Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти.

4 1833

Ирвин Д. Ялом «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» 


Проблему страха смерти пытались решить ещё в эпоху античности, и уже тогда обсуждение этой темы сопровождалось постоянными спорами великих философов. И до сих пор множество исследований психологов посвящено этому феномену [1]. Одно известно точно – постижение того, что мы не бессмертны и жизнь не бесконечна, имеет сильное влияние на нашу психику. В основном, эта тема вызывает панику не столько из-за самого понимания бренности бытия, сколько из-за недостаточной информации о том, что будет «после» забвения.

«Смерть превосходит все остальное: небытие есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью». Ирвин Ялом

Общепринятым считается и то, что именно страх перед своей гибелью лежит в основе остальных опасений и фобий. Но значит ли это, что, избавившись от него, мы станем бесстрашными? И. Ялом большую часть своих работ посвятил изучению данностей бытия, в том числе и неизбежности человеческой смерти. Результаты анализа теоретического конструкта, многочисленных терапевтических сеансов, а также жизненный опыт были освещены в книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», которой и посвящена эта статья.

Что есть «смерть»?

Известная закономерность: чем старше мы становимся, тем больше боимся стареть, каждый год с болью предвкушаем очередной день рождения. Помимо смены вида деятельности на более пассивную, люди как бы готовятся к завершению своего жизненного цикла: завершают «земные дела», прощаются с родственниками, пытаются жить по заповедям и т.д. Проводя множество времени наедине, многие проводят анализ своей жизни, пытаются наполнить её смыслом, поэтому так много людей стараются оставить что-то после себя, запомниться окружающим. Но автор книги считает, что всё это нужно, чтобы обмануть себя, продолжить жить в своих детях, достижениях и воспоминаниях, это всего лишь попытка облегчить своё опасение «не быть».

Одной из основных тем изучения данностей существования человека является самая очевидная – неизбежность смерти каждого из нас. Именно конфликт между стремлением человека к жизни и осознание своей кончины и приводит к экзистенциальному кризису и заставляет искать ответы о том, что будет после смерти и будет ли что-то вообще?

Но все же каждый человек по-своему обозначает смерть, для одних – это неизвестность, которая следует за ней, для других – небытие, для некоторых она означает начало новой жизни или счастливую загробную жизнь с Богом. Но всё же смерть рано или поздно наступит, и эта ужасающая правда приводит к появлению «смертельного» страха.

Осознание страха собственной смерти – первый шаг к счастливой жизни

Смерти боятся все, и у каждого страх проявляется по-разному: у одних он маскируется под другую психологическую проблему, мигая на фоне, у других – открыто, занимая все мысли человека и влияя на его общую активность. Осознавать, что все будет идти своим чередом, даже после его смерти, человеку очень больно, как раз в момент размышления об этом поднимаются также вопросы и о смысле существования вообще [2,15].

Но чего мы боимся на самом деле? Того, что станет с нашим телом, или того, что произойдёт с нашим сознанием, с душой? Автор отмечает, что человек беспокоится о том, что весь его мир разрушится, все воспоминания уйдут вместе с человеком, то есть поднимается вопрос о бессмысленности существования. И всё-таки, эти мысли приводят к качественным изменениям в жизни человека, он начинает жить для себя и ради себя. Ведь, в конце концов, жизнь – самое ценное, что у нас есть.

Принятие и преодоление страха смерти: миф или реальность?

Мысли философа

Многие идеи, о которых рассказывает Ялом, появились задолго до него. Например, основные аргументации Эпикура в пользу смертности души: смертность души, смерть есть ничто и аргумент симметрии, помогают понять и принять то, что человек смертен. В пользу первой тезы философ приводил логическую теорию. Если мы смертны и душа не переживает тело – нам нечего бояться загробной жизни. Ведь мы не будем чувствовать, думать, страдать, все это станет ничем. Вторая теза гласит, что мы не можем ощутить – не имеет значения, иными словами, когда существуем мы, смерть не присутствует, и наоборот. Последний аргумент излагает мысль о том, что после смерти мы находимся в том же состоянии, что были до рождения [2,78].

«Волновой эффект» и мимолётность

Именно этот феномен помогает преодолеть боязнь, ведь каждый из нас продолжает жить в других людях, во всех, кого мы радовали, любили, помогали и т.п., это так называемая «инвестиция» личности человека. Мы каждый день оставляем «частички» своей души нашим близким, они – и есть наше наследие, то, что остается после забвения.

Каждый из нас хоть раз задумывался о том, как быстро летит время и как особенно быстро проходят счастливые моменты нашего бытия. Да, всё в этом мире обречено на исчезновение, но мимолётность не уменьшает значения жизни, наоборот – она учит ценить каждый момент, радоваться каждому дню, пока мы можем.

Одно и тоже...

В книге Ницше «Как сказал Заратустра» был описан один эксперимент, который покажет, насколько Вы довольны своей жизнью и, возможно, если результат окажется негативный – поможет сделать первые шаги на пути к изменению в лучшую сторону. Для того, чтобы жить в полную силу и реализовать каждый момент бытия.

Жизнь в полную силу

Итак, даже если мысли о собственной смерти мы можем вытеснить из своего сознания, факт остается фактом – рано или поздно мы все умрём. И обстоятельства, в которые мы будем попадать на нашем жизненном пути, не будут уставать напоминать нам о приближении к конечной станции. Будь то очередной юбилей, похороны друзей, седые волосы, ухудшение здоровья или дети, что уже покидают семейный дом.

Другой вопрос состоит в том, что мы делаем с этим знанием? Погружаемся с головой в быт, убегаем в работу или не придаем этому значения? Ирвин Ялом советует не пытаться отвлечься, а наоборот – почувствовать тень смерти за нашей спиной. Когда приходит понимание того, что время идёт довольно быстро, и его не вернуть, а также станет невозможным прожить эту или другую жизнь заново: человек начинает реализовывать свой потенциал уже сейчас. Не боится делать ошибки, но старается их исправлять и жить дальше с приобретенным опытом.

То есть, если внимательно вглядеться в лицо смерти, можно не только успокоить страх, но и сделать жизнь более насыщенной, более ценной, более «жизненной».


Список использованных источников:

1. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. – Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999.

2. Ялом И. Д. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти И. Д. Ялом., 2009. 352 с.

Автор: Панасюк Анастасия, психолог-консультант

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна 

Источник.


Философия религии Ф. Ницше


"Падающего подтолкни"?


Полезные ссылки:

Flibusta 

Coollib 

Rutracker 

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Дополнительно:

Является ли атеизм религией? 

Беспричинная причина. 

Вера - это достоинство. 

Критика и критики. 

Может ли ученый быть атеистом? 

Что делал ты во Вселенной? 

«Я даже не знаю их имен»
  • Nikkuro
  • Сегодня 10:53
  • В топе

Сын композитора Таривердиева офицер спецназа ГРУ Карен Таривердиев    «Я был ранен в ногу. Снайпер стрелял точно, но хотел, чтобы меня взяли в плен. Он выстрелил и попал, лиши...

"50 лбов — и я, девочка": Лолите передали "горячий привет" с фронта. Чиновники слова о "москалях" забыли

Олег БеликовБойцы на передовой открыто обвиняют "властелинов коридоров власти" в предательстве. Очередным поводом для негодования героев стал концерт Лолиты Милявской в Ярославле. Парни в камуфляжах в...