• РЕГИСТРАЦИЯ

Как образовался русский народ.

50 3003

Есть такое понятие, как ассимиляция. Применительно к народу это понятие разшифровывается так: "ассимиляция (лат. assimilatio-слияние, уподобление)-слияние одного народа (или его части) с другим путём усвоения его языка, культуры и часто утраты своего языка, культуры и национального самосознания."

Я понимаю, что, во-первых, эта книга малость устарела; во-вторых, не всем будет легко этот текст читать. Но, похоже, чтобы разобраться для себя, кто же такой - русский народ, - лучше бы прочитать со вниманием. Хорошо бы ещё при этом помнить, насколько непростой была история страны нашей. А ещё вспомнить, сколько было миграций по тем или иным причинам. И помнить, что и после публикации этой книги указанные процессы продолжались даже в большем масштабе, и не одно поколение нашего народа сменилось за это время.

К вопросу об ассимиляционной способности русского народа. Харузин Н.Н. 

"...Если мы, не смотря на указанную недостаточность материала для детальнаго изучения вопроса, решаемся коснуться ассимиляционной способности русскаго народа, то делаем это в виду следующих соображений: с одной стороны, как ни кажется незначительным материал которым этнограф может пользоваться для уяснения себе этой группы явлений, он все-же достаточен для того, чтобы наметить наиболее вероятныя общия причины, приводящия или к обрусению инородцев или, наоборот позволяющая им сохранять свои национальныя черты: установление общих первенствующих черт регулирующих группу разсматриваемых нами явлений, может на наш взгляд в известной степени облегчить дальнешую, детальную разработку относящихся сюда фактов. Далее самый термин ассимиляционная способность, сделавшийся общеупотребительным нам кажется не совсем удачным и способствующим подчас объяснению слишком простым способом явлений очень сложных

Общий взгляд склоняется к признанию за русским народом развитой в значительной степени ассимиляционной способности. Основанием этого взгляда служить как история России, так и некоторыя явления современности. В самом деле, русская история представляет ход постепеннаго распространения славянорусскаго племени в восточной части европейскаго материка и в пределах Азии. В течение долгаго периода времени от IX-XIX вв. основное племя славянскаго происхождения стремится расширить место своего обитания на восток север и юг Подобному-же распространению на запад мешала встреча с этой стороны болеe сильных соседей, а также и естественыя границы. Если на карте современной Poccии отметить последовательно пределы распространения русскаго элемента с древнейших времен до настоящаго времени, окажется, что эти границы выросли в значительной степени. Небольшое пространство, в котором живет русский элемент в эпоху нашего перваго летописца, является совершенно ничтожным сравнительно с пространством занимаемым русскими хотя-бы в конце XVI в., а это последнее оказывается незначительным в сравнении с областью, которую занимает русская народность в настоящее время.

В течение этого поступательнаго движения, которое далеко еще не прекратилось и в наши дни, много инородческих племен не только мелких но и крупных сливались с русской народностью: так лишь топографическия названия свидетельствуют в настоящее время об упоминаемых Нестором финских племенах населявших современныя центральныя губернии Европейской Росcии. Заволжская чудь, населявшая еще в сравнительно позднюю эпоху северныя области России вступавшая в жестокие бои с новгородскими колонизаторами края, - бои, не всегда оканчивавшиеся для последних победою, - оставила по себе лишь смутныя воспоминания в народной памяти. Обитатели древней Перми, игравшей значительную роль в истории древней русской торговли, представляют в настоящее время лишь жалкие остатки в лице русеющих с каждым годом пермяков Степное пространство, отвоеванное оседлым русским населением у кочевников громадно; при этом колебания физическаго типа степного русскаго населения и существование в нем присущих инородческо-кочевому типу черт доказывают что в современное степное русское население вошло не мало инородческой крови; а это в свою очередь заставляет думать, что русская народность при своем поступательном движении в степи не только вытесняла инородцев но также в значительной мере заставляла их слиться с собой. Наконец процесс слияния инородцев с русскими не прекратился и в настоящее время: во многих местностях инородческий элемент быстро поддается русскому влиянию и утрачиваеть свои национальныя черты; в частности мы встречаем это явление у финнов восточной группы, при чем оно в особенно резкой форме замечается среди мордвы, в некоторых деревнях в которых мордовское население в течение сравнительно незначительнаго количества лет принимает русский язык забывает свой собственный и отрекается даже от самого имени "Мордвы". Эти и подобные им факты заставляли подчас говорить в слишком преувеличенном виде об ассимиляционной способности русскаго народа и мало обращать внимания на то, поскольку в данном явлении играла роль, предполагаемая способность, а не другие факторы.

Но от изследователей не могли ускользнуть и явления противоположнаго характера: русские при столкновении с инородцами иногда принимали обычаи, одежду и подчас даже язык своих инородческих соседей, усвоивали себе и некоторыя религиозныя представления, - одним словом не только не ассимилировали себе инородцев но и сами, забывая свою национальность, увеличивали собой число инородцев В менее резких случаях мы встречаем однако, подчас большия заимствования, сделанныя русскими от своих инородческих соседей, в постройках одежде и пище; кроме того, даже при самом поверхноcтном знакомстве с областными наречиями встречаешь большой запас слов воспринятых русским элементом от инородческаго. Эти факты могли приводить к мнению, что русская народность наделена большой подражательной способностью, что она не только мало склонна к ассимилированию инородцев но что, наоборот она сама легко подвергается чуждому влиянию, отрешается своих национальных особенностей и мало отстаивает самобытность при столкновении с своими разноплеменными соседями.

В виду того, что в группе разсматриваемых нами явлений встречаются факты противоположные, является необходимым прежде всего установить, какия данныя могут и какия не могут служить для выяснения вопроса об ассимиляционной способности русскаго народа. Если вообще вопрос о причинах ассимиляции одного народа другим является крайне сложным то в России он представляет еще более трудностей: в своем поступательном движении русские совершали дело присоединения стран различным способом: они то являлись покорителями, то мирными колонизаторами, при чем действия мирной и постепенной колонизации в большинстве случаев оставались неотмеченными в исторических памятниках; вследствие этого относительно ассимиляционной деятельности прошлаго приходится ограничиваться косвенными источниками. Далее, в настоящее время русский элемент всюду, где он сталкивается с инородческим является политически господствующим, причем в руках его сосредоточивается и власть и весьма сильное орудие ассимилирования - школа. Вследствие этого, для выяснения вопроса ассимиляционной способности русскаго народа могут иметь решающее значение только те случаи, когда русский элемент сталкивается с инородческим как мирный колонизатор вовсе не поддерживаемый, либо поддерживаемый лишь в незначительной степени государственной властью, когда он является, так сказать, "сам по себе". Те случаи, когда русский колонизатор влияет на своего соседа - инородца с поддержкой властей или образованнаго слоя общества, следует откинуть, как таковые, которые не могут выяснить вопроса об ассимиляционной способности. Отыскать случаи, когда в истории влияния русских на инородцев совершенно не играет роли школа, нелегко, так как в настоящее время русския школы значительно распространяются. В виду того, что школы являются одним из наиболее сильных орудий ассимиляции и поэтому в значительной мере поддерживают русский элемент против инородческаго, мы привлечем к обзору по возможности только те случаи, когда школа еще или не успела, вследствие краткости периода своей деятельности, повлиять на инородческий быть, или где ассимиляция началась уже раньше, а школа, появившись в сравнительно позднее время, лишь поддерживает и ускоряет совершающийся ассимиляционный процесс

Мы указывали, что русский часто перенимает на новых местах своего жительства одежду, способы устройства жилища и пр. от своих соседей - инородцев Однако факты этого рода не всегда могут служить доказательством свойства легко утрачивать свою национальность: всякий народ долго живущий в одинаковых условиях климата, местности и пр., вырабатывает себе известную сумму способов борьбы против враждебных условий природы: его жилище, утварь, одежда, орудия ловли, приемы для обработывания земли и пр., - все это - выработанныя долгими усилиями орудия для подчинения, обезвреживания или извлечения пользы из природных условий, в которых ему приходится жить. Когда народ по какой бы то ни было причине покидает насиженныя места и переселяется, он может попасть или в одинаковыя, или, по крайней мере, более или менее подходящия условия к тем в которых он жил раньше; в этом случае он быстро привыкает к новой обстановке. Другое дело, когда он поселяется в местности, где природныя условия совершенно отличны от тех в которых он воспитался: ему приходится в этом случае произвести трудную работу для приискания новых средств для борьбы с природой. Эта борьба часто бывает длительной, и масса отдельных личностей гибнет не будучи в состоянии перенести новыя условия жизни, пока, наконец не будут найдены и не выработаются, иногда только по прошествии нескольких поколений, удачные способы борьбы. Это происходит обыкновенно тогда, когда поселившийся на новых местах народ имеет ближайшими соседями племена, резко отличающияся от него по степени культуры и по характеру занятий. Но если его соседи в общих чертах схожи с ним по культуре, по занятиям - работа по приисканию новых способов борьбы с природой в значительной степени облегчается. Новоприбывшие, нисколько не утрачивая своих национальных особенностей, могут воспринять способы борьбы с природой, которые были выработаны их соседями-старожилами в той местности, которая для переселенца является и новой и неизвестной. Мы знаем напр., что pycский насельник на севере перенял у инородцев части одежды, способы ловли животных технические охотничьи термины. На Кавказе он перенимает от своих соседей одежду; в способах постройки жилища он cледует уже выработавшимся в том месте правилам. В Средней Азии привыкший жить в бревенчатых избах крестьянинъ-переселенец строит себе дома из глины по примеру туземцев и лишь впоследствии переходит к плетеным обмазанным глиной хатам; он усваивает высокоразвитую в средней Aзии систему ирригации полей. В Обдорске русские приняли самоедский костюм и многие под влиянием самоедов стали разводить оленьи стада. У бурят в числе прочих заимствований русские переняли одежду, способ объезживанья лошадей, устройство телег искусство приготовления арака и пр. У вотяков они научились варить мормышку, которая обходится в пять раз дешевле водки. Подобных примеров можно привести большое количество, но как эти, так и аналогичные им факты не могут служить доказательством в пользу способности русскаго народа утрачивать свои национальныя черты или, по крайней мере, легко поддаваться чуждому влиянию: ряд причин как напр., отсутствие леса, пригодность прежняго покроя одежды при новых климатических или иных условиях усмотренныя выгоды известных способов производства и пр., заставляет их заимствовать от старожилов-туземцев многое из их культурнаго запаса. Параллельно с этими заимствованиями идет и воспринятие чуждых слов в русском языке: знакомясь с новыми предметами на новых местах pyccкий поселенец естественно воспринимает в свой язык название или термин уже существующий у болеe древних насельников данной области.

Мы вправе ожидать, что чем ближе русский колонизатор стоит в своем быту к соседнему инородческому племени, тем более будет этих заимствований. Поэтому русский поселенец поставленный в чуждыя его родине условия, заимствует значительно больше от инородцевъ-земледельцев чем в тех случаях когда его соседи оказываются кочевниками.

Возможно, наконец указать случаи потери русскими пришельцами совершенно или почти совершенно своей национальности, которые однако не могут служит доказательствами отсутствия способности к ассимилированию у русской народности. Как пример могут служить т. наз. "полуверцы", живущие в Эстляндской губ. (у Чудскаго оз.): их русское происхождение доказывается названиями деревень, в которых они живут (наприм. Олешница, Смольница, Князь-Село и т. п.), и их фамильными прозвищами (напр. Рябинин Зеленый, Заболотный и т. п.). Между тем они утратили свою национальную одежду, в лице многих своих представителей перешли из православия в лютеранство и в значительной степени забыли родной язык Другая небольшая кучка русских поселенцев недалеко от Ревеля, в Аррокюльском приходе, водворенная там во времена Петра и, почти всецело подверглась эстонскому влиянию, поскольку это касается одежды, быта, языка, и только православие сохранялось ими до последняго времени; лишь несколько стариков еще говорят по-русски, хотя и плохо, а более молодые совершенно забыли родной язык Подобные факты утраты русскими национальности известны (иногда впрочем на основании преданий) и на сев. Кавказе. В приведенных и аналогичных им случаях нельзя видеть доказательств в пользу способности утрачивать свою национальность; причина утраты в данных случаях лежит главным образом в ничтожном сравнительно с туземцами, количестве русских слишком слабых чтобы отстаивать свою национальность среди окружающих их инородческих и иноверческих соседей.

Так как указанные факты не могут служить для выяснения cуществования ассимиляционной способности у русскаго народа, то материал на котором можно основывать взгляд для выяснения поставленнаго вопроса, должен быть сведен к тем явлениям которыя имеют место при, т. ск., массовом столкновении двух племенъ-русскаго и какого-нибудь инородческаго. Накопившияся в русской литературе данныя позволяют выставить следующия общия заключения: 1) подвергаются в большей или меньшей степени обрусению: а) финския племена, населяющия север и северовосток; что касается финнов населяющих Финляндию, Эстляндскую и Лифляндскую губ., то они сохраняют стойко свою национальность, что в значительной степени находит себе объяснение в долговременной религиозной и отчасти в политической обособленности указанных частей России, вследствие чего сношения с русскими были лишь незначительны; б) ряд более или менее крупных племен принадлежащих к монгольской, тюркской и арктической семьям 2) Мало, либо вовсе не подвергаются обрусению степныя кочевыя племена, кавказские горцы и др. 3) В некоторых случаях при столкновении с инородцами русская народность выказывает стремление подвергаться их влиянию и утрачивать свои национальныя черты ( якуты, киргизы в некоторых частях Сибири).

Перейдем к разсмотрению фактов относящихся к вопросу о существовании у русской народности способности к ассимилированию, причем начнем наш обзор с финских племен, финския племена, наименее подвинувшияся на пути культуры (лопари, остяки и вогулы), повсюду при столкновении с русскими выказывают стремление к обрусению: они подражают русским в устройстве своего жилища, перенимают их одежду, начинают говорить по-русски и пр. и постепенно, таким образом утрачивают свои национальныя особенности; это явление, конечно, наблюдается только там где представители указанных народностей имеют более или менее постоянное общение с русскими. Так например лопари, живущие в далеких погостах и сталкивающиеся с русскими лишь отрывочно, в течение краткаго времени, когда лопари приезжают в Колу для сдачи рыбы, хотя и говорят почти все по-русски ( мужчины ), сохраняют еще много своеобразнаго в своем внешнем и внутреннем быте. Другое дело, когда столкновения этих двух народностей являются более или менее постоянными: в лежащем близ Колы Кильдинском погосте лопари, если это им позволяют их материальныя средства, подражают русским в одежде настолько, что подчас одетаго по праздничному лопаря трудно отличить от русскаго; а изба состоятельнаго лопаря этого погоста не отличается от русской избы ничем существенным Остяки и вогулы сохраняют свои типичныя черты лишь там где им приходится мало сталкиваться с русскими, где же этого условия нет они быстро утрачивают свои национальныя черты, хотя в общем остяк не охотно принимает нововведения от русских к которым относится с крайним недовериемъ 2). Явление, которое наблюдается у наименее культурных финских народностей, повторяется и у тех которыя в настоящее время достигли уже довольно высокой ступени развития.

Наиболее точныя сведения об обрусении мордвы собраны, насколько нам известно, И. Н. Смирновым3). Процесс обрусения мордвы, который продолжается уже три столетия, еще не закончен и в настоящее время; он начался со времени, когда среди мордвы начали появляться русския поселения, причем как напр, на севере, в Нижегородской области, вотчины мордовских князей отдавались часто русским помещикам и монастырям "Нельзя сказать, замечает по этому поводу г. Смирнов чтобы новые владельцы руководствовались в своей руссификации какой-нибудь системой: обрусительных стремлений по отношению к инородцам мы не знаем даже у центральнаго правительства. Обрусение вотчинной мордвы было побочным продуктом экономических стремлений вотчинников Получивши богатыя естественными произведениями вотчины мордовских князьков монастыри и помещики стремились извлекать из них возможно более прибыли и привлекали на мордовскую землю русских колонистовъ- частью с своих старых земель, частью со стороны. Так возникали селения и области со смешанным мордовско-русским населениемъ". В других местах русския поселения возникали самостоятельным путем причем всюду результатом сожительства обоих племен была утрата мордвою своей национальности. Мордва совершенно обрусела во многих деревнях Княгининскаго, Арзамасскаго и Лукояновскаго уу. Нижегородской губ., далее в Саратовской губ. и за Волгой-в Самарской, Уфимской и Оренбургской губ. В Мокшанском крае-в губ. Пензенской и Тамбовской-обрусение далее всего пошло на Ю. и З., в соседстве с Мещерской областью. На западе Шацкаго у. еще в XVии в. обрусение мордвы было уже значительным Только на основании исторических свидетельств можно констатировать былое существование мордвы во многих селениях в Шацком и Моршанском уу. до самого Тамбова; то же самое явление мы встречаем в Спасском у. (Тамбовской губ.) и Чембарском у. (Пензенской губ.). На севере Пензенской губ., в уездах Краснослободском Наровчатском и Инсарском мордва еще удерживает свою национальность, но и здесь старина уже начинает падать, и русская речь мужского населения звучит почти без акцента.

Процесс слияния вотяков с русской народностью начался сравнительно недавно. Вотяки, вообще недружелюбно относящиеся к русским при появлении в их землях русских колоний, уступали новым поселенцам свои владения и предпочитали удаляться в более глухия места, в леса, где и устраивали новыя поселения. Этим отступлением вотяков объясняется, по словам И. Н. Смирнова4), образование многочисленных русских поcелений с вотяцкими названиями. "Вятскими земскими статистиками записаны предания относительно возникновения в Елабужском уезде некоторых русских селений с вотяцкими названиями. Русские помнят что на местах их селений были вотяцкия, ранее покинутыя, помнят что их предки нашли на селище пустые шалаши. "Вотяк бежит от русскаго, как мышь от кошки",- говорят pyccкиe крестьяне Малмыжскаго у. Ту же характеристику за полтораста лет до нашего времени сделал вотякам Гер. Фр. Миллер : "вотяки так дики и грубы, что ни с каким другим народом дружескаго обхождения иметь не хотят или чтобы жить вместе в одной деревне". В настоящее время, когда переход вотяков из одного места в другое значительно затруднился, и вотяк живя по соседству с русским вынужден сталкиваться с ним отношения к русским нисколько не улучшились: вотяки, пишет г. Верещагинъ5), относятся с недоверием к русским торговцам в особенности если они не знают по-вотяцки; купцы же из агрызских татар умеют расположить в свою пользу вотяков; "еще более русский возбуждает в вотяке недоверие и нелюбовь к себе оттого, что он русский, любит подтрунивать над вотяком .. Если зайдет pyccкий к вотяку, вотяцкия женщины стращают им своих детей... и на все вопросы русскаго отвечают молчанием хотя и могут удовлетворительно объясняться по-русски, а зайди татарин - вотячки разговаривают шутят с ним охотно". Русских живущих среди вотяков эти последние называют паськыт чырты (широкое горло, горлодеръ), пуны (собака), бадзьым кот ( большое брюхо) и т. п. Несмотря однако на недружелюбное отношение вотяков к русским тот же изследователь отмечает что вотяки, живя среди русских быстро русеют усваивают русские обычаи, перенимають русские вкусы в выборе цвета одежды и пр. Главными путями руссификации являются, по словам И. Н. Смирнова6), большия дороги, прорезывающия край: жители деревень, лежащих по близости от них забрасывают по немногу собственный костюм и обычаи. В 20-ти верстах напр, от Малмыжско-Глазовскаго тракта, в селе Мултан состоятельныя вотячки уже одеваются в русския платья. На границе Глазовскаго и Слободскаго уу., в селе Сада, в приходе котораго рядом живут русские и вотяки, эти последние утратили в значительной степени свои национальныя черты. Вотяки указанной местности известны в Глазовском у. под кличкой "садинские оборотни". Кличка дана им потому, что вотяки, по местному выражению, "оборотились русскими" по внешнему виду и по языку, женятся на русских девушках сами и выдають за русских своих дочерей. Здесь, замечает г. Смирнов совершилось полное слияние вотяков с русскими; пройдет два-три столетия, и о существовании вотяков в приходе останется смутное воспоминание.

В течение нескольких столетий, в которыя продолжаются частыя и непосредственныя взаимоотношения русских и черемисов эти последние в значительной степени поддались русскому влиянию. Так как история колонизации края, населеннаго некогда черемисами, еще ждет своего изследователя, и так как существование массы в настоящее время чисто русских деревень, носящих черемисския названия, не может служить еще неоcпоримым признаком что в них русские колонизаторы ассимилировали коренных жителей, а не вытеснили их как это мы видели на примере вотяков -то в настоящее время еще не представляется возможности говорить о том в какой мере выразилась в прошлом ассимиляционная "способность" русских в отношении к черемисам Но явления современности в достаточной степени свидетельствуют о том что там где русское население сталкивается с черемисским последнее оказывается склонным к обрусению. В настоящее время, по словам И. Н. Смирнова7), встречаются черемисския деревни, в которых однако преобладающим элементом оказывается уже русский, так что на несколько десятков русских дворов приходится несколько единиц черемисскиx Такия деревни являются результатами ассимилирующей деятельности русскаго народа: оставшиеся в них обломки черемисскаго населения вне всякаго сомнения в скором времени утратят свою национальность под давлением преобладающаго элемента. По наблюдениям г. Смирнова, сделанным им в губерниях Костромской, Вятской и Казанской, руссификация сделала большие успехи в двух первых чем в Казанской. Черемисы Ветлужские и Яранские, продолжает цитируемый автор говорят очень правильным русским языком почти без акцента, и с первых фраз способны отличать русскаго человека от иностранца, неправильно говорящаго по-русски. Уржумские и Малмыжские черемисы (южных волостей ) говорят уже с меньшей правильностью, хотя и лучше Царевококшайских В деревнях в которых черемисы и русские живут смешанно, дети и даже женщины говорят по-русски. Язык прокладывает дорогу русскому народному творчеству. В деревнях со смешанным населением г. Смирнову приходилось слышать от черемисских детей загадки на ломанном русском языке, в детских песнях попадаются русския фразы. Русское влияние на черемисов сказывается в занятиях обрядах в детских играх в увеселениях взрослых на народной поэзии, в космологических и космогонических преданиях Далее, постройки, домашняя обстановка, костюмъ-все более и более начинает утрачивать оригинально-черемисския черты и ассимилироваться с русскими,

Ассимиляционный процесс отмеченный у мордвы, вотяков и черемисов почти завершился в настоящее время у пермяков - племени, от котораго в настоящее время сохранились лишь незначительные остатки. Часто цитированный нами проф. И.Н.Смирнов которому мы обязаны лучшей монографией, касающейся этнографии пермяков дает нам и наиболее обстоятельныя сведения об обрусении этого племени8): обрусение пермяков пишет он продолжается медленными, но верными шагами, без всяких искусственных мер и не оставляя в русеющем населении никакой горечи против господствующей народности. В настоящее время наиболее чисто сохранившиеся пермяки занимают долину Иньвы, но и здесь дело обрусения дало уже важные результаты. Волости Майкорская и Купросская и в особенности селения, по имени которых носят оне свои названия, представляются уже в значительной степени обрусевшими: здешний пермяк желал бы, чтобы его принимали за русскаго и на категорический вопрос : "ты пермяк?"-нехотя отвечает : "не скроешь, пермяк". Кувинская и примыкающия к ней с севера Юмская и Юрлинская волости Чердынскаго у. населены уже такими пермяками, дети которых будут только смутно помнить, что когда-то в их краю говорили на другом не русском языке. В с. Юрле не слышно другой речи, кроме русской, и на вопрос живут ли в селе пермяки, отвечают отрицательно. Во всех трех названных волостях Чердынскаго у. жители считают себя уже вполне русскими и говорят что пермяки живут за р. Косой. Но и за р. Косой обрусение уже началось. Как там так и в Ошибском приходе русский язык как язык обыденнаго домашняго разговора, еще не вытеснил пермяцкий: жители еще говорят по-пермяцки, но русская песня и русская загадка на игрищах русския присказки на свадьбах русские наговоры и заговоры в различных случаях требующих участия колдуна, являются в некотором роде обязательными. Женщины и девушки, пишет далее г. Смирнов обыкновенно едва умеющия связать несколько слов по-русски, поют с величайшим усердием русския песни, в меру своего усердия, конечно, искажая их и выслушивают длинныя, цветистыя, заученныя от русских речи и прибаутки дружек на свадебных пирах; произведения русскаго народнаго творчества проникают таким образом к пермякам раньше языка, завоевывая и подготовляя почву для этого последняго. Далее, на верховьях Камы, где Кеппен в 40-х годах насчитывал до 4600 пермяков можно найти людей, говорящих сильно смешанным с русским пермяцким языком лишь в двух трех деревнях Г. Добротворский, наблюдавший пермяков Орловскаго у., - продолжает тот же автор - говорит что особенно сильно обрусение замечается в смешанных деревнях; здесь пермяки говорят по-русски, роднятся с ними и перенимают все мелочи быта. "Русский крестьянин для такого пермяка-идеал; он копирует его даже в мелочах в походке, в одежде, в постройках во всем".

(продолжение следует)

Източник: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004091276/viewer/?page=1

Годъ 6-й Кн. XXIII.Этнографическое обозренiе. Изданiе Этнографическаго Отдела

Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи,

Состоящаго при Московскомъ Университете. 1894, № 4.

Подъ редакцiей Секретаря Этнографическаго Отдела Н.А.Янчука. Москва.

Высоч. утв. Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ. Коммиссiонеры Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя въ МосквǏ, Петровка, д. Левенсонъ. 1894.

Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

    Молдавия выбрала войну с Россией

    Автор: Юрий БаранчикВыбор неестественный, т.к. референдум в пользу присоединения к ЕС и второй тур выборов президента Молдавии прошли за счёт манипуляции голосами заграничной диаспоры. ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Взор Здравомыслие.
      30 ноября 2017 г. 10:03

      Тапробана, открой личико! :о)

        Экзотический остров «Тапробана»: Суматра или Шри-Ланка?Банду де Силва ( Bandu de Silva)Остров Тапробана на самом деле является Цейлоном, хотя иногда на некоторых картах он смешивался с Суматрой. Табробана, как его называли на самых ранних картах, был важным пунктом для торговли между Востоком и Западом и из-за этой его важности, он изображался сли...
      3062
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 17:34

      О Степаныче, который один стоит крепости

       Уважаемые читатели. До позавчерашнего дня я и слыхом не слыхивала о гетманской ставке - Батурине, и о том, что была такая, с позволения сказать, крепость (на самом деле довольно слабоукреплённое поселение), которую доблестно защищали от шведов долгие месяцы русские люди вместе с украинским населением, сковывая и изтребляя силы шведов. Думаю, что те, кто в курсе ...
      2582
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 11:19

      Про судьбу бывшей столицы гетмана Мазепы

       Продолжаю публиковать найденные мной сведения про судьбу Батурина и его жителей, которые якобы подверглись тотальному истреблению русскими войсками. Предыдущие статьи здесь: Миф о батуринском геноциде и АРХЕОЛОГИЯ КАК ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД СТОРОННИКОВ "БАТУРИНСКОЙ РЕЗНИ"Владимир АРТАМОНОВ, кандидат исторических наукУСТРАШЕНИЕ ГЕТМАНЩИНЫ. Катастрофа рези...
      1849
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 10:31

      Карта подземных кораблей

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Сегодня у нас по плану день "картёжника", а потому я припасла для вас интересную историю на эту тему :о)Это статья, усмотренная мною на сайте одного археолога, который своей работой развеивает, кстати, миф о том, что монголы не имели флота. Но об этом пока только здесь: Кто-то там говорил, что флота у монголов не было?Итак, ...
      3998
      Взор Здравомыслие.
      2 апреля 2017 г. 03:06

      Ребятам о зверятах..., а тем, кто постарше, о хорях, скунсах, хряках, меринах и прочих крысах.

          В мире много есть зверьков очень интересных, Мы расскажем про хорьков - не совсем известных. Говорят, что кровожадный, словно злобный Дракула, Дикий, страшный, беспощадный - убивает запахом! Вот уж хохма и потеха, тем кто с фреткой дружен, Веселее нет зверька - клоун Вам не нужен! Авторские права принадлежат http://www.horekvrn.ru/Да, д...
      2551
      Взор Здравомыслие.
      12 февраля 2017 г. 00:32

      Про потопы, которые в топах

      Легенды о Великом потопе встречаются во многих культурах мира и существуют издавна. У разных народов они различны, хотя имеются и общие детали. Например, упоминание ливня, сведения о том, что кара послана некой высшей инстанцией за неправильное поведение, что спаслись только те, кто жил честно (а таковых было очень и очень мало), и что от них пошёл род людской. В обще...
      4128
      Взор 7 января 2017 г. 10:25

      Здравствуйте, уважаемые посетители блога!

      С начала этого года продолжение блога находится * здесь: .Взор* моя страница в ЖЖ:  здесь* Список опубликованных в этом блоге статей (разложены по основным темам для удобства)Добро пожаловать!...
      2581
      Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2016 г. 15:49

      Про солнышко и свастику

      Хотелось бы разсмотреть ещё один вопрос связанный со свастикой. Начался для меня он с этого: Вопрос, конечно, интересный, ибо за светилом люди наблюдали с древнейших времён. Можно вспомнить про древние обсерватории, которые находятся почти по всему миру.Древняя обсерватория в Южной АмерикеАрхеологи во главе с Робертом Бенфером (Robert A. Benfer) во время...
      4178
      Взор Здравомыслие.
      29 декабря 2016 г. 19:41

      Как, читая, мы понимаем то, что написано. Как это делают другие.

      Просто беда с этими забаненными :о) И что, спрашивается, нужно? Так бы сразу и сказали, что нужно было придавить авторитетом :о))))Но тогда, ума у вас, а вдобавок и нравственности, малость недостаточно.По поводу первого (ума):Мои слова о ваших "400" и о сказанном Зализняком:«Что касается укорачивания, то он опять не вник в вопрос.В статье З...
      3636
      Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2016 г. 18:27

      Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев мира

      Итак,  "от яблони родится яблоня", и, следовательно, земледельцы в мире первобытных охотников-собиральцев откуда-то взялись, то есть, появились. Где, откуда и когда - вопрос волнующий, ибо знать корни свои хочется :о)Археологи, конечно же, успели к нашему времени нарыскать множество стоянок первобытных людей, людей не самых первобытных и, даже, совсем не первобыт...
      5477
      Взор Здравомыслие.
      27 декабря 2016 г. 12:53

      Работа у вентилятора...

      Во времена интернета довольно трудную задачу взяли на себя закапыватели здравомыслия. Ибо можно пойти и проверить любые утверждения даже, если не приводятся ссылки на източники сведений, подаваемых, как однозначные.Очень показателен в этом пост упорного и яростного "борцуна" за правду. Читаем тут https://cont.ws/post/470725 его собственные слова в ответ на статью...
      6736
      Взор Здравомыслие.
      26 декабря 2016 г. 10:34

      Про первых Фермеров, миграции людей и кукурузу (начало темы о Земледельцах)

      Как-то было много утверждений, что все основные окультуренные человеком злаки имеют своих предшественников в природе. А кукуруза - нет. И, следовательно, не иначе, как завезена она на планету нашу в качестве подарка (или как-то там ещё) из дальнего космоса инопланетянами. Это, дорогие мои, того же поля ягодка-идея, что и версия о приносе детишек в семью аистами :о) Не...
      6947
      Взор Здравомыслие.
      25 декабря 2016 г. 19:23

      О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

      «Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. ЛоуренсНачало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии. ...
      4990
      Взор Здравомыслие.
      24 декабря 2016 г. 22:13

      Этрусская архитектура

      Так давно жили этруски, но были они весьма яркой культурой. Посмотрите, какой вклад они внесли в культуру человечества.  Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что ...
      7960
      Взор 24 декабря 2016 г. 20:21

      Ну не спится :о)

      *** *** *** Напоследок: ...
      2569
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 22:52

      О правителях, мумиях и реконструкции внешнего облика

      Наука не стоит на месте. Появляются новые технологии изследования предметов - и тут же берутся "на вооружение" не только теми, для кого они были предназначены самими изобретателями, но и всеми желающими :о) И в результате такого применения новых "инструментов", порой открываются очень и очень неожиданные вещи. Вдруг с помощью современной техники мы узнаём, каковым был...
      16943
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 19:49

      Римляне - достойные ученики этрусков

      Но сначала небольшое предисловие :о) Впервые история о "русских этрусках" увидела свет в научно-фантастическом романе 60-х годов Александра Казанцева "Сильнее времени": героиня - Вилена Ланская Ратова при "пробуждении" генетической памяти увидела своих этрусских предков !.."И вдруг он понял:– Эрасов, говоришь ты? Но ведь это, очевидно, этрусков!И Вилену ...
      6755
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 22:40

      Пирамиды

      Видео на ночь :о)Поднятие камней пирамиды при помощи рычагов и верёвок Роджер Ларсен из Колумбуса штата Миссисипи - не археолог по профессии, но у него есть теория. В овраге позади своего магазина, он построил устройство, в котором изпользует веревки и рычаги, чтобы поднять 1.800 фунтов. Уклон для подъёма 33 градуса. По одному человеку на рычаг.  Рычаги...
      3184
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 18:05

      Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

      Что значит «мертвый язык»? Большинство языков мира было и остаются бесписьменными; когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Лингвистов с полевым опытом, способных хотя бы в общих чертах зафиксировать особенности умирающего языка (а...
      7828
      Взор Здравомыслие.
      20 декабря 2016 г. 23:38

      Этруски озадачили пирамидами

      "Этруски - во многом историческая загадка, возникшая в качестве сложной культуры около 900 года до н.э в центральной Италии, оставившая незабываемый след в области искусства, обработке металлов, торговле и в письменности Европы и Средиземноморья. Однако общество не выжило. Они были поглощены окрепшей Римской империей, оставив немного подсказок относительно их культуры...
      6213
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика