Мистический опыт

0 304

      Мистический опыт представляется мне, как переживания некой мистической трансформации эго, после которого у человека происходит изменения в личности. Как говорили в одной телевизионной передачи после занятие различными аномалиями, мистикой, НЛО – человек становится другим, как не странно, но это правда. Изучение аномальных явлений сильно влияет на жизнь человека часто не в лучшую сторону.

Мистический опыт, мистические переживанияэто особые психологические, психофизические изменения, которые происходят в человеке, из – за влияния на него некой «мистерии» т. е столкновение с чем то не известным, мистическим, которое заложено в человеке или является вследствим влияния внешних факторов. Известные нам контакты с НЛО, после которых родные похищенного начинают замечать изменения в его характере, тогда можно говорить, что человек столкнулся с некой мистерией, которая сделала его другим, изменила его структуру психики. Хорошо описан мистический опыт в работах С. Грофа, которые составил классификацию трансперсональных переживаний, она отражает практически все основные переживания человека при мистическом опыте. Я считаю, что если бы Гроф ни чего кроме этой классификации не написал, то он все равно бы вошел в мировую психологию, как неординарный мыслитель и исследователь.

Многие авторы определяют мистический опыт по разному, например религовед Е. А. Торчинов пишет «переживания особого рода, обычно описываемые пережившими их людей как расширение сознания или единение с онтологической первоосновой сущего (то есть переживания, трансцендирующие обыденный опыт имеющее непосредственное отношение к метафизике и ее предмету»).

Мистический опыт с моей точки зрения имеет огромное значение, как для психологии, так и для антропологии. Основной задачей трансоанализа я вижу анализ личного мистического визионерского опыта и социализация мистической личности в обществе.

Можно выделить несколько основных направлений в изучении мистического опыта:

Во-первых - это комплексное философское осмысление, включающее исследование гносеологических, исторических, психологических, социальных, а также медицинских факторов в их совокупности.

Во–вторых - это исследования отдельных наук, таких как история, психология, социология, медицина и т.д.

Общее состояние организма, при котором возможно появления «мистического опыта» является состоянием, при котором снижены продуктивные возможности организма, не случайно мистики говорят о том, что во время «мистического опыта» ими овладевает нечто трансцендентное, странное не обычное.

Одна из причин возникновения «мистического опыта» являются различные психотехники, включающие эмоционально-интеллектуальное напряжение, экстатические и созерцательные практики, медитации, холотропное дыхания, различные буддийские практики и многое другое. Эти искусственные методы способствуют возникновению нестандартных ощущений, которые и понимаются верующими как действие в них трансцендентных сил. В том числе мистический опыт может возникать спонтанно, независимо от человека и его намерений, это могут быть различные видения, инопланетян, сверхъестественных существ, передача информации от неизвестного источника, различные религиозные переживания и т.д.

Перечислим характерные признаки мистических состояний по У. Джеймсу.

1. Радикальность. Её можно понимать, как способность открывшейся реальности полностью захватить внимание индивида, поглощая собой обыденную действительность без остатка.

2. Невыразимость. Воспринимая открывшийся мир как весомый и объективный, осознавая малейшие детали происходящего, мистик, как правило, не в состоянии передать содержание своего опыта посредством языка.

3. Кратковременность. Мистик не в состоянии контролировать время нахождения в новой реальности, как и интенсивность собственных переживаний. Обычно это переживается как краткий миг необычайной полноты, попытки, продлить который просто невозможны.

4. Тотальная трансформация субъекта. Меняется не только окружающий мир, но и сам субъект, его воспринимающий, поскольку всё то, что человек знал о себе раньше, в области мистического опыта перестаёт быть, а взамен оказывается нечто иное, также невозможное для адекватного описания в словах.

5. Мистический гносис. Это можно понимать как способность к безграничному знанию обо всём сразу, без каких бы то ни было опосредований законами или даже словами. Это, скорее, переживание тотального знания, которое затем также часто оказывается невыразимым.

Говоря о мистическом опыте, стоит поговорить и о мистическом сознании. Мистическое сознание можно определить как особая трансперсональная форма отражения действительности. Люди, обладающие таким сознанием, могут выходить за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, мироздание дух и даже космос. У них совершенно другая форма понимания действительности, они могу находиться как в нашей форме отражения действительности, как и в иной, иногда таких людей называют контактерами или визионерами – якобы способными путешествовать по другим мирам и общаться с их обитателями.

Один из основателей трансперсональной психологии Станислав Гроф писал в своих книгах, о том, что возможности нашего сознание на не ограничены, и содержит знание обо всей вселенной, и обо всем существовании. Но данная информация хранится далеко в подсознании и только в особых условиях может выходить наружу спонтанно, или под влиянием различных психотехник.

Любой человек может обладать мистическим сознанием, не зависимо от его устремлений, мировоззрения и религии. Некоторые восточный религии содержат в себе развитие мистического сознание, прежде всего это шаманизм, некоторые формы даосизма, буддизма, христианского мистицизма. Именно эти формы религии предполагают в себе особое понимание окружающего мира, иначе, чем простые обыватели.

Так же развитие мистического сознания можно получить в результате изучения наукообразных учений: аномалогия, уфология, криптофизилогия и д.р. – все эти учения предполагают особое миросозерцание, что и ведет к развитию особого сознания.

Моя работа была бы не полной, если бы я не привел параллель между мистическим сознанием и мистическим опытом. Я сталкивался случаями, когда отдельные люди начинали общаться с некими высшими существами, которые говорили им, что они якобы с другой планеты и даже из другой галактики. С этими людьми, которые вступали в подобный контакт, с ними происходило, что-то вроде шаманской болезни, когда они начинали отождествлять себя с этими существами. По всей видимости, мы здесь имеем дело с проявлением мистического опыта, которое имеет связь с Высшем -«Я». Высшее – «Я» означает некие определенные духовные возможности человеческой психики, которые проявляются только в некоторых случаях. Как правило это люди обладающие сверхвозможностями, например телепатией, экстрасенсорикой и т. д. Именно эти паранормальные способности способствуют возникновению Высшего– «Я».

Паранормальные способности в рожденные или приобретенные в результате различных техник могут проявиться согласно трансоаналитической концепции только трансферности к Высшему–«Я», т. е. высших систем, которые находятся в подсознательном. По- видимому эти высшие системы, заложенные практически во всех людях, однако нелегко их извлечь из глубин нашей психики. Человек по своей природе согласно теориям трансперсональной психологии имеет информацию обо всем сущем: о мироздании, космосе и т. д. Только с помощью различных техник можно извлечь эти знания. По всей видимости, мы имеем дело с тем что человек контактирует со своим Высшем - «Я», а его сознание трактует это как например контакт с инопланетянами с другой планеты. Таковые контакты были и в глубокой древности, но по-другому трактовались. Сейчас, с началом научно – технического прогресса, выхода человека в космос, данный контакты получили новые трактовки, но суть их осталась та же.

Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают мистические идеи и представления. Они носят несистематизированный, хаотический характер.

В массовом мистическом сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы. Мистическая вера невозможна без эмоционального отношения к сверхъестественным объектам, созданным человеческим воображением. А для того чтобы возникло эмоциональное отношение к объекту мистическая веры, необходимо, чтобы последний был представлен мистическая личность в чувственно-конкретной, наглядной, форме.

Выделяют несколько особенностей мистического сознания:

1. Мистическое сознание можно развить у любого человека. Как уже говорилось под влиянием различных мистических школ и некоторых религий, следования их духовных практик, постепенно мировоззрение человека изменяется вместе с ним и сознание.

2. Человек, обладающий мистическим сознанием, имеет особое мировоззрение. Эта особенность вытекает из первой, об этом я уже много писал, любое мировоззрение зависит от психики человека.

3. Человек, обладающий мистическим сознанием, имеет представления обо всей вселенной и мироздании. Постулат доказанный Станиславом Грофом в его исследованиях ЛСД на людях, у которых появлялись различные мистические переживания, в том числе они получали информацию о структуре Вселенной и мироздании, что позволило Грофу предположить, что подсознании хранится информация, по всей видимости, мирового порядка.

4. Мистическое сознание имеет связь с Высшем – «Я». В некоторых случаях информация, хранящаяся в подсознании, может выходить наружу спонтанно или с помощью различных психологических техник. В этом случае речь может идти о Высшем – «Я», которое учувствует в передаче и обработки информации и осуществляет связь с спиритипами.

5. Мистическое сознание индивидуально для каждого, сознание способно создавать любую реальность. Еще одна особенность мистического сознания – это индивидуальность и неповторимость. Наше сознание способно создать любую реальность, любой закон физики, – то есть возможны любые чудеса.

В официальной науке все, что касается мистического опыта, наложено как бы табу эту тему. Когда я учился в университете, нам лекции читал И. С. Кон, к сожалению уже покойный, много сделавший для развития сексологии в СССР и России. Сексология всегда считалось темой табу особенно в СССР, где секса якобы не было, считалось, что все, что связано с сексом сугубо личное. С мистицизмом дело обстоит похожим образом, человек, который пережил мистический опыт, для него он сакральный, личный, и неповторимый, не торопится рассказывать о нем окружающим, боясь, что его примут за сумасшедшего. При этом данный феномен с моей точки зрения реален и нуждается в тщательном изучении. Так вот, между сексологией и мистицизмом, в том числе и изучением мистического опыта много общего – это две важные темы очень личные, на которые был возложен табу в научных кругах. С Коном пытались бороться его книги и статьи запрещались, не публиковались. После развала СССР наступила оттепель, огромное количество книг выпущено по проблеме секса и мистицизма, но в официальной науке есть не гласный запрет на эти две очень разные, но где -то очень похожие темы. Не пора ли все это менять.

Зимний король и воюющий Киев

Почему Украина не сдаётся? Население тонет в Тисе, умирает в Карпатах от переохлаждения, гибнет от пуль собственных пограничников, лишь бы сбежать от мобилизации. Элиты всегда были гото...

Стадо желудков

 В чем причина оглупления части граждан украинской территории? То, что видны сектантские технологии – факт! Но и то, что далеко не все на них повелись – тоже фак! В чем причина так...