Старец Паисий Афонский. Что такое ад, рай, зло и как себя вести в жизни. Советы старца. Часть 6.

4 1068


Иеромонах Христодул Агиорит. СТАРЕЦ ПАИСИЙ (с Афонской горы; 1924-1993). Перевод с новогреческого игумена Илии (Жукова). Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавской епархии.


 Стр. 153-154. «…Поскольку ты совсем не интересуешься духовным, поэтому и не знаешь о духовной жизни. Между тем, сколько свидетельствуют об аде и рае, что они существуют. Их переживает душа, они – душевные состояния, это не место с котлом и огнём. Скажу тебе пример, чтоб ты понял:

Сейчас, скажем, ты спишь и видишь сон. Видишь, что куда-то идёшь и воруешь. Сразу после этого в душу твою входит страх: не увидит ли кто? И неожиданно о тебе пронюхивают и пытаются схватить. Тогда ты уносишь ноги, боишься, как бы тебя не поймали и не убили, у тебя удушье, тревога, как бы тебе, наконец, убежать. Вдруг видишь, что тебя окружают. Душа твоя полна отчаяния, позора, трепета перед тем, что тебе сделают; тебя покрывает холодный пот, и ты вертишься на кровати, словно юла. В этом состоянии просыпаешься и удостоверяешься, что это был сон, кошмар. Начинаешь тогда мало-помалу успокаиваться и приходить в себя. Все эти состояния пережила душа твоя и совесть, и было несколько состояний  малого ада, т.е. некоторого плохого душевного состояния и опыта. Овладели твоей душой страх, трепет, тревога, удушье, отчаяние и разочарование.

Итак, ад – не котлы, в которых варятся души, но состояние, в которое придёт душа после отделения от тела. Тогда, когда удостоверится и увидит всю истину, будет ужасно страдать, что здесь не веровала во Христа и в то, что Он говорил о другой жизни. Соответственно тому, что сделала душа, она почувствует угрызения совести в гораздо большей степени и будет переживать все эти плохие состояния страха, удушья, трепета, позора и т.д. – это всё соответствует аду.

Аналогично бывает и с раем. Скажем, сейчас сын, которого ты очень любишь, находится давно в плавании. И во сне вдруг видишь, что он пришёл. Тогда с неописанной радостью и любовью бежишь, обнимаешь его и целуешь. И в то время, как сердце твоё готово выскочить от большой радости, просыпаешься и видишь, что что был сон, и так, разочаровавшись, приходишь в прежнее состояние. Все эти состояния, которые пережила душа, были некоторыми моментами, подобными пребыванию в раю. Т.е. исполнилась душа твоя радостью и любовью.

Хочу показать тебе этим примером, что и ад, и рай существуют. Начинаются в малой степени в этой жизни и в полноте осуществляются в другой. Подобные состояния существуют в душе аналогично её содержанию. Если душа имеет угрызения совести, страх, трепет, отчаяние, ненависть, зависть, ревность, клевету и т.д., тогда эта душа вступила на место ада. Если же в душе царит любовь, радость, доброта, надежда, вера, воздержание, смирение и т.д., тогда душа вступила на место рая.»


Стр. 160. «Хочешь удалить кого-нибудь от Бога? Давай ему постоянно изобильно вещественное. Э, он и Бога забудет, и всё».


Стр. 164. Старец всегда говорил, что в мире нет ничего злого. Всё создал Бог и Сам Бог увидел, что было «зело добро» (Быт 1,31).

Зло – есть ошибочное использование тех вещей, которые нам Бог даровал для нашего блага.

Не в этом зло, что кто-то имеет деньги, а что он – сребролюбец. Не зло – наркотики, когда используются для тех, у кого ужасные боли или рак в костях. Но получается зло, когда они используются для других целей. Нож, когда им режут хлеб, - очень полезный инструмент. Но когда его используют для убийства – инструмент смерти. В последнем случае не нож есть зло, но намерение убийцы.

Итак, мы должны использовать все вещи согласно прямому смыслу, и делать естественную пользу вещей, а не противоестественную.

По необходимости, однако, т.к. мы немощны, нужно, когда у нас будут склонности к какой-либо страсти – избегать и вещей. Но в этом случае, надо иметь в уме, что мы удаляемся от них не потому, что они злы, но потому, что внутри нас существует больное намерение, которое препятствует прямому назначению этих вещей.


Стр. 171. «Не старайся осмысливать места из Писаний логически. Там нет места логике. Ты читай – и что-нибудь поймёшь. Когда будет тебе на пользу, откроет тебе Бог. И я читаю иной раз и не разумею ничего. Понимаю лишь, что здесь говорится что-то хорошее. Однако кажется, что это хорошее не для меня – и так оставляю.

Имеет большое значение – делать то, что понимаем, ибо мы сегодня имеем склонность к учёбе. В домах у нас большие библиотеки, подержим в руках «Добротолюбие», а на практике – ничего. Один мусульманин здесь, во Фракии, за один день прочитал Евангелие, воодушевился и, поскольку был доброжелательным, уверовал, по словам Евангелия, что Христос – истинный Бог. Однако понял из всего Евангелия только три вещи – что нужно: а) любить Бога и молиться Ему постоянно о помощи; б) любить ближнего своего; и в) терпеть всё, что случится, для пользы своей души. Это только понял, но пошёл и крестился и старался сохранить сия три, что понял.

Ходжа и другие мусульмане, среди них и родители, когда поняли, что он стал христианином, объявили ему войну и не давали покоя. Но он осуществил практически те три вещи, которые понял. Молился часто Богу, любил ближнего своего и терпел. И в результате мусульмане удивлялись его доброте и начали веровать во Христа и креститься. Так он и себе помог, и товарищам своим…»


Стр. 176-177. «Монах должен пренебрегать собой, келлией – и вообще жизнью своей – и отдавать другим. Но если кто хозяин семьи, то не должен так делать, потому что имеет супругу и детей, и обязан, по закону Божию, смотреть прежде за домом, а избыток может «экономить» для других.

Отец и мать будут иметь ответственность, если не станут заботиться о своих детях и если не предусматривают об их будущем.

Когда отец и мать работают и собирают немного денег и откладывают в «дальний угол», чтобы построить дом дочери или помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так поступать: потому что те родители, которые не заботятся и не предусматривают – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Божественный промысел...

Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями и не находят никакой помощи от них, они будут иметь Божественную помощь. Но родители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.

Родители должны жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда ещё не разговаривают, начинают, как компьютер, записывать всё, что видят и слышат в доме. И если видят отца и мать своих дерущихся, ссорящихся, оскорбляющих друг друга, ведущих плохие разговоры, малые детишки, как чистые кассеты, записывают в себе, и когда придут в возраст, того не желая – наследовав от родителей все страстные состояния – начинают и они браниться и оскорблять теми же речами, которые слышали от родителей. И таким образом «наследуют» все страстные состояния, и когда позднее поймут ошибку свою, потребуется кровь для их исправления…»


Стр. 183. «Кто осознает свою ошибку – преуспел вполовину, но великое благо, когда он почувствует и бессилие своё. Кто осознает и немощь – лучше того, кто много подвизается, но её не чувствует».


Стр. 185. «Иной раз случается, что брат воюет одновременно с сотней противников (демонов) и мужественно противостоит им, но иногда попускает Бог падение брату. Тогда брат, имея естественное смущение, говорит: «Так неисправленным умру, во грехе!»

Итак, это малое падение становится для него причиной смиренномудрия, и он, следовательно, омывается благодатию Божией; мы же, видя только падение его, осуждаем – и осуждаемся более и изгоняем благодать


Стр. 186. Признаки истинного и глубокого покаяния:

а) чувство убогости;

б) сильное чувство утешения и надежды на милость Божию;

в) отсутствие страха.


Стр. 187. «Маги (чародеи) не имеют никакой власти, и их маленькие, демонские энергии не «ловят» христиан. «Ловят» только, когда: а) нет чистой исповеди и б) когда обидят кого - в этих случаях они уже дают власть диаволу».


Стр. 188. «Бог терпит всех нас. Так и мы должны терпеть друг друга».

«Многие грешники спаслись только лишь потому, что не осуждали других (и имели ощущение собственной греховности)».


Стр. 190. «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Со славословием: «Слава Тебе, Боже!» утопают все демоны».


Стр. 193. «Нам нужно всегда находиться в бодрствовании, чтобы не обсуждать других, не быть любопытным и не смотреть, где нам получить выгоду за счёт другого».



Часть  1  https://cont.ws/@elenavr/27616...

Часть  2  https://cont.ws/@elenavr/27616...

Часть  3  https://cont.ws/@elenavr/27617...

Часть  4  https://cont.ws/@elenavr/27618...

Часть  5  https://cont.ws/@elenavr/27618...

 














Невоенный анализ-63. 20 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

«Я замер от страха!» — как итальянский лётчик на F-35 сгубил свою жизнь и карьеру

В интервью для издания Military history of Italy, итальянский летчик с позывным Falco поделился опытом своего полета в Эстонию. В составе группы из четырех истребителей F-35, он и его коллеги выпо...

"Через 2 года русско-украинская группировка будет стоять у границ Польши". И кто же это предрек?
  • Beria
  • Вчера 12:08
  • В топе

Вот кто из русских больше всего желает России поражения? И ведь это даже не какой-нибудь Галкин, Назаров или Макаревич. Это именно Ходорковский, потому что он не просто желает, но и вкладывает в э...

Обсудить