Итак, повторим пройденное:
1.
Старейшая рукопись индийских Вед - современница "Остромирова Евангелия" и "Изборника" Святослава и датируется 11 в.н.э. То есть, ровно тем же временем, что и ранние письменные памятники Руси, латинская "Хроника Титмара Мерзебургского", армянское Адрианопольское и греческое Трапезундское Евангелие. Если считать всю раннесредневековую литературу поддельной только на том основании, что "более древние списки до нас не дошли" - то нет никаких причин исключать из перечня "подделок" и Веды. Их более древние списки также не сохранились.
2.
Публикация ведической литературы началась с Ригведы, подготовленной к печати немецким филологом и религиоведом проф. М.Ф.Мюллером в 1849—1875 годах. Проводя аналогию с издательской деятельностью акад.Г.Ф.Миллера в России - на каком основании следует доверять первому из них и не доверять второму? Уж если считать немецкую профессуру "орудием темных сил,стремящихся к мировому господству" - так надо и ведический текст объявить подделкой, опубликованной взамен уворованных издателем подлинников (как Миллеру приписывают "искажение" и "похищение" изданных им трудов Ломоносова).
Еще больше подозрений у "сомневающихся в официальной истории" должны вызывать публикации и переводы санскритских текстов, выполненные О.Бётлингком и особенно - С.Ольденбургом. Ведь Ольденбургская династия якобы "тайно поработила Россию"! Но в данном случае обвинители "официальной науки" помалкивают, с чего бы?
Наверное, с того, что если уж приписывать европейцам "изобретение латинского языка в 19 веке" - то неизбежно придется признать "европейской выдумкой" и санскрит, знакомство с которым состоялось тогда же, благодаря тем же немецким, британским, французским языковедам и путешественникам (включая монахов).
3.
Довольно глупо признавать подлинными этрусские памятники, не признавая латинских и греческих, еще нелепей "читать" этрусские надписи якобы по-славянски, игнорируя особенности славянской грамматики: "цаиеньщь нащжай" - "наша вера", "ацвжиц цющажаця" - "ощущается возрождение" и т.д.
4.
Длительная работа с глиняными табличками, найденными при раскопках, показала, что клинописные архивы древних государств Ближнего Востока являются подлинными, и их данные хорошо согласуются между собой.
(Образцы шумерских табличек)
Более ранние по времени шумерские записи отражают события 3-2 тысячелетия до н.э., то есть принадлежат ко времени существования египетского Раннего и Древнего Царства. Позднейшие (ассиро-вавилонские, они же аккадские) документы относятся к середине 1 тыс.летия до н.э.
Что характерно, более ранние записи посвящены в основном практическим, бытовым проблемам. Эпические сказания долгое время передавались в устной форме и были записаны в последнюю очередь. Впрочем, об этом уже шла речь в нашем журнале : https://cont.ws/@denys/653042&...Последний по времени пример - индийская Махабхарата, самая ранняя рукопись которой не старше 500 лет, т.е. относится к периоду европейской Реформации.
Теперь, с учетом всего выше сказанного, двинемся дальше.
_______________________________________________________
ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУРЕЧЬЯ С ГОСУДАРСТВАМИ СРЕДНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ АРАВИИ В ДРЕВНОСТИ
(Прорисовка с шумерского рельефа)
...Очень многие важные исторические тексты, документы о закладке и реставрации храмов, летописи царских деяний, ритуальные тексты, псалмы и религиозные поэмы хранились в храмах Месопотамии.
К тому же, и сами храмы играли очень важную роль в торговле между городами, что также нашло отражение в различных документах.
Так, например, около 2000 г. до н. э. храмы сами осуществляли крупные коммерческие предприятия. Они вывозили продукцию своих мастерских, а взамен ее привозили другие, как теперь бы мы сказали, импортные товары.
Пускай в последующие столетия торговля в основном уже велась частными предпринимателями, но храмы все равно не остались «не у дел», выполняя контрольные и посреднические функции, сохраняя копии контрактов между грузоотправителями и пайщиками. В некоторых случаях они даже взимали пошлину или получали десятину с ввозимой продукции.
Таким образом, храмы, точнее, их архивы, дают нам очень большое представление о характере и развитии торговли в той или иной местности, и неудивительно, что археологи во время раскопок все свои усилия направляют на них, да еще на дворцы и укрепления, которые также могут поведать очень много интереснейших и неизвестных ранее миру фактов.
Однако деловые документы очень многие частные торговцы хранили у себя дома. А раскопки жилых кварталов рядовых граждан и жильцов происходили очень редко, во вторую, или даже «третью» очередь.
Поэтому-то можно считать счастливой случайностью тот факт, что сегодня нам известна история некоего Эа-Насира, урского торговца, который занимался, как теперь мы говорим, импортом и экспортом и между 1813 и 1790 гг. до н. э. имел непосредственное отношение к торговле с Дильмуном...
* * *
Зимой 1930 —1931 гг. известный европейский археолог Леонард Вулли, раскапывая храмы и гробницы царей III династии Ура, решил заняться раскопками одного из жилых кварталов города. Неожиданно для самого Вулли раскопки обнаружили очень хорошо сохранившийся дом периода, который предшествовал разорению Ура вавилонским царем Хаммурапи в 1780 г. до н. э.
Любопытно, что раскопками занималось полторы сотни рабочих, а сама работа производилась на площади около двести тысяч квадратных метров.Правда, работа облегчалась тем, что древние улицы и полы залегали на глубине всего двух метров.Вот что сообщал Л. Вулли в своем отчете:
«...В тот период никакого планирования не наблюдается. Узкие немощеные улицы извиваются между домами, неправильное расположение которых всецело определялось прихотью частного владельца. Застроенные кварталы настолько обширны и здания стоят так тесно, что добраться до домов, расположенных в центре квартала, возможно только тупиковыми переулками. Жилые здания в основном однотипны, и тип строения более или менее определяется возможностями данного района.
Внутренний двор, соединенный с улицей коридором, окружен жилыми помещениями с лестницей на второй этаж — таков преобладающий характер построек самой различной величины и достаточно разнообразной формы. Среди жилых домов разбросаны строения меньшего размера, несомненно лавки. Простейшая из них состоит всего из двух помещений; к улице обращено Некое подобие торговой палатки, этакий демонстрационный зал, подчас с открытым фасадом, а за этим «залом» располагается длинное складское помещение... Стены всех построек сложены из кирпича; в нижних рядах кладки кирпич обожженный, выше — сырец. Снаружи стены оштукатурены и побелены».
Таким образом, археологи раскопали около полусотни домов и торговых помещений, которые находились по обе стороны шести улиц.Почти в каждом доме удавалось обнаружить не менее двух десятков глиняных табличек, которые хранились в керамических сосудах или же в обмазанных битумом ямах. Некоторые из них были просто разбросаны по полу. Благодаря этим табличкам иногда удавалось определить личность хозяина дома, а также род его занятий.
В одном таком доме и была обнаружена деловая переписка Эа-Насира, а также счетоводные книги ростовщика и школьные тетради.
Дом его стоял в тупике, совсем впритык к другим, так что боковые стены дома одновременно служили стенами и соседних зданий. Он был средних размеров, площадь первого этажа составляла около 140, а верхнего около 90 квадратных метров. Внутренний двор окружало всего пять помещений.
Правда, как удалось установить археологам, дом когда-то был побольше, но по неизвестным причинам два помещения в одном конце отгородили и включили в соседний дом. Вполне возможно, что у хозяина дома, Эа-Насира, дела шли не очень успешно и ему пришлось таким вот образом отдавать соседям долги.
Имя Эа-Насира обнаружено на восемнадцати табличках, из которых большинство было обнаружено в его доме. Как удалось установить из их содержания, Эа-насир являлся посредником в торговле медью. В основном это были деловые письма с предложением доставить определенное количество меди со складов одного владельца другому.
В одних письмах присутствуют сугубо деловой тон.В других же Эа-Насира обвиняют то в проволочках, то в том, что его медь очень плохого качества.Вот, например, что говорит ему некто Нанни:
«Ты сказал, придя: «Гимил-Син получил от меня добрые слитки». Это твои слова, но ты поступил иначе, предложил моему посланцу скверные слитки, сказав: «Хочешь — бери, не хочешь — не бери». Кто я такой, чтобы обращаться со мной так высокомерно? Разве мы оба не благородные люди?.. Разве найдется среди дильмунских купцов хоть один, который обошелся бы со мной таким образом?..»
Итак, установлено, что Эа-Насир — «дильмунский купец». Медь, которой он торговал, доставлялась в Ур из Дильмуна по морю.Об этом свидетельствуют и другие документы, которые перечисляют, кому и сколько в Уре необходимо получить меди, доставленной из Дильмуна на корабле.
На одной из табличек сообщается, что часть груза, который предназначался для Эа-Насира, по каким-то причинам еще не оплачена.Вот ее вольный перевод:
«Из 131?? мин меди в единицах измерения Дильмуна, полученных (имя не сохранилось) в Дильмуне, 55? 2 и 2/3 мины в единицах измерения Дильмуна поставлены нам. В единицах веса Ура это составляет 611 талантов 6 и 2/3 мины, из которых Ала... передал нам 245 талантов 54 и 1/3 мины. С Эа-Насира причитается за 4271 и 1/2 мины, с Наурум причитается за 325 мин, итого за 450 талантов 2/3 мины меди в единицах измерения Ура. В остатке 161 талант 4 и 1/3 мины меди».
Таким образом, благодаря этой табличке, нам известно, что приобретенная в Дильмуне медь доставлена туда была из какого-то другого места. Кроме того, теперь можно судить о количествах меди, которая доставлялась в страны Персидского залива.
Если, например, перевести единицы измерения Ура в современные, то выходит, что полученный в Дильмуне груз составляет ни много, ни мало — 18,5 тонн. Доля Эа-Насира — приблизительно 5,75 тонны. В ценах 60-х годов весь груз стоил бы около 20 тысяч долларов, а доля Эа-Насира — 6000 долларов.
Необходимо также отметить, что обнаружили ученые немало других месопотамских табличек, которые содержат очень ценную информацию, касающуюся дильмунской торговли.Так, например, в храме Нингал было найдено восемь табличек, которые относятся к интересующему нас вопросу. Все они примерно на сто лет старше табличек из дома Эа-Насира, причем большинство из них датировано. Эти таблички относятся к периоду от 1907 до 1871 г. до н. э.
Вот, скажем, что сообщает нам одна из таких табличек:
«(...) медных слитка по 4 таланта, медных слитка по 3 таланта каждый, сиклей бронзовых плиток,3 почковидных бусины из сердолика,3 «рыбьих глаза» (жемчужины?),(...) камней,9 сил белого коралла,3 (...) камней,5*/2 мин жезлов из слоновой кости,30 кусков черепашьего панциря (?),I деревянный жезл с медным (...), гребень из слоновой кости,3 мины камня эллигу, меры сурьмы (для подкрашивания век), сикля мерахду,(...) счетных досок (?) из маканского тростника... доставлено из Дильмуна в дань богине Нингал от участников плавания ».
Интересно заметить, что за исключением меди, речь в этом довольно разнообразном перечне идет о мелких партиях очевидно драгоценных товаров, которые, скорее всего, являлись предметами роскоши. Кроме слоновой кости, сурьмы и панцирей черепах, а также, если точен перевод, счетных досок из маканского тростника (возможно, речь идет о бамбуке), а также трех неизвестных предметов, табличка перечисляет нам драгоценные и полудрагоценные камни.
Особенно следует остановиться на «рыбьем глазе». Он упоминается на пяти из восьми табличек. Возможно, речь здесь идет о жемчуге, но любопытно другое: эти предметы исчислялись поштучно, а не на вес и не в мерах длины, как почти все остальные из списков. Это ярчайшее свидетельство того, что их в то время очень ценили.
Большой интерес для науки представляют и другие таблички. К уже известному перечню они добавляют лазурит, золото и какой-то «огненный камень».
Часто упоминается серебро, однако в большинстве случаев при этом уточняется, что оно является эквивалентом налога. Таким образом, можно сделать вывод, что оно вряд ли входило в состав грузов, которые доставлялись из Дильмуна.
Интересна также табличка-квитанция. В ней сообщается, что некто Ур-Гур «капитан большого судна», получил «десять талантов разного рода шерсти обычного качества, погруженной для отправки в Дильмун». Указана на табличке и дата: 2027 г. до н. э. Таким образом, она почти на 250 лет старше документов Эа-Насира.
Еще две таблички, обнаруженные археологами и датированные 2026 и 2024 гг. до н. э., также являются квитанциями. На них некто Лу-Эндилла «расписался» в получении товаров из храма Наннар, который являлся главным храмом в Уре».
В первой квитанции сообщается о 60 талантах шерсти, 180 шкурах, 70 кусках ткани, а также «6 курах доброго кунжутного масла», предназначенных для уплаты за медь.
Во второй квитанции содержится уточнение: 15 кусков ткани и 2/3 таланта шерсти необходимо «в уплату за медь из Макана» — богатой медью полулегендарной страны на юго-восточном побережье Аравийского полуострова.
Таким образом, можно сделать вывод, что медь, которая закупалась в Дильмуне, сюда доставлялась партиями почти в двадцать тонн из Макана.
Благодаря обнаруженным табличкам становится также ясно, что главным товаром, которым расплачивались за медь, являлась шерсть и шерстяные ткани. Основным экспортным товаром в Дильмуне шерсть оставалась и через четверть тысячелетия, о чем свидетельствует одна из табличек, обнаруженных в доме Эа-Насира, которая является распиской в получении пятидесяти кусков ткани с обозначением стоимости каждого куска в серебре.
Примечательна и следующая табличка времен Эа-Насира, которая датирована 1794 г. до н. э. Вот ее текст:
«Лу-Мешламтае и Нигсисанабса получили в долг от Ур-Нинмара 2 мины серебра, 5 кур кунжутного масла и 30 кусков ткани, чтобы внести пай в экспедицию в Дильмун для закупки там меди...».
...По мнению многих исследователей, торговля между Дильмуном и другими странами не всегда была одинаково успешной.
Так, например, из статьи известного историка Л. Оппенхейма, написанной им в 1954 г. и названной «Купцы-мореплаватели Ура» видно, что месопотамская торговля с Маканом, Мелуххой и Дильмуном, судя по шумерским табличкам с коммерческими текстами, постепенно начала терять свое значение и приходила в упадок.
Так, во времена Саргона, около 2300 г. до н. э. корабли всех вышеназванных стран регулярно прибывали в его столицу.
Во времена III династии Ура, то есть 200 годами позже, мы уже находим только упоминания плаваний в Макан.
Еще через 200 лет Эа-Насир дальше Дильмуна уже не бывал.
Позднее об этой стране вообще ничего не слышно. Разве что были обнаружены два письма касситского периода, в которых речь только идет о местном производстве фиников.
Следуя гипотезе Л. Оппенхейма, развитие и процветание Дильмуна напрямую зависело от транзитной торговли предметами роскоши, которые сюда поставлялись индской цивилизацией, а также от торговли медью, которая доставлялась из Макана.
Ho дело в том, что поступления предметов роскоши в конце концов прекратились по причине того, что города долины Инда были разграблены. По мнению многих ученых, разграбили города арии, которые регулярно делали набеги туда в 1600х гг. до н.э.
Прекратились и поставки меди. Причину этого некоторые ученые видят во вторжении носителей индоевропейского языка в Макан.
Все это в конечном счете, возможно, и привело к упадку Дильмуна.
(Взято отсюда)
(См. также:
О связности исторической картины Древнего мира:
https://cont.ws/@denys/678289 )
______________________
Вот так выглядела реальная жизнь ближневосточных народов в то время, когда ни индийские Веды, ни Библия еще не получили письменного воплощения.
Когда контрагенты пытались взыскать долги с дильмунского маклера по имени Эа-Насир, предки современных израильтян еще не слышали слова "Тора", а до рождения Моисея оставалось полтысячи лет. Предки индоиранских народов с самоназванием "арья" еще не расселились на полуострове Индостан, до появления санскрита оставалось 2 тысячи лет, до распространения письма "деванагари" - три.
Тем не менее, международная торговля существовала. Существовал шумерский астрономический календарь, меры веса и стоимости, кредит, коммерческие обязательства и суды. Но об этих интересных сторонах повседневной жизни на Древнем Востоке есть смысл поговорить отдельно.
(Шумерский атлас звёздного неба)
_______________
Археологические раскопки в Восточной Аравии https://cont.ws/@denys/967980
Римской империи не существовало? https://cont.ws/@armagnac/6713...
Папирусы, сохраненные в пепле https://cont.ws/@denys/680671
Золото бактрийских царей https://cont.ws/@denys/698880
Оценили 30 человек
63 кармы