Картина «Белое солнце пустыни» — фильм 1969-го года о Гражданской войне, до сих пор остается одним из самых любимых у россиян. О том, кто и как создавал образы, почти ничего не известно, времена тогда были другие, режиссеры, художники по костюмам и сценаристы не давали интервью направо и налево, а вели весьма тихую жизнь рядовых советских граждан. Интересен в фильме образ главного героя — бойца-красноармейца Федора Сухова, в первую очередь, гигантскими часами на запястье. Зрители не могли понять, что же за чудо-хронометр носит солдат. А на самом деле это интересная история, которая повлияла на процесс производства часов.
Кстати, в 2012-м году в Самаре торжественно открыли памятник Федору Сухову — с теми самыми огромными часами на запястье. Интересно, что сами часы стали талисманом, люди подходят к памятнику и трут их на счастье. За десять лет часы на памятнике дотерли до идеального блеска.
Почему же его часы такие огромные? Художественный фильм снят по одноименной повести советского писателя Валентина Ежова, и в книге есть упоминание об этих часах. В повести описывается, что они были величиной почти с будильник, блестели как новые, вот только не работали — стрелки всегда показывали девять двадцать шесть. А главный герой обрадовался подарку больше, чем пистолету. Всякого разного оружия в своей военной жизни Сухов перевидал немало, а вот часов у него никогда не было. По книге главный герой определял время суток с помощью лопаты — втыкал ее в землю и смотрел на тень — такие себе примитивные солнечные часы. Сухов верил, что когда после войны вернется в родной Нижний Новгород, то найдет там мастера-часовщика, который сможет их починить.
На самом деле эти часы такие огромные потому, что они не наручные, а переделанные карманные. Во времена Первой мировой войны начали появляться народные умельцы, которые делали специальные ремешки, позволяющие носить карманные часы на запястье. Разумеется, что это все равно было неудобно — средний диаметр такого прибора достигал семи сантиметров, а еще была сильно выступающая большая головка подзавода. Вес тоже был солидным — до четверти килограмма. Зато смотрелись они внушительно. Потом, со временем, делать специальные ремешки стали и более именитые производители. Для самых богатых клиентов изготавливали варианты из кожи с пряжками из золота.
Откуда взялась мода переделывать карманные часы в ручные? А это была вовсе не мода. Военное время распорядились по-своему. Часы — нужная вещь на фронте, но носить их на цепочке в кармане во время военных действий в окопах с оружием в руках было неудобно. Наручные часы в то время почти не производились. Первые наручные модели стали настоящим прорывом, еще бы, ведь пользоваться ими стало намного удобнее. Самые первые получили названия «Траншейные» и «Окопные». Очень быстро мода распространилась среди офицеров, а отличившимся солдатам часы дарили в качестве наградных.
Первыми переделанными часами снабжали летчиков. В те далекие времена их называли авиаторами или воздухоплавателями. В кабине первых аэропланов не было никаких приборов. Пилоты засекали время, а в процессе полета внимательно слушали работу мотора, так они вычисляли, сколько топлива оставалось в баке. Каждый раз лезть в карман за часами во время боевого вылета было неудобно.
Именно такую переработанную модель часов носил красноармеец Федор Сухов. В повести нет описания модели, но по кадрам видно, что это прибор фирмы «Павелъ Буре», продукция которой получила самое широкое распространение на территории Российской империи. Карманным часами этой марки пользовался Николай II и Ленин. Спустя годы такие часы носил Сталин. После революции 1917-го года часовое производство пришло в упадок, все производители ушли из страны, из-за границы ничего не привозили — у Советской власти денег на это не было. Производство часов в СССР наладили только в конце 1920-х годов и то на основе зарубежных разработок. Вот поэтому во время Гражданской войны такие вещички, даже неработающие, были очень большой редкостью и высоко ценились.
В фильме главный герой с гордостью носит эти часы на рукаве гимнастерки. Зрители наверняка посчитали, что Сухов хвастается прибором. На самом деле жители Средней Азии часто носят часы так даже в наше время. А все дело в том, что в жару носить часы с ремешком на руке неудобно — под рукавом они всегда будут мокрыми от пота. Есть еще одна причина — у солдата всегда должен быть опрятный внешний вид, а застегнуть рукав с такими гигантскими часами невозможно. Времена были суровые, и за неряшливый вид могли и расстрелять. Впрочем, даже если Федор Сухов хвастался таким образом, это по сюжету спасло ему жизнь — часами красноармеец отвлек внимание нукера Абдуллы и отобрал у того револьвер.
У самих часов, которыми использовались в качестве реквизита, тоже есть своя интересная история. Кстати, часы на тот момент действительно были красивыми и привлекали внимание всей съемочной группы. По воспоминаниям людей, которые тогда снимали фильм, в Дагестане во время съемок украли много реквизита. Гигантские часы главного героя тоже украли. Обратились в дагестанскую милицию, но никто ничего не нашел.
От отчаяния, режиссер фильма Владимир Мотыль решил обратиться за помощью к местному криминальному авторитету, но тот тоже не горел желанием искать какой-то там реквизит, даже вознаграждение бандита не интересовало. И все же одна мечта у бандита была — попасть в кино. И он получил маленькую эпизодическую роль — одного из членов банды Абдуллы. Всего в кадре мужчина пробыл менее одной минуты, но за это уже совсем скоро весь реквизит и легендарные часы были возвращены съемочной группе. Как точно звали авторитета, история умалчивает. Есть версия о некоем Игоре Милонове, который сыграл несколько эпизодических ролей и в других картинах Владимира Мотыля.
Оценил 91 человек
143 кармы