• РЕГИСТРАЦИЯ

ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ — ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

1 913


Театр Наций «Му-Му», режиссёр Дмитрий Крымов. На сцене: Алексей Вертков и Елизавета Юрьева.

Участник клуба «Российское фото» и фотограф театральных постановок и концертов Георгий Безбородов является профессионалом своего дела — список запечатленных им мероприятий просто поражает, что уж говорить о непревзойденном качестве фотографий. В своем материале Георгий рассказал журналу, как ему удается снимать спектакли с самых непредсказуемых ракурсов, как стать невидимым для зрителей театра и что думают сами деятели театров о театральной фотографии.



Медитация начинается с вешалки.

Но даже не с той, которая в театре, а с той, что у меня дома. Сейчас расскажу.

Театр Мейерхольда. Спектакль «Из Жизни Планет», музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х. На сцене: Олег Нестеров.


Лучший учитель театральной фотографии — Константин Сергеевич Станиславский. Описанные в его книгах упражнения для актеров как будто сошли со страниц буддийских манускриптов — они про развитие важнейших для каждого человека навыков «записи» и передачи информации.

Хорошо, но при чем тут фотограф? Это актеры играют, а он снимает. Да, но нет: уже даже физики со своими квантовыми теориями доказали, что наблюдатель меняет наблюдаемое, а нам, гуманитариям, это известно с древнейших времен. Таким образом, фотограф — тоже участник постановки, к тому же он формирует взгляд на сцену тех, кто увидит спектакль только через его объектив.

Чему учил нас великий Станиславский? Вживаться в роль, становиться на время тем, кого играешь, но есть ли такая возможность у фотографа? Почти никогда ты не видишь спектакль или даже его сценарий до съемки, у тебя нет времени вжиться в роль героев, все приходится делать без репетиций, в реальном времени...


Театр поэтического перформанса «Хористки». Спектакль «Т. Ч. К.» («Те, что коснулись...») о судьбах русских поэтов Серебряного века. На сцене: «Ананасы в шампанском» («Увертюра») — стихотворение Игоря Северянина


Просто будь

Удобнее всего устроиться на хорошем месте, достать полосатый репортажный зум и отлично отщелкать спектакль. Для классического театра это в самый раз: как будто художник нашел хорошую точку, разложил мольберт и пишет пейзаж с натуры.

В некоторых случаях это единственный вариант (нельзя ходить по залу и т. д.), но я стараюсь его всячески избегать, так как результат будет качественный, но предсказуемый. И для современного театра, который стремится вовлекать зрителя в действо, а не просто показывать что-то вдалеке на сцене, такой способ съемки не очень подходит.

Чтобы показать иммерсивность современной постановки, приходится самому быть иммерсивным — здесь и сейчас, в потоке. Не думать, отпустить ум, слиться с действием. Тело само пусть снимает, оно помнит, как. Тело имеет свои центры сознания, которые работают иным, чем голова, образом, намного точнее и быстрее. Яркий пример: когда падает чашка, ты ее хватаешь на лету — и лишь потом осознаешь, что она падала, но ты ее поймал и ваще молодец))

Но есть одна маленькая деталь: тело должно быть достаточно свободным и текучим, чтобы иметь возможность так работать, поворачиваться, приседать или нажимать на кнопку, не отвлекая меня от «стратегического созерцания». Я же хоть и медитирую практически, но не в бессознательном состоянии, надо следить за переключением режимов съемки, сменой объективов, предугадывать, в каком углу зала вскоре будет самое интересное, и вовремя там оказаться с наилучшего ракурса.

В школе нас не учили правильно двигаться, дышать, смотреть... приходится наверстывать уже во взрослом состоянии, что требует осознанных усилий. Я работаю с телом и сознанием через традиционные русские практики — кресение (от слова «крес» — огонь) и лажение (от слова «лад»), дополняя их элементами из других традиционных культур — от тантры до ушу.

Испанский уличный театр Kamchatka. Иммерсивный спектакль Habitaculum.



Исчезни

Важно не мешать, быть совершенно незаметным. Это самое сложное. Я вхожу в состояние «невидимости» еще заранее, выходя из дома, постепенно втягиваю все внимание внутрь, так, что люди на улице и в метро даже порой не замечают меня, налетают случайно. А я не хрупкая девушка, а довольно крупный и тяжелый объект))

Важно не ломать ритм действа: никого не смутит щелчок затвора или клацанье при смене объектива во время шумного момента, но нет ничего хуже малейшего звука в немой сцене. Да, современные камеры могут снимать вообще без звука, как, например, мой Canon R, но еще лучше внутренне влиться в ритм спектакля, тогда все движения становятся «к месту» и не нарушают рисунок постановки. Тут тоже нужна тренировка: можно, например, двигаться в толпе, предугадывая пустоты между людьми и «втекая» в них — это даст телесное ощущение вовлеченности и гармонии с происходящим вокруг. И еще предвидение: что произойдет через мгновение. Это важно: успеть поймать движение, которое уже началось, практически невозможно, но если понимаешь, что актер вот-вот встанет или даже взлетит, то успеть легко.

Содружество (САМи). Музыкально-поэтическое шоу «Культурное вторжение». Режиссёр: Наталья Семенова. На сцене: Даниил Страхов, Сергей Шнырёв, Ирина Пегова, Алексей Айги и Ансамбль 4'33


Будь легким, как бабочка

Перепробовав много объективов, по-прежнему остаюсь приверженцем Zeiss и снимаю в основном ими (Planar 50/1,4, Milvus 25/1,4 и 85/1,4), несмотря на отсутствие зума и автофокуса, и вот почему:

- чистые и прозрачные цвета, акварельные немного, вся картинка «воздушная»

- хорошо сохраняют информацию в тенях и переосвещенных областях, потом есть что в редакторе подтянуть — в театре очень часто картинка слишком для фотоаппарата контрастная

- одинаково прекрасная резкость по всему кадру, никакой «каши» в углах, можно смело снимать начиная с самой открытой диафрагмы — 1,4

- почти не боятся контрового света, и, тем более, бокового, если попадает софит, то или он незаметен, или выходит красиво

- восхитительное фирменное боке — ну это и так все знают

Мануальная оптика заставляет каждый момент оставаться «живым»: менять точку съемки, крутить резкость, менять объективы — невозможно работать вполглаза. Для меня это принципиально важно — я как бы помещаю себя в обстоятельства, где просто вынужден быть легким и подвижным.



Испанский уличный театр Kamchatka. Иммерсивный спектакль Kamchatka.



Сними то, не знаю что

Самое интересное, что театру фотографии больше всего нужны тогда, когда снимать еще нечего: костюмы и декорации доделываются, свет настраивается, подготовка красивой картинки в процессе, но горят афиша нового спектакля и рассылка пресс-релизов. Когда все будет готово, и на пресс-показ соберут корреспондентов, фотографий будет много, красивых и разных... А пока....

Понятно, что можно наколлажировать чего-нибудь «из старенького», но есть и другой выход — съемка в репетиционном зале. Впрочем, тут есть существенное препятствие — совершенно негодный фон: вешалки, куски декораций и прочий театральный хлам плюс ограниченное пространство. Но это же и интересно: ты вынужденно оказываешься в гуще событий, когда актеры работают со всех сторон от тебя, а ты крутишься во все стороны, выхватываешь кадры, уворачиваясь с траектории их движения. Естественно, с максимально открытой диафрагмой, чтобы не отвлекал фон. Объекты съемки проносятся с огромной скоростью на маленьком расстоянии — очень увлекательно) Поймать кадр ПОЧТИ невозможно, зато это «почти» выходит очень эмоционально.

Самая же идеальная ситуация — даже не пресс-показ, а прогон, это когда все декорации и костюмы уже есть, а зрителей, которым можно мешать, и коллег, об которых бьешься порой объективами, — нет. Одно удовольствие! Можно даже немного залезть на сцену)

Театр Наций. «Му-Му», режиссёр Дмитрий Крымов. На сцене: Алексей Вертков и Мария Смольникова. 



Я рассказал, что есть театральная фотография для меня. Естественно, снимаю я не только для собственного удовольствия, но для пользы театра, поэтому мне было интересно посмотреть «с другой стороны сцены», и я попросил театральных профессионалов рассказать, что же значит театральная фотография для них.

Сергей Шнырёв, актер театра и кино:

— В театральной фотографии важнее всего то, что называется «жизнью человеческого духа». Жизнь тела тоже важна, как и Жизнь вообще. Меньше всего интересны красивые «позерские» фото артистов. А вот если фотографу удается, хотя бы в небольшой степени, проникнуть внутрь героя, передать мысль, чувство, образ, все то, что волнует актера в конкретной роли, тогда — удача! И, возможно, взгляд фотографа откроет самому артисту что-то еще не сформулированное, новое для него самого. Тогда — это удача вдвойне.
Важно снять хороший крупный план. Ведь зритель лишен возможности совсем близко разглядеть актера, а значит, в полной мере увидеть всю гамму чувств персонажа. Выразительный жест, схваченный фотографом, также важен, ведь тело говорит о герое иногда больше, чем слова.
В отличие от кино, где актер так или иначе работает на камеру, учитывает ее присутствие, в театре он обладает особой привилегией — создавать и транслировать роль без оглядки, свободно, оставаясь лишь в рамках придуманного вместе с режиссером образа. Наверное, поэтому театральные образы актеров, дошедшие до нас в фотографиях, так значительно отличаются от их киноработ. И часто бывают выразительнее, неожиданнее, глубже.

Наталья Семёнова, режиссер, Содружество Актеров Музыкантов и... (САМи):

— Я считаю театральную фотографию самостоятельным видом искусства. Это всегда собственный взгляд фотографа на спектакль. Причем взгляд сегодня. Завтра он будет уже другим, как и спектакль. Взгляд другого художника всегда интересен, таким образом ты вступаешь в диалог, открывающий новые стороны твоей работы и тебя самого.

Дарья Шадрина, креативный продюсер:

— В идеале фотограф должен быть знаком с театром, его актерами, режиссером, художником постановки. Между ними формируется доверие, фотограф становится своим. Фотограф говорит на одном художественном языке с командой спектакля и рассказывает историю такой, как задумали ее создатели. Именно поэтому в большинстве театров есть свои фотографы — cоратники, которые много лет снимают в театре репетиции, спектакли, важные события в жизни театра. Например, спектакли Гоголь-центра лучше всех снимает Ира Полярная, а спектакли театра СТИ — Александр Иванишин.
В иммерсивном театре зрители становятся участниками действия, человеку часто нужно выйти за рамки своего обычного поведения. Для этого требуется большая смелость и открытость. Это очень хрупкий момент. При съемке иммерсивного спектакля фотографу, как нигде, важны деликатность, умение работать максимально незаметно. В моей практике сотрудничества с театром Kamchatka театр изначально четко прописал сцены и рабочие точки, в которых мог находиться фотограф (фото спектаклей Habitaculum и Kamchatka — Г. Безбородов), и сцены, где съемка была строго запрещена, они оставались местом privacy для актера и зрителя, местом для выражения очень искренних эмоций и получения нового личного опыта.

Дмитрий Казаков, PR-директор первого образовательного театра «Театр изменений» (СПб):

— Со стороны организатора мероприятий и PR-директора театра хотел добавить, что очень важно отразить не только действие на сцене, но и эмоции зрителей.
Театр сейчас становится иммерсивным, все больше режиссеров вовлекают гостей в действие спектакля, делают их полноценными участниками.
На мой взгляд, интересно было бы увидеть чувства зрителей от покупки билетов, ожидания у входа театра и перед входом в зрительный зал, во время посещения театрального буфета (в некоторых местах еще сохранился их дух) и, конечно, спектр эмоций после окончания театрального действа. Если планировать заранее, то фотограф может стать полноценным участником труппы и помочь в решении режиссерских задумок.
Хороший фотохудожник, со своим видением спектакля, всегда найдет понимание со стороны организатора.

Можно рассматривать театральную фотографию как запечатление того, что делают актеры, можно — как репортаж с места события, а можно как самостоятельный арт-проект, в котором спектакль — натура, а авторский взгляд творит с ней что-то свое, порой даже то, что и не снилось режиссеру. Но это три совершенно разных состояния в момент съемки и три совершенно разных результата. Выбирайте на вкус)


Текст и фото: Георгий Безбородов



Об авторе

По образованию архитектор, МархИ, член Союза Фотохудожников России, советник председателя Российского экологического общества, член Русского географического общества, клуба «Российское фото», сооснователь Института органического сельского хозяйства, директор маркетингового агентства Time4brand.

Снимать начал в 14 лет камерой «Агат-18», которой обзавидовались бы все ломографисты. Потом были «Зенит», Practika, Leica, несколько Canon. Отец научил не только снимать, но проявлять, печатать и даже фотошопить вручную.

Архитектурное образование очень помогает: композиция, объем, свет, перспектива, история искусств, живопись и графика, понимание города. Работал несколько лет дизайнером, много фотошопил, процесс понимает, но тем более любит живые фотографии. Конечно, без компьютера никак, но основное волшебство — в съемке. Создает и продвигает бренды, а это теснейшее взаимопроникновение вербального и невербального, слова и образа.

Сайт автора: https://time4brand.ru/photo


Выставка Георгия Безбородова в клубе Whisky Rooms продлена до середины октября.

(Москва, Леонтьевский переулок, д.8, стр.1), Вход свободный

Оригинал статьи:
https://rosphoto.com/reportage...


Маркетинг, Фотография, Нейросети, Экология

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Даёшь поздравительный флешмоб!

      Пусть жизнь улыбается Вам, чудесные женщины!Всех близких с утра уже поздравили, а представьте, как приятно будет получить поздравление тем, с кем давно не общались - когда-то вместе учились, работали, или просто провели вместе несколько счастливых часов. Давайте их тоже поздравим, вот радости будет!Специально для того, чтобы поздравить всех-всех-всех, мы загототовили ...
      164
      Георгий Безбородов 24 февраля 16:00

      Нейросети в России, практический угол зрения

      До прошлого года искусственный интеллект занимал умы в основном ученых и IT-специалистов, но в 2023 инструменты на базе ИИ сделали огромный скачок, став важнейшим фактором развития бизнеса, и это только начало:$400+ млрд – объем рынка искусственного интеллекта к 2027 году,37,3% – годовой прирост ИИ с 2023 по 2030 год,90% интернет-контента будет создават...
      233
      Георгий Безбородов 3 ноября 2023 г. 13:25

      Нейросети в театре: быть или не быть?

      Партнеры 1neuro.pro, первого профессионального видео и фото нейропродакшн, рассказали о применении искусственного интеллекта и нейронных сетей для сохранения театрального наследия и создания новых проектов в рамках проекта "Мнемотеатр" — интенсив-курса для специалистов сферы культуры, студентов и педагогов творческих вузов, участников театральных студий, посвященный с...
      242
      Георгий Безбородов 15 апреля 2023 г. 13:34

      Свет и темнота как звук и тишина

      Черно-белая художественная съёмка музыкантов и артистов за работой. Концерт, танец, создание произведения, бэкстейжд. Классика, неоклассика, фолк, рок, техно и этно. Душевные переживания артиста происходят здесь и сейчас, умножаясь зрителями и участниками. Чуть раньше, чуть позже, чуть темнее, чуть светлее – фальшь. Безукоризненная точность исполнения момента – вот чт...
      295
      Георгий Безбородов 13 марта 2023 г. 19:26

      Земной град Иерусалим

      Иерусалим?Однажды я задал важный для меня тогда вопрос очень уважаемому мной человеку, и он ответил: «Купи билет в Иерусалим, скоро Пасха, там сойдёт Благодатный Огонь. Побудешь там, и ответ придёт». Уважение моё к говорившему было столь велико, что я в тот же день взял билет. Действительно, когда я спустя неделю вернулся в Москву, волновавший меня вопрос отпал сам со...
      3132
      Георгий Безбородов 2 июня 2020 г. 04:17

      Бренды, которые выжили и стали сильнее: 5 главных уроков прошлых кризисов

      Всю сознательную жизнь я создаю и развиваю бренды. При этом архитектурное образование позволяет чувствовать баланс красоты и устойчивости – наши бренды не падают при малейшей встряске. Делюсь (анти)кризисным опытом – как это происходит на практике. 1. Создавай устойчивую ДНК бренда2005 год. Запуск «железной» линейки кухонной техники BORK. На тот момент р...
      2125
      Георгий Безбородов 18 мая 2020 г. 13:54

      ГМО для простолюдинов: теперь в каждой сосиске

      Премьер-министр Михаил Мишустин до 1 января 2021 года освободил от государственной регистрации генно-модифицированные (ГМО) соевые бобы и шрот, используемые для кормов животных. Под видом кормовой теперь видимо в страну могут притащить всякую ГМО сою и насуют ее в колбасу и вообще везде. Естественно, гмо из кормов переместится в мясо съевших его животных. Эт...
      1005
      Георгий Безбородов 6 мая 2020 г. 02:08

      Откровенная реклама здоровых вкусных соков и солений:

      Есть у нас, у Института органического сельского хозяйства, соки с мякотью, томатная паста (это не то что вы думаете, а по вкусу как болгарский кетчуп - я её всюду кладу) и соленья - очень вкусные! В стекле, без консервантов, химии, гмо итд. 1% сахара или соли.  А это соленья Выращено всё это чудо у наших друзей в селе Ке...
      1313
      Георгий Безбородов 2 марта 2020 г. 21:12

      Экономика или таки хримастика?

      Фото сделано мной на Полярном круге, в районе Салехарда. Когда что-то перестаёт приносить деньги, это просто бросают и идут дальше... Казалось бы, в слове "экономика" - "эко" просто по определению. Тогда почему же так называемый "бизнес", несмотря на все радостные заверения о своей невероятной ответственности, чаще всего воспринимает заботу об экологи...
      1796
      Георгий Безбородов 1 марта 2020 г. 23:12

      «Энциклопедия ГМО: мифы и правда» вышла на русском языке:

      12 февраля 2020 года в пресс-центре РИА Новости прошла презентация первого русскоязычного издания книги «Энциклопедия ГМО: мифы и правда», включившей всестороннюю и объективную оценку научных исследований по изучению безопасности ГМО. Охват англоговорящей аудитории книги достиг более полумиллиона человек. Спикерами пресс-конференции в...
      2743
      Георгий Безбородов 29 февраля 2020 г. 23:44

      Гламур в стиле 70-х

      12 февраля в караоке-клубе Dorffman состоялось очередное заседание Международного дипломатического клуба “Amicability”, посвящённое Дню святого Валентина. Ну и я зашел)Фото: Георгий Безбородов - time2photo.com...
      701
      Георгий Безбородов 28 февраля 2020 г. 17:17

      Экология - это красиво!

      Коллекция Алёны Селезневой «Чужестранка». Она не знает откуда родом. Из волшебной сказочной страны, или с другой планеты. Из прошлого или из будущего. Легко перемещаясь в пространстве эпох и планет, может быть разной, оставаясь верной себе и своему стилю. Вся коллекция про связь времён, культур, народов и поколений. Изделия выполнены вручную в технике «мокрого валян...
      902
      Георгий Безбородов 25 февраля 2020 г. 13:39

      Открылась персональная фотовыставка члена Союза фотохудожников России Георгия Безбородова - SHOTLAND.

      Морские, музыкальные, городские и природные темы раскрыты через призму восхищения мгновениями быстротечной жизни в гармонии с вечной красотой этого мира.КонцепцияShotland буквально переводится как «страна снимков» — это идеальный мир, который создаётся из документального отображения самых волшебных моментов жизни, когда к замыслу автора добавляется непредсказуемая слу...
      890
      Георгий Безбородов 11 ноября 2019 г. 13:19

      Участники рынка органики объединились для производства еды по самым жестким в России стандартам качества.

      Рост потребления качественной, натуральной еды привел к тому, что полки магазинов переполнены товарами с псевдо-экологической маркировкой. Создание Ассоциации и внедрение среди участников СРО более жёстких, чем принятые в России стандартов по безопасности и пищевой ценности продуктов позволит обеспечивать потребителей в России и во всем мире органической продукцией с ...
      5215
      Георгий Безбородов 31 октября 2019 г. 12:44

      Российский биопрепарат для очистки земли от пестицидов получил международные органик сертификаты.

      Институт органического сельского хозяйства получил сертификат немецкой компании Ceres на биопрепарат BIOSOIL, который очищает почву от пестицидов в течении 1-3 месяцев.BIOSOIL сертифицирован для применения по органическим стандартам Евросоюза, Японии, США. BIOSOIL — почвенный био фунгицид — микробиологические удобрения на основе жидкого биогумата с фунги...
      11707
      Георгий Безбородов 26 октября 2019 г. 18:50

      Ученые выяснили, какие химикаты снижают IQ у детей

      Можно долго рассуждать о том, как интегрировать детей с задержками развития. Не проще ли устранять факторы, эти задержки вызывающие? Или это не выгодно? © РИА Новости / Илья Питалев МОСКВА, 24 окт — РИА Новости. Ученые обнаружили, что дети, в организме матерей которых во время беременности были повышены содержания ряда химических веществ, нарушающих ра...
      4659
      Георгий Безбородов 24 октября 2019 г. 19:37

      Усадьба Покровское-Стрешнево, Москва

      Что еще добавить к этим фото... имена чиновников? Астрологические расклады? Или надежду, что хоть эту усадьбу восстановят по-человечески?В 1925 году в усадьбе снимался фильм «Медвежья свадьба». Картина хорошо передаёт внешний облик усадьбы в то время, когда имелись готические надстройки над центральной частью...
      5962
      Георгий Безбородов 14 октября 2019 г. 14:45

      Неамерика. Альтернативная история.

      1.— Вождь, наши женщины собирали раковины на берегу, и увидели, как по большой воде сюда приближается большая пирога. Они прибежали ко мне в ужасе, и я быстро отправился на берег. Пирога встала в двух полётах стрелы от берега. Она настолько большая, что я не поверил своим глазам. Она… как отсюда до той раздвоенной сосны. — Разящий Кинжал, сколько я тебя знаю, а знаю я...
      5745
      Георгий Безбородов 4 сентября 2019 г. 14:16

      Сарказм как вирус

      Сарказм — это удобно: сидишь в панцире, изящно и социально приемлемо покусываешь окружающих. И все еще хихикают над самыми красивыми и точными укусами. Но если посмотреть чуть внимательнее, то видно, как ядок сарказма останавливает ток жизни в кусающем и окружающих. Разрушительный вирус. Слово — набор звуковых вибраций, которым обозначают душевный и умст...
      5963
      Георгий Безбородов 4 сентября 2019 г. 14:02

      Российские экологи помогут очистить землю Вьетнама от пестицидов и диоксинов

      Институт органического сельского хозяйства и Российское экологическое общество запустили программу по испытаниям и рекультивации почв, загрязнённых пестицидами, диоксинами, тяжёлыми металлами, и внедрению крупномасштабного органического земледелия в Социалистической Республике Вьетнам. Иван Гараев, директор Института органического сельског...
      9388
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика