• РЕГИСТРАЦИЯ

- Каким видится из сибирской глубинки русский народ?

3 515

Из цикла «Национальная идея». 

С Михаилом Тарковским беседовал Алексей Шорохов:

– Михаил, мы с тобой давно знакомы, поэтому если позволишь, разговор будет на «ты». И главным объектом нашего разговора станет, как ты понимаешь, русский народ.

Скажи, каким видится из сибирской глубинки (и «неглубинки» тоже, скажем, из Красноярска) – русский народ? Причём из Сибири корневой – крестьянской, промысловой, а не сырьевой с её принципом «отстоял вахту и купил квартиру в Москве», ну или покуролесил на Мальдивах?

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/VwT7MdsCxwI

* * *

– Алексей, Сибирь как и любая земля, – многообразна, и к сожалению крестьянская, промысловая сторона, столь дорогая нам, переживает нынче не лучшие времена, а главное – не делает уж погоды, как прежде. Жизнь эта «наскрозь» пронизана интернетом, новейшей техникой, а главное духом, рыночным и технологическим.

Часть его сути можно сформулировать так: «Не буду сам делать пимы, бокаря, бродни, поршни, чирки (наиболее приглядное подчеркни!), а куплю «Хаски», «Йети», «Нордман» (комфорт до 40 градусов) и так далее». И «также буду это обсуждать на охотничьем застолье».

А глубже - государство устранилось от решения спорных… да вообще вопросов и побеждает наиболее хищный, бесцеремонный, которому плевать на старинное, промысловое, а главное на общинное, общее.

Но великая сибирская природа продолжает отбрасывать ненаглядный свой отсвет и на таёжных мужиков, и на жителей сибирских городов, в которых проживает основная часть населения и где сложился буквально целый тип абсолютно нормальных русских больших мужиков, которые и дело делают, и лямку свою волокут.

У меня много друзей в Сибири. Проще примеры привести.

Директор небольшого завода, который производит уникальнейшее точнейшее оборудование для буровых скважин. Есть иностранные аналоги, они намного дороже и вовсе не лучше. Он это предприятие поднял 25 лет назад с нуля.

Там ничего не было. Пустое разорённое здание. Конечно, таким людям крайне трудно. Они еле выживают, потому что как бельмо на глазу и лакомый кусок. Но они бойцы. И что самое главное – люди думающие, понимающие, что происходит. Они из простых крестьянских и рабочих семей – и несут в себе самый что ни на есть сибирский народный дух.

Они знают и любят свою землю, для них что Сургут, что Красноярск, что Чита – один мир, один дом. Садятся в машину и едут к друзьям в гости за две тысячи вёрст. «А мы любим дорогу», – говорят они. Едут по своей земле. Так и прут, восхищаются её силой и красотой, сокрушаясь тем, что на ней творится.

Я могу долго рассказывать про таких. Про писателя и подвижника из Новосибирска Николая Александрова. Про Юрия Михайлова из Мариинска, создателя музея бересты, архитектора, знатока казачьей культуры, создателя ещё и краеведческого музея, в котором он сам и живёт. Как экспонат. Точнее, как эталон.

Товарищество, ответственность, сила духа, преданность Родине – вот что главное в этих людях.

Не подсчитывал в процентах, сколь такие люди составляют от общего населения. Согласен, что народ не однородный, что много и равнодушных. Но дело не в этом – мы про дух. Дух есть и он непобедим.

В провинции патриотизм и народность всегда сильней.

Хотя и либералы есть, но они по-провинциальному ещё экзотичней, смешней и неистовей. Злюччие – страсть!.. Но их меньше в сотни раз, чем в Москве. Но и в Москве многие либералы лишь по воспитанию, по несчастию, а не по убеждению. Их воспитали, что патриотизм это, мол, неловко. Официоз, дескать. Это из серии с Богом напрямую буду говорить, без Церкви. Цветаева такое отмочила. По радио в тайге слышал.

Но вот «имя неловко» – и мучаются всю жизнь, чуют раскол в душе, а потолок мешает. Но мы не должны этих городских псевдолибералов отталкивать. Мы один народ. Мы должны их великодушно принять. На речку сводить, в баньке попарить. С Михайловым познакомить. А там, глядишь, и в храм. Только помаленечку, без нажиму.

Я писал как-то, что фундаментальные ценности Русского мира не всегда связаны с географией.

Деревня выживает нынче жёстко, трудно и жестоко, по законам самого затрапезного городского захолустья. И к фундаментальным ценностям, пожалуй, ближе всего сегодня некоторые старообрядцы. А в целом, – хранителей и продолжателей Русского мира сейчас больше в городках и городах, где шире людское разнообразие, больше учреждений, связанных с культурой, и больше людей, работающих с детьми: в музейном деле, в ремёслах, в музыке – например, в казачьей песне. Именно эта среда породила нынче явление подвижничества в различных направлениях. Оно, кстати, и с мастеровыми делами так же. В городах появилось много высококлассных плотников, рубящих доскональнейшие срубы для богатых, и парадоксальным образом центр плотницкого мастерства переместился из глуши в цивилизацию.

Так вот, отвечая на вопрос, как видится отсюда наш народ - да нормально видится, по-братски, со своими бедами и надеждами - как ты сам в зеркале. Точно так же, как и из любого другого места России. Или даже лучше, но об этом дальше сказ.

– Следующий вопрос: смотри, ведь в истории заселения Сибири были разные волны и разные русские типы: новгородские поселенцы, затем казаки - покорители и первопроходцы, потом служилые люди и крепостной народишко из Московского царства, потом Петровская, Столыпинская, наконец, Сталинская волны освоения Сибири. Я уж не говорю про каторжный и ссыльный люд - со времён Иоанна Васильевича до системы ГУЛАГ Нафталия Френкеля и Матвея Бермана включительно. Да и всех последующих, включая нынешнее, десятилетий…

Это всё разные типы и люди, или, в самом деле, сегодня сложился некий тип «сибирского русского человека»?

– Да, разные типы и люди. И однозначно сложился тип «сибирского русского человека». Поразительно то, что на огромных расстояниях в тех, немноголюдных по сравнению с этими далями, поселениях совершенно единый дух. Сейчас он спутан и размыт проникновением иного ветра. Но на примере стариков, воспетых Валентином Григорьевичем Распутиным, на примере говоров, песен, материальной культуры – поражаешься, как всё близко и родственно.

И никаким горам, каньонам, рекам не нарушить единства этого. Хотя каждая местность великолепно разнообразит плат этот, расцвечивает и раскрашивает его. Это удивительно!

Читал тут очерки о Ленских стариках талантливого русского писателя Андрея Антипина из Усть-Кутского района Иркутской области. Иркутск от Красноярска – 1000 км. А дух Ленский и Енисейский – один!

Я писал как-то про удивительные наличники с волютами, которые встречаются в Томске, Енисейске и Иркутске. Неплохое плечо, да? Так вот - наличники и их распространение прямо показывает трактовый путь наших предков. И как они несли с собой русское. В санях, в перемётных сумах, на нартах.

Я не знаю лично всех жителей Сибири и Дальнего Востока, которых с этой стороны Камня миллионов 25, но какое-то общее представление имею, и могу сказать, что в целом сибиряки очень крепкая и сильная порода людей.

Связано это с тем, что на суровой, богатой и безлюдной природе надо выживать и становиться сильным ей подстать. Что звала она всегда людей предприимчивых и охочих до испытаний. С тем, что здесь полная возможность быть, как говорит один мой владивостокский друг: «Нормальным (пауза) русским (пауза) мужиком». Какой он? Да матёрый.

Приехал тут один знакомый из Чехии и увидев обилие «крузаков» и прочих «паджериков» в посёлке с тысячью населения развыступался: от, мол, «ваши чиновники» какие, только бы свою «задницу на «джипе» возить»! У нас, мол, кто-то купил (назвал маленький паркетничек) и это чуть ли ни ЧП. 

Я говорю: «А за сколько часов ты, друг дорогой, проезжаешь Чехию, длина которой 400 км? Вот то-то. А ты поживи-ка здесь зиму, поезди по зимникам в морозяки и пургу, поживи за рулём сутками и ты тогда поймёшь, почему трудовой здешний мужик любит нормальных коней!»

Больные, что-то там трёкающие про безынициативность русских, совершенно не знают жизни.

Они бы поразились трудоспособности, неугомонности, бесстрашию наших мужиков, некоторых из которых впору и треножить – настолько они активны в дорожной, морской, речной и таёжной жизни.

И сейчас в ходу такая мысль: вот, мол, у меня сосед невразумительный, тихий, «бесшаглый» (от слова шаглы – жабры), «ниччо ему не наа»; не понимаю таких. А ему товарищ отвечает: «Да дурак ты, Пётро, чем больше таких – тем бащще – природа целей будет! Представляешь, если б все как мы были!».

Алексей, ты не представляешь, что творится на федеральной трассе, связывающей Сибирь с Тихим океаном, после того, как её полностью заасфальтировали! Я имею в виду, летом творится.

Магаданцы, сахалинцы (!) владивостокцы, хабаровчане буквально прут очарованно на своих машинах путешествовать по России. В Горном Алтае я встречал летом Приморские номера, 25-й регион.

А что касается общего духа - он действительно есть.

Я в «Кресте» (книга Михаила Тарковского «Тойота-Креста». Прим. от Веб Рассказ) писал о том, что и омичи и хабаровчане, между которыми, грубо говоря, 6 тысяч вёрст, говорят на одном языке.

Это один народ, и гордящийся своей жизнью, да ещё и отвечающий за ту тёплую зауральскую Рассеюшку, из которой он и вышел.

И неважно 400 или 40 лет назад!

Хотя конечно, Дальний Восток есть Дальний Восток и это абсолютно своеобразный и отдельный регион, поразительный и немыслимый (спасибо предкам-первопроходцам!).

И даже Хабаровский край и Приморье, а ещё грубее Хабара и Влад - совершенно разные города, и для владивостокцев хабаровчане - сибиряки. А для хабаровчан - владивостокцы чуть ли не одесситы какие-то.

Про типы и подтипы сибиряков и дальневосточников и вправду можно говорить бесконечно и делить их ещё на десятки подтипов, коренных и приезжих; приезжих 20, 50 и 100 лет назад; делить на русских - староверов, потомков казаков, потомков крестьян, потомков поморцев.

Делить на украинцев, обрусевших ссыльных немцев и прибалтов, делить на татар, тюркоязычных алтайцев, тувинцев, хакасов, бурят, долган, якутов. Угорских хантов. На самодийских ненцев, селькупов и нганасан, на тунгусо-маньчжурских кетов, эвенков, эвенов, удэгейцев и так далее.

По мне так это всё равно Русский мир. Мой. И, брат, нам жизни не хватит говорить о нём.

Но главное - да! – особый народ сибиряки. Но ни в коем случае не отрицающий единство России.

И не устану повторять, что освоение русскими Сибири и Дальнего Востока не имеет ничего общего с завоеванием европейцами Америки. И надо отдать должное русским, которые мирятся с проявлениями национализма, к примеру, в Якутии. Это говорит лишь о шири русской души, о её терпимости имперской, о доброте. О силе истинной.

Мы так можем. А они нет. Из Якутии много русских уехало. Один журналист верно подметил, что пока в Москве спорят, вводить ли в школу Православие или это «мракобесие», якутские школьники чётко знают, сколько у них богов и каков «верхний» и «нижний мир». И продолжают выдавливают русских из республики.

Вот тебе и Русский мир. Есть о чём поговорить. Чей он?

– Как ты думаешь, что отличает современного корневого русского в Сибири от, допустим, такого же корневого русского в Средней полосе, и что их обоих отличает (если отличает) от обывателей и обитателей столиц, предместий и поместий?

– Можно сравнивать столицы и русскую провинцию. Можно найти больше общего между селянином Вологодчины и Амурской области, чем между Владимирским крестьянином и москвичом. В этом случае такие сельские жители – братья по Русской провинции. Но и в самой русской провинции миллион оттенков.

Наверное, главное для сибиряков – крепость, активность, какое-то состояние души, когда ты на коне - во всех смыслах.

Я поразился – ехали на запад открывать с женой год литературы. Выступали по библиотекам. Проехали от Красноярска до Воронежа. Своим ходом. Так вот, где-то в Удмуртии, по-моему, поразились одному моменту: никто в притрассовых посёлках-деревеньках не знает, сколько километров до такого-то города, как куда проехать.

Грубо говоря - не ведает, что в ста верстах.

В Сибири каждый красноярец наизусть гигантский край «знат до самого Норылска», до Диксона. Все речки, чуть не все деревни. И неважно, по работе или на рыбалку летал. Это его дом огромный. И хотя в деревнях есть люди, «в Красноярска» десятилетиями не выезжающие, главное отличие сибиряка - это ощущение огромности дома.

– В общем-то, я неспроста это спросил, потому что существует (действительно существует, а не враги выдумали, как утверждает телевизор) сибирский сепаратизм: собственно, уже с 20-х годов 20-го века существует. Если мы вспомним, то и последний (страшный, обречённый, героический) поход Белой армии (Сибирской дружины генерала Пепеляева) был под сепаратистским бело-зелёным штандартом и имел целью отделение от Советской России по образцу Дальневосточной республики. И идеологическую почву для этого подготовила местная интеллигенция ещё в начале 20-го века…

За недавние годы «перестройки и перестрелки» эта идеология, мягко говоря, здорово окрепла – с помощью и на гранты интеллигенции уже совсем не местной.

Какова сегодня опасность сибирского сепаратизма?

Что им движет - обида на «центр», издевательские законы и порядки «новой России» (так они для всех одинаково издевательские), телевизионное остервенение? Или что-то другое?

– Вражины измыслили. Никакого сибирского сепаратизма нет и быть не может. Если не считать бытовое таёжно-деревенское гундение навроде (да хрен, мол, с ней с Москвой, мы тут сами с усами проживём, картошечка своя, рыбёха не перевелась ишшо, звер-птица шараборицца…). Обычное крестьянское ворчание. Которое моментально слетит, если надо будет эту Москву защищать. Ты же помнишь, как сибиряки воевали?!

Для сибиряка «тышша вёрст не крюк», и, может, поэтому для нас Москва – вот она, «как поднесённая стоит», а вот из Москвы - Сибирь это даа… это, паря, за кудыкиной горкой, не говоря про Дальний Восток. Про какой-нибудь Кунашир или Малую Гряду.

Любой сибиряк знает Среднюю Россию во сто раз лучше, чем житель этой Рассеи Сибирь.

Для сибиряка и дальневосточника - Рассеюшка это дом, родной и желанный. Нам, правда, отсюда всё видать. Мы ж на горе живём.

Да, Москва, к сожалению, традиционно ассоциируется с некоей опасностью, и конечно сложился образ центра, который «никово не понимат» в русской подробной жизни, и огульными законами своими вытирает ноги о простых и далёких людей. Ну да, есть такое. Типичный пример - борьба чиновников с правым рулём. Да вообще нынешнее устройство жизни, когда бесхозный народ ради выживания выкашивает китайцам лес и колотит медведей на лапы. Я не против борьбы с расплодившимся медведем, но брать только лапы – это изуверство. Бр-р-р…

Про идеи Дальневосточной Республики никто не вспоминает.

Хотя лучше у Василия Авченко спросить. 

Ща мы у ево спросим. Ау, Владивосток! Ждём.

Мне кажется, что воспоминания о Дальневосточной Республике - далеко, и из книги. Может, я по себе сужу, но мне кажется - наоборот, чем дальше на восток – тем острее связь с Родиной, и непохожесть природы только подчёркивает её. На контрасте. «Только крепче любовь на чужбине» – это слова из стихотворения одного перегонщика машин. Под чужбиной он имел в виду совсем уж дальние места. Хотя я думаю, для крестьян-переселенцев на Сахалин было поначалу ощущение чужбины.

Вообще в теме сепаратизма есть некое, я бы сказал, «иностранное» видение. Из серии Россия – родина матрёшек. И так же видение Сибири как ГУЛАГа, и вот – сепаратизма. Всё это не имеет никакого отношения к нынешнему бытованию на здешних просторах. Сибиряки так же за Донбасс переживают, «ружжа» чистят, так же радовались Крыму, так же чуют нарождающийся национальный подъём. А может и сильнее, потому что здесь дух земли сильнее. Земля вот такая – сильная. А сибиряки – нюховитые!

А вот и из Владивостока ответ пришел:

«Да нет никакого сепаратизма, почвы нет.

Это чисто московские страшилки: про китайскую экспансию на ДВ и про ДВ-сепаратизм. А ДВР – вообще не о том, это был не сепаратистский проект, а манёвр Ленина, как только надобность в "буфере" отпала, ДВР тут же влили в РСФСР». Василий Авченко.

Кто бы сомневался.

– Какой тебе видится «национальная идея» русского народа и его величайшего детища – России? Исторически сложившаяся, устойчивая – или наоборот новая, способная примирить людей в новых реалиях, где по-евангельски обнимутся 1% населения РФ, владеющий 78 % активов страны, и остальные 99 %?

– Национальная идея нашего народа... В ней главное - не пересобачиться за её видение! Если бы я прорабатывал идеологию, я бы сформулировал её как «Служение Отечеству». Всё. А философски религиозно если: «Мир в когтях и мы ему помеха».

Запад тащит планету к гибели. 

Всегда поражает несправедливость: почему какой-то озабоченный технической стороной народец ввергает всех остальных в эту борьбу за «плоскость экранов»? Что за шило-то в заднице?

Да. Это они совершили преступление – они убыстрили время, они отменили традиционные ценности, они придумали порнографию, они развели педерастию и интернет, где глупость человечья, о которой век бы не знать, вылезла на свет Божий…

Они, не дав привыкнуть к технике, уже её отменяют и изобретают новую.

Мозговые эти усилия – нет бы направить на совершенствование жизни на планете! «Леший с имя». Речь шла о России. Мы можем противостоять всему этому. Это и есть роль России. Помнишь Николая Рачкова:

А Россия сама спасётся. И плечо подставит врагу.

Две строчки трактат заменяют.

Да, принципы семейственности, братства, здравомысленного баланса между амбициями личности и общественным интересами… Приоритет духовных, созидательных (а не паразитических), общественных ценностей над индивидуалистическими и коммерческими…

Традиционные Ценности Русского мира. Приятие его во всей непостижимой сложности… Не отречение ни от одного из исторических этапов России…

Кстати, о социалистическом этапе. Сегодня вышел на угор и вдруг подумал о том, что именно при советской власти русская литература дала столько положительных героев, именно при советской власти литература показала себя как мощнейший идеологический ресурс и вывела в новую совершенно фазу: стало ясно, насколько важно формирование русского человеческого идеала.

А о типе общественного устройства и идеале как раз: в идеале я видел бы некую православную социализм-монархию, но это на сегодня только разговоры и утопия.

А о вере… Принудительное и грубое привлечение населения к Православию даст только негативный результат. Рыночная экономика, примеры глобального стяжательства спровоцировали образ Церкви, вызывающий вопросы у одурманенного телевизором и либеральной пропагандой населения. И этот уязвимый образ церкви далеко не каждый русский воспринимает как искушение, как испытание твёрдости в вере.

Это мы всё о 99-ти процентах населения. А про один процент я не пишу.

– Спрошу страшное: может быть, известное утверждение «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение» важнее всего, важнее даже русского народа? Может пора нашим благодушествующим в телесах и словесах миссионерам активнее заняться просвещением светом истинной веры Христовой китайцев, а русский народишко всё, свою историческую миссию выполнил?

Не приходят такие мысли в минуты, скажем, душевной слабости и смуты? Или же, наоборот - именно Православие и есть залог нашего сохранения?

Ведь пережили же и ужасы татарщины (или как сегодня пишут в учебниках истории: «годы активного взаимопроникновения культур»), и Смуту, и насильственную «европеизацию» при Петре, и всеевропейские орды Наполеона и Гитлера, большевизм, наконец, - а веру сохранили!

– Нет, Алексей, не приходят. Надо не китайцев учить Православию, а себя. Считаю, что веру сохранили. Хоть так. У нас по статистике меньше, по-моему, 10 процентов церковных людей. Поэтому миссионерство должно быть у себя дома. Иностранные сектанты борются за каждого русского, а у нас: «Кто надо - сам придёт». Оно по Божьи-то и мудро (имеющий уши да слышит), но социально-политически приводит к тому, что нас обходят.

Эйфория духовности прошла. Интеллигенция, как обычно, сначала из духа противоречия фыркала на Советы за то, что «духовность зажимают», а как дали возможность в храм ходить (вот рядом как раз – для тебя построили, новенький, за углом - чтоб не ехать!), завоняла, какие плохие «попы». А простой народ смотрит ящик и празднует хулувины или, язви их, валентины.

Не могу… Всё… Зря ты меня раздраконил… В школе русской, в Сибири – кто-то из учителей, вот, мол, хелувин тут у нас, детишки радуются… Я грю: вы чо - обалдели?! А они: «А чо такого?». Вот в этом «чо такого» вся и беда.

А так - всё больше старообрядчество интересует и раскол. Сердце просит объединения.

Сейчас единство главное. Всё.

Приверженность только языческому периоду, только Православному и только коммунистическому не должна быть предметом раздора меж русскими людьми, и конечно все эти эпохи должны монолитом стоять в сердце. Что ж я скажу коммунисту, поднимавшему целину или горевшему в танке? Ты не православный? Неправильный? Да наоборот!

Только вместе… Русское просвещение. Очень аккуратная подача Православия, чтобы не отвратить. Вороны сидят вкруг на сухих кедрах и каждую трещину раздора приветствуют хохотом. А кедры сохнут, когда реки мелеют. Не дать мелеть!

– И последнее. Твои думы, что стало с Русской весной? Ведь такого воодушевления, такого подъёма именно русского народа не было… даже и не вспомню, когда такой был…

Русская весна отступила? И «вся грязь превратилась в серый лёд» (по слову Егора Летова)? И «всё идёт по плану»?

Или же что-то другое?..

– Не знаю. У кого отступила? У донецких ополченцев отступила? У тебя отступила? И у меня нет. Всё идет по плану Божьему. Только это не значит, что сидеть надо сиднем. Да, такие вещи как Крым, ДНР, ЛНР - объединяют, независимо от того атеист ты или православный. Но бой за Русский мир идёт, каждую секунду, минуту. В Москве, в Красноярске, в Южно-Курильске.

И главное - чтобы весна эта в твоей душе была - и в десять лет, и в восемьдесят.

2017

Из цикла «Национальная идея».

АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ беседовал с русским писателем МИХАИЛОМ ТАРКОВСКИМ.

ИСТОЧНИК 

МИХАИЛ ТАРКОВСКИЙ (1958) - русский писатель, автор стихов, рассказов, повестей и очерков. Закончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «география, биология».

В 1981 году уехал из Москвы в Сибирь - в Туруханский район Красноярского края, работал сначала полевым зоологом на биологической станции, затем охотником в селе Бахта. В 1991 году закончил Литературный институт им. А.М. Горького, заочное отделение,

Живёт в селе Бахта.

* * *

На этом всё, всего хорошего, читайте книги Михаила Тарковского - с ними интересней жить!

Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.

https://youtube.com/@webrasskaz - Мой канал Веб Рассказ

    Удар и союзники
    • pretty
    • Вчера 12:18
    • В топе

    ДМИТРИЙ  ЕВСТАФЬЕВСегодня довольно жесткий пост. Много обсуждалось, какова будет реакция наших союзников на удар «Орешником» по Днепру, не испугаются ли они, не ухудшит ли это наши отношения с Ки...

    Внезапно! Что на самом деле подорвал «Орешник»

    21 ноября 2024 года Россия применила новейшую баллистическую ракету «Орешник» в боевых условиях и поставила очень много новых вопросов, ответы на некоторые из которых дадим в сегодняшн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Веб Рассказ 21 ноября 09:58

      - А у сосиски есть душа?

      Помню: ноябрь-месяц. Такой, знаете, тревожный анабиоз. Ночью - подмораживает, днем – оттаивает. Туда-сюда, герой труда.Если выйти погулять утром в парк, палые листья жестко подморожены. Идешь по ним, а они, хулиганы, оглушительно хрустят, как чипсы.А если идешь по ним днем, ближе к вечеру, – хлюпают, вроде густого киселя.И кора деревьев: утром – стальна...
      446
      Веб Рассказ 19 ноября 09:07

      «- Познаем сначала Вселенную, а уж потом - мозг».

      Сотни решений, которые мы принимаем каждый день, на самом деле осуществляет наш мозг, следуя только ему известным алгоритмам.С древности людей интересовало устройство нашего разума. И во все времена непостижимость мозга провоцировала рождение мифов и суеверий. Однако и сегодня, несмотря на все технологические достижения XXI века, ученые не готовы призна...
      360
      Веб Рассказ 15 ноября 08:41

      «Нам долго навязывали «одесский канон» смеховой культуры».

      Журнал СВОЙ: Неизменными для вашего творчества остаются ирония и сарказм (хотя и «помягчавшие» со временем). Это — только литературный инструмент писателя Полякова или защитный мировоззренческий рефлекс Полякова-человека?Юрий Поляков: Это - изначальное, богоданное мировосприятие. Если человек от природы не обладает обострённым чувством комического, не в...
      911
      Веб Рассказ 11 ноября 12:25

      - Где вы, печали мои? Нет вас!

      РАЗРЕШИТЕ МНЕ ВАС УДАРИТЬЯ возвращался из города Н. с симпозиума, где обсуждался доклад профессора Кулябко «Современные звукоизолирующие системы и их роль в борьбе с промышленными и городскими шумами». Когда до Москвы оставалось километров полтораста, два соседа по купе сошли на какой-то станции, и я остался один на один с третьим случайным попутчиком, ...
      715
      Веб Рассказ 7 ноября 09:59

      Путешественники во Времени.

      Во время проведения курса психотерапевтического лечения одна из пациенток пришла к Юнгу и начала с того, что она совершенно не верит в эффективность этого анализа и что она глубоко разочарована.Юнг, не зная, что ответить, предложил ей лечь на диван и рассказать о своих снах. В ту минуту, когда пациентка начала свой рассказ со слов: «Этой ночью мне присн...
      2465
      Веб Рассказ 3 ноября 09:53

      Алтайская принцесса Укока и... смартфон.

      Шесть лет назад в Китае меня, помню, поразило вот что.Иду я как-то по какому-то очередному хутуну. Это так, если кто не знает, называются типично пекинские улочки. В центральном районе. Что-то типа нашего Арбата.Иногда по-русски говорят «хутонг», но «хутун», кажется, правильнее.Народу много. Все, как положено, китайцы. Вроде бы все нормально. Идентичная...
      1484
      Веб Рассказ 30 октября 11:26

      Гибель язычества как цивилизации.

      В зависимости от обстоятельств римские императоры то «вспоминали», то «забывали» о законах против языческого колдовства. Констанций, сын Константина Великого, терпимо относился к жителям Италии и Африки, но в Малой Азии пользовался любым предлогом, чтобы обрушить гонения на язычников. Декретом 357 года он запретил гадание во всех его формах без исключен...
      656
      Веб Рассказ 27 октября 11:16

      «Ласточка» набирала ход...

      Новенькая скоростная электричка плавно «пришвартовалась» к перрону. Мой вагон был третий, и место у окна – тоже третье. Хорошее место, впереди никого, просторно, можно ноги вытянуть, ехать с комфортом. И рядом – только одно кресло – четвёртое.Но у окошка, на моём месте, сидел загорелый до бурости кудрявый мужик в очках и громко разговаривал по телефону....
      1474
      Веб Рассказ 22 октября 10:33

      Тайные хозяева времени - 2

      В 1965 году в Нью-Йорке были обнаружены двое близнецов в возрасте двадцати лет с сильно повреждёнными мозговыми функциями - коэффициент их умственного развития был равен 50, - но обладающие одной необычайной способностью: абсолютным владением арифметикой времени.Когда одного из них спрашивали: какой день недели был 4 февраля 1648 года, другой тотчас отв...
      2405
      Веб Рассказ 18 октября 12:41

      Подарок Шамбалы.

      С Михаилом Николаевичем Новиковым я познакомился во время одного из шахматных турниров. Потом он стал бывать у меня, оказавшись милым, оригинально мыслящим и разносторонним человеком.Шахматы были его страстью. И не просто страстью, а ведущей (вернее сказать, зовущей) идеей. Было ему лет тридцать.Жизнерадостный, деликатный, сын пианиста, он сам неплохо и...
      1070
      Веб Рассказ 14 октября 10:15

      Странные неопознанные спутники Земли.

      На математическом конгрессе в Москве в 1966 году талантливый французский ученый, защитивший докторскую диссертацию в Чикаго, в Северо-Западном университете, по вопросу о слежении за искусственными спутниками Земли, Жак Валле предложил мне выступить в советской прессе с совместной статьей о некоторых загадочных явлениях в земной атмосфере и ближнем космо...
      1674
      Веб Рассказ 10 октября 10:36

      История магии.

      Научный прогресс, буржуазная революция и эпоха Просвещения оказались бессильны против чар магии и оккультизма, властно подчинивших себе человечество. Салон мадемуазель Ленорман посещали деятели Французской революции, считавшие себя ниспровергателями всех авторитетов.Позднее, когда эти люди пали жертвами беспощадной силы, которую сами пробудили к жизни, ...
      1176
      Веб Рассказ 7 октября 07:53

      Подальше от прогресса!

      Это было в далекое время «экзотической Арктики». Человек прокладывал узкую ленту маршрута на белом листе карты. Это был очень странный человек.Шёл 1912 год. Европейские столицы задыхались в невиданном ритме нового века. «Бал цветов» в Ницце, «Бал бриллиантов» в Париже.Газеты писали о железнодорожных концессиях и грандиозных биржевых аферах. В залитых не...
      523
      Веб Рассказ 3 октября 09:17

      Тенденции эпохи - заместить все моральные устои материальными.

       Талант - есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Фёдор Михайлович Достоевский. Великий русский писатель. Талант - нечто настолько таинственное, что, когда всё будут знать про землю, про её прошлое и будущее, когда всё будут знать про Солнце и звёзды, про огонь и цветы, когда всё будут знать про чел...
      224
      Веб Рассказ 2 октября 14:28

      Самец выдры попросил людей о помощи.

      На морской причал, к которому пришвартованы несколько яхт и лодок, забрался из воды самец выдры. Он начал бегать по причалу под ногами у находящихся там мужчин, занимающихся подготовкой к выходу в море. Самец бегал туда-сюда и явно старался привлечь к себе внимание моряков. Ему удалось заинтересовать одного из них — мужчина обратил внимани...
      5941
      Веб Рассказ 27 сентября 14:38

      «Существуют вещи, которых знать не следует, они слишком опасны».

      ПРОКЛЯТЫЕ КНИГИ Книжку профессора Джеймса Д. Уотсона «Двойная спираль» легко найти в любом книжном магазине. Его французский перевод был выпущен издательством «Robert Laffont». Существуют также несколько английских изданий в твёрдом переплёте и к...
      3101
      Веб Рассказ 25 сентября 09:06

      Ох уж эти блохеры! (блогеры).

      «Блохер» - как вы, наверно, уже догадались, значит блогер. Это из современного сленга. Типа того, что блохер - это тот, кто ловит информационных блох. В целом - неглупо. В чем-то даже образно. Не Николай Семенович Лесков с его легендарной подкованной блохой. Но - хоть что-то.Собирательная форма от «блохер», пардон, - «блохерня».Современный сленг во...
      509
      Веб Рассказ 23 сентября 10:22

      Чударыч или бесполезные знания.

      Всего их было сто один — в Красноярске добавилась группа ленинградцев. Вася, по-прежнему помогавший Дмитрию, сосчитал, что на партию приходится две тысячи один год жизни.— Две тысячи один на сто одного! И если бы не Чударыч, так вовсе здорово, он за трех тянет!Настоящей фамилией Чударыча была Чударов, но он так привык к прозвищу, что сам представлялся: ...
      392
      Веб Рассказ 21 сентября 09:20

      Вариации на тему плоско-круглой Земли, слонов и черепахи.

        – Туговато я сегодня соображаю, – пожаловался Главный. – Это как же прикажешь понимать? К такого рода новостям надо давать привыкнуть. Я выдержал аккуратную паузу и повторил: – Круглая, шеф. Им взбрело в голову, что она круглая. Глубоко откинувшись в кресле, Главный обозрел меня с таким изучающим любопытством, будто я лично выдумал...
      984
      Веб Рассказ 18 сентября 09:31

      Сплошная загадка.

      За околицей села Казанцево, где широкий тракт круто поворачивает вправо, стояла пожилая женщина. На ней была дубленая шуба, пуховая шаль, черные валенки с галошами. В одной руке держала сверток, туго перевязанный сатиновым платком, а другой сжимала дубовый, почерневший от времени батожок.Солнце скрылось за горизонтом. Золотистая степь, что тянется сразу...
      672
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика