• РЕГИСТРАЦИЯ

Как греки живопись изобрели. Часть III. Архаика

17 1359

Архаический период считают с конца 8 го по конец 6  века до нашей эры. Всего два столетия. Но каких!

Для начала,  население всего большого региона Средиземного моря и Причерноморья более-менее успокоилось. Разнообразного происхождения народы с телегами, чадами и домочадцами  перестали шляться туда и сюда по Балканам и Малой Азии, снося всё на своём пути зато количество осёдлого населения начало быстро расти. 

Ещё недавно опустевшие и сжавшиеся в размерах, уже в 9 веке города наполнились настолько,  что пришлось собирать  налоги на отправку кораблей с "лишними, бедными согражданами" к иным берегам, для основания колоний.

 Руководил данным процессом оплот древнегреческого "мракобесия и опиума для народов" - Дельфийский храм. Его жрецы видимо имели достаточные познания в географии своего мира и природных условиях тех мест, что бы давать толковые советы вопрошателям, непременно посылавшим к ним за благословением  для переселенцев, и по сути руководили всем процессом. К концу 8 века ближайшие  к Балканам  побережья по обе стороны Средиземного моря были освоены и греки со своими портами и колониями вовсю обживали Италию, Египет, Причерноморье, и даже побережье будущей Франции, отодвигая финикийцев дальше к Африке и Геракловым столпам. 

Товары из  Этрурии, Малой Азии, Египта и Междуречья были востребованы состоятельными греками и создавали конкуренцию местным  ремесленникам. Вот как об этом писала  Сапфо:

   Кроме проблемы модного дефицита и капризов дочки, перед Сапфо стояла и более серьёзная проблема - она принадлежала к старой аристократической семье в городе Митилене. И была изгнана оттуда как и другие семьи в период войны за власть между аристократами и представителями богатой торговой верхушки. Именно  в период архаики шли наиболее яростные сражения горожан с базилевсами(царями) и олигархами за власть в полисе. По итогу, в одних городах установилась олигархия, в других тирания(единоличная власть тирана пришедшего к власти в результате переворота), в третьих выборные цари - архонты (вроде наших президентов). Мало кто знает, но горожане Афин, после героической гибели своего последнего царя, отобрали у его наследников власть, оставив за царём только жреческие функции и назвали его архонтом. Но потом,  разделили его должности между сперва двумя, потом тремя, а потом 9 архонтами избираемыми из аристократов. Впоследствии всё это реформировалось, добавился совет ареопага, народное собрание и прочие демократические уступки плебсу, но именно в 8-6 веках торгово-ремесленные слои городов воевали за власть с наследной земельной аристократией. Поэтому в колонизации участвовали не только самые бедные граждане и младшие сыновья, но и самые родовитые - проигравшие в борьбе за влияние в родном городе.

 Из своих заморских колоний , которые  порой были гораздо богаче чем родные города в Греции, как например города "Великой Греции"  в Италии,   греки повезли на родину разнообразные товары, в первую очередь зерно, и местную экзотику - ткани с восточными узорами, пряжки, украшения, игрушечные модели домов и храмов, мелкие глиняные статуэтки.  На них сказочные грифоны и львы изгибались в сложных поворотах, а  сильные воины с красиво выделенными мускулами побеждали животных.   Мелкая пластика с изображением богов и богинь, которую купцы брали с собой для богослужений и посуда с росписями и рельефами заменяли фотографию. Они занимали мало места, хорошо продавались, служили подарками для нужных людей, создавали моду на восточное поднимая спрос. 

    Небольшие, не более 10-15см. рельефы  с изображениями сфинксов и статуэтки божков из Египта 8-7 веков находят в Греции, ассирийские крылатые львы и богини отправлялись в горы Урарту и Египет, финикийцы вообще впитывали все идеи и мастерили маленькие рельефы из слоновой кости в египетском и ассирийско-вавилонском стиле продавая по всем побережьям Средиземноморья и вглубь Малой Азии, Испании и Африки. Вот эта коллекция фото,  как раз иллюстрирует какой была, и как иной раз далеко заносило мелкую пластику, а с ней художественные идеи, приживавшиеся у разных народов.

      Обратите внимание на две статуэтки вверху слева. Явно видно, что греческая, так называемая Дедальная(от скульптора Дедала) скульптура просто копирует   в массе производившиеся в Египте фигурки богов, слегка корректируя талию в соответствии с местными стандартами красоты. Даже в храмах таких  малоактивных в торговле граждан, как спартанцы найдено много восточных фигурок или украшений. Это неудивительно, в 9-8 веках финикийские ремесленники,  ранее  освоившие стили Египта и Междуречья в своем творчестве,  создавшие  собственный вариант этих стилей, жили и работали в большинстве крупных городов  Пелопоннеса 8 - 7 веков.

     Греки, достигнув высот в науках и искусстве, постарались полностью позабыть вклад стран востока в их становление. Всё сами, всё сами.... И это "сами" тянется со времён классических в  Греции, где достигшие расцвета граждане высокомерно объявили всё НЕ греческое варварским и ничтожным.

Устами своей героини Ифигении драматург Еврипид восклицает:

 Paзвe ты мeня нocилa для ceбя, a нe для гpeкoв? 

 Иль, кoгдa Эллaдa тepпит, и бeз cчeтa coтни coтeн 

Иx мyжeй вcтaeт, гoтoвыx вecлa взять, щитoм зaкpытьcя 

И вpaгa cxвaтить зa гopлo, a нe дacтcя - пacть yбитым, 

Mнe oднoй, зa жизнь цeпляяcь, им мeшaть?.. O нeт, poднaя.

Гpeк - цapи, a вapвap - гниcя! Heпpиличнo гнyтьcя гpeкaм 

Пepeд вapвapoм нa тpoнe. Здecь - cвoбoдa, в Tpoe - paбcтвo! 

    Восклицает устами  дочери ЦАРЯ Агамемнона, прославленный представитель  классической греческой трагедии Еврипид. Его НЕ смущает, что "свободную" Ифигению папа-царь собирается  убить в жертву богам, для успеха грабительского похода в Малую Азию.  Но прочтите ещё раз речь Ифигении. Такое чувство, что это Троянцы уже осадили несчастных греков  прямо в Греции и она жизнь на алтарь кладёт во имя спасения  родичей. Это типичный образчик современной, "как бы справедливой", повесточки западного мира собирающегося кого то ограбить под предлогом его "несвободы и тирании". Этот нарратив именно тогда и сформировался. 

    Греки презирали народы имевшие царей, полагая, что раз они свои власти "как бы выбирают" ( примерно так же свободно как в США) то  них то свобода, а у тех  где правят цари, там конечно же - рабство. То, что на рынках городов Греции торговали людьми, иной раз свободными греками ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ ГРЕЦИИ, попавшими в плен пиратам,  их при этом не смущало. Про благодарность к финикийцам, ставшим во многом их учителями вообще речи не шло - вы про что? они же конкуренты по бизнесу!

Восстановим справедливость хоть немного.

"Вообще, определённое влияние финикийцев на культуру Древней Греции признаётся современными исследователями, хотя большинством из них степень этого влияния по-прежнему недооценивается, а степень самостоятельности культурного развития доклассической Греции - переоценивается. - Большинством, но не всеми. Так, И. П. Вейнберг...  утверждает: «В VI-V вв. до н. э. восточная культура оказывала на эллинскую большее воздействие, чем последняя на восточную... “А финикияне эти, прибывшие в Элладу... принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность”, - писал Геродот, выразив ... признание великой роли восточной культуры в образовании эллинской»"

 В. П. Яйленко: «Возобновление греками в IX в. контактов с Ближним Востоком, восприятие ими достижений переднеазиатской цивилизации было одним из значительнейших событий истории европейской цивилизации, по сути дела, началом формирования её основ... Воздействие ближневосточной цивилизации на пробуждающуюся от первобытной примитивности культуру греков, почти все достижения которой сводились к геометрическому орнаменту да эпическим сказаниям, было многоплановым: градостроительство и архитектура, скульптура и торевтика, керамическое и ювелирное производство, оружейное дело и кораблестроение, культурная лексика и литература, фольклор и мифология, религия и магия, законодательство, врачевание, бытовые обычаи, ассортимент растений и птиц (куры), начала математики и астрономии - вот неполный перечень сфер воздействия ближневосточной цивилизации на греческую» 

Но «ближневосточная» цивилизация в данном случае должна однозначно читаться «финикийская». Именно финикийцам принадлежит основная роль в передаче грекам достижений наиболее передового варианта ближневосточной культуры ... поскольку финикийцы в IX-VIII вв. до н. э. непосредственно колонизировали целый ряд районов собственно Греции, быстро смешиваясь при этом с местным населением и передавая ему тем самым достижения своей культуры. http://rummuseum.info/node/246...

     Хотя учениками греки и впрямь были талантливыми. Рисунку и скульптуре они учились в основном у египтян. Те далеко продвинулись в  деле обучения. Рисунок  в египетской школе играл большую роль, учителями создавались различные методические труды по процессу обучения, широко распространявшиеся по всей стране.  

    Метод и система обучения у всех художников-педагогов по всему Египту были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм. ...За малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается, что ученик даже ходил три месяца в колодке и был связан в темнице храма.  Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Эти таблицы он, возможно, рисовал сам либо с помощью своих старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. 

  Эти альбомы  были своеобразными учебниками, которые давали наставления как ученикам, так и художникам-педагогам. Ознакомившись с системой преподавания и рисования в Египте,  греческие художники открывали и в Греции школы рисунка для взрослых художников и ввели рисунок как обязательный предмет в школьное обучение детей, но   отвергли власть канона. Он не давал возможности совершенствовать навыки изображения "мира как он есть". Египетские мастера  так и остались декораторами стены. Перед ними и не ставилась задача изобразить мир целиком так как видит глаз. Они пользовались не перспективой, а  АСПЕКТИВОЙ. Всё ими изображённое должно было обрести плоть в ТОМ мире и стать имуществом покойника. И потому важно было всё сделать наиболее точно, но каждый предмет в отдельности, а не  видимое глазу в целом с заслонениями и искажениями. 

    То есть их рисунки были по сути чертёжом  - предназначенным воплотиться в мире ином. Вместо изображения в перспективе, с  заслонением одних объектов другими, они разделяли скученные массы объектов на слои  и располагали фризами один над другим используя разные ПРОЕКЦИИ в одном изображении. Хотя в тех местах изображения, где шёл рассказ о земной жизни покойного, например в сцене пира или оплакивания, слуг египетский художник рисовал именно в массе, с заслонением одних другими. Но только слуг. И только земных, а не тех, что должны воплотиться ТАМ. Вторая задача была - покрыть плоскость стены рисунком красиво, как ковёр и дать полное представление о каждом предмете и событии. Египетский художник не задумываясь дополнял рисунок текстом с пояснениями. Для уверенности, что ТАМ ничего не напутают воплощая. А ещё рисовал только передние ножки у стола и стула, словно задних нет, а зачем? Они же одинаковы. Демиургу - воплощателю для образца и двух хватит. Деревья вокруг пруда он то укладывал вокруг на землю, то рисовал   пруд вертикально среди окружающих его деревьев.  Что бы ТАМ  чётко понимали какая форма у бассейна и  у деревьев вокруг, и сколько там деревьев и какой они породы. Задачу изображения человека наиболее информативным образом, они решали развернув плечи в фас по отношению к лицу и ногам в профиль.

    А вот ассиро-вавилонские художники прошли дальше по исследованию  приемов передачи "мира как он есть", видимо потому, что не имели такой сверхзадачи по созданию матрицы и при всём почтении к сложившемуся у них  канону не боялись в сценах войны и охоты заслонять одни предметы другими, освоив этот самый первый и ранний приём передачи перспективы. 

    Так же они освоили изображение людей в профиль целиком, вместе с плечевым поясом. К сожалению, дальше пошли гражданские войны и междоусобицы, и  на этом  новаторство в искусстве  передачи  художниками междуречья "как есть"  и остановилось, всё больше уходя в декоративность. 

     Последний шаг в освобождении от египетского канона сделали греки,  и именно в архаические времена. Загробный мир у греков непривлекателен. Тени даже царей - ТАМ нищеброды, ничего не имеют,  вечно носятся над полями асфоделий и теряют память хлебнув потусторонней водички. Поэтому греки жадно держались за ЭТУ жизнь. И любили её. И  то ли подражали богам, то ли пытались доказать, что могут всё сделать лучше богов, допустивших столько несовершенств.  В каждом греке сидело немножко от Прометея.  

     Египетские скульпторы создавали статуи делая работу пополам - при том могли заниматься этим в разных городах и совмещённые куски статуи совпадали идеально. Греки, поражённые, освоили прием, и заодно попытались найти универсальный код для всего на свете, обретя его в золотом сечении. Диодор Сицилийский, рассказал о двух братьях — Телеклесе и Теодоре из Самоса, которые изучали в Египте способ измерения человеческого тела и метод ваяния. Живя в разных городах, рассказывает Диодор, они взялись выполнить статую Аполлона Пифнйского и, независимо друг от друга, изготовили каждый свою половину работы, взяв за единицу измерения единый образец означающий размер среднего пальца фигуры, и потрудились так искусно, что обе половины статуи точно сошлись между собой. 

     Но неподвижность египетских фигур не зашла у греков. А вот ассирийские рельефы, полные экспрессии - вполне.

Дело оставалось за малым - научиться живо передавать движение в рисунке и скульптуре.

И опять обращаемся к керамике. Начало архаики, конец 8 начало 7 века сопровождалось коринфским (он же ковровый, он же ориентальный) стилем, далее в 6 веке в недрах оного возник чернофигурный, и конец 6 века  - уже краснофигурный стиль рисунков на вазах. Развитие можно представить примерно так:

     Чернофигурный стиль 6 века. Обратите внимание на плечевой пояс. Прогрессивные художники уже  справились с задачей изображения человека в профиль, они не боялись сложных поз. Однако традиционалисты рисовали как привыкли, с египетским разворотом плеч. 

Картин, в нашем понимании, в древнем мире не было. Зато появились их предшественники - пинаки. Это вотивные (то есть обетные, для приношения в храм) дощечки, плитки мрамора и свитки папируса и даже просто грунтованная ткань, на которые нанесены рисунки или рельефы в честь какого то события. К примеру пинака  " Прекрасный Мегакл" это по видимому древнегреческий политический деятель из рода Алкмеонидов, архонт Афин примерно в 630 году до н. э. Возглавил борьбу с «Килоновой смутой» и в ходе этой борьбы совершил святотатство, из-за чего Алкмеониды позже были изгнаны. Пинака, принесённая в храм вместе с пожертвованием - видимо способ принесения извинения от семьи в попытке погасить смуту.

Тогда же,  в 7-6 веках, у греков процветала монументальная живопись украшавшая стены храмов, дворцов и жилищ.  Естественно, ничего до нас не дошло, но представление о том как оно выглядело мы всё таки можем получить. Промежутки между торцами балок перекрытий крыш в храмах греки закрывали крупными плитами - метопами. Чаще всего плиты были мраморные с раскрашенным рисунком-рельефом. Но в храме Апполона в Фермосе предпочли вставить  блоки с росписями. Пригласив хорошего мастера. Именно так расписывались и стены жилищ. Некоторые из метоп дошли до нас.

И закончим период архаики в греческой живописи фотографиями нескольких дошедших до нас пинак, самых обыкновенных, рядовых. По ним можно судить о среднем уровне художников того времени, создававших подобные рисунки "в массе".

Посмотрим заодно и на архаическую скульптуру. Вспомним,  что каждый скульптор сначала РИСОВАЛ скульптуру. 

     Подытожим. К концу архаического периода, всего за два века, греческие  художники от декоративных зверей и людей коринфского  стиля, дошли до уровня свободного наброска фигуры в сложных позах, с сохранением её анатомических особенностей, пропорций. Научились изображать фигуру в фас и профиль.  Ознакомились с передовыми методами обучения рисунку, серьёзно принялись изучать анатомию.  Поняли необходимость комплексного образования, важность  математики, геометрии, и если лучшие из скульпторов уже достигли уровня восточных мастеров, то художники ПОЧТИ достигли. Осталось сделать один рывок, что бы почти -  превратилось в  "не хуже", а потом в гораздо лучше... но это уже классическая эпоха.

Часть первая тут https://cont.ws/@annelise/1365...

Часть вторая тут https://cont.ws/@annelise/1712...

Провинциальный учитель

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Проблема добивания

    В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Отрывок из киги Маршала Салинза "Экономика каменного века".

      ОБЩЕСТВО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ИЗОБИЛИЯ Если экономика в целом — это «мрачная наука», то изучение экономики охотников и собирателей должно быть самой мрачной ее отраслью. Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжелой, как будто соревнуются в стремлении создать у читателя ощущение н...
      253

      Языки каменного века.

      Отрывки из статьи Дмитрия Лутова.  Написать статью об этой проблеме меня побудили несколько причин.Первая причина состоит в том, что пока я сам занимался по своей основной профессии переводчика лишь современными европейскими языками, мои представления о «языке каменного века» находились примерно на том уровне, на каком эта проблема изложена в ...
      329
      Annelise 8 июня 18:48

      Отрывки из книги Михалона Литвина (Михайло Тышкевича), литовского дворянина изданные в Базеле в 1615 году. Отрывок 2 , о москвитянах и татарах.

      Силы москвитян и татар значительно меньше литовских, но они превосходят литовцев деятельностью, умеренностью, воздержанием, храбростью и другими добродетелями, составляющими основу государственной силы. Татарам добродетели эти приносят ту выгоду, что они пользуются множеством отнятого у нас имущества и задабриваются ежегодно подарками вашего величества, получая их буд...
      745
      Annelise 8 июня 17:07

      Отрывки из книги Михалона Литвина (Михайло Тышкевича), литовского дворянина изданные в Базеле в 1615 году. Отрывок 1, о татарах.

      Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения, утверждая, что народ их происходить от Авраама и что он никогда не был никем обращен в рабство, хотя и страдал по временам от нападений Александра, Дария. Кира, Ксеркса и других могущественных царей и народов.Ныне татары ра...
      854
      Annelise 10 мая 10:55

      Белые монахи.

      Любопытные комментарии к фильму об истории ордена цистерцианцев (Бернардинцев), его роли в хозяйственно-техническом и торговом развитии Европы. Для тех, кто предпочитает короткий пересказ долгому просмотру. Утаскивать без разрешения сюда показалось неэтичным, пароль от Афтершока я потеряла, поэтому просто оставляю ссылку на статью. Современные цистерциан...
      518
      Annelise 10 мая 09:48

      Рождение археологии

      Собралась сделать статью, рассказывающую о рождении науки археологии, и с удивлением обнаружила, что это уже сделано, да ещё и так, словно я сама эту статью писала. Автор - Павел КолосницынПредлагаю его труд Вашему вниманию.«Троицкий вариант — Наука» № 15(309), 28 июля 2020 года. Раскопки храма Изиды в Помпеях. Гравюра Пьетро Фабриса (1776) Павел Колос...
      640
      Annelise 9 мая 2023 г. 01:20

      Один из наиболее распространенных русофобских мифов.

        Тюрин Александр...Кто имел дело (в полемическом плане) с индоктринированными украми, тот наверное мог заметить, как часто они употребляют расистскую фразеологию, что русские Российской федерации - это вообще, дескать, не славяне, не настоящие русские, что они-​де орда, мокша, потомки неких азиатских московитских племен. Встречалось мне и так...
      601
      Annelise Здравомыслие.
      4 мая 2023 г. 14:41

      О греко-египетских контактах.

      В.П.Яйленко. Сведения источников о греках в Египте многообразны. Поскольку эта тема имеет монографический характер и отчасти разрабатывалась в советской литературе (П. В. Ернштедт, В. Г. Борухович, К. М. Колобова и др.), в нашем синопсисе ближневосточной история греков VIII—VI вв. она рассматривается в самом общем плане.Контакты микенских греков, о...
      545
      Annelise Здравомыслие.
      4 мая 2023 г. 14:08

      ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ГРЕКОВ НАД ВАРВАРАМИ

      Л.П. Маринович. Реконструкция помпейской  мозаики "Бой Александра Македонского с Персидским царём Дарием" которая в свою очередь была копией с древнегреческого оригинала.Взаимоотношения античного мира и мира варваров относятся к числу кардинальных проблем в познании античной эпохи. В настоящее время, как уже отмечалось, на первый план выходит систем...
      879
      Annelise 30 апреля 2023 г. 16:38

      О сказочной жизни, которую нёс украинцам, белорусам, трибалтам, крымским татарам и Кавказу Великогерманский Рейх…

       Утянуто с Афтершок у   Ignotus  за крайней актуальностью темы. https://aftershock.news/?q=node/1239994 Обратимся к первоисточнику. Документ Bundesarchiv NS 19/4009, 78-127.Стенограмма выступления Генриха Гиммлера в Полевой Ставке Рейхсфюрера СС Хегевальд - «Заповедный лес» около Житом...
      2981
      Annelise Здравомыслие.
      31 октября 2022 г. 12:03

      Мировая торговля в каменном веке

      Ю.П.Воронов. Кандидат экономических наук.Стало как-то привычным, что сосуществуют, не затрагивая друг друга, два пласта знаний. Один – школьные учебники, другой – результаты научных исследований. Самый наглядный пример такого сосуществования – падежи русского языка. В академической грамматике их восемь, а в школьных учебниках – семь.Примерно такая же ситуация и с исто...
      1332
      Annelise Здравомыслие.
      31 октября 2022 г. 10:48

      Первобытная война. Тактика каменного века⁠⁠.

      Статья Алексея Козленко.В 1960-х и в начале 1970-х гг. в представлениях антропологов о войне в примитивном обществе преобладала созданная Конрадом Лоренцем концепция ритуализированной агрессии, включавшей главным образом демонстративную угрозу. Столкновения такого рода чрезвычайно редко связаны с реальным применением силы. Исследования приматов, как было показано ране...
      1109
      Annelise Здравомыслие.
      3 ноября 2021 г. 20:53

      Первые попытки урбанизации в Европе

      В учебниках истории древнего мира, между каменным веком и великолепием Египта лежит пропасть, из-за которой кажется, что цивилизация бронзового века возникла вдруг. А между тем, первые города-цивилизации несколько раз пытались возникнуть в совершенно других регионах Евразии, но в последний момент вмешивался климат и..... ставил сначала паузу, а потом жирную точку.&nbs...
      1887
      Annelise 26 августа 2021 г. 21:55

      Гонконгский грипп, вакцина и СССР

      Нынешнюю пандемию гриппа часто сравнивают с "испанкой" Начала века. Но при этом есть гораздо более близкое к нам событие, связанное с грипом и массовой пандемией. Это "гонконгский грипп". Он был третьей крупной пандемией в 20 веке. и шёл вслед за "азиатским гриппом" 57 года.  Вызывался штаммом H3N2 вируса гриппа A, мутировавшим от H2N2. Классиф...
      1903
      Annelise 7 августа 2021 г. 02:04

      Краткий список городов упомянутых в Библии и найденных археологами.

      Некоторые из этих городов дожившие до эллинистических Греков и упомянутые в трудах греческих и римских историков мы знали и по их описаниям, но часть более древней истории, как и имена забытых ко времени классической Греции городов, народов  и царств - сохранилась исключительно в Библейских рассказах.И поскольку они не были  "освящены" упоминанием в античных...
      1242
      Annelise 7 августа 2021 г. 01:43

      Археологи нашли библейские Содом и Гоморру.

      Содом и Гоморра. Стоит произнести два этих слова − и мгновенно возникает ассоциация с абсолютной сексуальной распущенностью, моральным разложением, грехом, за которые, как утверждает Библия, были разрушены эти города. Автор иллюстрации неизвестенНа самом деле достаточно взять в руки Книгу Книг, чтобы убедиться в том, что рассказываемая в ней история куда...
      4209
      Annelise 7 августа 2021 г. 00:19

      Археология подтверждает рассказ Библии о стенах Иерихона павших наружу.

      В Библии есть несколько мест, которые пользуются особой популярностью как у верующих, видящих в них проявление Божьей любви и могущества, так и у атеистов, высмеивающих их как явные антинаучные сообщения. Среди них, наряду с проблемой происхождения земли и человека, двойным днем, поражением ассирийцев под Иерусалимом и т. д. стоит, безусловно, и событие, связанное с п...
      4191
      Annelise 13 июля 2021 г. 11:55

      Является ли "испытание вакцины годами" непременным условием? Официальная страница организации ВОЗ о вакцинах.

      Итак, испытание вакцин МОЖЕТ идти годами. А МОЖЕТ и не идти. Главное - что бы они проводились со строгим соблюдением протокола одобренного ВОЗ и давали хорошие результаты. Вот и всё....
      988
      Annelise 11 июля 2021 г. 12:29

      История прививок. Какова их роль в том, что сегодня не умирают трое из четырёх не дожив и до 55 лет от заразных болезней.

      Масштабные антипрививочные кампании, к которым присоединяется все больше молодых родителей, массовая антипрививочная истерия в СМИ на фоне изредка раздающихся голосов защитников вакцинации побудили меня к написанию цикла статей о прививках. И первый материал посвящен тому, что же изменилось в мире с появлением вакцин.Допрививочная эра: дифтерияПротивники вакцинации, г...
      2236
      Annelise 4 июля 2021 г. 21:36

      Как борются с антипрививочниками в "цивилизованном мире"

      Статья от 19 года. Но актуальность не только не утратила, но напротив - ещё острее стала. Приняв как данность отсутствие у антипрививочников совести, власти Италии решили наказывать их за отказ от вакцинации детей рублем. То есть евро. А как с этим борются в других странах?«Нет прививок — нет школ». Как в мире борются с противниками вакцинацииВ Италии вс...
      2310
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика