«Красота спасёт мир»
Ф.М. Достоевский
Расхожее утверждение было широко распространено среди людей, живших в СССР. При этом считалось особым шиком блеснуть своими «познаниями», цитируя великих. Но эти цитаты лишь демонстрировали невежество их произносивших, ибо сам Достоевский имел в виду совсем другое.
«Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен» – монолог Ипполита из романа Фёдора Достоевского «Идиот». Как видим, здесь речь идёт о влюблённом князе Мышкине. Влюблённый – не фигура речи, а понимание Достоевским самого слова «красота». А для того чтобы убедиться в этом, приведём ещё одну цитату уже из другого романа Достоевского «Братья Карамазовы».
«Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Вот так, – «страшная и ужасная вещь».
А чтобы разобраться в сути красоты – ещё несколько цитат.
В голливудском сериале Джонатана Нолана West World, в российском прокате – «Мир дикого Запада», буквально напичканного скрытыми смыслами, в том числе и касающимися красоты, главная героиня фильма Долорес на вопрос: «Что ты думаешь о своем мире?» отвечает:
- Некоторые предпочитают видеть уродство этого мира. Беспорядок. Я хочу видеть красоту.
Почти полностью совпадает с восприятием советского интеллигента: «Красота спасёт мир».
Но уже в конце последней 10 серии первого сезона та же Долорес высказывает совершенно другие – крамольные мысли, по глубине не уступающие мыслям Достоевского, но в то же время по-западному чётко выверенные и отточенные:
– Некоторые видят уродство этого мира. Я хочу видеть красоту. Но красота эта – приманка. Мы в ловушке, Тедди. Всю жизнь мы прожили в этом саду. Восхищаясь его красотой, не понимая, что у нее есть цель, назначение. И назначение это: держать нас здесь. Прекрасная ловушка... внутри нас, потому что она – мы сами.
В этом как раз и есть суть красоты. Очень точное определение дано героиней фильма. Удивительно то, что именно героиня, а не герой даёт его, ибо красота – женский атрибут, направленный на то, чтобы удержать мужчину в этом мире. Смотри статьи «Богиня Кали» и «Пятибрат и женский вопрос». Сирены с острова сирен в Одиссее Гомера – калька нашего мира с завлекающими песнями и черепами заблудших путников. Руки женщин, не сумевших удержать мужчину, Богиней Кали отрубаются, также, как и головы удержанных мужчин.
Жестоко? Да, но богиня эта вовсе не сентиментальна. В наше время абсолютное большинство путников безнадёжно заблудились в этом мире, названном протопопом Аввакумом «внешней блядью».
Красота идентична сладости. Она, как и сладость, обволакивает жертву, затягивая её в свою липкую патоку. Поэтому красивые женщины чаще всего любят сладкое, а влюблённые очаровываются* красотой. Потому-то Ипполит у Достоевского утверждает, что князь Мышкин влюблён. Фёдор Михайлович знал, о чём писал.
Ещё один монолог из West World.
Я как-то читал гипотезу, что человеческий ум - как перья павлина, экстравагантная демонстрация для привлечения партнера. Все искусство, литература, Моцарт, Уильям Шекспир, Микеланджело и "Эмпайр-стэйт-билдинг" – просто сложный брачный ритуал. Может, и неважно, что мы достигли столь многого из-за основного инстинкта. Но, конечно, павлины почти не летают. Они живут в грязи, клюют насекомых из навоза и утешают себя своей великой красотой.
Просто замечательно, – лучше не скажешь!
Но не стоит путать понятия красоты и прекрасного**. Красота часто уводит от прекрасного, подменяя собой прекрасное. Потому как прекрасное – источник, это то, что предшествует красоте. Можно назвать его Богом, Господом или Абсолютом. В любом случае – это то, откуда мы вышли и куда мы должны прийти. Именно к прекрасному призывают вернуться все посетившие этот мир пророки. Но никак не к красоте.
А всё дело в адамовом яблоке: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги»….
P.S. Отдаю себе отчёт, что большинству это не в масть. Лубочное восприятие – стандартный скрипт, которому человечество следует неукоснительно.
________________________
* Очарование лишь в 19 веке приобрело несвойственный изначально этому слову смысл. Очарование – от слова «чары», отсюда и «чародей», «колдун», впрочем, отсюда и «чарка». То есть то, что лишает человека ума и разума и вводит в гипнотическое состояние.
** В русском языке сохранилась разница между этими словами. Красивая женщина и прекрасная женщина – не одно и то же. Красивый – внешний атрибут, прекрасный – внутренний.
Оценили 13 человек
25 кармы