Религиозная мораль против гуманизма.

104 7681

Россия – светское государство. Так говорит Конституция:

«Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». 

В статье 15 той же Конституции сказано, что:

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».

И это было бы прекрасно, если бы отвечало современным реалиям. А они таковы, что от «светскости» давно уже осталось одно лишь название. Уже никого не смущает, что тот же самый человек, что при инаугурации произносит клятву: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу», по окончании мероприятия посещает культовые сооружения, где участвует в религиозных обрядах. Никого не шокирует то, что в стране есть целые регионы, где Конституция просто не работает, и где тебя могут убить просто за то, что ты поклоняешься другим богам, или не признаешь вообще никаких сверхъестественных сил. Рядовым событием стали ситуации, когда не светские власти, уполномоченные самим народом, а служители культа указывают гражданам, что и когда им есть и пить, что они должны смотреть и как проводить свое свободное время, какое образование должны получать дети. И даже мораль, то, что, собственно, и делает человека человеком, теперь уже неотделима от религиозной составляющей. Фразы: «Атеист – это больное животное», «У атеистов нет чувств», «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”…» и т.п. верующие используют при каждом удобном случае, всеми силами пытаясь доказать, что существует лишь два мира: мир добродетели, к которому принадлежат они сами, и мир зла и порока, к которому принадлежат все остальные. Даже гарант Конституции, отвечая на вопрос журналистки Джилл Дагерти из «Си-эн-эн»: «Владимир Владимирович, я здесь работала в конце 1990-х и в начале 2000-х. И, вернувшись сюда, я заметила, что большое внимание сейчас уделяется религии и нравственным ценностям. Я такого не помню. Хотела бы узнать, почему Вам это стало так важно? И почему Вам так важна критика западных ценностей?» говорит: «…Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания в силу простых обстоятельств. Известно, что в Советском Союзе доминировала одна идеология. И как бы мы к ней ни относились, но там были и достаточно понятные, по сути квазирелигиозные, ценности. Кодекс строителя коммунизма, если почитаете, это жалкая копия с Библии: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего своего. В кодексе строителя коммунизма всё есть, только изложено примитивным языком и сокращено до безобразия. Этот кодекс уже почил в бозе, его не существует. Новое поколение граждан России, молодые люди вообще не знают, что это такое. А ему на смену могут прийти только те самые традиционные ценности, о которых Вы сказали. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперёд». Священное писание - вот тот ориентир, на который, если верить президенту, всегда ориентировалась наша страна. Именно оно - источник морали. Это одна сторона медали. Но есть и другая.

Клим Жуков о Путине, Ленине и христианских заповедях


Религиозная мораль всегда противопоставляется гуманизму, а зачастую и гуманности. Вот, например, что по этому поводу пишет архимандрит Георгий, игумен монастыря преподобного Григория:

«Вопрос столкновения православного истинного гуманизма с неправославным западным гуманизмом, религиозным или атеистическим, очень стар. Человек всегда имеет возможность выбора между жизнью, в центре которой стоит человек (антропоцентрический гуманизм), и жизнью, в центре которой стоит Богочеловек (православная вера). В первом случае человек становится центром всего мира, мерой всех вещей и целью всех вещей. Во втором случае в центре мира – Богочеловек, Слово Божие. Гуманистический человек думает, что он сам, без благодати Божией и общения с Богом может достичь совершенства и выстроить культуру и историю. Православный христианин верует, что, только превзойдя своё «я» и в общении с Богом, он может стать совершенным и создать истинные культуру и историю». 

Подобных идей придерживались и такие мыслители как Н.Бердяев, С.Булгаков, К.Леонтьев, много на этот счет сказано и митрополитом Иларионом (Алфеевым), викарием Патриарха Московского и всея Руси. Православная энциклопедия прямо пишет, что гуманизм и христианство несовместимы: 

«С христ. т. зр. сравнение христианства с Г. некорректно; будем ли мы рассматривать Г. в качестве мировоззрения, философии или учения о необходимости человеколюбия, очевидно, что христианство по своей полноте, глубине и истинности в качестве религии, установленной Самим Богом, безмерно превосходит любые гуманистические учения, созданные людьми и подлежащие суду времени. Г. в качестве самодостаточной идеологии, притязающей на самостоятельное решение жизненных и нравственных проблем человечества, несовместим с христианством. Однако это обстоятельство ни в коей мере не исключает возможности оценки Г. с позиций христианства» 

Часто можно услышать, что верующие выступают против гуманизма, но не против гуманности. Но это не сосем так – религиозная гуманность это тоже вещь в себе, согласно ей, даже смерть в муках – это благо, если позволит человеку достичь райского блаженства. Вспомним высказывание Филимонова В.П., писателя, академика православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, которое он сделал после трагедии в Кемерово:

«…А кого-то еще – очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны. … На самом деле, можем ли мы сказать, какой была бы земная участь детей, погибших в ТРК «Зимняя вишня»? Особенно в наше смутное время при всеобщем развращении многих и многих. Убереглись бы они от греха? Сохранили бы себя в чистоте для нетленной жизни будущего века или встали бы на путь погибели? Может, это было для них самым удобным временем для перехода к вечному блаженству? Сие известно только Единому Богу. А мы должны верить словам святых Божиих человеков: эти дети ушли в Небесное Царство, как Ангелы, и у их родителей появились молитвенники в Раю».

Страшная смерть в огне ради получения «молитвенника в Раю», с точки зрения верующего – это нормально, и даже более того, приветствуется. Такая вот «гуманность».

Действительно, в истории человечества вообще, и России в частности, были моменты, когда религия являлась связующим звеном, когда принадлежность к той или иной конфессии позволяла идентифицировать себя, осознать частью социума: православный – значит русский, инославный – значит инородец. Но так ли необходима нам религиозная мораль в 21 веке, как говорит о том президент? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю совершить небольшой экскурс по пути, освещенному Словом Божиим, и посмотреть, годится ли оно в качестве руководства к действию для современного человека.

Но для начала немного терминологии.

Гуманизм (БСЭ): (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманность (БЭС): любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.

Мораль (БСЭ): (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены, в конечном счёте, объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития.

Как видим из определений, гуманизм не равнозначен морали, а мораль может быть далека от гуманности. А теперь обратимся к Библии (предупреждение: всё, сказанное ниже, в равной степени касается всех авраамических религий, а не только христианства).


Эпизод первый. «Да что их жалеть!» (с)

1. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытие 6:1-7)

Первой заповедью, которую дал Бог человеку, если кто-то забыл, была следующая: "Плодитесь и размножайтесь".

«27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Книга Бытие 1:27,28) 

 Потом была еще одна – про запретный плод, но о ней как-нибудь в другой раз. И вот, когда люди начали выполнять божью заповедь, Бог прогневался на них. Но интересно даже не это, ну передумал, с кем не бывает, а то, что за этим последовало – уничтожение всего человечества за исключением одной семьи. А вместе с человечеством в водах Всемирного Потопа погибли и все «скоты, и гады, и птицы небесные». Более того, из того же Священного писания нам известно, что Всемирный Потоп есть прообраз будущей кончины мира, когда Земля будет уже не затоплена водой, а сожжена огнем.

Мы не знаем, сколько людей жило на Земле до Потопа, однако, сколько бы ни было, – это были живые люди, которые встречались, влюблялись, рожали детей. А потом умерли. Все, вместе с детьми. Нам неизвестно, сколько людей будет населять Землю перед Вторым Пришествием, но мы точно знаем, что они будут точно так же влюбляться и рожать. А потом умрут. Просто потому, что так захочется какому-то сверхъестественному существу. Можно ли назвать такой подход к людям моральным? Можем, с точки зрения верующего ничего предосудительного в этом нет. Так и апостол говорит: «20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал? 21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» Рим. 9:20,21. Но вот ни к гуманизму, ни к гуманности такого рода поступки никакого отношения иметь не могут. И образцом для подражания Бог тут служить не может.

Гюстав Доре. Потоп.


Эпизод второй. Своя чужая жена.

9. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
10. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12. и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13. скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя.
14. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15. увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16. И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19. Для чего ты сказал: «она сестра моя»? И я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми ее и пойди.
20. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было. (Книга Бытие 12:9-20)

А это, надо понимать, образец семейных отношений – сдать свою жену в пользование другому, лишь бы самому «хорошо было» (с). А как же «и станут двое одна плоть»? Кто с кем тут соединился, в этом любовном треугольнике? Но Аврам был угоден Богу, и этот его поступок не был поставлен ему в укор. Храбрым Аврама мы тоже назвать не можем – он испугался, хотя никаких поводов к тому не наблюдалось. Зато без зазрения совести взял дары, которые предложил ему фараон. Аврам – одна из ключевых фигур трех мировых религий, но примером для подражания стать не может никак.

Кто-то может сказать: испугался человек, со всяким бывает! Да вот если бы. Этот прием, с женой, Авраам использовал не один, и даже не два раза. Читаем ниже:

1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре.
2. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру.
3. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа.
4. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ?
5. Не сам ли он сказал мне: «она сестра моя»? И она сама сказала: «он брат мой». Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих.
6. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней;
7. теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
8. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались.
9. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают.
10. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?
11. Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою;
12. да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;
13. когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: «это брат мой».
14. И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его.
15. И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно.
16. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана.
17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать;
18. ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову. (Книга Бытие 20:1-18)

Если это не сутенерство, то даже не знаю, как еще это можно назвать. Да, нравы тогда были иные, иными были и обычаи, всё это понятно, неясно другое: как это могло быть угодно божеству, которое совсем недавно за гораздо меньшие проступки уничтожило большую часть человечества? Тем не менее, этот «бизнес» сошел Аврааму с рук. Уверовавший в собственную исключительность пророк был готов даже собственного ребенка принести в жертву, по первому требованию Бога. И если на предыдущие «подвиги» старца еще можно было закрыть глаза, то это варварство уже точно не может иметь никакого отношения ни к гуманизму, ни к гуманности. Или кто-то готов взять с Авраама пример? Позволю себе в этом усомниться. Кому мало Авраама, пусть вспомнит другого праведника – Лота, что спал со своими дочерями (Быт. 19:30-38) Из двух городов только он с семьей и спасся…

Жертвоприношение Авраама. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.


Эпизод третий. Преданность.

1. Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
2. И родились у него семь сыновей и три дочери.
3. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. (Иов 1:1-3)

7. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10. Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11. но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
12. И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. (Иов 1:7-12)

18. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19. и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21. и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:18-21)

Человек служил Богу всю свою жизнь, а Бог за это отдал его в руки Сатане. С точки зрения Бога и верующих поступок вполне себе моральный: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». (Евр. 12:6) Но вот гуманным его никак не назовешь. Это самое обыкновенное предательство. Образец для подражания? Вот уж увольте!

Но самое интересное впереди:

10. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
11. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
12. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
13. И было у него семь сыновей и три дочери. (Иов 42:10-13)

Мы помним из первой главы, что у Иова было семь сыновей и три дочери, и что все они погибли в доме брата. А спустя некоторое время, после «искушения», Бог дает новых детей, опять в том же количестве. Но дети – это не скот, не мазанка посреди пустыни, дети – это живые люди. Которые были убиты просто ради того, чтобы проверить верность одного единственного человека. Да, потом родились новые, но старых-то уже не вернуть! С точки зрения верховного божества ничего предосудительного не произошло – раздавило десяток людишек рухнувшей кровлей, велика ли беда? Потом новые родились. И с точки зрения отца семейства, разменявшего своих детей на несколько тысяч верблюдов и волов, тоже нечего плохого не случилось. Но вот брать на вооружение такие примеры как-то не хочется: менять детей на быков как-то не по-человечески, негуманно.


Эпизод четвертый. Пилы и молоты.

26. Иоав воевал против Раввы Аммонитской и взял почти царственный город.
27. И послал Иоав к Давиду сказать ему: я нападал на Равву и овладел водою города;
28. теперь собери остальной народ и подступи к городу и возьми его; ибо если я возьму его, то мое имя будет наречено ему.
29. И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее.
30. И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.
31. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим. (2 Царств 12:26-31)

Святым человеком был этот царь Давид. Население захваченных городов он не просто вырезал, а уничтожал с особой жестокостью. Вы только представьте себе эту картину. На заднем плане – разрушенный, догорающий город. Черный, тяжелый дым лениво поднимается над остатками крепостных стен, и тут же лениво расползается смрадным облаком по долине. Недалеко от главной дороги, на месте садов и огородов, под охраной солдат толпа избитых и израненных пленных: полуживые защитники, дети и женщины. Время от времени к ним подходит группа воинов и отбирает очередных претендентов на расправу. Женщин, тут же, на глазах мужей и детей, раздевают, осматривают, оценивают и продают торговцам живым товаром. Но счастье солдат не длится вечно, военачальник отбирает заработанные ими деньги, кого-то наказывает, а женщин, вместо гаремов, отправляет под охраной особо преданных воинов к печам для обжига. Там им связывают руки, и, преодолев легкое сопротивление, сбрасывают в огонь. Одну за другой, так, что крик горящих заживо людей сливается в сплошной протяжный вой. Обезумевшим от ран и увиденного мужчинам перебивают палицами руки и ноги, после чего волокут их, как мешки с зерном, к ближайшей плахе, где разбивают молотами кости, отрубают топорами конечности, пока страдальцы не умрут от шока и потери крови. Детей, чтобы долго с ними не возиться, просто сбрасывают в молотилки. Тяжелее всего приходится тем защитникам, кого взяли в бою – их ждут деревянные пилы.

И вновь религиозная мораль, которой оправдывают эти зверства, не имеет ничего общего ни с гуманизмом, ни с гуманностью. Люди так себя вести не должны. Боги терпеть такое не должны. Однако и вели, и не только терпели, но и одобрили. За прошедшие тысячи лет человечество хоть немного, но эволюционировало, на Бога же законы эволюции не распространяются, он остался всё тем же. И только от нас теперь зависит, будем ли мы пользоваться Его советами, или, став чуть умнее, станем и человечнее, а значит – самостоятельнее в решениях.

А Давид ещё много чем отличился: разбойничал на дорогах, увел чужую жену, убивал первых встречных... 


Эпизод пятый. Дети – цветы жизни.

29. В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.
30. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. (Книга Исход 12:29,30) (Десятая казнь египетская)

:::

6. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.
7. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;
8. и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом.
9. А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их, и все имение их взяли в добычу,
10. и все города их во владениях их, и все селения их сожгли огнем;
11. и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота;
12. и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.
13. И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества навстречу им из стана.
14. И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны,
15. и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?
16. Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;
17. итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
18. а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя
;
19. и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши;
20. и все одежды, и все кожаные вещи, и всё, сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите. (Книга Числа 31:6-20)

:::

32. И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце;
33. и предал его Господь, Бог наш, в руки наши, и мы поразили его и сынов его и весь народ его,
34. и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых;
35. только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах. (Книга Второзаконие 2:32-35)

:::

3. И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых;
4. и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского;
5. все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих;
6. и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми;
7. но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу. (Книга Второзаконие 3:3-7)

:::

1. Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля. (Книга Иисуса Навина 7:1)
20. В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом, Богом Израилевым, и сделал то и то:
21. между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним.
22. Иисус послал людей, и они побежали в шатер; и вот, все это спрятано было в шатре его, и серебро под ним.
23. Они взяли это из шатра и принесли к Иисусу и ко всем сынам Израилевым и положили пред Господом.
24. Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его, и дочерей его, и волов его, и ослов его, и овец его, и шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор.
25. И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.
26. И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня. (Книга Иисуса Навина 7:20-26)

:::

1. И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
2. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
3. теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (Первая книга Царств 15:1-3)

:::

13. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь;
14. но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
15. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
16. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле.
17. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18. На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что‐нибудь худое.
19. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. (Вторая книга Царств 12:13-20)

:::

19. И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.
20. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.
21. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия.
22. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
23. И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
24. Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. (Четвёртая книга Царств 2:19-24)

Цитат много, но оно того стоит. Чего в Библии вдоволь – так это жестокости. И это еще можно понять, не принять, лишь понять, если речь идет о случайных жертвах военных конфликтов или каких-либо бедствий. Но в данном случае мы наблюдаем совсем иное – детей, вне зависимости от того, свои это, как у Ахана, или чужие, как в Египте, уничтожают намеренно, по прямому указу Бога! И тем, кого убили сразу, еще крупно повезло, ведь иных «брали для себя». Мы свое семейное счастье должны вокруг вот этих «идеалов» строить? А кто возьмется своей восьмилетней дочери объяснить, что означает: «а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя»? Знаю, для детей есть специальная Библия, адаптированная под детское восприятие. Это потом, когда ребенок подрастет, он, быть может, и прочитает о подобных «шалостях» Всевышнего. Хотя, скорее всего, так и не прочтет, поскольку верующие свои священные тексты открывают крайне редко, кроме отдельных, избранных книг, конечно. Впрочем, даже если верующий и осилит «книгу книг», ситуация повториться – своим детям он о подобном не расскажет никогда. Этакий заговор молчания. Но почему, ведь эти деяния угодно Богу!? Да потому, что такую религиозную мораль никакой демагогией замаскировать невозможно, ибо она бесчеловечна и негуманна.


Завершилось рассмотрение дела об издевательствах в религиозном приюте. 

И стоит ли потом удивляться насилию в семьях верующих? Стоит ли удивляться тому, что это насилие зачастую заканчивается трагедией, как это случилось, например, с девочкой Таней из села Мосейцово, которую забили до смерти ее воспитатели? Из лучших побуждений, конечно! Нас уже не должно удивлять, что в северокавказских республиках в 21 веке женщин режут как скот, прикрываясь при этом цитатами из Корана. И тысячи искалеченных девочек – явление совершено рядовое. Ну и что, что им сделали обрезание? Женщина вообще не должна получать удовольствия, она – существо второго сорта! И советы воспитывать женщин кулаком, «ломать об колено» от православного священника – это тоже в порядке вещей. Им есть с кого брать пример. «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти» - поучает родителей Домострой. Как и Библию, его купить сейчас может каждый. Но мнится мне, что продавать такие произведения нужно не иначе как в комплекте с Уголовным кодексом. Иначе трагедии не избежать.


Ломать жену. Подкаблучник. Отпускать жену на курорт. Женщина покрыта. Андрей Ткачёв.

«А как же Новый Завет? Нагорная проповедь, заповеди блаженства?» - спросит внимательный читатель. А никак. Совершенно. Ничего не изменилось. Слова Христос, конечно, говорил правильные, но вот с его делами они несколько расходились, одно только изгнание торговцев из Храма чего стоит. Вообще, когда читаешь Евангелия, не покидает мысль, что речь в книгах идет о двух разных людях: добром проповеднике и расчетливом махинаторе, зарабатывавшем на жизнь рассказыванием занятных историй. Первый накормил толпу пятью хлебами, другой оставил несколько семей без средств к существованию, изгнав «бесов» в свиное стадо. Один говорил о блаженстве кротких, другой грозил воздаянием тем городам, из которых будут изгнаны апостолы.

34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36. И враги человеку — домашние его.
37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Св. Евангелие от Матфея 10:34-38)

И чем этот Иисус отличается от того Бога, что повелел возложить на жертвенник ребенка? Совершенно ничем. Оставить родителей и идти «ловить человеков» - поступок морально оправданный с точки зрения верующего. Но гуманным его назвать никак нельзя. Впрочем, если верующий не захочет быть «ловцом душ», то вполне может сослаться на другую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Книга Исход 20:12). Иисус, кстати, пришел «не нарушить закон или пророков, но исполнить».

Ничего не изменилось и во времена апостолов. Читаем:

1. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2. утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4. Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. (Деяния св. Апостолов 5:1-11)

Семейная чета была казнена за то, что, продав своё имущество, не все деньги сдала в церковную казну. Обращает не себя внимание и то, что между двумя смертями прошло три часа, однако жену так никто и не предупредил о гибели мужа – все боялись. А после того, как похоронили и женщину, «великий страх объял всю церковь» (с). Не очень-то это согласуется с христовой проповедью любви. И ведь не важно, кто на самом деле убил семейную пару – Святой Дух или кто-то из апостолов, важно то, что с религиозной точки зрения это допустимо и морально оправдано. Религиозная мораль вновь вступила в противоречие с гуманизмом.

Сложно, если вообще возможно, найти в Священном писании такую книгу, которая могла бы стать настольной для современного человека. Можно, конечно, оставить 10 заповедей или Заповеди блаженства, но все они сводятся к одному правилу: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Вот это – нравственно. Но для соблюдения этой заповеди религия не нужна.

Иногда приходится слышать, будто, если не будет религии, мир и вовсе превратится в сущий ад. И тому, якобы, есть яркие примеры. О примерах чуть ниже, прежде необходимо сказать несколько слов о самом утверждении: всё держится на религиозном страхе, уберите его и мир рухнет. Люди, которые подобное утверждают, отстали в своем развитии от остального человечества на несколько тысяч лет. Дело в том, что в современном обществе регулирование взаимоотношений людей друг с другом осуществляется посредством законов. Как только был изобретен первый закон, необходимость в религии отпала сразу же. Простой пример: мусульманин обязан вести священную войну против неверных, так записано в Коране. Однако мы видим, что миллионы мусульман спокойно уживаются с иноверцами. Почему? Потому что между ними и их соседями не-мусульманами стоит Уголовный кодекс. И любой, кто вздумает объявить газават, будет в кратчайшие сроки нейтрализован органами правопорядка. Там, в посмертной жизни, его, может быть, и ждут гурии, но здесь, на земле, он проведет 25 лет, разглядывая небо через решетку. А это мало кому понравится. И так – во всем. Не нужно бояться адского пламени за измену жене, стоит опасаться алиментов и приставов, последние, в отличие от чертей, вполне себе материальны и могут здорово осложнить жизнь.

Теперь перейдем к примерам. Как только речь заходит о религии, тут же появляется типичное возражение: атеистам доверять нельзя, они себя уже показали. Выглядит это примерно так:

«Крови христиан вы насосались вволю» (с). Идея понятна: пытались построить мир без религии, миллионами истребляли верующих, но ничего у «гуманистов»-атеистов не вышло. Для примера разберем данное заявление. Правда начинать нужно не с 1918, а с 1914 года, когда Россия, преследуя свои, меркантильные цели, ввязалась в Мировую войну. На одну чашу весов была положена выгода от торговли хлебом через Стамбульский пролив, на другую – жизни миллионов солдат и судьба страны. В разгар войны, царь, помазанник божий и главнокомандующий, отрекся как от престола, так и от своей армии, и оставил занимаемый пост. Две революции, смута. Власть захватывают те, кто оказался к этому лучше всего подготовлен, а именно большевики. И естественно, они тут же начинают наводить порядок. Одним из первых постановлений был знаменитый декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 об отделении Церкви от государства. И это было правильное решение, поскольку новая власть в старой надстройке уже не нуждалась. А вот дальше и началось то самое «сосание крови из верующих» - началась Интервенция и вспыхнула Гражданская война. Только это была не борьба атеистов с верующими, а война старой власти с новой. Можно сколько угодно кричать, что большевики вагонами получали деньги от жидосионистов, но факт остается фактом: враг, вторгшийся на территорию России, сотрудничал именно с «верующими». Большевики же защищали свою землю от оккупантов. А верующие они там были, атеисты или агностики – им было безразлично. В ходе боевых действий в равной степени пострадали обе стороны: и со стороны большевиков находились люди, не боявшиеся запачкать руки в крови, и среди верующих, в том числе служителей культа, нашлось немало тех, кто не чурался грязной работы. Закончилась Интервенция, следом за ней сошла на нет и Гражданская война. Это первый момент.

Момент номер два: 1922 – 1991 годы (ограничиваться 1938 годом было бы неверно, история СССР прервалась значительно позже). В декабре 1922 г. на I съезде Советов была подписана декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик. И вот это – очень важный момент, который ставит жирный крест на всех претензиях «верующих». Государство – это не просто политическая форма организации общества, это, прежде всего, социальный институт, опирающегося на законы. И, согласно этим законам, право на насилие закрепляется только и исключительно за самим государством. Так было и в Российской империи, то же самое мы наблюдаем и в современной Российской Федерации. Т.е., если в РИ монахи скармливали крысам своих узников – это было негуманно, но законно (заключение в монастырские тюрьмы, конечно, было законным не всегда, но сейчас речь о другом). Если кому-то давали 15 лет каторги за «хулу на Бога» - это было негуманно, но законно. Какие времена, такие и законы. Было время – и за курение табака ноздри рвали. А потом поумнели и перестали.

И в современной России, если какой-то служитель культа, например, совершает какое-либо преступление, его преследуют по закону. И это – не «сосание крови», а единственно правильная реакция общества на раздражитель. Мы все, совсем недавно, пережили ряд страшных трагедий, когда, прикрываясь цитатами из Корана, верующие захватили школу, роддом, взорвали несколько домов и поездов. И мы радовались, когда эти верующие были уничтожены, а заложники спасены. И никто не называет это «сосанием крови». Государство имеет право на насилие, и с этим никто не спорит.

Совсем другое дело, когда речь заходит о СССР. Здесь верующих выделяют в некую неприкосновенную касту, на которую не распространялись законы того государства, в котором они жили. Однако это не так, и доказательство тому – Конституция СССР, дававшая всем равные права. Вот только вчерашние вершители судеб не могли с этим смириться, и еще несколько десятилетий оказывали активное сопротивление. И государство имело полное право поступать с ними так, как считало нужным. Участвовали «верующие» в восстании – шли на скамью подсудимых вместе с «неверующими». Оказывались причастными к теракту – никто не делал для них исключений. Все мы помним, как в 90-ые страну потрясли несколько террористических актов. В общей сложности их  наберется лишь несколько десятков. И вся страна затихла, везде появились замки и железные двери. А в раннем СССР количество терактов исчислялось сотнями в год! Зверские убийства, поджоги, хищения, шпионаж. И верующие принимали в этом самое активное участие. За это и поплатились. И участники, и соучастники, и те, кто попал под горячую руку. Государство имеет право на насилие. Не согласны – оправдывайте тогда и тех, кто беременных женщин брал на прицел пулеметов. Для мужчины это, конечно, позор, но для верующих, как мы знаем, в том ничего зазорного нет. Лишь атеистов сюда не примешивайте, в данном уравнении это явно лишняя переменная.

Два слова о «воинствующем атеизме». Порой приходится слышать, что атеизм воинствующим назвали не просто так, а за преследование тех самых верующих. Любителям данного аргумента напоминаю, что, согласно православному вероучению, торжествующей мы называем лишь Небесную Церковь, а вот Земная Церковь носит имя Воинствующей. Воюет она, естественно, против Сатаны. И его «воплощений» на земле. До сороковых годов православная церковь с государством, мягко говоря, не очень ладила, многие верующие лелеяли надежду на его скорое падение. И по мере сил этому способствовали, занимаясь той же самой пропагандой под видом проповедей. Но и с другой стороны не самые глупые люди сидели, и адекватно на это реагировали. Доказательством того, что атеизм сам по себе не содержит негативной составляющей, служит то, что после кровавого испытания, каким стала для страны ВОВ, и которое еще крепче сплотило народ, и те, и другие уживались вполне себе мирно.

Признан экстремистским лозунг афонских монахов

Подведем итог. Христианству две тысячи лет, исламу – чуть меньше, иудаизму – чуть больше. А теперь, внимание, вопрос: где и когда, за всю историю существования этих трех мировых религий, было построено «царство добра и света»? Не знает история таких примеров. А раз так, может, стоит попробовать что-то иное? Поставить в центр мироздания не сверхъестественное существо, а Человека? Может пора перестать оглядываться на покрытые пылью веков скрижали? Перестать быть моральным, оправдывая этим любые преступления, и стать, наконец, гуманным? Не мнить себя богом, но осознать Человеком, творцом своей судьбы. А традиции… все традиции когда-то были новшествами, так почему не положить начало новым? Тем, при которых человек человеку будет не бог, не зверь, а брат? Право слово, об этом стоит хотя бы подумать.


Информация к размышлению.

«Стоит ли городить огород? - спросит читатель, - Мы наблюдаем вполне ожидаемую реакцию на десятилетия атеизма, на «западный гуманизм», на экономический и социальный кризис современной цивилизации. Перебесятся и успокоятся!» За огород не скажу, но вот звездолет, чтобы покинуть планету, подготовить явно не мешает.

Русский марш. 2016 год.


В далеком 2007 году президент Путин сказал: «Обе темы близко связаны между собою, потому что и традиционная конфессия Российской Федерации, и ядерный щит России - те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны...» В том же году, но чуть позже, тогда еще митрополитом Кириллом (Гундяевым), в Даниловом монастыре, был представлен широкой общественности манифест «Русская доктрина». Тогда же, Егором Холмогоровым, публицистом и националистом, была предложена доктрина «Атомного православия», особой русской идеи, в основу которой легли слова президента о «традиционной конфессии и ядерном щите». Митрополиту Кириллу идея понравилась. Спустя два года он стал Патриархом Московским и всея Руси.

Узнаете человека слева? А того, что сидит через одного от него?


Идеи находят отклик в обществе, и вот уже бывший священник РПЦ, отстраненный по собственному желанию, Иван Охлобыстин представляет на суд зрителей свою версию «русской идеи» - Доктрину 77  

Я не утверждаю, что все эти события – звенья одной цепи. Но и на случайность это не очень похоже. Что же плохого в национальной идее, пусть даже столь странно устроенной, спросит кто-нибудь? За ответом далеко ходить не нужно, он рядом:

Иван Охлобыстин, Доктрина 77: 

«Мне не придется во время погромов прятать у себя на чердаке друзей лезгинов или евреев, и я смогу по-прежнему гордиться своим народом, никогда не участвующим в геноциде других народов, более того, всегда препятствующему этому. Потому что это неправильно!

Для бойца это очень важно.

И если это все-таки произойдет, язык не повернется назвать Россию Святой Русью, той настоящей Отчизной, которую я люблю.

Тогда у нас не останется другого выхода, как уничтожить весь остальной прогнивший насквозь пороками и равнодушием мир и покончить с собой в надежде, что из чудом уцелевших человеческих особей появится, наконец, новое, лучшее человечество. Только так нас простит Бог».

Владимир Путин: «Наша концепция — это ответ на встречный удар, … агрессор должен знать: возмездие неизбежно, все равно он будет уничтожен… А мы как жертва агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут. Потому что они даже раскаяться не успеют»

Ядерное оружие у России есть, и было бы глупо от него отказываться. Есть и православие, «традиционная конфессия». Нужно ли России сочетание одного с другим – вот в чем вопрос. Это для Бога не существует моральных дилемм, а существу разумному нужно хорошо подумать, прежде чем устремляться в райский кущи. Может так статься, что палачей, уничтоживших целую планету, к ним не подпустят и на пушечный выстрел.


Девушка доказывает существование Бога. Успешно ли?


Ад и божья (не)справедливость. 


Синдром истинно верующего: верим во всякую антинаучную и религиозную чушь с радостью! 


Дети против Волшебников (РПЦ против Гарри Поттера)


Дополнительно:

Как атеисты могут защитить здравый смысл: 16 способов. 

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти 

156 признаков того, что вы христианин-фанатик. 

Теология для самых маленьких. 

Религии и дети. 

Пари Паскаля. 


Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...

Обсудить
  • Рекомендуется к прочтению: Роберт Райт. Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] Питер Богоссян. Евангелие от атеиста. Игорь Мельник. Крестовый поход. Ветхий завет. Игорь Мельник. Крестовый поход. Новый завет. Библиотека: http://flibusta.is/
  • Такое ощущение, что вся статья написана ради последней строчки ,мол,ни-ни, нельзя уничтожить планету, даже если тебя (русский народ) уничтожают ради ."истинных гуманных западных ценностей".А ведь и вправду,"зачем нам земля, если там не будет России",т.е. нас с вами?
  • Свинья — самое деликатное, учтивое и дружелюбное животное. Почему? У нее нет никакой религии, кроме жратвы, никакого богослужения, кроме визга, и никакого облачения, кроме дрожащего хвостика. Емельян Ярмагаев
  • «Вопрос столкновения православного истинного гуманизма с неправославным западным гуманизмом, религиозным или атеистическим, очень стар. Человек всегда имеет возможность выбора между жизнью, в центре которой стоит человек (антропоцентрический гуманизм), и жизнью, в центре которой стоит Богочеловек (православная вера). В первом случае человек становится центром всего мира, мерой всех вещей и целью всех вещей. Во втором случае в центре мира – Богочеловек, Слово Божие. Гуманистический человек думает, что он сам, без благодати Божией и общения с Богом может достичь совершенства и выстроить культуру и историю. Православный христианин верует, что, только превзойдя своё «я» и в общении с Богом, он может стать совершенным и создать истинные культуру и историю». А что здесь неверно?
    • Ned
    • 7 января 2019 г. 14:27
    Воинствующий атеизм в своей подлой лживой работе.....