Как греки живопись изобрели. Часть III. Архаика

17 1382

Архаический период считают с конца 8 го по конец 6  века до нашей эры. Всего два столетия. Но каких!

Для начала,  население всего большого региона Средиземного моря и Причерноморья более-менее успокоилось. Разнообразного происхождения народы с телегами, чадами и домочадцами  перестали шляться туда и сюда по Балканам и Малой Азии, снося всё на своём пути зато количество осёдлого населения начало быстро расти. 

Ещё недавно опустевшие и сжавшиеся в размерах, уже в 9 веке города наполнились настолько,  что пришлось собирать  налоги на отправку кораблей с "лишними, бедными согражданами" к иным берегам, для основания колоний.

 Руководил данным процессом оплот древнегреческого "мракобесия и опиума для народов" - Дельфийский храм. Его жрецы видимо имели достаточные познания в географии своего мира и природных условиях тех мест, что бы давать толковые советы вопрошателям, непременно посылавшим к ним за благословением  для переселенцев, и по сути руководили всем процессом. К концу 8 века ближайшие  к Балканам  побережья по обе стороны Средиземного моря были освоены и греки со своими портами и колониями вовсю обживали Италию, Египет, Причерноморье, и даже побережье будущей Франции, отодвигая финикийцев дальше к Африке и Геракловым столпам. 

Товары из  Этрурии, Малой Азии, Египта и Междуречья были востребованы состоятельными греками и создавали конкуренцию местным  ремесленникам. Вот как об этом писала  Сапфо:

   Кроме проблемы модного дефицита и капризов дочки, перед Сапфо стояла и более серьёзная проблема - она принадлежала к старой аристократической семье в городе Митилене. И была изгнана оттуда как и другие семьи в период войны за власть между аристократами и представителями богатой торговой верхушки. Именно  в период архаики шли наиболее яростные сражения горожан с базилевсами(царями) и олигархами за власть в полисе. По итогу, в одних городах установилась олигархия, в других тирания(единоличная власть тирана пришедшего к власти в результате переворота), в третьих выборные цари - архонты (вроде наших президентов). Мало кто знает, но горожане Афин, после героической гибели своего последнего царя, отобрали у его наследников власть, оставив за царём только жреческие функции и назвали его архонтом. Но потом,  разделили его должности между сперва двумя, потом тремя, а потом 9 архонтами избираемыми из аристократов. Впоследствии всё это реформировалось, добавился совет ареопага, народное собрание и прочие демократические уступки плебсу, но именно в 8-6 веках торгово-ремесленные слои городов воевали за власть с наследной земельной аристократией. Поэтому в колонизации участвовали не только самые бедные граждане и младшие сыновья, но и самые родовитые - проигравшие в борьбе за влияние в родном городе.

 Из своих заморских колоний , которые  порой были гораздо богаче чем родные города в Греции, как например города "Великой Греции"  в Италии,   греки повезли на родину разнообразные товары, в первую очередь зерно, и местную экзотику - ткани с восточными узорами, пряжки, украшения, игрушечные модели домов и храмов, мелкие глиняные статуэтки.  На них сказочные грифоны и львы изгибались в сложных поворотах, а  сильные воины с красиво выделенными мускулами побеждали животных.   Мелкая пластика с изображением богов и богинь, которую купцы брали с собой для богослужений и посуда с росписями и рельефами заменяли фотографию. Они занимали мало места, хорошо продавались, служили подарками для нужных людей, создавали моду на восточное поднимая спрос. 

    Небольшие, не более 10-15см. рельефы  с изображениями сфинксов и статуэтки божков из Египта 8-7 веков находят в Греции, ассирийские крылатые львы и богини отправлялись в горы Урарту и Египет, финикийцы вообще впитывали все идеи и мастерили маленькие рельефы из слоновой кости в египетском и ассирийско-вавилонском стиле продавая по всем побережьям Средиземноморья и вглубь Малой Азии, Испании и Африки. Вот эта коллекция фото,  как раз иллюстрирует какой была, и как иной раз далеко заносило мелкую пластику, а с ней художественные идеи, приживавшиеся у разных народов.

      Обратите внимание на две статуэтки вверху слева. Явно видно, что греческая, так называемая Дедальная(от скульптора Дедала) скульптура просто копирует   в массе производившиеся в Египте фигурки богов, слегка корректируя талию в соответствии с местными стандартами красоты. Даже в храмах таких  малоактивных в торговле граждан, как спартанцы найдено много восточных фигурок или украшений. Это неудивительно, в 9-8 веках финикийские ремесленники,  ранее  освоившие стили Египта и Междуречья в своем творчестве,  создавшие  собственный вариант этих стилей, жили и работали в большинстве крупных городов  Пелопоннеса 8 - 7 веков.

     Греки, достигнув высот в науках и искусстве, постарались полностью позабыть вклад стран востока в их становление. Всё сами, всё сами.... И это "сами" тянется со времён классических в  Греции, где достигшие расцвета граждане высокомерно объявили всё НЕ греческое варварским и ничтожным.

Устами своей героини Ифигении драматург Еврипид восклицает:

 Paзвe ты мeня нocилa для ceбя, a нe для гpeкoв? 

 Иль, кoгдa Эллaдa тepпит, и бeз cчeтa coтни coтeн 

Иx мyжeй вcтaeт, гoтoвыx вecлa взять, щитoм зaкpытьcя 

И вpaгa cxвaтить зa гopлo, a нe дacтcя - пacть yбитым, 

Mнe oднoй, зa жизнь цeпляяcь, им мeшaть?.. O нeт, poднaя.

Гpeк - цapи, a вapвap - гниcя! Heпpиличнo гнyтьcя гpeкaм 

Пepeд вapвapoм нa тpoнe. Здecь - cвoбoдa, в Tpoe - paбcтвo! 

    Восклицает устами  дочери ЦАРЯ Агамемнона, прославленный представитель  классической греческой трагедии Еврипид. Его НЕ смущает, что "свободную" Ифигению папа-царь собирается  убить в жертву богам, для успеха грабительского похода в Малую Азию.  Но прочтите ещё раз речь Ифигении. Такое чувство, что это Троянцы уже осадили несчастных греков  прямо в Греции и она жизнь на алтарь кладёт во имя спасения  родичей. Это типичный образчик современной, "как бы справедливой", повесточки западного мира собирающегося кого то ограбить под предлогом его "несвободы и тирании". Этот нарратив именно тогда и сформировался. 

    Греки презирали народы имевшие царей, полагая, что раз они свои власти "как бы выбирают" ( примерно так же свободно как в США) то  них то свобода, а у тех  где правят цари, там конечно же - рабство. То, что на рынках городов Греции торговали людьми, иной раз свободными греками ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ ГРЕЦИИ, попавшими в плен пиратам,  их при этом не смущало. Про благодарность к финикийцам, ставшим во многом их учителями вообще речи не шло - вы про что? они же конкуренты по бизнесу!

Восстановим справедливость хоть немного.

"Вообще, определённое влияние финикийцев на культуру Древней Греции признаётся современными исследователями, хотя большинством из них степень этого влияния по-прежнему недооценивается, а степень самостоятельности культурного развития доклассической Греции - переоценивается. - Большинством, но не всеми. Так, И. П. Вейнберг...  утверждает: «В VI-V вв. до н. э. восточная культура оказывала на эллинскую большее воздействие, чем последняя на восточную... “А финикияне эти, прибывшие в Элладу... принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность”, - писал Геродот, выразив ... признание великой роли восточной культуры в образовании эллинской»"

 В. П. Яйленко: «Возобновление греками в IX в. контактов с Ближним Востоком, восприятие ими достижений переднеазиатской цивилизации было одним из значительнейших событий истории европейской цивилизации, по сути дела, началом формирования её основ... Воздействие ближневосточной цивилизации на пробуждающуюся от первобытной примитивности культуру греков, почти все достижения которой сводились к геометрическому орнаменту да эпическим сказаниям, было многоплановым: градостроительство и архитектура, скульптура и торевтика, керамическое и ювелирное производство, оружейное дело и кораблестроение, культурная лексика и литература, фольклор и мифология, религия и магия, законодательство, врачевание, бытовые обычаи, ассортимент растений и птиц (куры), начала математики и астрономии - вот неполный перечень сфер воздействия ближневосточной цивилизации на греческую» 

Но «ближневосточная» цивилизация в данном случае должна однозначно читаться «финикийская». Именно финикийцам принадлежит основная роль в передаче грекам достижений наиболее передового варианта ближневосточной культуры ... поскольку финикийцы в IX-VIII вв. до н. э. непосредственно колонизировали целый ряд районов собственно Греции, быстро смешиваясь при этом с местным населением и передавая ему тем самым достижения своей культуры. http://rummuseum.info/node/246...

     Хотя учениками греки и впрямь были талантливыми. Рисунку и скульптуре они учились в основном у египтян. Те далеко продвинулись в  деле обучения. Рисунок  в египетской школе играл большую роль, учителями создавались различные методические труды по процессу обучения, широко распространявшиеся по всей стране.  

    Метод и система обучения у всех художников-педагогов по всему Египту были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм. ...За малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается, что ученик даже ходил три месяца в колодке и был связан в темнице храма.  Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Эти таблицы он, возможно, рисовал сам либо с помощью своих старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. 

  Эти альбомы  были своеобразными учебниками, которые давали наставления как ученикам, так и художникам-педагогам. Ознакомившись с системой преподавания и рисования в Египте,  греческие художники открывали и в Греции школы рисунка для взрослых художников и ввели рисунок как обязательный предмет в школьное обучение детей, но   отвергли власть канона. Он не давал возможности совершенствовать навыки изображения "мира как он есть". Египетские мастера  так и остались декораторами стены. Перед ними и не ставилась задача изобразить мир целиком так как видит глаз. Они пользовались не перспективой, а  АСПЕКТИВОЙ. Всё ими изображённое должно было обрести плоть в ТОМ мире и стать имуществом покойника. И потому важно было всё сделать наиболее точно, но каждый предмет в отдельности, а не  видимое глазу в целом с заслонениями и искажениями. 

    То есть их рисунки были по сути чертёжом  - предназначенным воплотиться в мире ином. Вместо изображения в перспективе, с  заслонением одних объектов другими, они разделяли скученные массы объектов на слои  и располагали фризами один над другим используя разные ПРОЕКЦИИ в одном изображении. Хотя в тех местах изображения, где шёл рассказ о земной жизни покойного, например в сцене пира или оплакивания, слуг египетский художник рисовал именно в массе, с заслонением одних другими. Но только слуг. И только земных, а не тех, что должны воплотиться ТАМ. Вторая задача была - покрыть плоскость стены рисунком красиво, как ковёр и дать полное представление о каждом предмете и событии. Египетский художник не задумываясь дополнял рисунок текстом с пояснениями. Для уверенности, что ТАМ ничего не напутают воплощая. А ещё рисовал только передние ножки у стола и стула, словно задних нет, а зачем? Они же одинаковы. Демиургу - воплощателю для образца и двух хватит. Деревья вокруг пруда он то укладывал вокруг на землю, то рисовал   пруд вертикально среди окружающих его деревьев.  Что бы ТАМ  чётко понимали какая форма у бассейна и  у деревьев вокруг, и сколько там деревьев и какой они породы. Задачу изображения человека наиболее информативным образом, они решали развернув плечи в фас по отношению к лицу и ногам в профиль.

    А вот ассиро-вавилонские художники прошли дальше по исследованию  приемов передачи "мира как он есть", видимо потому, что не имели такой сверхзадачи по созданию матрицы и при всём почтении к сложившемуся у них  канону не боялись в сценах войны и охоты заслонять одни предметы другими, освоив этот самый первый и ранний приём передачи перспективы. 

    Так же они освоили изображение людей в профиль целиком, вместе с плечевым поясом. К сожалению, дальше пошли гражданские войны и междоусобицы, и  на этом  новаторство в искусстве  передачи  художниками междуречья "как есть"  и остановилось, всё больше уходя в декоративность. 

     Последний шаг в освобождении от египетского канона сделали греки,  и именно в архаические времена. Загробный мир у греков непривлекателен. Тени даже царей - ТАМ нищеброды, ничего не имеют,  вечно носятся над полями асфоделий и теряют память хлебнув потусторонней водички. Поэтому греки жадно держались за ЭТУ жизнь. И любили её. И  то ли подражали богам, то ли пытались доказать, что могут всё сделать лучше богов, допустивших столько несовершенств.  В каждом греке сидело немножко от Прометея.  

     Египетские скульпторы создавали статуи делая работу пополам - при том могли заниматься этим в разных городах и совмещённые куски статуи совпадали идеально. Греки, поражённые, освоили прием, и заодно попытались найти универсальный код для всего на свете, обретя его в золотом сечении. Диодор Сицилийский, рассказал о двух братьях — Телеклесе и Теодоре из Самоса, которые изучали в Египте способ измерения человеческого тела и метод ваяния. Живя в разных городах, рассказывает Диодор, они взялись выполнить статую Аполлона Пифнйского и, независимо друг от друга, изготовили каждый свою половину работы, взяв за единицу измерения единый образец означающий размер среднего пальца фигуры, и потрудились так искусно, что обе половины статуи точно сошлись между собой. 

     Но неподвижность египетских фигур не зашла у греков. А вот ассирийские рельефы, полные экспрессии - вполне.

Дело оставалось за малым - научиться живо передавать движение в рисунке и скульптуре.

И опять обращаемся к керамике. Начало архаики, конец 8 начало 7 века сопровождалось коринфским (он же ковровый, он же ориентальный) стилем, далее в 6 веке в недрах оного возник чернофигурный, и конец 6 века  - уже краснофигурный стиль рисунков на вазах. Развитие можно представить примерно так:

     Чернофигурный стиль 6 века. Обратите внимание на плечевой пояс. Прогрессивные художники уже  справились с задачей изображения человека в профиль, они не боялись сложных поз. Однако традиционалисты рисовали как привыкли, с египетским разворотом плеч. 

Картин, в нашем понимании, в древнем мире не было. Зато появились их предшественники - пинаки. Это вотивные (то есть обетные, для приношения в храм) дощечки, плитки мрамора и свитки папируса и даже просто грунтованная ткань, на которые нанесены рисунки или рельефы в честь какого то события. К примеру пинака  " Прекрасный Мегакл" это по видимому древнегреческий политический деятель из рода Алкмеонидов, архонт Афин примерно в 630 году до н. э. Возглавил борьбу с «Килоновой смутой» и в ходе этой борьбы совершил святотатство, из-за чего Алкмеониды позже были изгнаны. Пинака, принесённая в храм вместе с пожертвованием - видимо способ принесения извинения от семьи в попытке погасить смуту.

Тогда же,  в 7-6 веках, у греков процветала монументальная живопись украшавшая стены храмов, дворцов и жилищ.  Естественно, ничего до нас не дошло, но представление о том как оно выглядело мы всё таки можем получить. Промежутки между торцами балок перекрытий крыш в храмах греки закрывали крупными плитами - метопами. Чаще всего плиты были мраморные с раскрашенным рисунком-рельефом. Но в храме Апполона в Фермосе предпочли вставить  блоки с росписями. Пригласив хорошего мастера. Именно так расписывались и стены жилищ. Некоторые из метоп дошли до нас.

И закончим период архаики в греческой живописи фотографиями нескольких дошедших до нас пинак, самых обыкновенных, рядовых. По ним можно судить о среднем уровне художников того времени, создававших подобные рисунки "в массе".

Посмотрим заодно и на архаическую скульптуру. Вспомним,  что каждый скульптор сначала РИСОВАЛ скульптуру. 

     Подытожим. К концу архаического периода, всего за два века, греческие  художники от декоративных зверей и людей коринфского  стиля, дошли до уровня свободного наброска фигуры в сложных позах, с сохранением её анатомических особенностей, пропорций. Научились изображать фигуру в фас и профиль.  Ознакомились с передовыми методами обучения рисунку, серьёзно принялись изучать анатомию.  Поняли необходимость комплексного образования, важность  математики, геометрии, и если лучшие из скульпторов уже достигли уровня восточных мастеров, то художники ПОЧТИ достигли. Осталось сделать один рывок, что бы почти -  превратилось в  "не хуже", а потом в гораздо лучше... но это уже классическая эпоха.

Часть первая тут https://cont.ws/@annelise/1365...

Часть вторая тут https://cont.ws/@annelise/1712...

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • ОЧЕНЬ интересно, Annelise! И ваши пояснения, и образцы - большинство я раньше не видел. Казалось бы, хрестоматийная тема, что тут можно добавить? Оказывается, можно - причем, немало!
  • Большое спасибо!! Очень интересно!! :thumbsup: :clap:
  • 《всего за два века, греческие художники от декоративных зверей и людей коринфского стиля, дошли до уровня свободного наброска фигуры в сложных позах, с сохранением её анатомических особенностей, пропорций.》Без пришельцев не обошлось 100% :alien: . Они научили
  • "В поэме «языческого» поэта Славомысла среди многих исторических фактов есть одно примечательное место - полагаю, для многих оно прозвучит откровением. Лишь мести Духа прорицательницы с Непры убоявшись, эллины сыну дщери россичей имя Пифагора дали, Признав, что пифией рожден он в Дельфах, обет свой девственницы не сдержавшей. Затворенная в храме, в святилище оракула, как простая смер­тная, вопрошателю иль хранителю сокровищ отдалась И по законам греков, что очень вероятно, казнена была, когда сокрыть уж тайны не смогла - Малец проворный, с власами светло-русыми, от беспечной матери из укрытия сбежав, В притворе храма, как поделочными цацками, в Дельфы приносимыми дарами драгоценными играл. Прочих же слов"ян, науками прославивших Элладу — молва о том идет по всему свету – В эллинов богоравных возвели и в изваяниях каменных их лики воссоздали, Не смущаясь, что обличьем богоравные - скифы-варвары. Род Любомудра из Голуни от Зевса! - достойнейший из правнуков Геракла Гераклит. Здравомысл из Бусовграда, что ныне б киевлянином считался, критянов демоса мудрейший Демокрит. Средь россичей известный нам Всеслав эллинам Анахарсис -отец хартий, учение которого воспринял жрец Клио Геродот. Яровит, тоже бусовградец наш преславный, сначала управителя Афин Перикла друг, А после толпою афинян приговорённый к смерти как безбож­ник-семена материи и всех вещей как посмел узреть! Но теперь он всё же в камне - божественный Анаксагор, -кто старое помянет, нынче уж того ждёт прежде Анаксагоров приговор... Велик тот перечень имён эллинских, слов'ян скрывающий, в нём между прочими также одно время Проживавший на Самосе Аристарх и сиракузец Архимед, Сварожия читавшие скрижали и тел сварожьих познавшие движенье, Пращуры которых, в ремёслах многих искусные этруски, к тому же солевары и песнопевцы, От Непры берегов под солнце италийское к латинам перешли и град у моря воззидали Соленцы..."
  • Очень интересно! По сути, получается, что греки весьма ускоренно прошли путь усвоения приёмов изображения, в чём-то подобный тому что обычно проходят дети. Ну, и, естественное "я сам!" - очередной этап. Ещё интересно то, как на этот процесс влияет мировоззрение. Спасибо! Очень познавательно :thumbsup: