• РЕГИСТРАЦИЯ
В Чёрное море летит авиация НАТО. Детали в Телеграм Конта

Натягиваем сову на глобус или снова «призываем» шведов на Русь? О статье «Древние славяне на Волыни»

14 3599

Анализ статьи от любителя истории.

Статья вышла в журнале «Исторический формат», №№ 1, 2 за 2016 год. Без скачивания можно прочитать здесь (часть 1) и здесь (часть 2).

Предисловие.

На журнал этот я попал благодаря ресурсу Переформат. Замечательный ресурс. Любителям истории, кто его не знает, рекомендую. Скачивать сам журнал можно здесь: http://histformat.com/

Первое, что бросилось в глаза в этом журнале, это статья «Древние славяне на Волыни». Заинтересовало, потому как малая Родина моя. Автор статьи - Жих Максим Иванович, профессиональный историк, научный сотрудник Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. Надо сказать, что статья формально выдержана в научном стиле – и историография вопроса присутствует, и местами разные точки зрения представлены. Но! Вызвали недоумение два момента. Первый - значительная часть статьи посвящена вопросу готов. И не только их вероятному присутствию на Волыни, но и происхождению из Скандинавии (конкретно из Швеции). Второй – утверждение о завоевании Волыни аварами (как пример – уничтоженные аварами городища).

«Шведский» вопрос как раз для меня актуален был в эти дни, поскольку читал книгу не менее профессионального историка В.В. Фомина «Голый конунг. Норманнизм как диагноз». Автор дал прекрасную раскладку по действующим лицам – историкам-норманнистам. И вот этих историков и археологов обильно цитирует Жих М.И. при обосновании идеи выхода готов из Скандинавии. Что тут можно сказать? «Знание – сила». Это я нескромно про свои знания, которые заставили насторожиться. Кроме того, в качестве критика этой идеи («шведо-готов») автор упомянул историка Грот Лидию Павловну, дав, разумеется, ссылку на её работу. Но в самой статье не удосужился привести её аргументы. А позицию Лидии Павловны я знаю. Ещё один «звоночек».

Для начала надо бы дать для однозначного понимания два пояснения, определить два термина. Оба они связаны со «шведским» вопросом в нашей истории.

Первый – «норманнизм». Означает приверженность к идее норманнского (скандинавского, шведского) происхождения варягов и Рюрика, начального строительства Русского государства этими самими шведо-варягами, и что именно они и являются шведским племенем «Русь». Больше про термин этот можно прочитать хотя бы и в Википедии.

Второй – «готицизм». Термин взял из той самой статьи Грот Л.П. Означает приверженность идее скандинавского (конкретно шведского) происхождения готов. Грот пишет о шведском и немецком готицизме.

Беглый просмотр источников показал забавную картину: наши «норманнисты» являются одновременно и «готицистами». Наверное, это закономерно?

А теперь собственно про Волынь.

Для начала отмечу такой положительный момент, как временной отрезок, с которого автор начинает рассмотрение вопроса. Речь идёт о том, что у нас не принято рассматривать славян ранее V-VI веков н.э. Л.П.Грот в результате исследований отечественной и шведской историографии считает, что такой временной барьер существует «благодаря» норманизму. Не исключительно, но в значительной степени. Автор же рассматриваемой мною статьи начинает свой анализ с первого века н.э., что приятно удивило.

Теперь по сути. Для начала о шведо-готах. Получается, что Волынь выбрана автором одним из полей сражений за «шведскость» нашей истории. Иначе как объяснить, почему автор, освещая историю Волыни первых веков нашей эры, столько места уделяет идее происхождения и исхода готов из Скандинавии (Швеции)?

Надо сказать, что в своих работах Грот Л.П. полностью, «на корню», разбивает «шведскость» готов. Вот эту работу упоминает автор:

Кто такие готы и откуда они взялись? 

Здесь важны как сама статья Лидии Павловны, так и комментарии под ней. Отмечу комментарий Игоря Львовича Рожанского о результатах ДНК-генеалогии по этому вопросу. Выводы для сторонников готицизма неутешительные. Во-первых, отсутствуют следы переселения из Скандинавии на Южную Балтику. Во-вторых, присутствуют следы переселения из Европы в Скандинавию. Кроме того, сами современные шведские учёные уже более двадцати лет отрицают шведское происхождение готов. Не находят они там их следов. Мифологию готицизма Л.П. Грот достаточно детально и убедительно показывает в своих работах. В том числе и в упомянутой. Но это нашими историками игнорируется. Странно, не так ли?

Что ещё важно? То, что готами в историографии называли не одно племя. Так что вопрос о том, кто побывал во 2-3 веках на Волыни, остаётся открытым.

Теперь про аргументацию автора на базе историографии. Обильно ссылаясь на работу Щукина М.Б. в качестве подтверждения своей гипотезы, Жих М.И. не «замечает» такую фразу на упоминаемой странице 56: «Итак, поиски прародины не приводят к однозначному решению». Речь о поиске точки исхода готов из Швеции.

А на 57 странице в той же работе Щукина М.Б. читаем: «Так или иначе, сказание существовало и было известно Иордану, и как будто (курсив мой – Н.Г.) оно находит подтверждение в археологическом материале». Но Жих М.И. предлагает нам утвердительную формулировку: «принципиально данные «Повести» о готской миграции с севера на юг, от Балтики к Черноморью, подтверждаются всей совокупностью данных (письменных, археологических и т.д.), которыми располагает наука и никак не могут быть отвергнуты».

Отметил я также тот факт, что Жих М.И., рассматривая древних славян на Волыни, оставил без внимания ряд других археологических памятников. Например, раскопанные могильники возле села Головно Любомльского района. Археолог Ю.В. Кухаренко, на которого в своей статье в том числе ссылается Жих М.И., в работе «Памятники железного века на территории Полесья» относит раскопанные памятники с. Головно к позднелужицкой и послезарубинецкой культуре. А это большой период – как минимум от IV в. до н.э. до II-III вв н.э. Об этнической принадлежности лужицких племён академик Б.А. Рыбаков высказался так: «лужицкое единство учёные нередко называют венетским (венедским), по имени древней группы племён, некогда широко расселявшихся по Центральной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем средневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми славянами, которые остались на своём месте, не принимая участия в миграционных потоках на юг» (взято отсюда). Что касается этнической принадлежности зарубинецких племён, то приведу цитату из Википедии: «Относительно этнической принадлежности зарубинецких племён среди исследователей нет единого мнения. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Тем не менее, данные лингвистики, а также типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой II—V вв. н. э. и культурами раннесредневековых славян V—VII вв. н. э. — пеньковской и колочинской — дают убедительные аргументы в пользу славянской принадлежности племён зарубинецкой культуры». Вопрос: почему этот след древних славян (и праславян) на Волыни Жих М.И. не упоминает? Может быть, потому, что там нет следов шведов? Для заявленной темы такие упущения странны, на мой взгляд.

Что касается самого Иордана и его сочинения, то приведу цитату из статьи «Гетика» Иордана – готское историческое предание или конъюнктура эпохи: современное состояние изучения проблемы» преподавателя исторического факультета Томского исторического факультета Конькова Д.С.: «Нельзя воспринимать это сочинение как позитивистски беспристрастную хронику событий или отражение некоего аутентичного исторического сознания. Представляется, что наиболее продуктивными вопросами в адрес «Гетики» будут не что именно и о чем в ней написано, но как и зачем. «Гетика» не повествует об истории готов, но сама является частью этой истории и ее творцом. Она – результат кризиса одновременно и римской, и варварской идентичностей, попытка культурной ассимиляции варварских отрядов и вождей, вопреки имперской традиции оказавшихся правителями; попытка формирования собственно готского самосознания и самоопределения и потому позитивно отозвавшаяся среди римлян, среди варваров и среди тех, кто уже не мог уверенно отнести себя ни к той, ни к другой категории».

Вот такие неоднозначности Жих М.И. преподносит нам в качестве «древности» волынских славян.

Теперь про аваров. В статье автор также утверждает, что авары уничтожили Хотомельское городище. Аргументирует так: «…в нижнем слое которого обнаружены аварские стрелы». Но в Википедии говорится лишь об одном (!) найденном аварском наконечнике. И указывается, что Хотомельское городище исследовано экспедицией Ю.В. Кухаренко.

К сожалению, в сети я не нашёл тех работ Кухаренко, Барана и Аулиха, на которые ссылается Жих М.И. Поэтому ничего не могу сказать, что послужило основанием для вывода о том, что городище Зимно было также уничтожено аварами. Зато есть упоминание о Зимно у известного и авторитетного украинского археолога и историка П.П. Толочко (книга «Кочевые народы степей и Киевская Русь»): «К сожалению, археологических следов прохождения аваров через восточнославянские земли сохранилось немного. Разве только в городище Зимно (неподалеку от Владимира-Волынского) содержатся в археологическом комплексе отдельные аварские вещи». Я считаю, что на таких данных нельзя делать вывод про уничтожение Зимновского городища аварами. К тому же не упоминаются сведения об аварских захоронениях на Волыни. Ведь если они уничтожали городища, то должны были погибнуть и их воины. И количество стрел не исчислялось бы единицами. Не приводятся также данные о следах аваров на территории между Зимновским и Хотомельским городищами (а это более 200 км).

Далее. Учитывая локализацию аваров в Европе (а это вовсе не Волынь, а Венгрия – см. рисунок ниже), трудно представить, что степняки-кочевники «забыли» в Полесье, где леса и болота.

Что касается упоминания в Повести временных лет про аваров и дулебов, то П.П. Толочко пишет: «Согласно сообщению франкского хрониста VII в. Фредегера, авары каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них, там они брали женщин и детей славян, вынуждали их к изнурительному труду. В завершение насилия славяне обязаны были платить аварам дань». Трудно представить, что Волынское Полесье чем-то могло привлечь для зимовки кочевников с территории Венгрии. Видимо, правы те исследователи, указывающие на паннонских, а не волынских, дулебов: «Исследователи полагают, что текст «Повести временных лет» о вымирании аваров первоначально появился в среде паннонских дулебов. Затем, под влиянием одного из писем константинопольского патриарха Николая Мыстыкоса к болгарскому царю Симеону текст изменился и уже в такой форме сохранился в русской летописи. Сведения об аваро-славянском противостоянии сохранили также иностранные источники. Так, Менандр Протектор писал, что авары «начали разорять земли антов, не переставая грабить и порабощать жителей». Но антов тоже не на Волыни размещают. По крайней мере, не на западной, где Западный Буг.

Иштван Эрдейи (Эрдели), доктор исторических наук, заведующий сектором археологии раннего средневековья Института археологии венгерской Академии наук, специалист по истории и археологии кочевых народов, в своей статье ссылается на вот эту карту:

И. Эрдели. Исчезнувшие народы. Авары. Карта расселения авар в VI-IX вв.

Беглый взгляд на эту карту у меня вызывает вопрос: какой неизвестный смысл в том, чтобы идти на зимовку, преодолевая (или обходя стороной) горы, в том числе Карпаты? Сколько это потребовало бы от них времени? Это ведь не одна сотня километров, да ещё и не по ровной местности. Разумнее предположить, что на зимовку авары шли к славянам-близким соседям. Исходя из этого, и дулебов они «принуждали» не на Волыни.

Я привёл несколько аргументов, ставящих под сомнение как корректность предлагаемой автором версии, так и историческую корректность подачи материала. Что касается заявленной в заголовке темы древних славян на Волыни, то я бы предложил расширить вопрос этничности, заменив «славяне» на «жители». И попробую предложить другие направления исследований по этой теме.

Например, почему бы вместо доказательства шведскости готов историкам не заняться, также в рамках исследования древних жителей Волыни, вопросами, которые поднимала С.В. Жарникова. Например, вопрос совпадения топонимов и гидронимов русского Севера и Червонной Руси. В статье «Русь Червоная – наследница Гипербореи» она приводит огромный перечень совпадающих (однокоренных) названий гидронимов Вологодской губернии, с одной стороны, и гидронимов Украины и Балкан, с другой стороны. Там встречаются совпадения и на территориях исторической Волыни, например, нынешних Волынской и Житомирской областей. Добавлю, что и река Луга, на берегу которой располагается Зимновское городище, есть в Ленинградской и Новгородской областях.

Кроме того, в результате своих исследований, С.В. Жарникова утверждает о «абсолютной идентичности северорусской и прикарпатско-закарпатской вышивки и браного ткачества».

Разумеется, все эти аргументы Жарниковой С.В. говорят о древнем единстве народа, населявшего такие отдалённые друг от друга территории. Разве не перспективное направление исследований?

Только вот какой нюанс: такие результаты, как у Жарниковой (а сейчас в этом же направлении - древности Руси ранее начала нашей эры - движется и Л.П. Грот) выбрасывают шведов-готов и шведов-варягов из нашей истории, из начал государственности, этногенеза русов, славян. Норманисты и готицисты на это пойти не могут. Вот и продолжается «нашествие» шведов на Русь. То шведо-варягов нам навяжут, то вот и шведо-готов аж на Волынь забросили. Да и с аварами не всё так просто и понятно. Как на меня, то совсем не убедительны доводы в пользу версии разгрома ими городищ на Волыни.

Такой вот любительский анализ статьи историка получился. Я употребил в названии своей статьи грубое словосочетание. Но работа над ней только подкрепила впечатление. По моему разумению, получилось у Жиха М.И. не столько исследование древних славян на Волыни, сколько «натягивание совы на глобус».

P.S. Два момента.

Первый. Норманнисты почувствовали угрозу, и решили поставить подпорку в виде шведо-готов? Или попросту усиливают давление на историческое сообщество и отечественную историческую науку?

Второй. Жих М.И. разместил свою статью не на Переформате, а в журнале. Принципиальная разница в том, что на сайте есть возможность комментировать. Для журнала я такой возможности не увидел. А на Переформате весьма подготовленные комментаторы. Автор - историк весьма молодой, решил не рисковать?

    Дебаты в доме престарелых

    После просмотра ночных дебатов я немного поспал, потом сразу с корабля на бал (в смысле «из кровати в телевизор») к Веселовскому на эфир. Поэтому описываю свои впечатления только сейчас,...

    В музее русского деревянного зодчества Витославлицы

    В музее русского деревянного зодчества «Витославлицы»«На холсте небольшая деталь -С позабытой церквушки на кручеОткрывается вечная даль!Верить хочется - это не случай.Старорусский народ...

    Уединение графини Орловой -Чесменской

     «Гощу в своем милом уединении, которое день от дня становится мне всё милее»Анна Алексеевна Орлова-Чесменская«Орловым я обязана тем, что я есмь». Императрица Екатер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Nikolay Gladyshev 5 июня 2017 г. 15:34

      Российская история написана с «украинских» позиций?

      Некоторые рассуждения об исследовании «идеологической диверсии XVII века».Речь об исследованиях, предпринятых историком, доктором исторических наук, профессором МПГУ А.В.Пыжиковым в области истории русского Раскола. Тема очень интересная. Поскольку я активно занимаюсь историей, то пропустить эту тему не мог. В прошлых годах делал попытки найти в сети «...
      1007
      Nikolay Gladyshev 31 января 2017 г. 15:48

      Про очередной "Пост украинки, который взорвал сеть"

      Давно не реагирую на такое, но тут особая ситуация. Эмоционально в сети отреагировала хорошая знакомая, из своих. Кого лично давно знаю. Зацепило. Решил, что надо пройтись по исходному материалу.Исходный материал - «Пост украинки, который взорвал сеть». Это классический заголовок для повышения распространяемости материала и вызова эмоций. Технологический момент, и не ...
      1041
      Nikolay Gladyshev 27 декабря 2016 г. 13:15

      Как Польша спасала Западную Украину от голодомора

      Писать на тему "голодомора" раньше не собирался. Считаю, что исследований на эту тему достаточно, нового ничего не скажу. Те, кто здесь читает и пишет, в этой теме разбираются в достаточной степени. И здесь я не буду уничтожать миф. Я о другом. Толчком к написанию этой заметки послужил недавний разговор. Произошёл он на Волыни. Собственно, и разговором это трудно...
      691
      Nikolay Gladyshev 15 ноября 2016 г. 13:54

      "Империя наносит ответный удар" или не на того "лапу задрал"?

      Идея статьи появилась после некоторых рассуждений на тему вот этого интервью. Картинка сложилась после новости о задержании Улюкаева.Для начала коротко о предыстории и о самом интервью. Незадолго до известных кадровых перестановок (Вайно вместо Иванова, Володин - в спикеры Думы) некий человек поделился с общественностью своими "прогнозами". Попадание - стопроцентное.&...
      1577
      Nikolay Gladyshev 15 сентября 2016 г. 13:12

      О «монгольском» мифе в нашей истории

      Исследуя тему «монголо-татарского ига», легко можно прийти к выводу о том, что здесь есть, мягко говоря, моменты мифотворчества. Которое в целом направлено на ослабление Руси (России в широком смысле). И миф этот успешно, к сожалению, работает по сегодняшний день.К теме «монголо-татарского ига» в моих исторических исканиях меня подтолкнула вернуться Л.П. Грот, хотя са...
      5692
      Nikolay Gladyshev 29 июня 2016 г. 23:38

      Как "партия сборки России" разрушает семью или почему антисоветчик всегда русофоб

      Речь о принятом законопроекте 953369-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». Законопроект принят Государственной Думой и Советом Федерации. В сети о нём известно, и на этом ...
      613
      Nikolay Gladyshev 17 июня 2016 г. 11:34

      Маннергеймом по выборам

      Какая связь? В свете моей вчерашней статьи на тему выборов (https://cont.ws/post/296450) связь прямая. Попробую пояснить, разобрав пару аспектов вчерашнего "шабаша" имени Маннергейма.Первый - это десоветизация. Эта доска - очередной выстрел в советское прошлое, в нашу историю, очередной шаг на пути десоветизации. Можно сколько угодно разбирать биографию и деяния Манне...
      1198
      Nikolay Gladyshev 16 июня 2016 г. 20:58

      Некоторые мысли на тему выборов в Думу или поможем себе и Президенту?

      Первый вопрос, конечно, о том, идти или не идти голосовать. Аргументы есть и в одну, и в другую сторону. Если есть твердейшая и непоколебимая уверенность, что голосование ничего не изменит, не повлияет на положение в стране, не скажется на жизни населения, что это всё цирк, и не надо в этом участвовать, то дальше читать не обязательно. Будучи в твёрдой уверенности, чт...
      741
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика