Уважаемые читатели, вопросы снов и сновидений всегда были актуальными у людей. Существует множество всевозможных, так называемых, научных исследований этих вопросов. Еще больше есть всякой оккультной и эзотерической литературы, посвященной этим же вопросам. Однако все эти источники страдают одним весомым недостатком. Наука не знает природы Сознания, в чем совершено не стесняется признаться и поэтому то, что она знает - это очень поверхностная информация по этим вопросам или разрозненные и бессмысленные факты. Это по сути гадание на кофейной гуще. Вся остальная же литература может содержать истину вперемежку с домыслами и фантазиями авторов и такую литературу сложно назвать объективной.
Сон и сновидения, это по сути получение регулярного опыта созерцания послесмертного состояния сознания нашего физического тела. Вот там-то Природа и дала возможность человеку видеть себя настоящего, со всем набором как позитивного наполнения (программ) нашего подсознательного разума, так и негативного.
Предлагаю вам познакомиться с исследованиями вопросов связанных со сном и сновидениями, которые проводили самые знаменитые исследователи Сознания, просветленные мастера Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса (Мать).
Во всяком случае, история больше не знает просветленных людей, которые в письменном виде оставили бы человечеству в наследие свои многотомные труды, где приведены детальные ФАКТЫ их исследований. Обнаруженные факты, связанные с феноменами Разума были многократно перепроверены Шри Ауробиндо и его сподвижницей Миррой Альфассой (Матерью).
Они были принципиальными сторонниками научного подхода в исследовании феномена Сознания. И выполняли эту работу со скурпулезностью и дотошностью ученых. Позже эту же работу уже могли выполнять и некоторые просветленные ученики их ашрама (духовной обители), который Шри Ауробиндо и Мать называли Лабораторией исследования Сознания.
Информация собрана из работ Шри Ауробиндо и Матери.
Содержание
Глоссарий терминов
1.Необходимость сна
2.Как спать
3.Что происходит во время сна
4.Сны – природа и значение
5.Помнить сны
6.Контроль над сновидениями
7.Сны и их интерпретация
8.Провидческие сны
9.Сомнамбулизм
10.Давайте культивировать наши ночи
Глоссарий терминов
Брахмалока – мир Брахмана.
Брахман – единая изначальная Реальность; всепревосходящий непознаваемый Абсолют, выступающий в трансцендентном, универсальном и индивидуальном аспектах как Всевышний Господь; Супракосмическое Бытие, несущее в себе космос; Космическое «Я», поддерживающее все сущее; «я» каждого существа; является объектом любого познания; имеет пассивный и активный аспекты, выступая как безличное и бескачественное Божественное и как Божественное, обладающее личностью и качествами.
Витальное существо (витальное) – жизненная сила, проявляющаяся в человеке в виде существа желаний, эмоций, чувств, побуждений, амбиций и т. д.
Мантра – священный слог, имя или мистическое изречение; ритмическое выражение, вдохновленное интуитивным прозрением; стихи Вед; стихи, наполненные силой, имеющей не обычный, а божественный источник вдохновения.
Ментальное существо (ментальное) – часть человеческого существа, связанная с умом и его познавательной деятельностью, мышлением, идеями и представлениями, восприятием и реакциями, движениями и формациями, видением и волей и образующая ментальное существо человека.
Садхак – осуществляющий духовную практику.
Садхана – духовная практика.
Сатчитананда (Бытие-Сознание-Блаженство) – тройственный принцип Божественного Существования.
Свапна – состояние сна; сознание, соответствующее более тонкому плану жизни и плану разума за пределами физического мира.
Сушупти – глубокий сон; состояние Сна, сознание, соответствующее супраментальному (надментальному) плану, присущему гнозису, который находится за пределами нашего опыта, поскольку наше причинное тело или оболочка гнозиса еще не развита в нас, ее функции не активны, и поэтому мы находимся в связи с этим планом в состоянии сна без сновидений.
Тамас – неведение и инертность; сила несознания, проявляющаяся в неспособности и бездействии.
Тонкое физическое – уровень бытия, ближайший к физическому, обладающий значительно более пластичным, тонким, богатым и свободным сознанием по сравнению с внешним, поверхностным физическим. Этот план в гораздо большей степени открыт Истине и находится в непосредственном контакте с универсальными силами.
Физическое существо (физическое) – физический ум и физическое витальное, а также собственно сознание тела.
1.Необходимость сна
Сон необходим для тела точно так же, как пища. Нужно спать достаточно времени, но не сверх того. Достаточное же время сна зависит от потребности тела.
Не спать достаточно времени – это большая ошибка. Необходимо минимум семь часов сна. Если человек обладает очень сильной нервной системой, он может сократить его до шести часов, иногда даже до пяти – но это редкий случай и не надо пытаться достичь этого без необходимости.
Когда у вас жар или умственное расстройство, сон оказывает большую помощь и его отсутствие крайне нежелательно – это утрата целительного фактора.
Это неправильный метод – бодрствовать по ночам; подавление необходимого сна делает тело тамасичным и негодным для необходимой концентрации в часы бодрствования. Правильный путь – это трансформировать сон, а не подавлять его, и особенно научиться быть все более и более сознательным в самом сне. Если это сделано, сон изменяется во внутреннюю разновидность сознания, в которой садхана может продолжаться так же, как и в бодрствующем состоянии, и в то же время можно войти в другие планы сознания, помимо физического, и получить доступ к огромному диапазону содержательного и полезного опыта. Шри Ауробиндо
Прежде всего мы должны помнить, что более трети нашего существования проходит во сне и что, соответственно, время, потраченное на физический сон, вполне заслуживает нашего внимания. Я говорю «физический сон», потому что было бы ошибочно думать, что все наше существо спит, когда спит наше тело. Мать
Почему лучше раньше ложиться спать и раньше вставать? При заходе Солнца своего рода покой и мир разливается над Землей – это состояние благоприятствует сну. Когда Солнце встает, на Землю нисходит огромный поток энергии, который благоприятствует труду и деятельности. Когда вы поздно ложитесь и поздно встаете, вы идете наперекор силам Природы, а это неразумно.
Сон не должен быть погружением в бессознательное – это отягощает, угнетает организм, вместо того чтобы «освежать» его. Умеренность в еде и воздержанность от всяких излишеств в значительной мере избавляют вас от необходимости отдавать сну большое количество времени, но качество сна – вещь еще более важная, чем его длительность. Чтобы сон действительно приносил отдых, снимал напряжение, полезно принять на ночь чего-либо жидкого – стакан молока, например, фруктового сока или немного бульона; легкий прием пищи делает сон спокойным. В то же время необходимо воздерживаться от всякой обильной пищи, поскольку в этом случае сон становится возбужденным, беспокойным или же темным, тяжелым, отупляющим. Но важнее всего для правильного, нормального сна очистить от всякой путаницы мыслей ум, успокоить чувства и укротить в себе сумятицу неизменно связанных с ними желаний и забот. Если перед сном у вас была какая-то длинная или оживленная беседа, если вы читали какую-либо волнующую воображение, увлекательную книгу, необходимо некоторое время посвятить отдыху, не пытаясь сразу же заснуть, для успокоения умственной активности, чтобы избавить мозг от возбуждающего влияния беспорядочных импульсов в то время, как остальные части существа погружены в сон. Те, кто занимается медитацией, поступят правильно, если сосредоточатся в течение нескольких минут на какой-либо возвышенной умиротворяющей идее, отвечающей их стремлению к сознанию, более высокому и обширному. Это чрезвычайно благотворным образом скажется на качестве сна и в значительной степени поможет избежать риска впасть в бессознательное состояние, пока сон длится.
2.Как спать
Чтобы хорошо спать, нужно научиться правильному сну. Если вы очень утомлены физически, лучше не ложиться спать немедленно, иначе вы впадете в бессознательное. Если вы очень устали, нужно растянуться на постели, расслабиться, расслабить все нервы, один за другим, пока вы не станете словно смятая ткань, лежащая на постели, как будто у вас нет ни костей, ни мышц. Когда вы сделали это, нужно сделать то же самое со своим умом. Расслабить его, не концентрироваться ни на какой идее, не пытаться решить какие-либо проблемы, не погружаться снова и снова во впечатления, ощущения или эмоции, которые у вас возникали в течение дня. Всему этому нужно позволить тихо отпасть: вы полностью забываете себя, вы лежите в постели действительно как тряпка. Когда вам удалось сделать это, вы ощущаете маленькое пламя – это пламя никогда не гаснет в вас, и когда вам удастся расслабиться подобным образом, вы начнете осознавать его. И тогда внезапно это пламя начинает медленно расти, превращаясь в устремление к божественной жизни, к истине, сознанию Божественного, единству с внутренним существом, оно поднимается все выше и выше, оно растет и растет вот так, очень мягко. И затем все сосредоточивается на этом пламени, и если в этот момент вы уснете, у вас будет наилучший сон, который вы только можете иметь. Я гарантирую, что если вы сделаете это внимательно, вы точно уснете и точно вместо падения в мрачную дыру будете спать в свете, и, когда проснетесь утром, вы будете свежими, бодрыми, довольными, счастливыми и полными энергии на весь день.
Даже для тех, кто никогда не погружался в транс, хорошо повторять какую-нибудь мантру, слово или молитву перед тем, как погрузиться в сон. Но в повторяемых вами словах должна быть жизнь; я не имею в виду интеллектуальное значение, ничего подобного, но вибрацию. И ее воздействие на тело необычайно: она начинает вибрировать, вибрировать, вибрировать… и вы тихо отпускаете себя, позволяя себе медленно уйти в сон. Тело вибрирует больше и больше, больше и больше, больше и больше, и вы погружаетесь в сон. Это лекарство от тамаса. Именно тамас вызывает плохой сон. Есть две разновидности плохого сна: сон, который делает вас тяжелыми, вялыми, словно бы вы утратили весь эффект усилий, которые вкладывали в течение предыдущего дня; и сон, который истощает вас, словно вы провели свое время в борьбе. Я заметила, что если разделить свой сон на несколько отрезков (такую привычку можно выработать), ночи становятся лучше. То есть, вы должны возвращаться в нормальное состояние сознания и нормальное устремление через фиксированные интервалы – возвращаться из сна по зову сознания. Но для этого нельзя использовать будильник! Когда вы в трансе, нехорошо выходить из него при помощи шока. Когда вы ложитесь спать, вы можете сделать формацию; сказать себе: «Я проснусь во столько-то часов» (дети делают это очень хорошо). Первый промежуток сна должен составлять не менее трех часов; для последнего достаточно и часа. Но первый должен быть три часа минимум. В целом вы должны оставаться в постели не менее семи часов; за шесть часов у вас не будет достаточно времени, чтобы сделать многое (естественно, я рассматриваю этот вопрос с точки зрения садханы), так чтобы ваши ночи приносили пользу. Сделать ночи полезными – это превосходная вещь. Это имеет двойной эффект: негативный эффект – это не позволяет вам скатываться обратно, утрачивая то, чего вы достигли, что действительно болезненно; и позитивный эффект – вы совершаете определенный прогресс, вы продолжаете свое развитие. Ваши ночи приносят вам пользу, так что у вас больше нет и следа усталости. Две вещи вы должны устранить: падение в ступор несознания, когда все, что скрывается в подсознательном и несознательном, восстает, вторгается в вас, наполняет вас, и витальную и ментальную сверхактивность, когда вы проводите время в борьбе, буквально в ужасных сражениях. Люди выходят из этого состояния словно избитые, как будто им наносили настоящие удары. И они действительно получили их – это не «как будто»! И я вижу только один выход: изменить природу сна. Мать
3.Что происходит во время сна
Обычно, когда человек спит, происходит целый комплекс феноменов. Бодрствующее сознание прекращает свою активность, ибо во сне все погружается вовнутрь и уходит во внутренние сферы бытия, существующие всегда, но не осознаваемые нами в бодрствующем состоянии; просто, когда мы не спим, бодрствующий ум скрывает все это своим покровом, не оставляя ничего, за исключением поверхностного «я» и внешнего мира – точно так же, как солнце скрывает от нас покровом своего света огромные звездные миры. Сон – это уход вовнутрь, при котором поверхностное «я» и внешний мир остаются далеко и мы уже не можем увидеть или почувствовать их. Но в обычном сне мы также не осознаем и внутренние миры; наше существо, кажется, полностью уходит в глубины подсознания. На поверхности этого подсознания есть мрачный, колеблющийся слой, в котором мы, как нам кажется, и видим сны, но если говорить более точно, то там осуществляется только запись сновидений. Когда мы спим очень глубоким сном, то он представляется нам лишенным сновидений забытьем; на самом же деле, мы видим сны, но они либо разворачиваются где-то очень глубоко и не способны достичь поверхности, где могут быть запечатлены в сознании, либо мы просто о них забываем; при переходе к бодрствующему сознанию стирается даже всякое воспоминание о том, что был сон. Обычные сновидения по большей части являются или кажутся бессвязными, так как они либо сотканы подсознанием из глубоко скрытых в нем впечатлений, оставленных там нашей прошлой внутренней и внешней жизнью, и сотканы самым причудливым образом, поэтому, вспоминая о них в бодрствующем состоянии ума, нелегко подобрать ключ к разгадке хитросплетений этого узора; или же сновидения представляют собой отрывочные записи, в основном искаженные, тех переживаний, которые скрыто происходили во время сна, – хотя, на самом деле, эти два элемента в очень большой степени перемешаны друг с другом. Дело в том, что, в действительности, значительная часть нашего сознания во время сна не погружается в это бессознательное состояние; она уходит за покров на другие планы бытия, которые связаны с нашими собственными внутренними планами, – это планы супрафизического существования, более обширные витальные, ментальные или психические миры, находящиеся по ту сторону видимого мира и оказывающие на нас незримое влияние. иногда мы можем увидеть сон, исходящий из этих планов, нечто более чем просто сон – сон-переживание, являющийся непосредственной или символической записью того, что случилось там с нами или произошло вокруг нас. Когда, благодаря садхане, внутреннее сознание развивается, количество этих снов-переживаний возрастает, они становятся более отчетливыми, более связными, более точными, и после приобретения определенного опыта и достижения определенной стадии развития сознания мы становимся способны, наблюдая эти сновидения, понимать их и их значение по отношению к нашей внутренней жизни. Мы даже можем, благодаря более или менее продолжительной практике, стать настолько сознательными, что сумеем проследить весь наш переход по различным внутренним планам, чего мы обычно не осознаем и не помним, а также процесс возвращения к бодрствующему состоянию. Когда мы достигаем определенной стадии внутреннего развития и становимся способны постоянно оставаться сознательными внутри, такого рода сны, сны-переживания, могут заменить обычное бессознательное забытье. Это, конечно же, внутреннее существо, внутреннее сознание или что-то относящееся к внутреннему «я» развивается подобным образом, не так, как это происходит обычно, когда оно не осознает себя во сне, а непосредственно во время сна… Вы правы в своем ощущении, что бодрствующее сознание и то, которое пробуждено во сне, далеко не одно и то же – это различные части существа. Когда начинается рост внутреннего сознания во сне, часто возникает желание погружаться вовнутрь и продолжать это развитие даже тогда, когда человек не испытывает потребности в отдыхе или сне. Этому желанию способствует и еще один фактор. Обычно витальная часть внутреннего существа первой становится сознательной во время сна, а первые переживания-сновидения (в противоположность обычным сновидениям) в большинстве случаев являются переживаниями, которые происходят на витальном плане, в мире супрафизической жизни, полном интересных и разнообразных вещей. Это мир со множеством областей, светлых или мрачных, прекрасных или опасных, часто очень привлекательных, где мы можем много узнать и о скрытых частях своей собственной природы, и о том, что происходит за покровом нашего внешнего сознания, а также о многих других вещах, оказывающих влияние на развитие элементов нашей природы. Такого рода переживания могут быть очень увлекательны для витального существа в нас, и у него может появиться желание жить как можно больше в этих супрафизических мирах, устраняясь от участия во внешней жизни. Такая увлеченность, возможно, и является причиной этой потребности вновь пережить что-то захватывающее и интересное, которая сопровождает желание поспать. Но это не должно поощряться в часы бодрствования, а оставлено на часы, специально отведенные для сна, во время которых эти переживания будут вполне уместны и естественны. Иначе может возникнуть дисбаланс, склонность все больше или даже преимущественно жить в супрафизических мирах, среди порожденных ими видений, и все меньше иметь дело с окружающим миром, утрачивая контроль над внешней жизнью. Знание этих сфер внутренней природы, расширение нашего сознания до их пределов очень желательно, но всему этому должно быть отведено свое место и свое время.
Согласно современной медицинской теории, человек погружается в сон, проходя много фаз, пока не достигает состояния, в котором он переживает абсолютный отдых и безмолвие, – это длится лишь десять минут, остальное время занимает путешествие туда, а затем путешествие обратно к состоянию бодрствования. Я полагаю, эти десять минут сна можно назвать сушупти в Брахмане или Брахмалоке, остальное же – это свапна или переход через иные миры (планы или состояния сознательного существования). Именно эти десять минут восстанавливают энергии существа и без этого сон не является освежающим. Согласно опыту и знанию Матери, человек из состояния бодрствования проходит через последовательность состояний сознания сна, которое фактически является входом во множество иных миров, и достигает чистой Сатчитананды – состояния полного отдыха, света и безмолвия; после этого человек возвращается по своему пути, пока не достигает состояния физического бодрствования. Именно этот период пребывания в Сатчитананде придает сну всю его восстановительную ценность. Эти два взгляда, научный и оккультно-духовный, практически идентичны друг другу. Но первый представляет собой лишь современное открытие того, что оккультно-духовному знанию было давно известно. Человеческие представления о здоровом сне абсолютно ошибочны. То, что люди называют здоровым сном, – это просто погружение внешнего сознания в полное подсознание. Они называют это сном без сновидений; но это лишь состояние, в котором поверхностное сознание сна, являющееся тонким продолжением внешнего сознания и по-прежнему остающееся активным в самом сне, не способно записывать сновидения и передавать их физическому уму. В действительности любой сон исполнен сновидений. Только на короткое время, когда человек пребывает в Брахмалоке, сны прекращаются
4.Сны – природа и значение
В принципе, для того чтобы судить о действиях, совершаемых во сне, необходима та же самая способность различения, какая нужна, чтобы судить о действиях в бодрствующем состоянии. Но поскольку мы обычно даем имя «сновидение» значительному числу видов деятельности, которые полностью отличаются друг от друга, первая задача – научиться различать эти виды деятельности – то есть различать, какая именно часть существа «видит сон», в какой области происходит сновидение и какова природа соответствующего вида деятельности. В своих письмах Шри Ауробиндо дал полные и подробные описания и объяснения всех видов деятельности, происходящих во сне. Чтение этих писем – хорошее введение к изучению этого предмета и его практическому применению.
Доктора, которые проводили эти эксперименты, пришли к заключению, что ментальная активность в действительности никогда не прекращается; и именно эта активность, более или менее хаотично воспроизводимая нашим мозгом, известна нам как сновидения. Так что, сознаем мы это или нет, мы всегда видим сны. Безусловно, возможно полностью подавить эту активность и иметь сон совершенно без сновидений; но для того, чтобы таким путем погрузить наше ментальное существо в отдых, подобный отдыху нашего физического существа, мы должны достичь совершенного контроля над ним, а сделать это совсем непросто. В большинстве случаев эта активность даже возрастает во сне, поскольку, когда тело спит, внутренние способности перестают фокусироваться на физической жизни и использоваться ею.
Иногда говорят, что во сне раскрывается истинная природа человека. Действительно, часто происходит так, что чувственное существо, которое на протяжении дня было подчинено контролю со стороны активной воли, реагирует тем яростнее ночью, когда это ограничение больше не действует на него. Все желания, которые были подавлены, оставшись не устраненными – а это размежевание с ними может быть достигнуто только в результате здравого и широкого анализа в течение длительного времени, – ищут удовлетворения, пока воля бездействует будучи погружена в сон. И поскольку желания – это истинные динамические центры формации, они склонны организовывать, внутри и вокруг нас, сочетание обстоятельств, которые были бы наиболее благоприятны для их удовлетворения. Таким образом плоды многих усилий, предпринятых нашей сознательной мыслью в течение дня, могут быть уничтожены за несколько часов ночью. Это одна из главных причин сопротивления, которое наша воля к прогрессу часто встречает внутри нас, а также трудностей, которые иногда кажутся непреодолимыми и которые мы не в силах объяснить, потому что наша добрая воля кажется нам столь всеобъемлющей. Поэтому мы должны научиться знать наши сны и прежде всего различать их, ведь они очень разнятся по природе и качеству. В течение одной ночи мы можем часто иметь несколько снов, которые относятся к разным категориям в зависимости от глубины нашего сна.
Как правило, каждый индивид имеет период ночи, который более благоприятен для снов, в течение которого его деятельность более плодотворна, более интеллектуальна и ментальные обстоятельства окружения, в котором он движется, более интересны.
Почему, если есть на ночь тяжелую пищу, потом во сне видишь кошмары? Потому что существует очень тесная связь между снами и состоянием желудка. Проводились наблюдения и было замечено, что в соответствии с тем, что вы ели, у вас будут сны одного вида или другого и что, если пищеварение затруднено, сны всегда превращаются в кошмары – те кошмары, которые не имеют реальности, но все же остаются кошмарами и очень неприятны – вы можете видеть во сне тигров, котов и т. д. … или же вы испытываете нечто… например, вы оказываетесь перед лицом большой опасности и должны торопиться, быстро одеться и выйти или что-то в этом роде, и вот вы не можете одеться, вы стараетесь изо всех сил, но не можете надеть на себя свои вещи или вы вдруг не можете найти своих вещей, и если вы хотите надеть свои туфли, оказывается, что они вам не подходят, и если вы хотите уйти куда-то очень быстро, ваши ноги вдруг перестают двигаться, они как будто парализованы и вы остаетесь на одном месте, делая огромные усилия, чтобы начать двигаться, но не можете двинуться с места. Такая разновидность ночных кошмаров порождается расстроенным желудком.
Подавляющее большинство снов не имеет особой ценности, так как являются лишь чисто механической и неконтролируемой активностью физического мозга, в котором определенные клетки продолжают функционировать во время сна как генераторы чувственных импульсов и впечатлений, соответствующих образам, полученным извне. Эти сны практически всегда вызваны чисто физическими обстоятельствами: состоянием здоровья, пищеварением, положением в постели и т. д. При небольшом самонаблюдении и некоторых предосторожностях легко избежать этого вида снов, который столь же бесполезен, сколь и утомителен, устранив его физические причины.
5.Помнить сны
Почему мы часто не можем вспомнить, что видели во сне? Это происходит потому, что ваши сновидения всегда протекают при самых различных условиях и на самых разных планах сознания. Сновидение может быть связано с разными частями вашего существа и разными условиями какого-то определенного уровня бытия. Если между всеми частями существа у человека установлена сознательная, непосредственная и постоянная связь, тогда он помнит все свои сны. Однако обычно такая связь существует между очень немногими частями вашего существа. Пусть, например, ваше сновидение протекает в тонком физическом мире, то есть мире, смежном с нашим обычным материальным миром. Обычно такие сновидения бывают у человека рано утром, где-то между четырьмя и пятью часами утра, в самой конечной фазе сна. Если при пробуждении вы не будете совершать резких движений, будете спокойны, неподвижны, внимательны и сосредоточенны, вы вспомните ход событий, картину своего сновидения, потому что между тонким физическим и материальным миром, благодаря вашему спокойствию, установилась определенная связь, – кстати, случаи, когда установить ее не удается, очень редки. Вообще сновидения забываются из-за того, что во сне вы переходите из одного состояния сознания в другое. Как это получается? Когда вы засыпаете, погружаетесь в сон или – будем говорить так – погружается в сон ваше тело, предположим дальше, что в то же состояние погружается и витальная часть существа, а вот, например, ментальная остается активной. В этом случае для ментальной части вашего существа начинаются сновидения, у вас начинаются сновидения на ментальном плане, иначе говоря, деятельность этой части существа носит более или менее связный характер, живо работает воображение и вы видите всевозможные сны, в которых могут случаться самые разнообразные и необыкновенные происшествия… Спустя некоторое время активность вашего существа в ментальном пространстве стихает, и ум переходит в состояние сна без сновидений, «засыпает». Теперь, предположим, пробуждается «спавшее» до этого витальное существо, оно покидает тело и совершает самые разнообразные действия в витальном мире: перемещается, вступает в какие-то отношения с его обитателями (которые порой кончаются схваткой, борьбой, дракой), может быть, даже принимает пищу и так далее. Деятельность витального может быть самой разнообразной. По своей природе оно очень предприимчиво, всегда готово к рискованным поступкам. Оно постоянно ищет приключений. Если вы отличаетесь особой смелостью в витальном отношении, то во сне вы, может быть, будете освобождать каких-то узников, сражаться с врагами, совершать необыкновенные открытия. Вследствие этого все то, что происходило в ментальных сновидениях, сначала отодвигается в вашем сознании далеко на второй план, а затем стирается из памяти, забывается – естественно, вы не помните ментального сновидения, потому что оно перебивается другим, его место в сознании занимают события витального. Но если вы сумеете проснуться в нужный момент, вы вспомните содержание также и ментального сновидения. Есть люди, осуществившие это на опыте: научившись просыпаться ночью в нужное время, они могли восстанавливать в памяти содержание всех своих сновидений. Работая над подобным опытом, вы должны добиваться того, чтобы ваше пробуждение происходило в то же время естественным образом, без всяких резких движений. Вернемся к нашему анализу возможного варианта сновидений. Итак, по истечении некоторого времени витальное существо, совершив хорошую прогулку в соответствующем измерении, в своем витальном пространстве, в свою очередь нуждается в отдыхе, так что, устав от всех своих похождений, в полной мере предается покою. Теперь может активизироваться другая часть существа. Предположим, например, что на прогулку отправляется тонкое физическое. Оно также перемещается некоторым образом в пространстве тонкого физического мира, совершает какие-то действия, например занимается осмотром разных помещений, комнат и… обнаруживает множество любопытных вещей. Вот этот предмет был на этом месте, а теперь он здесь, а этот был в той комнате, а сейчас он оказался в этой и так далее. Если вы проснетесь в этом месте сновидения, вы, конечно, сможете все это вспомнить. И вновь предыдущее явление повторяется – события этого сновидения, в свою очередь, отодвигают в сознании далеко на второй план все, что произошло в витальном. Витальное сновидение забывается и в памяти не восстанавливается. Так что, вообще говоря, обычно человек не может вспомнить целиком содержание всех своих сновидений. Однако если в момент пробуждения вы не будете спешить, если у вас нет срочной необходимости сразу же вставать и вы можете оставаться в постели сколько потребуется, то тогда для того, чтобы приступить к воспоминанию сновидений, вам не нужно открывать глаза и шевелить головой тоже не следует, внутренне вы стремитесь стать своего рода зеркалом покоя и все свое внимание сосредоточить на нем. Тогда вы сможете уловить окончание сновидения, затем начинаете потихоньку, не позволяя себе ни малейшего движения, двигаться к его началу, извлекая из сознания ход сновидения в обратном порядке. Сначала в памяти всплывет его заключительная часть, затем предыдущая и так далее. Вы осторожно продвигаетесь к началу, и внезапно вся картина сновидения восстанавливается в памяти: «Та-ак, вот как все это было!» Только ни в коем случае не выскакивайте сразу же из постели и не шевелитесь, вы должны прокрутить в памяти свой сон несколько раз, делайте это до тех пор, пока не уясните его во всех подробностях. Когда это сновидение восстановлено полностью, вы опять продолжаете лежать не двигаясь и пытаетесь проникнуть еще дальше в глубь себя, и вот вы обнаруживаете обрывок, концовку уже другого сновидения. Оно расположено глубже в сознании, чем первое, даже само его окончание видится смутно, но однако же вы можете и его уловить. Дальше вы опять сосредотачиваетесь на нем и, удерживая его перед внутренним взором, извлекаете из сознания остальное, затем вы увидите, как вдруг изменится ваше состояние, и – удивительная неожиданность! – вы окажетесь уже в ином мире, в другом сновидении. Теперь вы действуете тем же самым, как и раньше, методом. Вы раз за разом выстраиваете перед собой ход событий второго сновидения, пока полностью не восстановите всю картину. Не забывайте, что все время нужно оставаться в полном покое. Вы продолжаете углубляться в себя все дальше и дальше, пока вдруг не натолкнетесь на какой-то смутный образ; впечатление, ощущение такое… это как едва ощутимый порыв ветерка, легкое дуновенье, и вы начинаете понемногу припоминать, добираться, докапываться: «Так, так, что-то вырисовывается…» Постепенно картина проясняется, и вы восстанавливаете третье сновидение еще из одного мира бытия. Потребуется много времени, много терпения, нужно учиться постоянно сохранять полный покой ума и тела, для того чтобы суметь припомнить и уяснить себе все, что произошло ночью, начиная с конца и кончая началом ваших сновидений. Но даже и не прибегая к этой тренировке, требующей много времени и усилий, чтобы полностью вспомнить какой-либо оставивший у вас сильные впечатления сон – последний он или из середины всего потока сновидений, – при пробуждении нужно вести себя так, как я сказала: с особым вниманием следить за тем, чтобы голова на подушке лежала неподвижно, соблюдать полный покой, и тогда сновидение само всплывет в сознании. Обычно во сне люди переходят из одного состояния сознания в другое не плавно и постепенно, а скачком, получается как бы небольшой, но все же разрыв между отдельными состояниями, так что в целом не удается сохранять непрерывность нити сознания при переходах между разнообразными состояниями своего существа. Один небольшой разрыв между состояниями, своеобразная маленькая черная дыра – и человек уже не помнит, что было в предыдущем состоянии. Нужно протянуть нить сознания через эту узкую пропасть. Чтобы построить такой мостик, нужно очень много времени, гораздо больше, чем построить мост в нашем обычном материальном мире. И очень немногие хотят и умеют это делать. Часто бывает так, что человек с очень богатой внутренней жизнью во сне вообще не подозревает об этом, а если и может что-то вспомнить из своих сновидений, то разве лишь те из них, что относятся по времени к последней перед пробуждением части сна, которые протекают в самой близкой к физическому миру сфере; обычно эти сновидения лишены смысла, так как в результате перевозбуждения, усталости ментального существа его деятельность на этом плане становится бессвязной. Но ночи и сны так же отличаются друг от друга, как дни и дела наяву. Ведь вряд ли найдется в жизни пара совсем одинаковых дней, всякий день чем-то да отличается от любого другого. Как нет одинаковых дней, так нет и одинаковых ночей. Скажем, когда ты со своими друзьями внешне делаешь, казалось бы, одно и то же дело, каждым из вас оно воспринимается по-разному, отношение к нему у всех тоже разное. И каждый делает его по-своему.
Полезно ли записывать собственные сны?
Да, более года я сама практиковала этот вид самодисциплины. Я записывала все – несколько слов, маленькую подробность, впечатление, и я старалась вспомнить один сон за другим. Сначала это было не очень плодотворно, но примерно через четырнадцать месяцев я смогла проследить, начиная с конца, все движения, все сны прямо до начала ночи.
Когда мы спим, наше сознание выходит из тела, так ведь? Но другие люди видят сны, в которых появляюсь я. Что же происходит? Неужели сознание разделяется или сны других людей – просто игра воображения? Чаще всего именно витальное сознание выходит из тела и имеет форму, облик этого человека. Если один человек видит во сне другого, это означает, что оба они встречались ночью, чаще всего на витальном плане, но это может произойти и где-то еще, в тонком физическом или ментальном. Во сне существует сколько угодно разных возможностей. Мать.
Шри Ауробиндо
Источник : Шри Ауробиндо. Мать. Сны и сновидения
Продолжение следует.
Кто или что, мешает нам сначала стать счастливым, а затем до конца своих дней жить так же свободно и легко, как и дышать. Можно посмотреть здесь: https://cont.ws/@bernardshaw17... - Разум человека. Что это и как им можно распорядиться, чтобы РЕАЛЬНО изменить свою жизнь
Оценили 3 человека
9 кармы