• РЕГИСТРАЦИЯ

О СОВЕСТИ

24 7775

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, «что» доброе, и «что» злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон.

Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт.26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее.

И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, «что» говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.

Посему-то Пророк оплакивает Ефрема и говорит: «Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд» (Ос.5:11). Соперником же называет совесть. Поэтому и в Евангелии сказано: «Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним: да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант» (Мф.5:25-26).

Но почему же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, «что» мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет её соперником и заповедует нам, говоря: «буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним»... Путь, как говорит Василий Великий, есть мир сей.

Итак, потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле: не будем попирать её отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнёт говорить: «Что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу? что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?» — от этого: «Что за важность в том, что за важность в другом» впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом закосневая во зле, находится в опасности придти и в совершенное нечувствие.

Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о лёгком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу. Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть и как бы особенно увещевает каждого из нас, говоря: «Посмотри, что ты делаешь, несчастный!

Опомнись, помирись с соперником твоим, пока ты на пути с ним». Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения сей заповеди: «да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши». А затем что? — «Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант». Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре, и в зле, и показывает нам, «что» делать; и опять она же осудит нас в будущем веке, поэтому и сказано: «да не предаст... судии», и прочее.

А хранение совести многоразлично: ибо человек должен сохранять её в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою к Богу в тайне.

Например, обленился ли кто в молитве или страстный помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял его; также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и как обыкновенно случается, осудил его; короче сказать, всё, что бывает в тайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить — и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу. А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата.

Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чём знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего: сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его — и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему.

А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место.

Не должно также обходиться нерассмотрительно с своею одеждою: ибо случается, что иной мог бы носить одежду неделю или две, или даже месяц, а он часто моет её преждевременно и тем портит её, и вместо того чтобы носить её пять месяцев или более, он частым мытьем приводит её в ветхость и негодность — а это против совести.

Также и в отношении постели, часто иной мог бы довольствоваться одной подушкой, а он ищет большой постели; или имеет власяницу, но хочет переменить её и приобрести другую, новую или более красивую, по тщеславию или от уныния. Иной опять может обойтись одним покрывалом, а он ищет другого, лучшего, иногда даже и спорит, если не получит его. А если он ещё станет примечать за братом своим и говорить: «Зачем у него есть, а у меня нет?» — то такой далёк от преуспеяния.

Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится вовремя снять их и допустит им от зноя портиться — то и это против совести. Также и в пище, иной может удовлетворить своей потребности малым количеством какого-либо овоща, или чечевицей, или немногими маслинами, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей — это всё против совести. Отцы же говорят, что монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи. Итак, необходимо нам, братия, внимать себе всегда и охранять себя от всего этого, чтобы не подвергнуться тому бедствию, от которого Сам Господь предостерегает нас, как мы выше сказали. Да подаст нам Бог слышать и исполнять сие, чтобы слова отцов наших не послужили нам на осуждение.

Авва Дорофей

Источник: Портал «Православная жизнь»


Дорогие друзья! Комментарии к статье носящие оскорбительный либо провокационный характер в отношении Православия в целом и Русской Церкви в частности, а также просто бесполезные комменты будут удаляться. 

Христос Воскресе!

    Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине

    Культурная ассоциация «Сперанца» взяла на себя обязательство привлечь внимание общественности в Италии к двум политическим заключённым, находящимся в украинских тюрьмах: правозащитнице ...

    Криминальный авторитет Миша Японец: одесский Робин-Гуд

    Прошло больше 100 лет с тех славных времен, когда Мойше-Яков Вольфович Винницкий наводил ужас на лоточников, менял и ростовщиков с Дерибасовской и Ришельевской, а у мажоров с Молдованки...

    Жизнь после Смерти: Суд совести, Суд предков, суд Богов.

    В данной видео-статье мы рассмотрим откуда приходит душа, и какой путь проходит душа после смерти физического тела перед получением новой физической оболочки: Суд Совести до 3 дня, Суд ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Дмитрий Петров 18 февраля 2018 г. 12:23

      Прощеное воскресенье: как возникла уникальная традиция перед Великим постом

      Последний день перед Великим постом православные христиане называют Прощеным воскресеньем. Издавна в этот день на Руси верующие просят друг у друга прощения и готовятся вступить в "святую и великую Четыредесятницу" — самый строгий и продолжительный пост. Изгнание Адама из раяВ Церкви Прощеное воскресенье называют еще "сыропустным". Это слово означает "сыр опускаю...
      6027
      Дмитрий Петров 12 января 2018 г. 19:34

      В Далласе найдены нетленные мощи православного архиепископа (фото)

      Нетленные мощи Димитрия (Ройстера), архиепископа Далласского и Юга США обнаружили после их эксгумации с целью перенесения к новому месту захоронения.Из-за выдающихся заслуг тело владыки было решено похоронить в склепе, в часовне одного из соборов, где он провел много лет. Однако сам склеп еще предстояло построить, потому сначала решили захоронить тело на кладбище, а п...
      15650
      Дмитрий Петров 7 января 2018 г. 17:14

      Вся власть собору/ Как 100 лет назад церковь отделялась от государства

      2017 год был годом непростых столетних юбилеев. О двух русских революциях вспоминали, боясь сказать что-то лишнее: настолько большая часть нашей современной жизни определяется событиями тех лет, что порой проще промолчать. Сказанное в полной мере относится и к юбилею Поместного собора Русской православной церкви, восстановившего патриаршество, создавшего модель незави...
      15199
      Дмитрий Петров 5 декабря 2017 г. 01:32

      О НАДЕЖДЕ И ОТЧАЯНИИ Из беседы с современным афонским монахом

      Насельнику одного из афонских скитов мирские гости пожаловались на то, что житейская суета, трудности и проблемы отнимают всё время и силы, отчего они унывают и не знают, как в таких условиях спасти свои души. Выслушав ответ монаха, гости попросили разрешения перевести его слова на русский язык и опубликовать, полагая, что они могут быть интересны и полезны более широ...
      5790
      Дмитрий Петров 30 ноября 2017 г. 14:55

      Куда попадает самоубийца после смерти

      В то время как души людей, умерших естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: «Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой». Самоуби...
      29144
      Дмитрий Петров 29 октября 2017 г. 15:14

      Старец, к которому прислушивается Путин, заставил уральцев смеяться

      Отец Ефрем — настоятель Ватопеда (самого знаменитого из афонских монастырей), аудиенции с которым ценит президент России Владимир Путин, приехал в Екатеринбург.  Вечером пятницы в екатеринбургской епархии царил ажиотаж: сотни людей пришли послушать афонского старца Ефрема. Боясь, что все слушатели в зал не поместятся, в духовно-просветительском цент...
      45167
      Дмитрий Петров 13 октября 2017 г. 13:00

      «Не дайте Учителю вывезти награбленное в Израиль!»

      Бизнесмен и кинодеятель, экс-продюсер фильма «Матильда» и бывший соратник Учителя Владислав Москалев анонсировал выход второй серии фильма о махинациях, которые, по его мнению, совершал режиссер Алексей Учитель при съемках скандальной картины. Об этом Москалев сообщил на своей странице в Facebook. «Я назову больше фамилий, покажу еще больше документов, в том числ...
      10271
      Дмитрий Петров 16 сентября 2017 г. 01:10

      Михалков: история с "Матильдой" лежит на совести Фонда кино

      Ситуация вокруг фильма Алексея Учителя "Матильда" лежит на совести Фонда кино, который давал государственное финансирование создателям картины на уровне утверждения сценария. Об этом заявил в пятницу журналистам председатель Союза кинематографистам РФ Никита Михалков перед открытием Международного кинофестиваля "Евразийский мост"."Это вся история на совести Фонда кино...
      1013
      Дмитрий Петров 11 июня 2017 г. 18:40

      КАК ДОСТИЧЬ РАЯ?

      О посмертной судьбе человека и о том, от чего она зависит, Христос говорит в притче о богаче и Лазаре, изложенной в немногих словах. Попробуем же выяснить, рассматривая этот краткий текст, почему посмертная участь богача и Лазаря оказалась столь различной.«Некоторый человек», имя которого Спаситель не называет, а значит, таких людей много, жил в достатке и проводил вр...
      7319
      Дмитрий Петров 5 июня 2017 г. 16:38

      ДУХОВ ДЕНЬ

      Глубоко важный и таинственный догмат о троичности в Лицах Единого Бога отличает нашу христианскую религию от всех других религий.   Целые тысячелетия жил Богоизбранный еврейский народ верою в Единого Бога, явившего Свое всемогущество и непостижимую премудрость в творении вселенной; Свою правду – во всемирном потопе, Свое милосердие и любовь к Своему народу – в чудесно...
      4238
      Дмитрий Петров 26 мая 2017 г. 23:28

      Игумен монастыря Дохиар: ПРАВОСЛАВИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО УНИЧТОЖАЮТ

      Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис) рассказал о ситуации в Греции и Европейском Союзе, сообщает АгионОрос со ссылкой на греческий портал Vimaorthodoxias.gr.«Наши правители не переносят все что пахнет ладаном и свечами и сознательно с эти борются. Они сражаются с Церковью и пытаются эту “проблему” устранить со своего пути. Отчаянно борются чт...
      8508
      Дмитрий Петров 24 мая 2017 г. 23:09

      НА РОССИЮ МЫ СМОТРИМ С БОЛЬШИМ УПОВАНИЕМ

      О духовной традиции Святой Горы Афон – беседа корреспондента журнала «Покров» с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским.– Большинство читателей журнала «Покров» слышали про исихазм и связывали его, конечно же, с именем Григория Паламы. Расскажите, пожалуйста, об исиха...
      14020
      Дмитрий Петров 17 апреля 2017 г. 13:08

      В защиту Русской Православной Церкви.

      Здравствуйте, с праздником, Христос воскресе!Очень много интересного публикуется на Конте. Но есть ряд статей, публикуемых критиками Русской Церкви, которые откровенно диссонируют с патриотической направленностью этого ресурса.Когда я читаю подобные статьи, у меня складывается ощущение, что мы с автором живем в разных, непересекающихся вселенных. Я в Церкви уже почти ...
      19622
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика