Главная проблема в том, что цивилизация со всеми её благами – требует себе цивилизационно-ответственного человека с гуманным и экологическим мышлением. Гарантированное изобилие материальных благ требует для себя гарантированного изобилия воспитания и умственного развития человека.
Этого, естественно, нет — а есть стадо павианов, гребущих к себе всё подряд и не желающих ни о чем задумываться.Вот модель, описывающая ту дань, которую мы платим за потребительскую непоследовательность:
Допустим, в режиме свободной торговли было произведено 100 булочек. 90 из них пекарь продал, а 10 оказались лишними, зачерствели и пропали. Если принять (условно), что 1 булочка = 1 р., то получается, что пекарь потерял 10 р. Но мы же находится в рыночной экономике? Значит, потерянные 10 рублей будут внесены булочником в ценник следующих булочек, и мы будем покупать их уже не по 1 р, а по 1.11 р.
Мы должны будем оплатить муку, сахар, яйца и пр., которые ушли на булочки, нами не съеденные. Это – штраф, который налагает на нас наша потребительская непоследовательность. Если бы мы озаботились заранее составить заказ, заранее гарантировать оплату партии булочек, то пекарь не выпекал бы лишних, не тратил бы впустую сырьё, энергию, свой труд, оказавшийся сизифовым, и наши деньги.
Великий математик Джон Нэш математически доказал, что в ситуации совершенно свободного рынка с упругим спросом будут впустую пропадать 1/3 произведенного продукта. Ну вот так работает «невидимая рука рынка». Если же спрос неупругий — то потери могут увеличиться еще больше (характерный пример — скоропортящиеся товары).
Таким образом, товар на «свободном рынке» стоит в среднем на треть дороже, чем мог бы стоить при разумной плановой регуляции, и что еще хуже — на него впустую прогаживается на треть больше ресурсов.Всякий впустую прогаженный мешок муки, всякий напрасно потраченный киловатт энергии, всякий лишний литр сожженного бензина и т.п. – это удар по экологии планеты.
И это связано только с одним фактором: неспособностью человека составить заранее заявку – что ему будет нужно завтра, через месяц, через год. Надо понимать, что такая капризная неспособность, когда человек сам не знает, чего он хочет, и мечется от одной причуды к другой – атавизм и рудимент животного мира, примета дикости.
Хуже того — Нэш рассматривал только сам продукт, не учитывая побочные расходы. А они в современном свободном рынке растут как на дрожжах — при этом ничего не добавляя самому продукту. По сути, это совершенно лишние траты. Вот возьмем, например, упаковку.
Экономисты подсчитали, что в среднем стоимость упаковки современного товара широкого потребления доходит до 40% общей стоимости! Это означает, что покупая, например, подсолнечное масло за 100 рублей бутыль, вы 40 рублей платите за этикетку, всякие стикеры, узорное литьё и т.п., и лишь 60 рублей — за само масло.По сути, вы 40 рублей платите за загрязнение планеты, потому что столь дорого обходящаяся вам упаковка-замануха после покупки немедля отправляется на помойку.
Вы своими капризами (свободным рыночным спросом) – заставляете производителей отравлять и загрязнять планету. А запасной планеты у нас нет, ребята.Что же происходит, когда недоразвитый человек конвергирует с павианом? Рождается хорошо нам знакомая дегенеративная непоследовательность, появляется непредсказуемый флюгер капризов, вычурно-шизофренические моды стремительно сменяют друг друга.
Проще говоря – дегенеративно-непоследовательный человек сам не знает, чего хочет. Пока ему пекли хлеб – он уже захотел печенья, пока ему строили дом – ему вдруг приспичило заполучить «мерседес».
Оценили 39 человек
42 кармы