Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Трансперсональное дыхание на дому (практическое руководство)

0 454

      Трансперсональное дыхание, холотропное дыхание, ребефинг, свободное дыхание, и д.р. – эти техники основаны на глубоком дыхании и сейчас очень популярны в России так и за рубежом. Пройти таковую технику, например холотропного дыхания или трансперсонального дыхания у профессиональных тренеров стоит очень дорого, кому-то это может быть не по карману. В этом руководстве я расскажу как проводить сессии трансперсонального дыхания не выходя из дома. Сейчас существует миф, что опасно проводить техники основанные на глубоком дыхание дома, особенно это любят говорить тренера холотропного дыхания. Этот миф развеять очень легко, да, наверное проводить холотропное дыхание одному дома – это может быть опасно, а если проводить не одному а с кем –то, пусть это будет ваш друг, знакомый, родственник или кто-нибудь еще, то есть тот кто будет вас страховать и смотреть чтобы ни чего с вами не случилось. Для вас это будет совершенно бесплатно, вы можете сами контролировать процесс.

Почему еще тренера говорят, что холотропным дыханием нельзя заниматься дома – им нужно зарабатывать деньги, им нужно, чтобы вы ходили на тренинг, чем больше людей придет, чем больше они заработают. При этом ситер который помогает холонавту, как правило, не является профессиональным психологом, обычно ситер - это человек с улицы, которого вы больше возможно ни когда не увидите в жизни. Сам тренер холотропного дыхания ни как в вашей сессии не участвует и ни какой инициативы как правило не проявляет, за что вы тогда ему вообще платите деньги? Ваши переживания после сеанса ни как не анализируются тренерами, а в каком-то смысле вы сами им даете информацию о своем личном опыте. «с начала и до конца главным героем с полной ответственностью остается пациент. Терапевт выступает в роли сообщника, создает поддерживающий контекст для самоисследования и время от времени высказывает свое мнение или дает совет, основанный на прошлом опыте». (С. Гроф. За пределами мозга. М.: «АСТ» 2005, стр. 402)

Связи с этим я хочу предложить не большое руководство, как безопасно проводить техники основанные на измененных состояниях сознания и на глубоком дыхании не выходя из дома.

Картография внутреннего пространства (по С. Грофу)

Станислав Гроф — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии.

Биографические переживания: воспоминания событий жизни после рождения. Когда активизируется бессознательная психика, первыми становятся доступными переживания, которые относятся к воспоминаниям о событиях, происходивших в жизни после рождения. Пока процесс остается на этом уровне, различные эмоционально незавершенные события из прошлого проявляются в сознании и становятся содержанием опыта. Из традиционной психотерапии хорошо известно, что доступ к этому уровню бессознательного важен для терапевтической работы. Эта область была тщательно исследована и картирована биографически-ориентированными психотерапевтами.

Околородовые переживания: процесс психологической смерти и возрождения. Поскольку в обычных обстоятельствах мы не помним подробностей своего рождения, большинству специалистов и обычных людей трудно поверить в то, что этот опыт может быть психологически значимым.

По мере углубления неординарных состояний сознания, переживания, как правило, выходят за рамки биографии после рождения, сосредоточиваясь на двух важнейших аспектах человеческой жизни: ее начале и ее конце. На околородовом уровне рождение и смерть очень тесно переплетены друг с другом. По-видимому, это отражает тот факт, что человеческое рождение представляет собой очень трудное и потенциально опасное для жизни событие – считает Станислав Гроф. Он продолжает, «…многие из нас впервые соприкоснулись со смертью, когда сражались в родовом канале за то, чтобы начать свое существование в мире. Когда человек заново проживает опыт рождения, он сталкивается с крайними формами страха смерти, страха утраты контроля и страха безумия. В результате, он может вести себя весьма необычным образом, и его состояние может напоминать психоз».

Борьба смерти-возрождения. Многие аспекты этих богатых и ярких переживаний можно лучше понять, если сравнить их со второй клинической стадией родов — стадией продвижения через родовой канал. Помимо элементов, которые легко интерпретировать как естественные производные процесса родов, например, событий титанической борьбы, связанных с ощущениями мощного давления и энергии, или сцен кровавого насилия и мук, здесь присутствуют и другие переживания, требующие специального объяснения.

Переживание смерти-возрождения. Люди часто переживают смерть и возрождение, когда воспоминания, которые выходят на поверхность сознания, связаны с моментом биологического рождения. Здесь завершается предшествующий трудный процесс движения через родовой канал и достигается бурное высвобождение, когда ребенок появляется на свет. При этом человек нередко переживает различные специфические аспекты этой стадии родов как конкретные и реалистические воспоминания. Они могут включать в себя опыт анестезии, давление при наложении щипцов и ощущения, связанные с теми или иными действиями акушеров или с манипуляциями после рождения.

Трансперсональные (надличностные) переживания. По Грофу, надличностный уровень психики лежит за пределами биографической и околородовой областей. Гроф предложил использовать современный термин «надличностный» (трансперсональный) для широкого спектра разнообразных состояний, которые в других контекстах упоминались как духовные, мистические, религиозные, магические, парапсихические или паранормальные. В прошлом вся эта область была предметом многочисленных неверных толкований и нелепых искажений. Знание природы и основных характеристик надличностных явлений, свободное от распространенных ошибочных представлений, чрезвычайно важно для правильного понимания и лечения духовных кризисов, заключает С. Гроф.

Мир надличностных явлений предлагает и еще одну интеллектуальную и философскую проблему. Он зачастую включает в себя такие сущности и сферы, которые в западном мировоззрении не считаются частью объективной реальности, как например: божества, демоны и другие мифологические персонажи из различных культур или разные варианты рая, чистилища и ада. Эти переживания столь же убедительны и реальны, как и те, что содержат элементы, с которыми мы знакомы в повседневной жизни. Таким образом, в надличностных состояниях нет разграничения между миром общепринятой реальности и мифологическим миром архетипических форм.

Система конденсированного опыта (СКО). СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. СКО являются принципом, управляющим не только динамикой индивидуального бессознательного, но и являются общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики.

Гроф также выделят так называемые Базовые перинатальные матрицы, которые являются ключевой понятием его концепции по этому, по всей видимости, стоит упомянуть и о них.

Первая перинатальная матрица (БПМ-I). Биологическая основа этой матрицы - опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить. При этом на поздних стадиях беременности ситуация скорее всего будет менее благоприятной - из-за крупных размеров ребенка, усиления механического сдавливания или функциональной недостаточности плаценты.

Вторая перинатальная матрица (БПМ-II). Этот эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет.

Третья перинатальная матрица (БПМ-III). Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.

Четвертая перинатальная матрица (БПМ-IV). Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным появлением на свет. В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.

Техника

Техника трансперсонального дыхания состоит в том, чтобы человек лег на спину и начинал дышать чаще и глубже обычного. Такая сессия может длится от двух до четырех часов. В результате глубокого дыхания и громкой этнической музыки человек входит в измененное состояние сознания, а в некоторых случаях он переживает различные трансперсональные образы. Также очень важно, что кроме дышащего должен обязательно быть человек, которые обеспечивает безопасность, об этом я подробно поговорю в следующей главе.

Работа ситера

При практике трансперсонального дыхания на дому очень важно, что бы кроме самого дышащего было еще от 1 до 2 человек больше в принципе ненужно. Функция этих людей (ситер) обеспечить безопасность дышащего и мелкая административная работа, например включить или выключить музыку, спровадить соседей если они решат вдруг неожиданно нагрянуть и т.д. Работа ситера состоит в том, чтобы работать с зажимами, отеканиями с крючиванием мышц рук и ног дышащего ( об этом я подробно расскажу в главе о работе с телом), чтобы дышащий не заработал физические травмы во время своей практике и другая любая помощь о которой попросит дышащий. Также задача ситера состоит в том, чтобы дышащий постоянно дышал, чтобы дыхание не замедлялось и уж точно не прекращалось.

Работа с телом

Одной из основных задач ситера является работа с телом. Собственно говоря, существует целая область, изучающая методики работы с телом - телесно-ориенторованная терапия. И чем больше методик знает ваш ситер, тем лучше. Однако все знать все равно невозможно и поэтому есть ряд определенных вещей, которые нужно знать обязательно.

Самое главное правило заключается в том, что ситер делает только то, о чем просит его дышащий, а не то, что он думает, что дышащему нужно!!! Если вы соблюдаете хотя бы это правило, то вы может и не поможете, однако точно уж ничего не испортите.

Теперь о том, в чем заключается работа с телом - это проработка блоков и зажимов.

Когда дышащий начинает сессию (особенно впервые) у него могут возникнуть телесные блоки, мешающие ему продвигаться дальше в глубину переживания. Они выражаются в том, что у него как-бы сводит мышцы (чаще рук или ног ). Такие блоки дышащий должен прорабатывать сам через напряжение мышц. Ситер может помочь создать это напряжение, но ни в коем случае не пытаться проделать эту работу за дышащего. Например если сводит руку, то ситер берет дышащего за нее и дышащий тянет руку ситера на себя, причем задача дышащего собрать все свои физические силы и даже немного больше, чтобы справиться с этим сопротивлением.

Зажимы возникают спонтанно в течении сеанса и проявляются в виде боли в том или ином участке тела. Для проработки зажима дышащий может попросить ситера надавить на беспокоящий участок. Может быть больно, однако для успешной проработки необходимо пройти через эту боль. Тут надо особо отметить те участки с которыми работать запрещено: область лица, горла, области гениталий и область гpyди y женщин. Такие зажимы pекомендyется пpоpабатывать косвенно: так, напpимеp, снять напряжение в паховой области можно, создав дышащему возможность сопротивляться, сдвигая (или раздвигая) ноги в бедренной части, для пpоpаботки горлового зажима можно дать дышащему тряпку, которую дышащему в этом случае необходимо с усилием скручивать.

Музыка

Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.

В середине века практика лечения музыкой была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

Музыка играла главную роль в сфере целительства, в культурных традициях разных племен и народов.

Некоторые великие духовные традиции разработали звуковые техники, которые вызывали не только общее состояние транса, но и обладали более специфическим воздействием на сознание. Прежде всего, это тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, индуистские бхаджаны и киртаны, а особенно древнее искусство нада-йоги, или пути к единению через звучание. Индийские техники устанавливают конкретную связь между звуками особых частот и чакрами индивида. Посредством правильного применения подобного знания становится возможным влияние на состояние сознания предсказуемым и желаемым образом. И это только несколько примеров широкого применения музыки с обрядовыми, врачебными и духовными целями.

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...