• РЕГИСТРАЦИЯ

Счастье, творчество и смысл жизни. Между Ницше и Буддой.

4 1458

Существует один ловкий способ, каким в Индии ловят мартышек. Для этого берётся сосуд с узким горлышком и закапывается в землю – так, чтобы выглядывала только верхушка. Вокруг рассыпается пригоршня конфет, и ещё немного бросают внутрь.

Мартышка видит конфеты и подходит полакомиться. Когда угощение заканчивается, она ныряет лапой в закопанный кувшин и хватает целую горсть. Но вот незадача: вытащить её не получается. Обезьяна тянет и тянет, она пробует вытащить лапу рывками, она упирается в землю и истошно кричит, однако пальцев не разожмёт. Теперь ей, увы, уже никогда не выбраться из этой обманчиво простой ловушки. Она будет сидеть возле кувшина и час, и ночь, и сутки, но жадная хватка не ослабнет. Некоторое время спустя подойдет охотник и спокойно, буднично, без какой-либо спешки, огреет каждое пойманное животное дубинкой по голове.

Мартышка – одно из умнейших животных в природе, мы же, homo sapiens – самое умное. Несмотря на свой ум, мы не сознаём необходимости разжать хватку, даже когда на кон поставлены свобода и жизнь, что уж и говорить о счастье.

Человек – бессменный заложник движущей им силы желания, оно так охватывает и ослепляет его, что не только лишает душу покоя и света, но и толкает на безумства и в конечном счёте чинит препятствия себе самой.

Люди всех эпох и народов подмяты этой властной стихией, но только в западной философии мы находим её концептуальное возвеличивание и стремление к максимизации. Мысль Востока оказалась здесь проницательнее, и её решением, фигурально выражаясь, является вообще не прикасаться к конфетам и нейтрализовать само влечение к ним, уйдя в лес медитировать. Гася огонь желания, человек успокаивает возмущения сознания и обретает счастье. Последнее, однако, лишается интенсивности и многомерности, обретаемых через привязанность, а его творческие возможности идут на убыль, так как порыв и накал есть ключевые ингредиенты роста.

Свобода от желания

Восточная и западная этика предлагают крайние решения: либо уничтожение желания, либо чреватое бедами его бесконтрольное высвобождение. Обеим позициям свойственны неизбежные изъяны, которые могут быть устранены или смягчены, если соблюсти срединную дистанцию между этими полюсами – наподобие того оптимального расстояния, на котором Земля расположена от Солнца.

Эту стратегию можно назвать свободой от желания: мы питаем нашу деятельность его созидательной энергией и продолжаем преследовать свои цели, одновременно не позволяя привязанности к ним достичь точки критического нарушения эмоционального равновесия и притупления способности суждения. Мы держим их на расстоянии вытянутой руки. Поддержание деликатного баланса между противоположностями не столь сложно, как может показаться. В качестве первого шага оно требует познания природы желания и его объектов и усилия по преодолению тех когнитивных искажений, что раздувают ценность одних и умаляют другие.

Творческое освоение настоящего

Радикальный прорыв, однако, происходит, лишь когда мы отвязываем внутреннюю жизнь от результата деятельности и переносим фокус внимания на процесс. Это не только умножает искомую свободу, но и примиряет две другие полярности восточного и западного решений.

В первом случае человек стремится к растворению в настоящем мгновении. Он проживает момент, впитывает его во всей полноте и ограждает себя от страдания, вырабатываемого блужданием ума в прошлом и будущем. Тем не менее он становится пассивен и обескровливает созидательные инстинкты, подрывая свой потенциал.

Во втором случае индивид теряет связь с мгновением, постоянно забегая в будущее и переваривая прошлое, лихорадочно прыгая с одного на другое. Хотя это делает его активнее и до определённых пределов стимулирует творческий поиск, он лишается покоя, легко впадает в патологию и не проживает толком свою жизнь.

Названные крайности также необходимо свести воедино – нужно научиться пребывать в настоящем, не растворяясь в нём, но творчески его преобразовывать, питая свою работу опытом прошлого и имея в виду будущее. Если человек деятельно осваивает настоящее исходя из поставленных целей, но не будучи подчинён этим целям, он пожинает плоды обоих полюсов и избавляется от их недостатков. Он черпает в подобной вовлеченности радость и одновременно раскрывает свои высшие возможности. Как раз это имел в виду Альбер Камю, говоря, что «настоящая забота о будущем состоит в том, чтобы отдать всё настоящему».

Человек постоянно выныривает из этого благостного потока, поскольку подвержен иррациональной фиксации на результате. Выстраивая свою эмоциональную жизнь на приобретениях и утратах, мы не становимся продуктивнее. Страх перед негативным исходом, как и жажда удачного, лишь отбирают силы и время, а нередко и сбивают с пути, ничуть не повышая вероятность реализации желаемого. То, чем в конечном счёте обернутся наши труды и замыслы, в значительной степени вне нашей власти, но это и не должно нас сильно заботить, так как действительное счастье никогда не есть следствие достижения. Оно возникает как следствие вовлеченности, как следствие свободного проявления своей природы в соответствующей нашему естеству деятельности. Счастье сопряжено с творческим процессом бытия и свободой от порождаемого иллюзиями страдания, и мы вернее всего достигаем его, когда делаем процесс, а не результат, центром притяжении психической жизни.

Фундаментальный этический принцип

Главным для жизни каждого из нас является не определение ориентиров движения, иерархии ценностей и целей и уж конечно не нахождение способов реализации желаемого. Это всё только поверхность, под которой мы обнаруживаем сам исток бытия – ту экспансивную энергию, пронизывающую мир насквозь и названную некогда Ницше «волей к власти». Наше счастье и созидательные возможности на девять десятых зависят от того, как мы управляем стихией желания, как структурируем своё отношение к объектам влечения и отторжения.

Каковы именно эти объекты, что мы делаем со своей жизнью и куда направляем её, намного менее важно, нежели сам способ взаимодействия с ними. Человек, который произвёл тонкую настройку фундамента собственной психики, оказывается успешен на всяком избранном поприще и сохраняет присутствие духа в тяжелейших обстоятельствах. Наоборот, нельзя представить себе столь удачных жизненных раскладов, чтобы больное и неуклюжее сознание не сделало себе из них ада. История пестрит примерами людей, которых судьба осыпала всеми дарами: дала им красоту, здоровье, талант, богатство и власть. Всё это было истрачено бесплодно, в муке и тревоге, а зачастую оканчивалось трагедией, ибо и самое величественное здание, построенное на песке, обречено.

Мы имели возможность убедиться, что две сверхцивилизации, Восток и Запад, предложили противоположные подходы к закладке фундамента психики и работе с волей к власти. Чтобы устранить вытекающие из них недостатки, необходимо поддерживать динамическое равновесие между полюсами, пребывать на тонкой линии между ними, на той самой полосочке, что разделяет две части символа Дао. Искусство существования в этом смысле подобно искусству плавания: чрезмерное расслабление или напряжение тела в воде означает, что мы не способны эффективно двигаться.

Столь же пагубны чрезмерная близость или дистанция от объектов привязанности и отторжения, от настоящего и от будущего. Одна из величайших этических максим была сформулирована в философии стоицизма: «Делай, что должен, и будь, что будет». В свете всего вышесказанного мы должны внести в неё некоторые изменения: делай, что должен, не будучи привязанным к результату, и пребывай в настоящем мгновении, проявляя свои высшие творческие возможности. Именно в таком виде мы получаем действительно надёжный ориентир, пускай и ценой красоты формулировки.

Смысл жизни

Базовая потребность человека – высвобождение присущей всему живому творческой энергии и желание эмоциональной награды за собственные усилия, благодаря чему он только и может уяснить для себя, что они были направлены верно. Однако если блага эти замкнуты на себя, ограничены нашим крошечным «Я» и тем мизерным промежутком времени, что это «Я» существует, всё как будто бы лишается ценности. Зачем мы делаем то, что делаем? Почему мы должны быть счастливы и продуктивны?

Не лучше было бы вовсе не существовать, ведь итоговая сумма любых человеческих действий и достижений равна нулю, если помножить их на достаточное количество времени? Ставя перед собой подобные вопросы, мы вступаем в пространство проблемы смысла жизни, и существует на удивление мало понимания, что именно это понятие собой представляет.

Смысл есть положение элемента в более широком контексте действительного, его функциональная роль внутри системы более высокого порядка. Так, бытие глаза осмыслено в контексте тела. Бытие шестерёнки в контексте машины, машины внутри завода, солдата в контексте армии или государства. Но все перечисленные смыслы имеют один важный нюанс – они теряют всякую значимость вместе с разрушением контекстов, в которые они вписаны, то есть превращаются в бессмыслицу. Глаз может иметь смысл внутри тела, но если тело его лишено, тем самым он пропадает и у глаза.

Допустим, вы играете определяющую роль не просто в жизни планеты Земля (если это недостаточно амбициозно), а в развитии межгалактической сверхцивилизации. Масштабно, грандиозно, никто – казалось бы – и не подумает назвать ваше существование бессмысленным, но вот проходит десяток тысяч лет, или миллионов, или миллиардов – и что остаётся от сих трудов и их славы? Облачко звездной пыли и остаточной радиации. «Sic transit gloria mundi», – говорили в Средние века. «Так проходит мирская слава». Являлось ли существование гордого межгалактического императора более осмысленным, чем жизнь скромного банковского служащего или отшельника в пустыне? Разумеется, нет. Их судьбы абсолютно тождественны онтологически. Контексты, в которые они вписаны, обладают равным статусом ничтожности в пространстве и во времени, а различие между их размерами лишь условно. В масштабе бесконечности пространства яблоко не меньше, чем Солнце. В масштабе бесконечности времени, миллион лет не дольше секунды.

По этой причине человек всегда искал смысл жизни, отвечающий трём критериям: 1) вневременность, неразрушимая вечность контекста; 2) абсолютность, всеохватность этого контекста равного мирозданию как таковому; 3) возможность непосредственного личного и формирующего участия в судьбе мироздания. Этим критериям худо-бедно удовлетворяют некоторые религии, обещающие вневременность последствий наших поступков, бессмертие души и большие перспективы личного роста.

Посулы эти, с одной стороны, невероятно наивны и высокомерны. Но что более важно, они содержат в себе неснимаемое логическое противоречие, и даже если бы все три критерия были удовлетворены, это ничего бы в проблеме не поменяло. Как мы помним, элемент обладает смыслом внутри системы, лишь если она сама имеет смысл в контексте большего порядка. Это открывает путь к осознанию, что как только мы, расширяя масштаб исследования, достигаем абсолютного контекста, то есть всего мироздания в целом, оно оказывается смысла лишено. Нет ничего, во что бытие как целое было бы вписано, оно в самом буквальном смысле «ни для чего не существует», и его тотальная бессмысленность охватывает все системы низшего порядка.

Хотя это звучит парадоксально, но считающаяся эталоном осмысленности Вселенная с разумным творцом и Богом является таковой не в большей мере, чем любая иная. Это вообще не имеет ни малейшего значения с точки зрения обсуждаемой проблемы. Мы либо попадаем в ситуацию, где тотальное множество не имеет ничего вне себя и потому лишено смысла вместе со всеми входящими в него элементами, либо утверждаем бесконечность Вселенной с regressus ad infinitum и тем же результатом.

Творчество и смысл жизни

Понятие смысла жизни в его традиционном понимании само не имеет никакого смысла. При всяком последовательном рассмотрении оно тотчас схлопывается под весом собственной алогичности и уничтожает себя. Человеческое желание иметь не просто абсолютное значение, но нечто даже превышающее его, понятно и трогательно. Оно является выражением бесконечной по своим аппетитам энергии желания, энергии воли к власти, бурлящей в нём, как и во всём вокруг. Подслеповатая и буйная, она нуждается в руководстве и уразумении, и в этом вопросе не меньше, чем в других. Человеку и его деяниям не даровано личного бессмертия – всё непременно будет перемолото на жерновах времени до неузнаваемости. Но даже если бы мы и обрели этот сомнительный дар вечности, плоды его показались бы горьки.

Смысл всякого частного бытия, таким образом, имеет только относительный характер и в масштабе целого полностью улетучивается. То же, каково его содержание, какова роль индивида во вмещающих его контекстах, зависит от позиции, которую мы занимаем по одному коренному вопросу.

Мы можем допустить, как это делало человечество на протяжении большей части истории, что существует некая привилегированная и вневременная форма бытия, нередко называемая или Богом, или богами, или Абсолютом. Она ниспускает нам свои заветы и задаёт содержательный критерий ценности и относительного смысла – довольно конкретный набор целей, правил и предписаний. Мы можем, с другой стороны, проявить обоснованное сомнение в существовании такой инстанции и тем более в её заинтересованности формулировать должностные инструкции. Тогда мы замечаем, что всякое сущее обладает равным онтологическим статусом перед лицом времени, и наши поиски останавливаются не на предполагаемом привилегированном сущем, а на том, что по естественной склонности интересует нас более всего – на нас самих.

Исследовав собственную природу, мы обнаруживаем ориентир внутри, а не вовне.

Мы устремляемся к раскрытию этой природы в её полноте и понимаем затем, что между «внутри» и «вовне» нет сущностных различий, ибо природа всего едина. В этом случае критерий ценности и смысла является уже не содержательным, но формальным. Он лишён подробных черт и представляет собой некое предельно общее уравнение, эту глубинную природу отражающее, в переменные которого подставляются специфические обстоятельства и задают рисунок нашей жизни. Таковым уравнением является принцип творчества – и история человечества показывает, что созидательная деятельность всегда была общим знаменателем смыслов, формулируемых разными эпохами и культурами. Многие из них, увы, подчиняли существование индивида пагубным фантазиям, они вносили раскол в его психику и отделяли от высших возможностей.

Как и всё прочее, установка на творчество нуждается в тонкой корректировке, и в первую очередь необходимо понимать, что последнее не представляет собой непременно сочинение поэм или возведение соборов. Творчеством является любая целенаправленная деятельность, в которой наши замыслы получают последовательное воплощение. Оно увеличивает степень организации материи или меняет её структуру в соответствии с новым планом. Это может быть починка покосившейся полки, приведение в порядок внешнего вида, изучение нового навыка или создание своей компании. Важно лишь не ограничивать себя задачами, ощутимо ниже своих способностей, и не прерывать естественного прогрессивного движения.

Отказываясь от ориентации на созидание, человек становится проводником противоположного начала. Потребление и разрушение, энтропия и стагнация, разложение – известное во многих формах и под многими именами, оно представляет собой понижение степени организации материи, разрыв и распадение структуры. Это та же самая фундаментальная стихия, однако в отрицательном режиме работы. Он необходим и неизбежен, поскольку так происходит устранение препятствий, расчистка пространства для творчества, накопление и восстановление сил. Но когда разрушение, потребление и застой превращаются из инструментов творческого процесса в само содержание жизни, они оказываются губительны для индивида и общества. Не высвобождая свой созидательный потенциал, человек восстаёт против самой квинтэссенции бытия, того самого несомненного источника ценности и смысла, что мы обнаруживаем во всём сущем.

Альбер Камю некогда заметил, что «творить значит жить вдвойне». Слова прекрасные, но, пожалуй, здесь изрядное преуменьшение: творить и значит жить, во всяком случае для человека. Дело в том, что созидание – это ключ ко всем трём измерениям нашего бытия: оно отпирает высшие сферы счастья, лишь оно наполняет существование чувством осмысленности и оно, разумеется, тождественно продуктивности. В потреблении и при постановке перед собой столь малых и неамбициозных целей как накопление и растрата имущества, мы забираем только крохи со стола жизни. Мы расписываемся в бедности своего воображения и наглухо заколачиваем для себя двери к высшим возможностям собственного бытия. Это вовсе не моральная проповедь, но просто констатация устройства человеческой психики, которая восходит к глубинной природе жизни как таковой и в конечном счёте к неживой материи, из коей эта жизнь некогда возникла.

Лишь творчество, которое одновременно есть любовь (ведь нельзя по-настоящему творить, не любя, и нельзя любить, не творя), способно дать нам то, что нам нужно. Отказом от него мы обкрадываем себя, становясь собственной тенью. Только вкладывая себя с любовью в некое значимое дело, мы растём сами, воспитываем себя и своим примером тех, кто вокруг нас. Только вкладывая, мы по-настоящему получаем. Делая содержанием своего существования потребление, то есть уничтожение, берясь за чересчур малые задачи, мы встаём на службу энтропии и сами оказываемся её преждевременными жертвами – не двигаясь вперёд, мы неизбежно откатываемся назад. Как гласит известное латинское изречение, non progredi est regredi, отсутствие прогресса – это регресс.

Запад и Восток, Ницше и Будда как их эталонные выразители, взялись за проблему жизни с противоположных концов. Начав движение из этих полярных точек, мы должны продолжить его до момента их встречи, где нам откроется панорамный взгляд на существо дела и возможность выхода на новый уровень практики и осмысления. Мы соединяем тогда ницшевское устремление к бесконечному преодолению собственных ограничений и росту возможностей жизни с буддистским умением грамотно управлять этой силой и своим сознанием, выдерживая должную дистанцию. Как профессиональные пловцы мы соединяем тогда напряжение мускулов души с их расслаблением, и она поплывёт быстрее и благостней, нежели раньше. Мы делаем то, что должны, не привязанные чрезмерно к результату и объектам своего желания. Мы проявляем свою созидательную природу, находясь при этом в настоящем моменте и умея по справедливости оценить то, что он может предложить.

© Олег Цендровский

Источник

    63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

    В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

    "Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

    Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

    Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

    Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Sage Вчера 01:07

      Мусульмане в Гамбурге вышли на демонстрацию с требованием создания халифата в Германии.

      Миграционная политика в Германии приносит ожидаемые результаты. Впервые в истории ФРГ в Гамбурге прошла массовая демонстрация мусульман с призывами создать в стране халифат.Как сообщает Bild, мероприятие организовал студент Джо Ададе Боатенг, чья аудитория в соцсетях насчитывает десятки тысяч человек. На демонстрацию с радикальными лозунгами собрались б...
      803
      Sage 26 апреля 16:23

      Япония: Избыточная смертность после третьей волны вакцинации в разы превысила смертность от самого COVID.

      Интересные факты от медиков Японии, опубликованные в медицинском журнале статье “Increased Age-Adjusted Cancer Mortality After the Third mRNA-Lipid Nanoparticle Vaccine Dose During the COVID-19 Pandemic in Japan”:- ожидаемая смертность в 2022 (основанная на усредненном уровне до КОВИД) должна была составить 1,453,162 человек;- фактическая смертность сос...
      701

      Тайные поиски Вячеслава Менжинского.

      Предыдущая часть ЗДЕСЬ: Интерес ОГПУ к звездной богине Памира. Продолжение.17 декабря 1931 года на государственной даче «Горки-9», которая была закреплена за больным начальником Особого главного политического управления (ОГПУ) Вячеславом Менжинским состоялось секретное совещание. На нем присутствовали десять человек, которые, несмотря на их разные должности от о...
      1318
      Sage 20 апреля 23:34

      Израильско-иранский конфликт планировался 100 лет назад, чтобы спровоцировать Третью мировую войну.

      Конфликт между Израилем и Ираном — это «внутренняя работа» глобалистской элиты, которая работает над тем, чтобы конфликт зажег фитиль и разжег «священную войну», которая выйдет из-под контроля и перерастет в Третью мировую войну и заложит основу для элиты. Создать «единое мировое правительство» Нового Мирового Порядка.По словам инсайдера, недавние событ...
      1441
      Sage 20 апреля 20:56

      Где был летописный Киев?

      Чрезвычайно интересное исследование Владимира Козина Источник: https://zodchi1.livejournal.com/29580.html...
      1750
      Sage 20 апреля 15:24

      Альтернативная история Санкт Петербурга от Владимира Козина.

      Источник...
      1367

      Ученые доказали, что мысль имеет материальную природу.

      Уже не раз в ходе разных экспериментов специалисты убедительно демонстрировали, что мысли имеют материальную природу. Они воздействуют на окружающий мир и способны менять его. Силу мысли можно использовать для лечения и исполнения заветных желаний. Недавно ученым даже удалось установить массу мысли.Одним из первых исследователей реального влияния сознан...
      2780

      Интерес ОГПУ к звездной богине Памира. Продолжение.

      Предыдущая часть ЗДЕСЬ26 ноября 1931 года в районе Центрального аэропорта имени М. В. Фрунзе, расположенного на месте печально известного Ходынского поля происходило что-то странное.                     Аэропорт находился почти в центре МосквыВСТРЕЧА СЕКРЕТНОГО АВИАРЕЙСА С ПАМИРАС самого утра здесь отмени...
      1696
      Sage 13 апреля 18:19

      Доказано лабораторное происхождение COVID-19.

      Сегодня многие уже позабыли про эпидемию COVID-19, которая унесла жизни более 7 млн человек и нанесла огромный экономический ущерб по всему миру. Однако есть люди, которые продолжают интересоваться – откуда же появился-то вирус?Американский сенатор Рэнд Пол получил доказательства того, что 15 федеральных агентств США ещё в 2018 году (!) знали, что Ухань...
      344

      Межпланетная тайна руководителя ОГПУ. Продолжение.

      Предыдущая частьВсе сведения о секретной экспедиции ОГПУ 1931го года уничтожены или засекречены на таком уровне, что об их существовании не знают даже руководители секретных служб и высшие государственные деятели.ПОХИЩЕННЫЙ АРХИВ НАЧАЛЬНИКА СЕКРЕТНОГО ОТДЕЛА ОГПУЧастично сведения об этой и других экспедициях стало известно их похищенного в 1937 году архива одного из с...
      4110
      Sage 8 апреля 17:47

      ВВП в эпоху ВВП: Росстат мастерски жонглирует цифрами, но дело не только в нем.

      В.Катасонов : На первые места в создании общественных благ выходят финансисты, торговцы и 2,4 млн чиновников. На фото (слева направо): министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников и руководитель Росстата Сергей Галкин (Фото: rosstat.gov.ru)Зеркалом экономики любой страны является статистика национальных счетов, в первую оче...
      268
      Sage 6 апреля 23:05

      Сейсмическая машина Николы Теслы: электромеханический генератор.

      Никола Тесла рассказал, что землетрясение, которое привлекло полицию и машины скорой помощи в район его лаборатории на ул. Э. Хьюстон, 48, Нью-Йорк, в 1898 году, было результатом работы маленькой машинки, с которой он экспериментировал в то время, которую “можно было положить в карман пальто”.Никола Тесла сегодня известен своими работами в области элект...
      842
      Sage 5 апреля 18:00

      Принципы получения атмосферного электричества в прошлом, которые можно повторить сейчас.

      Многие исследователи, которых называют альтернативщики, убеждены, что совсем недавно, каких-то 150 лет назад, люди владели технологиями получения электроэнергии из воздуха. Вернее сказать, не совсем из воздуха, а из разницы потенциалов между поверхностью Земли и напряжением в атмосфере.Никто не будет отрицать, что именно по этой причине бьют молнии во в...
      1929
      Sage 4 апреля 16:23

      Мозг — поле битвы будущего. Заявленная цель ВЭФ – «Изменение человека».

      Направленная энергия становится оружием. Мозг человека может подвергаться воздействию микроволнНевролог DARPA и руководитель программы исследований нейроэтики в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, округ Колумбия, д-р Джеймс Джордано, который также является экспертом по оружию, начал свою презентацию в Военной академии Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк, сл...
      545

      Золотые драконы Памира против секретной экспедиции ОГПУ. Тайна пропавшего летчика секретной экспедиции ОГПУ. Продолжение.

      Предыдущая часть: Летчики ОГПУ в подземном царстве Памира. Продолжение.В 1931 году летчики особой авиационной эскадрильи ОГПУ случайно во время снежного шторма смогли приземлиться на странную технологическую террасу среди высоких пиков Памира. Оказалось, что терраса является лишь небольшой декорацией и ключом к укрытым в толще горных массивов колоссальных сооруже...
      3929
      Sage 31 марта 23:26

      Скелеты великанов – трофеи Средневековья. Где их размещали, и почему они исчезли?

      Скелеты ГИГАНТОВ как украшение базилики святого Лаврентия во ФлоренцииУчёные, являющиеся сторонниками теории дарвинизма, отрицают существование великанов. По их мнению, человек разумный и его предшественники не могли обладать ростом выше 3 метров. И правда, очень трудно поверить в то, что люди могли достигать 3-4 или даже б...
      3016
      Sage 26 марта 22:16

      Чего боится власть? После обнаружения этого артефакта чиновники Индии отстранили археологов от раскопок.

      В 2019 году на раскопках руин храма Вишну в Индии исследователи натолкнулись на крайне необычный предмет. Каменный брусок с выгравированным изображением бородатого мужчины поставил ученых в тупик. Дело в том, что на камне очевидно изображен некий иноземец, но по всем современным представлениям этого быть не могло.То, что осталось от некогда величественного храма Вишну...
      4113
      Sage 25 марта 16:59

      Авгиевы конюшни российской науки: Руслан Шульга (Финансовый университет при Правительстве России) - "В этих условиях [2014 год] необходимо мощное внутреннее сопротивление, широкая коалиция ЛГБТ-движения"*

      Вчера во время работы с научной литературой случайно наткнулся на статью от 2014 года "Возможные стратегии ЛГБТ-движения в России в условиях репрессивной политики властей" (1, 2)*, её автор Руслан Юрьевич Шульга, на то время старший преподаватель МГИМО. Почитал её и обалдел. * ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в России.Знакомьтесь, Шульг...
      1740

      Морфогенные поля: теория общемирового сознания Руперта Шелдрейка.

      Мысли всех живых существ на планете формируют общее информационное пространство. В нем содержаться все знания мира, нужно лишь суметь ими воспользоваться. Причем речь идет не только о высокоорганизованных созданиях, каковыми считают себя люди, этим полем могут пользоваться любые биологические существа.Исследователь Руперт Шелдрейк создал теорию общего и...
      1361

      Тайна сознания: возможно, есть предел тому, чего может достичь только наука.

      Автор: Филип Гофф, адъюнкт-профессор философии Даремского университетаФилип Гофф: Прогресс науки за последние 400 лет ошеломляет. Кто бы мог подумать, что мы сможем проследить историю нашей Вселенной до ее возникновения 14 миллиардов лет назад?Наука увеличила продолжительность и качество нашей жизни, а технология, которая является обычным явлением в сов...
      1007
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика