Многие верующие христиане испытывают потребность в духовном руководстве, которое в наше трудное время не всегда легко найти. Но чтобы не заблудиться в своих исканиях и вместо истинного духовного ведения не обрести прелестное мудрование, необходимо руководствоваться святоотеческими писаниями. «Кто сейчас не читает книг святых отцов, – писал еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов, – спастись не может».
Среда
1. Кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряет время, живя в праздности и лени, то не возможет найти другого взамен потерянного.
2. Если кто увлекается страстью, тот будет рабом страсти (Прп. авва Нистерой).
3. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; так и душа: если хотя одну страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее.
4. Из всего, что творит Бог, нет ничего такого, что бы не было благо, но все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1,31).
5. Никому не должно скорбеть о случающемся, но все возлагать на Промысл Божий, и успокаиваться.
6. Кто не очистился еще от страстей и молится Богу, чтобы скорее умереть, тот подобен человеку, который просит плотника скорее изрубить одр больного.
7. Для того и отвергаю наслаждения, чтобы отсечь причины раздражительности (Прп. авва Евагрий).
8. Каждая страсть рождается от сих трех: от славолюбия, сребролюбия, и сластолюбия.
9. И так должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела.
10. Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать добро, как сказано в Священном Писании: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33,15).
11. Если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержанным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто-то гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться.
12. Истинно желающий спастись не должен быть беспечным до последнего издыхания.
13. Преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях (Прп. авва Пимен).
14. Все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны о всем благодарить (Ср.: Еф. 5,20; 1Сол. 5,18).
15. Если кто имеет друга и уверен, что он любит его, то, когда и потерпит от него что-нибудь, даже и тяжелое, думает, что тот сделал это любя и никогда не поверит о своем друге, что он хотел ему повредить: тем более [так] должны мы думать о Боге, который создал нас.
16. Верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем (Ср.: 1Кор. 10,13).
17. Искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения; смущаться в то время, когда тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того, что мы не знаем своего душевного устроения и избегаем труда, как сказали отцы.
18. Когда страсти сделаются явными для подвизающегося, тогда они истребятся им.
19. Ты пал? Восстань. Опять пал – опять восстань.
20. Крепость желающих стяжать добродетель состоит в том, чтобы не малодушествовать, если падут, и не приходить в отчаяние, но опять бороться.
21. Скорби привлекают к душе милость Божию. Нерадение, беспечность и покой расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом. Господи, в скорби помянух Тя (Ср.: Ион. 2,3).
Наставления преподобного аввы Дорофея на каждый день недели
Оценили 19 человек
44 кармы