Я перестала читать прессу ещё в девяностые по причине чудовищной деградации последней. По пальцам одной руки можно было пересчитать журналы и газеты, не изменившие своему стилю и классу. Сейчас, издалека мне, пожалуй, вспоминается лишь «Вокруг света». Остальные погрязли в смаковании убийств, низкопробных сенсаций, тщательном публичном копании в грязном белье разного рода знаменитостей или в мазохистском наслаждении от ежедневного покаяния за «преступный сталинский режим» (живописания преступлений прилагались).
По той же причине спустя пару лет наша семья избавилась от телевизора. И знаете, что? Мы прекрасно провели пять лет своей жизни без ящика! А смысл его иметь? Только расстраиваться…
Десять лет назад, под Новый год так захотелось посидеть по-прежнему: под «Голубой огонёк», под «С лёгким паром!», бокалы с шампанским поднять под бой курантов! И мы с мужем таки купили ЖК телевизор. Каково же было разочарование – просто не передать словами. Кроме речи Президента и боя курантов смотреть было не на что - более того, некоторых выступавших так и хотелось заткнуть. Спасла положение лишь тёплая компания, собравшаяся в ту ночь за нашим столом. За весёлыми дружескими посиделками время пролетело незаметно, а звук у телевизора мы выключили…
Пару недель попытались приобщаться к «цивилизации»: послушать новости, посмотреть ток-шоу и прочее.
Впечатления остались самые тоскливые: заискивающий перед властью тон вещания напомнил эпоху брежневского телевидения – только ведущие тогда были гораздо образованнее. Исключением, разумеется, были развлекательные каналы, но содержимое их трансляций не могло вызвать ничего, кроме судорог. С тех пор телевизор подключен к компьютеру в качестве большого монитора.
2014 год принёс много нового. Ситуация с Крымом стала своего рода системой распознавания «свой/чужой», открывшей глаза на многих медийных персон. Так, если от Собчак или Немцова мы особо ничего другого и не ждали, то Макаревич просто убил. Ахеджакова - соответственно.
Напротив, приятно удивила Чичерина, от которой лично я такой гражданской и человеческой зрелости не ожидала. Иосиф Давыдович Кобзон подтвердил репутацию сердечного, щедрого и смелого человека. Низкий ему поклон и пожелания крепкого здоровья. (Вот ведь, как изменилась жизнь! В юности Кобзон казался таким скучным, что стал неким объединительным символом пресной официозной советской эстрады. Теперь же, когда есть, с чем сравнить, он фактически олицетворяет лучшую часть нашего бомонда, став символом сопротивления фашистской идеологии.)
Лично для меня как для человека, махнувшего рукой и на отечественную прессу, и на отечественную литературу, большим открытием стал Захар Прилепин.
Интересные вещи произошли и с журналистикой. Неожиданно выяснилось, что, помимо набившего оскомину Дмитрия Киселёва, у нас есть довольно много очень смелых, интересных журналистов. На авансцену вышли военкоры.
Погибшие журналисты
Анатолий Сергеевич Клян,
Андрей Алексеевич Стенин,
Игорь Владимирович Корнелюк
Антон Дмитриевич Волошин,
Царствие им Небесное! И наша долгая благодарная память…
Стешин и Коц, Сладков, Поддубный – храбрость этих людей поражает.
Удивительная Анастасия Андреевна Попова – совсем юная, за хрупкостью которой скрывается железный характер и недюжинная смелость.
Рыжий смолянин Сёма Пегов – мальчик-поэт, возмужавший на наших глазах. Однажды Эдуард Лимонов назвал его самым храбрым военным корреспондентом в РФ, и не напрасно.
Это особенные люди, настоящая элита российских СМИ. Очень хочется надеяться, что они станут локомотивом для всего своего цеха, примером для коллег.
А вот последние пока всё также вызывают смешанные чувства, спектр которых располагается от изумления до изжоги. Однажды планка профессионализма в журналистике стремительно упала, и поднять её никто особенно не торопится. Журналистские ляпы – как фактические, так и грамматические – стали нормой. Поначалу мне казалось, что не так уж всё и страшно. А потом я поняла, что страшно, и даже очень. И стала выписывать поначалу сами перлы безграмотности, а затем (осознав масштаб бедствия) и имена их создателей. Поэтому часть ляпов так и осталась безымянной.
К сожалению, даже лучшие журналисты не застрахованы от ошибок. Правда, они допускают промахи крайне редко.
Вот, скажем, весьма серьёзный и уважаемый мною Александр Анатольевич Кареевский в выпуске программы «Геоэкономика» от 24 сентября сего года сказал, что Япония хочет вернуть себе «второе место в мировом табеле о рангах». «Табель о рангах» - документ 1722 года, которым Пётр Первый определил иерархию рангов в армии, на флоте и в гражданской администрации. Слово «табель» здесь женского рода, потому что означает таблицу. В русском языке используют табель мужского рода, но только не в случае с «Табелью о рангах». Табелем может быть таблица успеваемости или учёта рабочего времени. Единичный случай досадной ошибки очень знающего журналиста.
На мой взгляд, одной из лучших новостных программ на российском телевидении является «Добров в эфире». Всегда с нетерпением жду её выпусков. Не скрою, что питаю слабость к Андрею Станиславовичу. Нравятся мне холёные такие дядьки, намекающие своими бородками и усиками на любовь к русской классике начала прошлого века. Весь ухоженный интеллигентский облик господина Доброва мил моему глазу, а слух ласкает его правильная речь. Конструктивный добровский сарказм на меня производит неизменно положительное впечатление – в отличие от раздражавшего ядовитого тона ненависти ко всему русскому, который не могла сдержать Максимовская. Добров нередко критикует правительство и чиновников, но это всегда критика по существу, без завываний о том, какая Россия плохая, и какой народ её глупый. Его материалам веришь, потому что даже самые уродливые стороны нашего бытия Добров и его команда показывают без злорадства. Если они позволяют себе насмешливый тон, то никогда – по отношению к зрителям, к стране. Они жгут глаголом исключительно зарвавшихся ворюг и наглых чиновников.
Это была бочка мёда. Теперь – ложка дёгтя. 27 сентября, на 13-й минуте сюжета под названием «Серебряная пуля», посвященном планам американцев разместить ядерные ракеты в Германии, по экрану во всей красе проплыла надпись «Серебренная пуля». В названии сюжета слово написали верно: «серебряная». Поэтому вряд ли оправданием может служить то, что имелась в виду серебрёная пуля. И даже в этом случае прилагательное пишется с одним «н», а вместо «е» следует писать «ё».
Сергей Брилёв в выпуске «Вестей в субботу» от 3 октября рассказал о рейтинге «конкурентноспособности». Его слова в кадре сопроводили надписью «Индекс глобальной конкурентноспособности: основные показатели». Слово «конкурентоспособность» происходит от слиянии слов «способность» и «конкурент», а не «конкурентность», поэтому конкурент + способность даёт конкурентоспособность. Сергей Борисович – один из наиболее грамотных телеведущих, из тех, что свободно говорят по-русски. Но ведь и на старуху бывает проруха. Досадный ляп порой случается и у таких, как Брилёв. Но вот редактора титров оправдать невозможно.
С другими всё гораздо хуже.
Артём Кол в репортаже на «России 24» умудрился назвать Поволжье Приволжьем.
Ещё один журналист этого же канала (к сожалению, из памяти стёрлось имя героя), отличился в репортаже о строительстве аэродрома. Он сказал: «сооружён ангар и взлётно-посадочная полоса», проигнорировав тот факт, что один глагол относится к двум существительным. По идее, сказать следовало: «сооружены ангар и взлётно-посадочная полоса».
Он же, если память не изменяет, назвал НЕрюнгри «НерЮнгри», а БарАновичи «БаранОвичами».
Или уж совсем вопиющий случай. Церемонию открытия соборной мечети в Москве освещали многие каналы. Не стал исключением и РЕН ТВ. В дневном выпуске новостей Дмитрий Вахницкий, который вёл репортаж о столь важном событии, дважды приписал мусульманам многобожие. Ничтоже сумняшеся он заявил, что мусульмане будут в новой мечети «молиться своим богам». Какой же это журналист, если не удосужился хотя бы в общих чертах составить представление о теме своего сюжета? Потрясающая степень невежества даже для современных российских СМИ.
Никита Васильев, ТВЦ. 9 октября. «На самом высшем уровне». Это вообще типичная ошибка многих пишущих и говорящих. Она свидетельствует об утрате способности определять и правильно использовать степень сравнения имён прилагательных. Журналисты регулярно путают сравнительную и превосходную степени имён прилагательных. Взять хотя бы высказывание Никиты Васильева. Составная (аналитическая) форма превосходной степени со словом САМЫЙ образуется путём соединения с ним начальной формы (положительной степени) прилагательного: красивый – самый красивый, высокий – самый высокий. Нельзя сказать «самый высший» - только «самый высокий» или просто «высший».
Или вот ещё пример (безымянный, но очень характерный): «самый великий праздник». У слова «великий» есть превосходная форма – «величайший». Нельзя сказать ни «самый великий», ни «самый величайший». То же касается словосочетания «самый новейший». Здесь либо «новейший», либо «самый новый».
Вот ещё «перл»: «очень прекрасно». Так не бывает. Бывает «очень красиво» или просто «прекрасно». С той же проблемой столкнулся журналист, употребивший выражение «для более лучшего результата». Нельзя быть более лучшим. Можно быть или лучшим, или самым лучшим.
Данила Махалин в программе «Вести» на канале «Вести 24», рассказывая о получении гражданства боксёром Роем Джонсом, заявил, что «все предвосхищали этот момент». Очевидно, он не понимает значение употреблённого им слова.
Антон Лядов в «Вестях недели» поведал о годовом следствии. Годовые бывают отметки, годовым может быть отчёт – то есть что-то, подводящее итоги года. Когда же речь идёт о процессе длиной в год, то его называют годичным. Ох, беда, беда, огорчение…
Журналисты не понимают разницы между подручным и «сподручно», путают сводных братьев (детей от предыдущих браков), единоутробных (детей от одной матери) и единокровных (детей от одного отца), называя сводными всех подряд. В порядке вещей выражения типа «понимаю о том», «факт о том, что», «хочется верить, чтобы этого не было», «получая награду, как самому ценному игроку турнира», «повысить подготовку», «уйти из объекта»...
"Комсомолка" поздравила Президента с днём рождения статьёй, в которой писала о нём во множественном числе, то есть на "вы". Куда уж ниже катиться!
Пожалуй, самой безупречной ведущей остаётся Ника Стрижак. Её программа «Главное» на Пятом канале пока была замечена лишь в мелких оговорках молодых репортёров, сама же Вероника Николаевна демонстрирует уникальное для российского телевидения владение языком и внимательное отношение к фактам.
Несмотря на дефекты речи, она выглядит на порядок лучше других, потому что нормальным женским голосом и нормальным человеческим тоном членораздельно и с нормальной скоростью говорит по-русски.
Женщины-ведущие на наших каналах зачастую разговаривают противными мужеподобными голосами - причём ясно, что они это делают специально, для солидности. Многие откровенно кричат в микрофон. Через минуту от этого крика просто сердце заходится. Ужас! Кто сказал им, что вести репортаж нужно методом ора?!
А сколько тех, кто проглатывает окончания, сбивается, заикается, мычит, экает - Боже, дай нам терпения!
Но самое печальное - за всеми этими криками, всхлипываниями и многозначительными "э-э-э" перед каждой фразой, а то и чаще - пустота! Нет смысла, нет идеи, нет накала - один пшик. Даже харизмы нет!
Вот почему, послушав первые по-революционному раскатистые репортажи Ольги Скабеевой с затычками для ушей, я смирилась с её манерой выкрикивть материал: у этой журналистки по крайней мере есть харизма, она грамотно разговаривает и знает, о чём хочет сказать, ещё до того, как берёт микрофон в руки. Ольга уже стала ярким явлением в мире тележурналистики. Возможно, в будущем из неё получится настоящий профессионал.
Словом, несмотря на общее болото, радует то, что положительный пример для молодых журналистов всё-таки есть. Добров, Стрижак, Брилёв, Кариевский, Пушков - журналисты очень и очень неплохие. Будем их критиковать и тогда, возможно, ни станут безупречными. А вслед за ними подтянется и молодёжь.
Оценили 37 человек
84 кармы