Обширную ведическую литературу можно поделить на некоторые группы.
Первая часть ведической литературы составляют самхиты. Самхиты – это сборники гимнов, заклинаний и молитв. Есть четыре таких сборника – Ригведа, самаведа, Атхарваведа, Яджурверда. Ригведа - сборник гимнов, Самаведа- веда песнопений, Яджурведа – жертвенные формулы и толкования, Атхарваведа – магические формулы.
У каждой самхиты есть своя Брахмана – прозаические объяснения более ранних текстов и ритуальных формул. Брахманы не всегда понятно, ясно и доходчиво объясняют ритуальные формулы. По крайней мере, архаичность ведийского санскрита так велика, что из прямого изучения санскритских Брахман не следует ясный и точный смысл, вложенный в комментарии.
Араньяки, которые переводятся как лесные книги, книги отшельников – это сборники наставлений для людей, временно удалившихся в священные рощи. В нашем мире таких священных рощ либо нет, либо люди абсолютно не сведущи в их местоположении. Поэтому для абсолютного большинства людей Араньяки, Брахманы и Самхиты абсолютно бесполезны. Поэтому любые спекуляции людей Запада насчет ведического мировоззрения абсолютно бесполезны и тешат лишь их честолюбие и гордыню.
Датировка ведических сочинений – задача архисложная. Эта задача осложнена тем простым физическим фактом, что ни один материал, на котором может сохраняться текст на санскрите, не может быть долговечным, и не может существовать более чем 400 лет. Поэтому любые выдумки насчет древности санскритских произведений – это лишь предположение. Текстология выделяет четыре вида заблуждения насчет древности текста – абсолютно невозможное заблуждение, например, что Ведам 5000 лет. Второй тип – относительно терпимое, но вопиющее заблуждение, например, что Ведам несколько тысяч лет. Третий тип – сознательное введение в заблуждение, например, что Веды созданы недавно, около ста лет назад. И четвертый тип – допущение на основе доводов рассудка и археологических данных. Четвертый тип допущения позволяет предположить, что Ведам не более 1000 лет, и не менее 400 лет.
Следует отметить, что согласно данным ученых, абсолютная хронология ведических произведений не установлена. Отдельные сочинения не составляют однородного целого. Фрагменты самхит складывались в единое целое в течение длительного времени, не менее 400 лет. Более того, практически все самхиты устно передавались из поколения в поколения, подвергались тщательной и не всегда оправданной и разумной переработке, вплоть до полной утраты первоначального смысла. Некоторые авторы и переписчики и редакторы не гнушались дописывать тексты исходя из своего ограниченного миропонимания. Другие авторы произвольно вписывали одни тексты в другие, создавая временами шедевры, а порой и замысловатые и трудные для понимания тексты огромного размера и охватывающие разные эпохи, народы, и явления.
Также следует упомянуть об огромном временном разрыве между оформлением устных собраний и их записью.
Все это приводит к выводу о том, что ведические произведения складывались очень продолжительное время. Первоначально самхиты, брахманы, араньяки и упанишады передавались изустно, и лишь спустя долгое время они были записаны. После первоначальной записи тексты переписывались снова и снова, и так дошли до наших дней.
Оценили 0 человек
0 кармы