Рефлекс выходки

0 1733

Эксперименты по гипнозу. Сравнение инстинктов самосохранения индивида и вида как целого.

Исследовал транс. Очень интересное состояние. Многие путают его с гипнозом, понимая под трансом фазу гипнотического погружения, но этот не так. Транс - самостоятельное явление. В переводе с французского (transe) – «оцепенение». Согласно медицинскому определению - «состояния одержимости», код F 44.3 по МКБ-10. По словарю Ушакова - «повышенное нервное возбуждение, помрачение сознания при гипнозе, экстазе».

Похоже, под трансом разные специалисты подразумевают разное.

Меня заинтересовал взгляд, распространённый на транс в экспериментальной психологии. Там транс - разновидность психического атавизма, унаследованный человечеством от гоминид, которые не имели сознания. Наши далекие пращуры действовали, как бы сейчас сказали, «импульсивно».

Мы до сих пор время от времени прибегаем к этому механизму принятия решений. Все героические (читай – противные инстинкту самосохранения) поступки совершаются именно в этом состоянии. Оно знакомо каждому: тело становится неподвластным разуму, действие выглядит как охватившей человека приступ отчаяния или гордыни. Подобные жесты и поступки, как правило, со стороны выглядят нелепо, несвоевременно, не к месту, но, что интересно, по прошествии времени всегда оказываются едва ли не единственно правильной реакцией в сложившейся ситуации.

Получается, что наше подсознание, стоящее, как известно, на страже нашей физической безопасности, способно рассматривать риск для жизни (или здоровья) как способ выживания? Ведь по учению Павлова, - это рефлекс, который в нужный момент отключает мозги, заполняя коммутацию с мышцами мощным эмоциональным импульсом. По существу, мы наблюдаем стандартный механизм проявления психосоматического приступа.

Эти рефлексы-пережитки мы называем “болезнью” только по той причине, что они предназначены обслуживать предметы и явления, которых уже нет в окружающей действительности. Они живут только в памяти больного. В случае с наблюдаемым явлением приступ всегда актуален. Слова, действия, предметы, которые «срывает крышу», не выглядят как невинные. Так что превращение законопослушного гражданина в безумца, который бросается, презрев порядок, кулаками или с цветами, модет оцениваться и как подвиг, как решительнное действие в сложной ситуации. Разве это может быть проявлением транса?

Если исходить из существенных признаков («повышенное нервное возбуждение, помрачение сознания)» – безусловно! Другое дело, что до сих пор не было принято так называть акцентуативные выходки, так как понятие транс не распространялось на сумасбродные или просто импульсивные действия. Между тем, мы имеем все тот же феномен инстинктивного отключения рационального восприятия действительности в целях реализации пассионарного, то есть направленного на преодоление инстинкта самосохранения действия. Я бы назвал это «рефлексом выходки» – действие, которым является, по существу, всякое нарушение установленного порядка, правил, норм, законов.

Итак, мы имеем парадокс: инстинкт самосохранения отключает разум ради самоотключения. Ведь транс – это отсутствие ограничений, накладываемых сознанием с одной стороны, и инстинктом самосохранения – с другой. В этот момент человек ведом «рефлексом выходки» - эмоцией, зафиксированной в памяти как выживательная реакция на совершенно определенную ситуацию. Самое интересное, что речь идет не о собственном выживании, так как человек скорее приносит себя в жертву, чем спасает. Очевидно, мы имеем дело с реликтовой частью человеческой психики, которая отражает «стайный», коллективный интерес. Новосибирский академик В.П.Казначеев, например, выдвигал гипотезу о том, что гоминиды не имели сознания, потому что располагали коллективным «куполом», позволяющим всем одновременно чувствовать то, что почувствовала одна особь. Способность мгновенно обмениваться образами заменяла членораздельную речь. Потом имели место события катастрофического характера, «купол» оказался разрушен, и гоминиды были вынуждены перейти на «резервную» - семантическую коммуникацию, создавая значения на основе звуковых, а потом и графических сигналов. Так, по мнению ученого, рождался «человек разумный», потому что знаковый уровень отношений неминуемо формировал сознание – человечество переставало быть единым целым. Сначала оно распадалось или правильнее сказать «развивалось» (антоним «свиваться») на индивидуальности, а потом – и на «языцы», то есть нации. Этот сюжет отражен в библейской легенде о Вавилонской башне.

Исходя из вышеизложенного «рефлекс выходки» - это рудимент казначеевского “купольного” сознания, реакция племени, приносящего в жертву одного из своих членов. Этот феномен не укладывается в общепринятую картину представлений о функциях человеческого головного мозга. Ведь, получается, "рефлекс выходки" по иерархии стоит выше, чем даже инстинкт самосохранения, так как демонстрирует способность «отключать» его. А ведь инстинкт самосохранения до сих пор считался фундаментом человеческой психики. Выходит, есть в устройстве человеческой психики кое-что «пофундаментальнее»? То, что имел ввиду К.Г.Юнг, определяя «коллективное бессознательное»? Или Аристотель, определяя человека как «общественное животное»? История человечества знает формации, которые основаны на “купольной” идеологии. Классический пример - славянская “соседская община”, существовавшая не одно тысячелетие как бесклассовое общество.

Будучи практиком, я решил проверить могущество обнаруженного мною «рефлекса выходки». Во время сеанса гипнотерапии я применил к пациенту трансовые техники, которые заимствовал у тоталитарных сект, занимающихся зомбированием своих членов. Эффект превзошел ожидания: наблюдались элементы потери личности - пациент не помнил свое имя и т.д. Работа стала намного эффективнее, так как погруженные в гипноз пациенты, переходя в состояние транса, намного быстрее и точнее исполняли команды гипнотерапевта по поиску исходных психотравм. Если раньше корневая система психосоматического заболевания исследовалась частично, потому что найденная психотравма, после обезвреживания, делала недоступными все предыдущие переживания травматического характера (они давали о себе знать после излечения как «остаточные явления»), то теперь появилась возможность исследовать корневую систему заболевания целиком. Подобно тому, как садовод выкапывает картофель, руками разгребая землю в поисках очередного клубня, гипнотерапевт получает возможность углубляться в память от «клубня» к «клубню», чередуя гипноз с трансом, пока пациент не приведет его к самой «нижней» психотравме, от которой началось развитие комплекса. Этот метод позволил мне выдирать из психики сорняк с корнями при жалобах на сложную психосоматику: псориаз, нервный тик, аллергию. Во всяком случае, пациенты перестали жаловаться на частичное возвращение болезненных симптомов.

Очевидно, расширенное понятия «транса» и выводимый вследствие этого акцентуальный «рефлекс выходки» как реально наблюдаемый феномен, открывает новые перспективы в лечении психосоматических недугов. Первые положительные результаты в практике гипнотерапевтического воздействия получены, но требуют более глубокого исследования. Открывающиеся горизонты, на мой взгляд, представляют собой заповедную зону психики, где еще «не ступала нога» психолога.


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...