Есть мнение, что отрицание массового террора Сталинского периода сродни вере в жидорептилоидов с планеты Нибиру. Конечно, многие ярые сталинисты заслуживают подобного отношения. Однако давайте посмотрим на тысячу-полторы лет в прошлое.
Вот жили себе люди в Европах общинно-родовым строем, пасли скот, выращивали злаки и прочую растительную нямку, никого не трогали (за исключением соседей, у которых всегда и нямка вкуснее, и скот тучне, да и девки грудастее), верили в сотни богов и духов, приносили им жертвы от всей души (если широта души позволяла, то и соплеменники годились или из соседей кто), плели ми-ми-мишные веночки по праздникам. И тут ВНЕЗАПНО наступил феодализм. Конечно, не так уж внезапно – процесс был длительным и непростым. Новые отношения в обществе требовали и новое духовное наполнение. Старые боги стали тормозом на пути развитого феодализма, зато христианство пришлось в самую пору. Что же стало со старыми богами? – Вот так просто взять и стереть всё из память невозможно. В лучшем случае их образ экстраполировали на святых, в худшем – превратили в леших, водяных и прочую нечисть.
Естественно, я сильно упрощаю, но общая тенденция именно такова. Наступил XX, а затем и XXI век, люди всё меньше смотрят на окружающий мир сквозь призму религии (не все, конечно), а всё больше доверяют науке. Только вот, с точки зрения науки, фольклорная нечисть это отголоски прежних верований, а не исчадия ада, как учила до этого церковь. Фольклористы и этнографы не носят шапочки из фольги, и их не считают сторонниками теории заговора, хотя, если принять точку зрения сторонников версии о геноциде советского народа в 30-х, – стоило бы. Смена формации, государственного строя, да даже обыкновенный переворот в отдельной стране практически всегда несёт с собой переписывание истории. Старые боги превращаются в демонов, а на месте прежних капищ воздвигают новомодные храмы. И тема с репрессиями из той же области, именно насаждение новой религии и демонизирование старых богов мешает взглянуть трезво на историю прошлого века.
Можно было бы привести более понятную аналогию: "репрессии", сиречь опричнина, Ивана Грозного, но отрицание массового террора той эпохи тоже для многих лежит в области шапочек из фольги и жидорептилоидов, так что других примеров у меня для вас пока нет.
Оценили 14 человек
31 кармы