• РЕГИСТРАЦИЯ

Не верю! Разговор с атеистом. Удаленное видео с телеканала «СПАС» (Александр Панчин)

88 6309


Наука и религия несовместимы, как бы церковники ни пытались изобразить обратное...

UPD: расшифровал первые ~8,5 минут разговора

Константин Мацан (ведущий):

   Здравствуйте, дорогие друзья!
   Александр, вы – учёный, кандидат биологических наук и, если я правильно понимаю, для Вас сама идея веры в Бога входит в противоречие с научным мировоззрением. Правильно?

Александр Панчин:

   Ну… мне, действительно, не нравится сама концепция веры и я, наверно, могу пояснить почему. Я начну немножко так издалека. Одно из таких хобби, которое у меня есть, я – член экспертного совета имени Гарри Гудини. И мы предлагаем вознаграждение любому, кто докажет, что обладает паранормальными способностями. То есть экстрасенсы, маги и так далее.
   К нам приходят люди, которые уверены, что они смогут пройти то испытание, которое мы с ними заранее оговорили. То есть они заранее знают, все что будет происходить у нас в помещении, какое испытание будет, сколько мы можем дать правильный ответ на тот или иной вопрос. Там… «определите обстоятельства смерти человека по его фотографии», например, или что-то в этом роде. И они не проходят эти испытания из раза в раз. И, что интересно, каждый раз они очень удивляются.
   То есть, они не мошенники, потому что мошенник бы знал, какие трюки он бы использовал, и знал бы, что не сможет их использовать. Они искренне верят в то, что у них есть эти способности. Более того, у них есть очень большая группа поддержки – людей, которые своим личностным опытом могут сказать, что «да, этот человек обладает какими-то экстрасенсорными способностями», «он что-то такое мне сказал, и это сбылось» и так далее. Но на практике, на проверке это не выходит. И, вот это… И самое интересное, что эти люди после того как они уже не прошли этот эксперимент, они продолжают в это верить. Они придумывают какие-то объяснения, вроде того, «ну, может быть, так звезды сложились, что вот именно сегодня моя способность не работала, но я продолжу в это верить».
   И вот такого рода вера, которая не критична, она не подвергает себя такому сомнению, она противоречит духу науки, потому что ученый он говорит: «я всегда могу ошибаться. Всё, что я знаю, может оказаться неправдой. Нужно критично относиться к любой информации, к любым авторитетам, к любым источникам, к любым книгам, к любым свидетелям. И большое количество людей может ошибаться».
   И поэтому наша задача – пытаться понять, как устроен мир, максимально честно, максимально правдоподобно. И значит нужно вот все проверять, перепроверять, подвергать сомнению, сомневаться. А вера противоречит сомнению.

Константин Мацан (ведущий):

   То есть вера в Бога и религиозность для Вас явления того же порядка, что вера в какие-то экстрасенсорные способности человека?

Александр Панчин:

   Ну… примерно. Да. То есть, с точки зрения вот того, насколько это обоснованно, с точки зрения того, какие когнитивные процессы, происходящие в умах у людей, подталкивают людей к вере в те или иные сверхъестественные, скажем так, явления или события иле идеи, вот с этой точки зрения это очень похоже. Понятно, что есть нюансы, да, что разные объекты веры, да, но с точки зрения психологии, с точки зрения науки это очень похожие вещи.

Константин Мацан (ведущий):

   Алексей, что Вы об этом думаете?

Алексей Батаногов:

   Ну, я просто рад услышать такой рассказ. И, вы абсолютно правы, я ничего общего не вижу между верой и паранормальными способностями. Вы делаете доброе дело, так сказать, убеждая людей в этом. Я не знаю, может быть, бред это или какое-то помешательство, но это совершенно достойное у Вас такое хобби, как Вы это назвали, или увлечение. Это абсолютно доброе дело. Согласен с Вами полностью. Ничего общего между верой в Бога и уверенностью в своих паранормальных исключительных способностях просто нет. Больше того, это на разных полюсах находится – это совершенно разные вещи. Здесь нет никакого противоречия. Я не вижу совершенно, в аргумент против веры.

Александр Панчин:

   Аргумент – в том, что люди искренне верят во что-то, считая это абсолютной правдой. Но эта вера оказывается неправдой. Почему Вы думаете, что Ваша вера в Бога чем-то лучше? Почему Вы думаете, что они неправы и несут бред, а Вы правы и то, что вы говорите про Бога, это более легитимное утверждение, чем их представление о сверхъестественном. Никто же не доказал, что на самом деле нигде экстрасенсов не существует. А, может, они правы? Может, на самом деле, в этот день просто так звезды сложились, и поэтому них ничего не получилось, а в повседневной жизни они, на самом деле, обладают экстрасенсорными способностями? Мы же этого не доказали. Формально. Логически.

Алексей Батаногов:

   Ну, мне кажется, это немножко другая плоскость, просто. Вера, в любом случае, присутствует в жизни любого человека, в том числе, насколько я могу понимать, и учёного. Всё равно есть вещи, в которые мы… Учёный доверяет опыту предыдущих ученых. Есть то, что принимается без доказательств. Аксиомы… Да? Всё равно мы можем вспомнить какие-то научные открытия, которые, прежде чем были подтверждены экспериментом и опытом, были открыты «на кончике пера», ну, так сказать, вот «вычислены», чем реально было подтверждено то или иное явление. Ну, например, там чёрные дыры, да? Их никто же не видел никогда, но в их существовании ученые, которые занимаются этим, не сомневаются. Всё равно элемент веры всегда присутствует в жизни любого человека. Есть доверие человеку, ну, близкому нашему другу, знакомым, учителю, педагогу. Есть какие-то авторитеты, но это как бы врожденное чувство некоторое, которое всё равно присутствует в жизни человека. Вот, поэтому, говоря о том, что чем лучше, вот, значит, человек, ну там экстрасенс или там обладающий якобы паранормальными явлениями, человека, который верит в Бога на основании опыта большого количества людей, откровения божьего, личного опыта… Это, все-таки, разные вещи.

Александр Панчин:

   Ну, всё-таки, вот есть очень большое количество людей, которые считают что экстрасенсорные способности существуют, или очень большое количество людей, которые, скажем, на основе своего личностного опыта, в том числе коллективного личностного опыта, пришли к выводу, что астрология работает. Ну, просто как пример.
   Это же сам по себе методологический прием, он не совсем корректный и, мне кажется, здесь происходит еще смешение, вот Вы сказали, доверия и веры. Это немножко разные вещи. Например, я там…

Алексей Батаногов:

   Одна просто фраза… Апостол Павел, ну, если мы говорим об авторитете Священноого писания, говорит: «Вера это уверенность в невидимом». Всё-таки, вот у нас есть проблема, возможно, в диалоге, потому что мы будем сейчас сталкиваться постоянно с терминологическими трудностями. Мы можем говорить одни и те же слова, имея в виду весьма разные вещи.

Александр Панчин:

   Ваше определение меня вполне устраивает. И я, собственно, из него тоже и исхожу. И поэтому я и говорю, что когда вы говорите про то, что ученые во что-то верят, то это не подходит под Ваше определение веры, которое Вы только что дали. Потому что ученые…

Алексей Батаногов:

   Это другая вера.

Александр Панчин:

   …они основывают свои, там, представления о том, как мир устроен… Да, вот, атомы мы глазами не видим, но у нас есть теории и из этих теорий есть следствия, и эти следствия, они теми или иными способами, с помощью приборов, с помощью эксперимента, с помощью наблюдений они подтверждаются.

Алексей Батаногов:

   Или не подтверждаются.

Александр Панчин:

   Ну если они не подтверждаются, тогда мы меняем наше представление. И в этом-то, собственно, суть науки – что мы должны придумать, как наше представление протестировать с помощью науки, как нам сделать так, чтобы при определенном раскладе, если наши представления ошибочны, оказалось, что мы, если мы не правы, что мы не правы, ну а если мы правы, то мы получили бы дополнительно подкрепление нашей, там, гипотезе или нашей теории. 
   Вот когда мы говорим там про веру и доверие, то это совершенно разные вещи. Вот если, допустим, я знаю, что там человек, допустим, говорит мне, что он ко мне хорошо относится, я ему доверяю. Но если этот человек, там, будет показано, что он у меня за спиной про меня говорил гадости, то я перестану ему доверять. И это не слепая вера - мои представления о том, кто говорит правду, кто говорит ложь, они тоже могут меняться в процессе познания. 

...

людовед и душелюб

    Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
    • pretty
    • Сегодня 07:46
    • В топе

    Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Сегодня 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Оплата принимается кровью

    «Сергей, что бы кто не прогнозировал, но наблюдаю усиление внимания Харьковскому направлению.Знаю, что для принятия решения необходим определенный алгоритм проверок. Но вот сегодня с ПВ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      unknown hero 7 ноября 2021 г. 13:04

      Александр Панчин: Топ-20 аргументов против вакцинации от ковида. С разбором

      Привожу здесь очень хорошую заметку Александра Панчина с разбором основных тем вранья антиваксеров.Уверен: каждый из нас сталкивался с людьми, которые считают, что вакцины от коронавируса – зло, заговор и попытка превратить нас в мутантов. Недавно я попросил подписчиков поделиться, какие именно аргументы они слышали от противников прививок. Прочитав сотни комментариев...
      273
      unknown hero 4 сентября 2021 г. 21:27

      Антиваксеры продолжают нести бред: теперь про донорство

      Антиваксеры, до которых ещё не успели добраться психиатры, в очередной раз подняли визг: на этот раз по поводу рекомендаций Красного креста в США.С показательным материалом на эту тему (там полный набор: безграмотность + полное отсутствие логики + ложь) можно ознакомиться, например, здесь - https://cont.ws/@h5n1/2077143Поскольку автор сего "интеллектуа...
      698
      unknown hero 8 марта 2021 г. 00:04

      Часто задаваемые вопросы о COVID-19, беседа с Иваном Коноваловым

      КОНТ, такое ощущение, просто захвачен агрессивными психами, отрицающими пандемию Covid-19. Или же они вполне вменяемые  пропагандисты, преследующие цель - нанести России максимальный вред, уморив максимум граждан, сколько смогут убедить в том что "никакой пандемии нет", а всё это - "обычный грипп". Чтобы хоть как-то компенсировать потоки лженаучног...
      374
      unknown hero 12 июня 2020 г. 13:32

      Про антипрививочников, кто такие и откуда взялись: прививки, эпидемии и мракобесие (Дмитрий Goblin Пучков)

      В деталях про вакцинацию, а также про про малолетних дебилов всех возрастов. Просто не могу такое не выложить....
      578
      unknown hero 21 июля 2019 г. 14:57

      Американцы на Луне: стоит ли сомневаться дальше?

      Статья из Naked Sciense (автор - Руслан Зораб) с описанием рациональной позиции в отношении так называемого "лунного заговора". Актуально к пятидесятилетней годовщине высадки человека на Луну. О лунном заговоре написано и сказано уже много. Но каждый приводит доводы в пользу своей позиции. Мы же, не становясь ни на ту, ни на другую сторону, посмотрим на ...
      1561
      unknown hero 9 июля 2019 г. 11:47

      Эволюция креационизма. От 6 дней творения до «разумного дизайна»: как игнорировать факты уже 150 лет? Станислав Дробышевский

      Содержание:1. Религия у животных 
2. Религия у неандертальцев 
3. Религия у кроманьонцев 
4. Креационизм охотников-собирателей 
5. Креационизм земледельцев и скотоводов 
6. Креационизм как наука 
7. Креационизм как философия 
8. Креационизм как протест 
9. Креационизм как невежество 
10. Креационизм как бизнес 
11. Креационизм сегодняСтенограмма доклада...
      1530
      unknown hero 7 июля 2019 г. 20:35

      Знание - сила! Учимся искать данные в Сети (и снимать лапшу с ушей).

      Для тех, кто не готов принимать на веру спорные утверждения многочисленных "гуру", могу порекомендовать неплохой ролик с описанием базовых приёмов, позволяющих найти в Сети достоверные данные. Навык самостоятельного поиска информации и, как это сейчас модно называть, "фактчекинга", позволит вам перестать быть объектом манипуляций, а также, со временем, ...
      1351
      unknown hero 1 июля 2019 г. 00:51

      Фейк: Китай не нашел следов американцев на Луне / Стоп...Что?

      Трёхминутное видео, очень доступно объясняющее, какая запредельная степень тупизны требуется, чтобы поверить в заявление о том, что, якобы, "китайцы ничего не нашли на месте посадки Аполлонов". P.S. Спойлер: сообщение, которое безграмотные и безмозглые идиоты тут же распространили по всему миру, было опубликовано агентством World News Da...
      2519
      unknown hero 15 июня 2019 г. 18:21

      Блокирование комментариев как один из приёмов сторонников лженауки

      Давно собирался написать заметку о связи между неспособностью сторонников лженауки отстоять свою точку зрения при помощи объективных аргументов и "странною любовью" к "бану".Здесь, на КОНТ-е я сталкивался с подобным явлением, общаясь с "креационистами", "антипрививочниками" и, наконец, что удивило, с "антилунянами", которых в СМИ, как выяснилось совершенно ошибочно, н...
      2998
      unknown hero 14 апреля 2019 г. 00:02

      Алексей Водовозов: Мифы о вакцинации

      Ввиду явного весеннего обострения у "антипрививочников", публикую на КОНТ доклад Алексея Водовозова, прочитанный им на конференции "Ученые против мифов 3" в 2017 году.По моему скромному мнению, идиотизм и безграмотность "антипрививочников" показаны в докладе достаточно выпукло. P.S. Одновременно даю ссылку на заметку про антипрививочников на "Луркоморь...
      4508
      unknown hero 18 марта 2019 г. 19:09

      Дмитрий Goblin Пучков про причины популярности лженауки

      Коротко, ясно и неполиткорректно - всё, как мы любим (ролик длиной 5 минут)....
      2090
      unknown hero 8 марта 2019 г. 15:55

      Навеяло законом "о неуважении к власти"

      Пьер-Жан БеранжеПУЗАН, ИЛИ ОТЧЕТ ДЕПУТАТА Г-НА X.О СЕССИИ ПАЛАТЫ В 1818 ГОДУ, СДЕЛАННЫЙИЗБИРАТЕЛЯМ Н-СКОГО ДЕПАРТАМЕНТАИзбирателям - почтенье!Вот правдивый мой рассказ,Как трудился, полон рвенья,Я для родины, для вас.Я вернулся толст, румян...Разве то - стране изъян?У министров я бывалПировал,Пировал,С ними вина я пивал...Как солидная персона,Место я сумел найтиВ ста ...
      3029
      unknown hero 17 февраля 2019 г. 15:35

      15 (10) Ответы на некоторые типичные "доводы" антиэволюционистов: Очень краткие ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы ("лишь теория", о критике эволюции, обезьяны и люди, креационизм и наука, высокомерие эволюционистов, Докинз, "полистраты")

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакцией ...
      3470
      unknown hero 17 февраля 2019 г. 14:46

      15 (10) Ответы на некоторые типичные "доводы" антиэволюционистов: Белок в костях динозавров, "слепой часовщик", "несократимая сложность" и "великие ученые были верующими"

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакцией ...
      2489
      unknown hero 17 февраля 2019 г. 13:44

      Вера VS знание (Евгения Симонова, TEDxNovosibirsk

      Весьма наглядная демонстрация, что получается, если попытаться смешать веру и научное знание. Очень удачная аналогия, как мне представляется.  Видео не очень длинное - 21 минута, но если Вам очень жалко своего времени и Вы хотите увидеть самую суть, смотрите с 13-й минуты (вот ссылка с "тайм-кодом" - https://youtu.be/ZYetEmrze8k?t=793)...
      3303
      unknown hero 17 февраля 2019 г. 13:14

      15 (10) Ответы на некоторые типичные "доводы" антиэволюционистов: Проставляем даты на геологической летописи, или Как физики геологам помогают

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакцией ...
      2729
      unknown hero 12 февраля 2019 г. 23:09

      15 (10) Ответы на некоторые типичные "доводы" антиэволюционистов: Почему "кембрийский взрыв" не является аргументом против эволюции

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакцией ...
      2366
      unknown hero 12 февраля 2019 г. 23:07

      15 (10) Ответы на некоторые типичные "доводы" антиэволюционистов: Эволюция, случайность, энтропия, или Как Дарвин и Клаузиус оказались правыми одновременно

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакцией ...
      2641
      unknown hero 12 февраля 2019 г. 16:12

      Доказательства эволюции: 14(9).Этические и эстетические аргументы против креационизма

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакц...
      2980
      unknown hero 12 февраля 2019 г. 16:11

      Доказательства эволюции: 13(8).Полезная литература и ссылки

      В целях ликбеза в рядах "стихийных" антиэволюционистов (т.е. не идейных - неизлечимых, а просто недоучившихся, с которыми не всё ещё потеряно) публикую на Конте отличную книгу "Доказательства эволюции" (2010 г., авторы: Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б. Под редакцией ...
      2393
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика