Вполне интересный мне и уважаемый КОНТовский автор Симон сделал статью по Пикнику на Обочине Стругацких, давней и очень известной повести, заинтересовавшей даже Тарковского. Ссылка на статью
- https://cont.ws/@id147779252/1...
Хотел отозваться легко и коротко, но вот... Коротко не вышло, и даже совсем, может быть, не вышло, но кое-что в возникшем комменте показалось мне любопытным. И потому решил выложить отдельной публикацией, чего обычно не делаю, но сейчас вот - пришлось. (Так что, примите с пониманием, ха!) Коммент - вот он.
Не очень люблю АБС, но... Они вынесли в обсуждение фантастикой как литературой (а не гетто, куда НФ запихивали большевики) несколько сильных и правильных идей. В Пикнике они наглядно предложены.
- Граница допустимого, положенная государствами, причем вооруженная, с правом уничтожения нарушителей.
- Обязательность неподчинения этому запрету на походы в Зону, необходимость и человеческое качество притягательности непонятного и запрещенного.
- Неизбежная гибели нециничных, прекраснодушных как бы "сталкеров", и внутреннее предательство в среде этого "черного" рынка.
- Изощренная сложность неизвестного будущего с технологиями и прямыми ловушками, гарантирующими гибель без внешних признаков.
- Способность даже "сталкеру" возвращаться к страданиям совести и любви, хотя винит он социальные неустройства - "они не научили меня даже молиться..."
- Поиск общего счастья, хотя бы и с сильным акцентом личностного (а вовсе не эгоизма), как свойства людей в их неизбежном преследовании будущего.
- Ну и конечно, неуничтожимость будущего, ведь бомба так и не включена, следовательно - не взорвется, не уничтожит заветную комнату с шаром.
В повествовании обозначены еще несколько пластов (именно - пластов, а не тематик), но их для цельности сюжета авторы совершенно правильно не развивали (получился бы перегруз, за который, кстати, поругивали Тарковского).
При этом, Рэд - это принципиально свободный человек, увиденный АБС на тот момент "достижений" окостеневшей идеологии. Очень удачный, яркий, выпуклый - как говаривали литкритики той поры, затмивший любого "строителя светлого", и даже незаметно перешагнувшего через немного сатанинское прогрессорство, которым авторы увлеклись на следующей ступени своих писаний.
И последнее, что необходимо отметить. Пикник так верно и точно попал в нерв интеллигенции той поры (самый конец 60-х и шестидесятничества как заметного явления с первой публикацией отрывка в молодогвардейской серо-розовой библиотеке фантастики Жемайтиса), что ее тут же приняли и в других национальных фантастиках по всему миру - в англо-амерской, в польской (на тот момент единственной из соцстран, которая на равных спорила с русской), даже в экзотических странах, например, в Японии. А это говорит, что проблематика и описанный конфликт был не только наш, но и общечеловеческий... Причем, может быть, остается общим и до сих пор.
Оценили 23 человека
54 кармы