Но странною любовью». Я равнодушен к барочной архитектуре, как мне представляется, излишне витиеватой, мне ласкает взор только русское барокко — нарышкинское и строгановское. А вот музыку эпохи барокко ценю чрезвычайно высоко, там что ни имя, — гений на гении.Немецкие композиторы — Бах (и с...
      75
      Camerton.web 21 ноября 13:37

      «Дорога домой». К 80-летию со Дня Победы

      Война тысяча девятьсот сорок первого года застала семью Шаповаловых в родном городе Краматорске Донецкой области. Это произошло внезапно, германская авиация бомбила город почти в самые первые часы своего вероломного нападения на СССР. Вся семья Майи, застигнутая врасплох, пряталась вначале под кроватью, а затем в кладовке. С этого момента от полученного...
      88
      Camerton.web 21 ноября 13:36

      Русский мир под гнетом панславизма

      1.Мудрую мысль Феофана Затворника «офранцузившихся русских Господь излечил французами в 1812-м» недавно продолжил, «применяясь к местности», к 21 веку известный писатель, поэт, ныне герой СВО спецназовец Алексей ШОРОХОВ: «Онемеченных русских марксистов Господь излечил немцами в 1941-м, и обамериканившихся россиян в 90-е лечили американцами».Публикуя ста...
      128
      Camerton.web 20 ноября 10:27

      Как строили Ленинградский метрополитен

      15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие Ленинградского метро — доселе удерживающего за собой несколько мировых рекордов. Собственно, эта дата приурочена именно к максимально торжественным мероприятиям — и началу регулярного пассажирского сообщения в тоннелях ленинградской «подземки». Празднование, кстати, было отнюдь не только в масштабах ...
      93
      Camerton.web 19 ноября 14:52

      «Рука бога» Юрия Кнорозова. Ко дню рождения

      19 ноября 1922 года родился Юрий Кнорозов, советский и российский историк, этнограф, лингвист-эпиграфист, переводчик, основатель советской школы майянистики."То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим". Ю.Кнорозов Что в имени тебе моём?Оно умрёт, как шум печальныйВолны, плеснувшей в берег дальный,Как звук ночной в лесу гл...
      763
      Camerton.web 19 ноября 10:23

      Перелом Сталинградской битвы и «альтернативщики»

      В одну из годовщин Сталинградской битвы в телепрограмме Алексея Пушкова «Постскриптум» мне довелось отвечать на «гипотетический вопрос», продиктованный, как предупредила редакторская группа, зарубежной аудиторией, любителями «Альтернативной истории»: каков был бы исход войны в случае сдачи Сталинграда? На сайтах найдете массу фантазмов: синие стрелы нас...
      96
      Camerton.web 18 ноября 11:48

      Кто вырождается — язык или мы сами? Часть 2

      ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬЗнаменитый физхимик Вильгельм Фридрих Оствальд, нобелевский лауреат 1909 года, заклейменный проклятьем В. И. Ленина в его памфлете «Материализм и эмпириокритицизм», исследуя факторы, порождающие великих ученых, писал о борьбе за языки еще более жестко:«Именно эта борьба и препятствует появлению великих ученых в Восточной Европе, х...
      104
      Camerton.web 16 ноября 10:56

      Софья Омирова. Стамуха Колчака-Полярного

      150 лет назад, 16 ноября 1874 года родился военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь, флотоводец, руководитель Белого движения, Верховный правитель и Верховный Главнокомандующий русской армией А.В. Колчак. «Сила не в силе — сила в любви!»…счастливее всех высокоодарённые люди, сознающие в себе способность создавать серьёзн...
      88
      Camerton.web 16 ноября 10:51

      «Локотская альтернатива» и ее крах. Часть 2

      ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬВ то же время сводить жителей «Локотщины» исключительно к «беспринципным приспособленцам» тоже нет никаких оснований. А лучшее доказательство этому — как раз огромная численность той самой «Русской освободительной народной армии» — под 20 тысяч человек!Конечно, откровенно «розовые пони» от ненавистников что «голимого совка», что «...
      93
      Camerton.web 15 ноября 16:04

      Америка под властью «христианского сионизма», или Почему Трамп победил

      Я уже писал о том, что только что победившего на президентских выборах в США Дональда Трампа многие величают «главным сионистом Америки». Еще в первый срок своего пребывания в Белом доме Дональд Трамп продемонстрировал свою горячую любовь к Израилю. Как говорят некоторые ревностные американцы, любовь Трампа к Израилю неизмеримо больше его любви к Америк...
      152
      Camerton.web 15 ноября 09:35

      «Локотская альтернатива» и ее крах. Часть 1

      15 ноября 1941 г. на территории 6 районов Курской, Орловской и Брянской областей была создана так называемая «Локотская республика». Полностью коллаборационистское образование, — но тем не менее доселе превозносимое отдельными силами в качестве едва ли не «утерянного шанса для России». Краткая историческая «выжимка» о «республике» в стиле вышеобозначенн...
      113
      Camerton.web 14 ноября 10:13

      «Липкие кашки и борщечок». Записки харьковского ополченца, на сороковины

      14 ноября — 40 дней со дня кончины Александра МинаковаСеменовкаУже почти полчаса не было не слышно ни свиста, ни грохота, я уже извелся в ожиданиях, когда снова ухнет так, что поджилки затрясутся. Но было тихо. Как подлая шутка. Наверное, артиллерия выдохлась. Ничего, они продолжат как обычно, ночью.Часа в два. Если чуда не произойдёт. Наконец, Леший да...
      666
      Camerton.web 14 ноября 10:03

      Слегка помятая новостная лента

      Из цикла «Самозанятый политолог». Выпуск 11ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬПоток нынешних новостей, тревожных, порой страшных, поражающий мерой цинизма…Но в сумме, особенно при ускоренном прочтении, дает эффект странный, порой вызывает смех: нервный, истеричный, иногда даже злорадный. Но позже почти беззлобный. Понимаешь: это и есть: Юмор наш...
      95
      Camerton.web 13 ноября 14:41

      Социалистический переворот в Чили

      Обычно сочетание слов «военный переворот» и «Чили» ассоциируется с кровавым путчем Пиночета в сентябре 1973 года. Но в истории страны случались такие перевороты и обратной направленности…Самым ярким примером на этот счет (хоть и относительно малоизвестным в сравнении с «пиночетовским») без сомнения являются события июня 1932 г. Когда власть в стране не ...
      194
      Camerton.web 13 ноября 14:39

      Кто вырождается — язык или мы сами? Часть 1

      Когда в метро «Площадь Александра Невского» читаешь что-то вроде «Эдука-центр», то «Вижен сервис» начинает казаться брильянтом! (А упомянутый в очерке Шумейко адмирал Шишко «бриллианты» переименовал в — сверкальцы.) А тут — Эдука!..Но разве в России так не было с первых дней Петровых? Еще в начале 20 века парикмахер Пупкин покрикивал на подмастерьев: «Э...
      458
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика