• РЕГИСТРАЦИЯ

Откуда у Церкви деньги? (1)

28 1318

В либеральной среде, у атеистов и прочих "радетелей" за чистоту православия модно обвинение церкви в коммерциализации. На Конте также много "знатоков" этой темы. Они "отмечаются" в основном в комментариях, но есть и статьи. Например, "Откуда у Церкви деньги»? («Белые конвертики»)" или "Ещё раз о скромности попов".

Протоиерей Алексий Носач привёл очень точную характеристику действиям таких комментаторов на простом и наглядном примере: "Христос принял помазание драгоценным миром. Зачем? Это логика Иуды Искариота: "Надо было продать и раздать нищим" (Мф. 26 9; Мк. 14, 5; Иоан. 12, 5).". Вполне закономерное совпадение помыслов Иуды и "радетелей".

В опубликованных недавно статьях "В защиту Русской Православной Церкви" (автор Дмитрий Петров) и "По мотивам статьи Дмитрия Петрова" разыгралась настоящая баталия. Некоторые комментаторы бездоказательно обвиняли РПЦ в неправомерной коммерческой деятельности.

Формат комментария не позволяет ответить развёрнуто. А огромное количество комментариев и структура их представления не способствует внимательному прочтению. 

Поэтому я посчитал возможным уделить этой теме особенное внимание. Но для начала я хочу предложить слово лицам, которые знают о финансах церкви не понаслышке. 

Итак, начинаю публикацию материалов по обозначенной в заголовке теме.

_________________________

Беседа с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием (Брусковым) (опубликовано 24.12.2010),

- Отец Пахомий, когда речь заходит о церковных финансах, часто употребляют слово «пожертвование». Какой смысл вкладывают в это понятие?

- Это слово подчеркивает - все, что человек отдает в храм, будь то бескорыстная передача какой-то суммы, оплата треб или приобретение литературы, является его жертвой Богу. Старец Паисий Святогорец часто в своих поучениях говорит о том, что все сделанное человеком для Бога духовно обогащает его самого.

Вообще, христианство - глубоко жертвенная религия. Христианин должен учиться не только принимать, но и отдавать, причем и в самом земном, жизненном смысле этого слова. В советские годы в храмах существовала традиция так называемого «тарелочного сбора», когда бабушки с тарелочками ходили по храму и собирали пожертвования на реставрацию, на общую свечу. С одной стороны - их движение по храму отвлекало прихожан от молитвы, нарушало тишину и благоговение. Но с другой стороны, эти бабушки напоминали прихожанам, что свечи в алтаре, утварь в храме, строительные материалы не появляются сами собой.

История свидетельствует нам о том, что лишь в обществе, где граждане способны не только заботиться о своих нуждах и прихотях, но и жертвовать чем-то ради общего блага, возможно настоящее процветание. К примеру, все мы привыкли к общественному водопроводу. А вот в Коломне первый водопровод был сооружен и содержался на средства почетной гражданки города Марии Николаевны Шевлягиной. Казалось бы, чего ради ей было тратить на чужих людей столько личных денег?

А в селе Кукобой Ярославской области на средства купца Ивана Агаповича Воронина был построен величественный собор в честь Спаса Нерукотворного Образа. Разбогатев, купец не забыл своих односельчан, предложив им на выбор - строительство нового храма или железной дороги до Пошехонья, которое отделяли от села десятки верст непроходимых болот. Тогда сельчанами единодушно был сделан выбор в пользу храма, хотя в селе уже была действующая церковь. Миллиона рублей, щедро выделенных меценатом, хватило и на храм, и на новую школу, и на три каменных здания для больницы и богадельни. Так жертвенный настрой, не только купца-мецената, но и самих сельчан, привел к общественному благу.

В советское время, несмотря на идеологию материализма, дух жертвенности был еще достаточно силен. Например, все мы помним традицию субботников, когда работники той или иной организации приходили потрудиться в выходной день. Кто-то относился к ним с насмешкой, кто-то серьезно, но практически все советские люди добросовестно трудились на субботниках.

Сегодня дух потребительства, расслабленности все больше проникает в нашу жизнь, и даже церковные люди порой воспринимают бесплатный труд в храме или необходимость жертвовать средства на его содержание как тяжкую повинность.

Интересно, что в Русской Зарубежной Церкви просто не может быть построен храм там, где прихожане не готовы или не способны его содержать. А в нашей Церкви жители села или города обращаются к архиерею, чтобы он построил им храм и содержал его. И вот настоятель вынужден искать средства на строительство, просить деньги у людей, далеких от Церкви, идти на большие или малые компромиссы. А церковные люди не дают себе труда задуматься, откуда же у Церкви деньги? На какие средства строятся и восстанавливаются храмы, содержатся приюты и воскресные школы, выплачивается заработная плата священнослужителям и сотрудникам?

- В наши дни многие, даже церковные, люди думают, что государство полностью или частично финансирует Церковь. Так ли это?

- Удивительный парадокс. С одной стороны, все в нашей стране знают, что Церковь еще с 1918 г. отделена от государства, и как только речь заходит об активном участии Церкви в общественной жизни, все об этом вспоминают. Например, когда встает вопрос о преподавании ОПК или Закона Божия в школах. Но с другой стороны, очень многие, в том числе церковные, люди уверены при этом, что государство содержит Церковь за счет налогоплательщиков. И когда начинаешь таким людям объяснять, что храмы существуют за счет пожертвований частных лиц, это вызывает немалое удивление.

В настоящее время никакого постоянного финансирования со стороны государства Церковь не получает. Едва ли не единственный случай, когда государство выделяет средства, связан с реставрацией храмов и монастырей, являющихся памятниками истории и культуры федерального или областного значения. Но для того, чтобы добиться этого финансирования, настоятель и его помощники должны потратить колоссальное количество времени и сил. По точному замечанию нашего владыки Лонгина, для того чтобы получить рубль государственных денег, нужно истратить килограммы бумаги на кипы документов.

Получается, что государство сначала отняло у Церкви имущество - храмы, церковную утварь, довело его до жалкого состояния, а теперь с трудом возвращает, да еще и на уровне законодательного регулирования требует, чтобы реставрация и восстановление велись на профессиональном уровне.

Но при этом стабильных источников дохода у Русской Церкви нет. Между тем во многих европейских странах Церковь владеет недвижимостью, за счет которой осуществляются реставрационные, благотворительные и образовательные проекты. А в нашей Церкви и содержание храмов, и внешняя деятельность осуществляются за счет пожертвований прихожан и спонсоров.

- Когда речь заходит о пожертвовании, чаще всего мы воспринимаем его в денежном или, по крайней мере, в материальном эквиваленте. Но не секрет, что большинство прихожан православных храмов имеют доход средний и ниже среднего, а кто-то вообще живет за чертой бедности. Что делать такому человеку? Ведь даже если он отдаст половину своего дохода, его пожертвование вряд ли будет для кого-то заметным.

- Ничего подобного. Мне вспоминается случай, рассказанный моим знакомым священником из Кишинева. Его назначили настоятелем разрушенного храма, над восстановлением которого трудились все прихожане. Кто-то принимал личное участие в строительных работах, кто-то жертвовал деньги, кто-то - стройматериалы. И вот к батюшке подошла одна старенькая прихожанка и спросила, что ей делать. Сил для работы у нее нет. Пенсию она получает столь маленькую, что даже если она отдаст ее целиком, на эти средства ничего нельзя будет сделать. На что священник ей ответил: «А ты поди, сядь возле храма и молись». И кто знает, может, благодаря ее молитве кого-то Бог уберег от несчастного случая на стройке, а чье-то сердце смягчилось, и он решил пожертвовать денег на строительство.

Что-то - деньги, время, силы, таланты, знания - может жертвовать абсолютно каждый, независимо от уровня дохода, возраста и обстоятельств жизни. Дорого личное сердечное участие в судьбе храма, его настоятеля, священнослужителей, прихожан, а не размер пожертвованной денежной суммы.

Не всегда жертвенность, способность отдавать зависит от уровня дохода человека. Порой бывает так, что богатый, облеченный властью человек приходит в храм, чтобы окрестить своих детей или обвенчаться, и жертвует на храм сумму, несоизмеримую с его доходом. А люди среднего и ниже среднего достатка расстаются с деньгами гораздо легче.

Например, недавно прошедшая в нашем соборе акция «Посади свое дерево!» позволила многим прихожанам принять деятельное участие в благоустройстве территории. Очень приятно было видеть, что все наши прихожане приняли в акции живое участие. И неважно, на какую сумму были приобретены человеком деревья или кустарники, важно, что очень многие не захотели остаться в стороне от благого дела.

- Настоятель стремится узнать, кто его помощники на приходе, кто жертвует на благоустройство храма и другие нужды. Но ведь многие прихожане, по слову Спасителя, хотят совершать пожертвование втайне. Как это соотнести?

- Если человек не хочет, чтобы кто-либо знал о его лепте, он может опустить деньги в кружку для пожертвования на храм. Собственно, эти кружки и предназначены для тайных пожертвований. Но если у человека есть желание помочь в конкретном деле: реставрации храма или организации воскресной школы, нужно посоветоваться с настоятелем. Ведь он лучше кого бы то ни было на приходе знает, в чем на данной момент нуждается храм, его сотрудники и прихожане. Ни в коем случае не нужно самому что-то закупать, минуя настоятеля, без совета, по собственному разумению. Иначе вред, нанесенный таким самочинием, может быть больше пользы.

Что же касается личного участия в жизни храма, помощи в уборке, благоустройстве территории и других дел, тут настоятель всегда видит и знает, кто из прихожан постоянно откликается на призывы о помощи, а кто с таким же постоянством остается равнодушным. И священнику бывает очень больно и трудно, когда в решении приходских проблем, в борьбе за возрождение своего храма он остается один, а прихожане становятся сторонними зрителями или, что еще хуже, придирчивыми критиками.

- Чаще всего человек готов пожертвовать какие-либо средства, если видит явную нужду. А как объяснить прихожанам, почему нужно жертвовать на свой храм, в котором, на первый взгляд, и так все благоустроено?

- Тут можно провести аналогию с семьей. Порой получается так, что родители бьются из последних сил, работают на нескольких работах, чтобы обеспечить своим детям достойное существование. А ребенок воспринимает свое благосостояние как должное и не только не помогает своим родителям, но даже не испытывает к ним никакой благодарности. Безусловно, в этом вина и родителей, и ребенка.

Так же и на приходе. Священник должен объяснять, откуда берутся средства на содержание храма. Он должен воспитывать в своих прихожанах дух жертвенности, потому что в первую очередь это нужно им самим, их духовному развитию.

Но и сами прихожане должны стараться увидеть, что стоит за относительным благополучием в их храме, к которому они так привыкли. И стараться принять участие в его достижении.

Безусловно, дух жертвенности в наши дни слабее, нежели, например, в девяностые годы прошлого века. Тогда сотни людей в свои отпуска или каникулы ехали в Оптину Пустынь или другие монастыри для того, чтобы потрудиться во славу Божию на восстановлении обители. В то время стоило священнику кинуть клич о помощи храму, и все прихожане (а порой большую их часть составляли немощные старушки) готовы были работать до изнеможения. Причем эта работа воспринималась не как одолжение, а как величайшая честь для самого трудящегося в храме человека. А сейчас даже у верующих прихожан не вызывает энтузиазма необходимость поработать во славу Божию.

Конечно, это происходит в том числе и по причине относительного, по сравнению с прошлыми десятилетиями, благополучия в наших храмах. А вместе с ростом уровня благополучия уходит из нашей жизни дух жертвенности. Но и в наши дни каждый прихожанин должен задуматься: «А что лично я сделал для своего прихода?» Если в твоем храме, где ты исповедуешься, причащаешься, где венчаешься и крестишь своих детей, все устраивается помимо тебя, разве это не обидно? Ведь только тогда человек по-настоящему может почувствовать себя прихожанином, когда принимает личное участие в судьбе прихода.

Беседовала Марина Шмелёва

_________________

Продолжение здесь.

Претерпевший же до конца спасётся (Мф.24:13)

    Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
    • pretty
    • Вчера 08:20
    • В топе

    Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

    Чисто английское убийство
    • pretty
    • Вчера 19:32
    • В топе

    Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ард Вещин 12 июня 2020 г. 13:13

      В помощь протестующим в США

      Здесь вам не равнина, здесь климат иной,Идут лавины одна за одной,И здесь за камнепадом ревёт камнепад.И можно свернуть, обрыв обогнуть,Но мы выбираем трудный путь,Опасный, как военная тропа.В.С.ВысоцкийСейчас в Мерлике не камнепады, а памятникопады. А в остальном Володька один в один изобразил. Это трудный путь. Но как сказал великий философ современности "Не только ...
      881
      Ард Вещин Свет Христов
      6 июня 2020 г. 16:19

      Знать и помнить. Зверства нелюдей

      ОСТОРОЖНО! Не для впечатлительных!!! Я без ужаса не смог читать. Но такое нужно знать и помнить! Чтобы не прощать. Таких прощать нельзя. Они не попадают в разряд личных врагов и заповедь о прощении на них не распространяется. Это враги человечества.«Дитя, делай своё дело!» Памяти мученика Вукашина Автор: Протоиерей Игорь Рябко Источник Муч...
      1000
      Ард Вещин РУССКИЙ КРЕСТ
      17 апреля 2020 г. 18:27

      ЮННА МОРИЦ. Объявить Луну американкой

      Объявить Луну американкой,На мозги давить такой обманкой,Марс, Юпитер – все! – американцы,Не согласным – кучу адских санкций!Все планеты, все небесные тела, По законам библии бабла,Все они теперь – американцы,Не согласным – кучу адских санкций!Бомбы "С Пасхой!", разбомбив Белград,Никаких не встретили преград,Узаконив дьявольский разврат –Гегемонстра люд...
      801
      Ард Вещин 5 апреля 2020 г. 07:33

      Рассказ Бориса Якеменко "Кысик"

      ИсточникАнна Никитична и Мария Никитична были сестрами. Кровно и родственно. А исторически были последними остатками большой, славной, нерушимой, словно союз республик свободных, семьи. Таких семей в прошлом было немало, а потом они как-то сошли на нет, выцвели, превратившись в однообразные треугольные ячейки общества. Он-она-оно. То есть дитя. Когда-то сестры были з...
      857
      Ард Вещин 14 марта 2020 г. 22:53

      Для будущих поправок в Конституцию России

      Все поправки рассмотрели и предложения уже не принимаются. Жаль. Ну что ж. Пусть будет на будущее, чтобы не пропало. Может кто из читателей запомнит и в нужный момент предложит. Время бежит быстро, да и жизнь полна неожиданностей. А в моей текущей ситуации времени у меня совсем нет, поэтому сейчас только самое основное.Суть моего предложения в изменении само...
      658
      Ард Вещин Свет Христов
      21 июня 2017 г. 00:00

      ВОЙНА И МИР АЛЕКСАНДРА I. БЛАГОСЛОВЕННЫЙ СТАРЕЦ. КТО ОН? (Видео)

      В понедельник поздно ночью (как всегда ночью самое интересное) на канале "Россия 1" была показана пятая часть замечательного документального фильма о благословенном императоре Александра I. В ней повествуется о гипотезе, согласно которой император не умер в 1825 г. Он тайно передал власть своему брату Николаю I, а сам же превратился в старца Фёдора Кузьмича. В фи...
      2092
      Ард Вещин Свет Христов
      10 июня 2017 г. 23:08

      С.А. Багдасаров: что мы защищаем в Сирии

      В передаче "Вечер с Владимиром Соловьёвым" от 07.06.2017 был замечательный диалог с Семёном Аркадьевичем Багдасаровым, российским политическим деятелем, экспертом по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии, директором Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии.Для нас, православных, Сирия, Ирак, Палестина и другие страны региона являются родиной&n...
      1819
      Ард Вещин Свет Христов
      1 мая 2017 г. 18:20

      Передвижные храмы России

      Недавно я написал статью «Имена кораблей Черноморского флота (1698 - 1860 гг)». Имена в основном посвящались христианским святым. Работая над ней я узнал, что были и есть плавучие храмы. Мне захотелось подобрать о них материал и написать статью. Когда статья была уже готова, я решил расширить её, включив материалы о других передвижных храмах.Плавучие храмыПлавучий хра...
      7852
      Ард Вещин 30 апреля 2017 г. 10:08

      Имена кораблей Черноморского флота (1698 - 1860 гг)

      От составителяМне с детства нравилась вода - жил на Волге, сплавлялся по рекам, ходил под парусом. Увлекался историей. В зрелом возрасте принял православие. Сейчас я на пенсии, живу на побережье Черного моря и военно-морская тематика мне особенно близка. Когда я узнал, что большинство кораблей парусного флота Российской Империи называли именами христианских святы...
      6219
      Ард Вещин Свет Христов
      27 апреля 2017 г. 12:32

      Откуда у Церкви деньги? (5)

      Это пятая статья цикла. Начало здесь.Если вы читали мои прежние статьи этого цикла, то вступительное слово можно пропустить.В либеральной среде, у атеистов и прочих "радетелей" за чистоту православия модно обвинение церкви в коммерциализации. На Конте также много "знатоков" этой темы. Они "отмечаются" в основном в комментариях, но есть и статьи. Например, "Откуда у Це...
      2730
      Ард Вещин Свет Христов
      27 апреля 2017 г. 12:26

      Откуда у Церкви деньги? (4)

      Это четвёртая статья цикла. Начало здесь.Если вы читали мои прежние статьи этого цикла, то вступительное слово можно пропустить.В либеральной среде, у атеистов и прочих "радетелей" за чистоту православия модно обвинение церкви в коммерциализации. На Конте также много "знатоков" этой темы. Они "отмечаются" в основном в комментариях, но есть и статьи. Например, "Откуда ...
      1373
      Ард Вещин Свет Христов
      26 апреля 2017 г. 14:12

      40 + 32 причины, почему я не моюсь

      Примерно год назад на Конте была опубликована статья "40 причин, почему я не моюсь". Вашему вниманию предлагается её расширенная версия._________________ИсточникОдин православный сочинил довольно едкую листовку, где в юмористической форме приводятся наиболее распространённые отговорки, которыми обыватели оправдывают своё прохладное отношение к Церкви.В каждом пункте л...
      1399
      Ард Вещин 24 апреля 2017 г. 10:18

      Откуда у Церкви деньги? (3)

      Это третья статья цикла "Откуда у Церкви деньги?". Начало здесь.Статья носит справочный характер и, надеюсь, будет полезна а качестве пособия в спорах по вопросам на указанную в заголовке статьи тему.В статье я хочу рассмотреть вопросы налогообложения, т.к. противники православия (другие религии им не интересны) часто используют в своих обвинениях лозунг всест...
      1301
      Ард Вещин 22 апреля 2017 г. 19:29

      Откуда у Церкви деньги? (2)

      В либеральной среде, у атеистов и прочих "радетелей" за чистоту православия модно обвинение церкви в коммерциализации. На Конте также много "знатоков" этой темы. Они "отмечаются" в основном в комментариях, но есть и статьи. Например, "Откуда у Церкви деньги»? («Белые конвертики»)" или "Ещё раз о скромности попов".Протоиерей Алексий Носач привёл очень точную характерис...
      1360
      Ард Вещин 18 апреля 2017 г. 03:01

      По мотивам статьи Дмитрия Петрова

      Прочитал на Конте статью Дмитрия Петрова "В защиту Русской Православной Церкви" (https://cont.ws/@akakot/588939). Сильно разбередила она мне душу. Очень правильные слова, оценки и выводы. Очень актуально. Начал писать свой комментарий, а получилась статья. Вот и я на днях столкнулся с очередным атеистическим наездом. Популярный контовский блогер luka brazi перепостил ...
      8333
      Ард Вещин 21 марта 2017 г. 12:00

      Правительство Британии занималось насильственным переселением английских детей 400 лет

      В 2009 году премьер-министры Британии и Австралии принесли извинения за программу по отправке тысяч детей в бывшие английские колонии в 20 веке. В соответствии с ней «детей из бедных семей отправляли для "лучшей жизни" в Австралию, Канаду и другие страны. Однако некоторые из этих детей там подвергались жестокому обращению, многие стали батраками на фермах». ...
      1537
      Ард Вещин 20 марта 2017 г. 18:30

      Англосаксонский расизм на примере ирландской истории

      Статья большая. "Действие" разворачивается неспешно, но по-нарастающей. Запаситесь терпением, будет познавательно._______________Как могут захватчики, зная свою посредственность, утверждать свои привилегии? Только одним путем: лишить колонизированный народ возможности гордиться собой, лишить коренных жителей звания человека, и определять их только через частицу «не» —...
      4810
      Ард Вещин 20 марта 2017 г. 13:54

      Империя незаходящего тоталитаризма

      Заявлениями о том, что сталинизм и нацизм, дескать, близнецы-братья, нынче уже никого удивить нельзя. «Почему же в некоторых кругах еще не осудили преступления коммунизма? – задается вопросом американская The Wall Street Journal. – Многие люди говорят о том, что если преступления нацизма были доказаны и осуждены Нюрнбергским трибуналом, то преступления коммунизма по-п...
      1533
      Ард Вещин 20 марта 2017 г. 09:02

      Британия за свою историю вторгалась в 90 процентов стран

      Сокращенный перевод статьи из "The Telegrapf". Оригинал здесь______________ В результате нового исследования выяснилось, что британцы в разное время вторгались почти в 90 процентов стран по всему миру.Анализ истории почти 200 стран показал, что лишь 22 из них не переживали британского вторжения.Результат этого анализа описан в новой книге «Все страны, в ...
      3898
      Ард Вещин 17 марта 2017 г. 09:16

      Полный список всех военных преступлений США. Часть 5 (1991г - н.в.)

      Окончание. Предыдущие части:Часть 1 (1661 - 1899 гг)Часть 2 (1901 - 1941 гг)Часть 3 (1941 - 1968 гг)Часть 4 (1970 - 1990 гг)______________________________1990 — поддержка военного переворота на Гаити. Популярный и законно избранный президент Jean-Bertrand Aristide был сброшен, но народ стал активно требовать его обратно. Тогда американцы запустили дезинформационную ко...
      1534
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика