Апачи на тропе войны - 3

0 2371

Продолжение. Начало здесь: https://cont.ws/@galina-baeva/...    

и здесь: https://cont.ws/@galina-baeva/...

Фильм «Рейд Ульзаны» показывает, что апачи практиковали изуверский воинский культ: они истязали пленников, чтобы получить Силу. Вождь Ульзана в сопровождении сына и семерых воинов бежит из резервации ради отправления изуверского культа. Для нейтрализации девятерых апачей выходит кавалерийская рота, численностью не меньше полусотни, т.е армия США воевала с апачами, обеспечивая себе численное преимущество 1:10, т.е. сами американцы показывают собственное бессилие перед дикарями.

О воинских культах апачей достоверных сведений из независимых источников практически нет. Будем основываться на общих знаниях, касающихся Всадников Великих Равнин, ибо апачи находились в зоне данной культурной общности.

Война воспринималась мужчинами-индейцами, как способ получения общественного престижа. Индейцы не вели войны на уничтожение или с целью захвата чужой территории. Различалось два типа войны, каждый из которых обозначался соответствующим термином: это война – грабительский поход, чаще всего за лошадьми, и война для убийства врагов ради совершения подвигов и\или мести.

Индейское общество вовсе не было обществом равных. Каждый юноша стремился продвинуться вверх по общественной лестнице, и война – это был единственный социальный лифт, который позволял мужчине достичь общественной значимости. Охотники – апачи нуждались в лошадях, хорошая, тренированная лошадь – это хорошая охота, на вьючных лошадях перевозился скарб, а также жены и дети, при необходимости лошадей забивали на мясо. Общественный престиж достигался раздариванием лошадей одноплеменникам, но подобное раздаривание не должно было идти в ущерб себе. Это провоцировало необходимость грабительских походов. Далеко не все индейские семьи владели лошадьми в необходимом количестве, поэтому юноши шли добывать лошадей у соседей. Удачный грабительский поход мог выдвинуть нищего сироту в уважаемые лидеры, поэтому мотивация у молодых людей к грабежу была сильнейшая.

Но даже богатый человек, обладающий множеством лошадей, не мог претендовать на лидерство, если он не совершил подвига. В каждом племени была своя система и рейтинг подвигов. Подвигом был угон лошадей или другого скота, причем, украсть одного коня из охраняемого лагеря – несомненно, престижнее, чем угнать целый табун с плохой охраной, но попусту индейцы стремились не рисковать.

Подвигом было убийство врага, добывание скальпа, захват пленника. Убийство женщины могло цениться выше убийства мужчины, ибо женщины находились в охраняемой зоне, впрочем, ценя собственную жизнь, убивали отошедших от лагеря. Никто не стремился к открытому поединку, Боже избави. Наоборот, затаиться, подстеречь случайную жертву, нанести удар сзади, с минимальным риском для себя – вот пример индейской доблести. Убивали женщин и детей, ведь они были слабее, а значит, риск меньше. Убийство воина – мужчины, конечно, ценилось выше, но индеец исходил из складывающихся обстоятельств, и на рожон старались не лезть.

Месть за убитого сородича для апача была обязательна, при этом обстоятельства гибели не принимались во внимания: так сородич мог быть убить в ходе грабительского налета, но за его смерть все равно полагалось мстить. В ходе актов возмездия апачи старались нанести возможно больший ущерб врагам: они убивали как мужчин, так и женщин, уничтожали имущество, жгли дома, по возможности захватывали скот и лошадей.

В отличие от других племен индейцев прерий, апачи всегда исходили из приоритета сохранения собственных жизней. Если обстоятельства складывались неудачно, то предпочтительнее было отказаться от исполнения замысла до лучших времен. Потеря воинов сильно роняла престиж вождя. Для удержания престижа предпочтительнее было захватить меньше добычи\ совершить менее значимый подвиг\ убить меньше врагов, но без людских потерь, чем, например, захватить богатую добычу, но потерять хотя бы одного воина. Гибель десятка воинов воспринималась апачами, как катастрофа.

Выступление в военный поход было делом добровольным, либо добровольно-принудительным, когда в общине начинало не хватать продовольствия, и жены выражали свое негодование по поводу отсутствия еды.

Другое дело выступление в поход с целью убийства. Мотивацией могла быть месть либо необходимость свершения подвига. В то же время воин в любое время мог отказаться от дальнейшего участия в походе, объяснив, например, свое нежелание в нем участвовать плохими снами. Заставить участвовать в военных экспедициях никто никого не мог.

Когда Макинтош говорил, что вскоре воинам Ульзаны надоест питаться ягодами и ходить пешком, и они вернутся в резервацию к гарантированному пайку и женским юбкам – это точно характеризует военный настрой апачей. Следует добавить, что многие апачи предпочли бы скудное пропитание на свободе, но по закону индейцы, находящиеся вне резервации, подлежали уничтожению.

Численность отрядов апачей варьировала в зависимости от целей войны. Для грабительских походов было достаточно небольших групп от 5 до 20 воинов, с целью возмездия могли собираться целые армии до 300 воинов. Когда Макинтош говорил майору армии США, что «апачи выходят на тропу войны иногда с сотней воинов, иногда в одиночку» - это соответствует реалиям апачских войн. Одиночную войну вел воин чирикахуа Массаи. Вместе с другими он был выслан во Флориду. В Сент – Луисе (штат Миссури) Массаи выпрыгнул из поезда и на протяжении нескольких месяцев пешком в незнакомой местности пробирался назад в Аризону. Оцените, насколько хорошо апачи ориентировались на местности! Массаи скрывался в горах больше 25 лет и не просто скрывался, а продолжал совершать налеты на белых, пока не погиб.

Военная тактика апачей формировалась, как следствие их менталитета: сохранение жизни воинов при минимальном риске. Поэтому апачи практиковали выслеживание, засады, нападение на одиноких колонистов или путников, нападения на мелкие селения при подавляющем численном преимуществе. Очень точно мотивацию апачских войн характеризует Кенете: «Он (Ульзана) вообще не хочет сражаться, он хочет вас убить».

Апачи избегали фронтальных атак, рукопашных схваток, стремились поразить врага издали, нападали сзади и по возможности, неожиданно. В рейтинге апачских подвигов не было характерного для индейцев прерий «нанесения удара», обозначаемого французским словом «ку», когда воин стремился дотронуться до живого врага рукой или специальным шестом (менее значимый подвиг). При атаке апачи старались выбрать для нападения места, где противнику было бы трудно защищаться. На караваны они могли нападать ночью, перебив бесшумно охранение, отвязав лошадей и угнав скот. Если противником были солдаты регулярной армии, то апачи на открытой местности от боя уходили и заманивали врага в каньоны, лесистую местность. Например, рассредоточившись по скалам, или деревьям апачи расстреливали противника стрелами, если была необходимость это сделать бесшумно, либо из ружей шквальным огнем. Потом быстро покидали места дислокации и меняли позиции. Таким образом, сообразить, откуда исходит угроза, противник не мог. Все делалось индейцами весьма быстро. Надо сказать, что апачи предпочитали скоротечную тактику боя.

Военный поход Ульзаны, показанный в фильме, а также тактика его воинов достоверны. Это: нападение на одинокий фургон с женщиной и подростком под охраной одинокого солдата. Солдат убил женщину и кончил жизнь самоубийством, т.е. по представлению индейцев, нападение оказалось бессмысленным, ибо никто из них не совершил подвиг, каким должно было стать убийство врага. Оставим на совести сценариста мотивацию по истязанию пленника и изнасилованию женщины. У всадников Великих Равнин снятие скальпа являлось отдельным подвигом, не связанным с убийством, но про апачей такой информации нет. Фильм достоверен, когда показывает злобу, охватившую воинов после нападения: они напрасно рисковали жизнями, впрочем, они захватили двух лошадей и оружие солдата. Выплеск агрессии вполне мог привести к потрошению трупа врага.

Другие подвиги апачей Ульзаны: захват одиноких ферм, где они изощренным образом умерщвляют мужчин – это их обычная практика.

Ульзана – опытный вождь. Он стремится устроить ловушку преследующей его кавалерийской роте армии США, и если бы не другой апач – скаут Кенете его уловка вполне удалась бы. Т.к. кавалеристы идут по его следу, он оставляет лошадей под присмотром двоих подростков, а сам с оставшимися воинами пропускает роту солдат вперед себя. Кавалеристы втягиваются в узкий каньон. Через некоторое время они окажутся в тупике, а тем временем подростки приведут коней воинам, и апачи нападут на солдат с тыла.

Вторую ловушку уже готовит Макинтош для Ульзаны, зная повадки апачей: они не будут нападать на всю армейскую колонну, но могут рискнуть напасть на повозку с женщиной в сопровождении незначительного отряда. Тактика индейцев: расстрел отряда на расстоянии. В фильме, разумеется, суперстрелок Макинтош поражает воинов – апачей, но это фильм. Наименее достоверный эпизод, это попытка фронтальной атаки индейцами повозки с залегшим под ее защитой Макинтошем и их гибель от его пуль. Не будем говорить, что индейцы никогда бы не пошли на такую атаку, под влиянием адреналина, заливающего мозг, все может быть, но апачи скорее предпочли бы отход, как это сделал сам лидер Ульзана.

Апачи были прекрасно подготовленными воинами, их физические качества превосходили белых. В фильме Кенете говорит: «Апачи ходят (пешком) лучше (солдат)», и это действительно так: под палящим солнцем и по пересеченной местности воин апачи мог пройти порядка 70 мил (около 113 км.) за один день.

Вот как описывал мексиканец апачей, которым пришлось уходить из городка, где их внезапно стали убивать: «Эти индейцы ловкие словно обезьяны. Они виртуозно владея своими телами пробирались сквозь град пуль по крышам домов, откуда, отбивая свои задницы, спрыгивали прямо на спины лошадей. Под их весом лошади падали на колени, потом вставили и в бешенстве неслись, сокрушая все на своем пути»

Реальностью было то, что победить апачей американцы смогли только с помощью других апачей. Апачи-скауты выслеживали своих соплеменников и наводили на них американские боевые силы. Многие апачи сдавались американцам, устав от преследований.

А теперь о грустном. Апачи реально практиковали изуверское умерщвление пленных. Эта традиция была присуща всем племенам Северной Америки, относящихся к культуре Всадников Великих Равнин, кроме дакота. Изуверства, показанные в фильме, это не выдумка. Апачи занимались такими вещами, как кастрация живых и мертвых; привязывание на муравейник; сдирание кожи с живого человека; распятие при помощи шипов кактуса; подвешивание вниз головой над огнем, а также привязывание к кактусу в качестве мишени для поражения стрелами. Про кровавый волейбол сведений найти не удалось, но потрошение трупов, когда кишки были размотаны по улице селения, описано. Скальпирование апачи знали, но в их системе воинских подвигов оно не занимало значимого места. Скальпированию апачи научились у белых, когда мексиканцы начали выплачивать денежные вознаграждения за скальпы апачей. По свидетельству современников, когда апача спросили о происхождении обычая скальпирования, он ответил: «апачи делают это, потому что так поступают их враги».

А вот изнасилованиями апачи не занимались, в этом отношении фильм – лажа. Как и большинство индейцев Великих Равнин (за исключением команчей), апачи считали, что секс негативно влияет на мужскую силу, и во время подготовки к боевому походу, а также в период боевого похода практиковали сексуальное воздержание. Захваченных в плен женщин, если не убивали, приводили в селение, где многие становились женами апачей, но это было скорее социальное давление, чем физическое. Некая Оливия Оттман была захвачена в плен апачами, потом ее освободили. Она категорически отрицала слухи о сексуальном насилии апачей: «Надо сказать, что дикари никогда не посягали на мою честь …. Они относились ко мне с уважением, и я не была женой ни одного из их мужчин».

В фильме проводится мысль, что апачи жестоко обходились со своими женами. «со своими женами апачи обращаются так же жестоко? Им не позавидуешь».

Сведений об особо-изуверском отношении апачей к своим женщинам нет. Конечно, жизнь женщины-апачи была тяжела просто в силу того, что это была жизнь в тяжелых условиях. Мужчина – апач имел право в случае супружеской неверности отрезать жене кончик носа и\или избить ее. Но физическая расправа по поводу, а часто и без повода – это реальность европейской семьи 19 века, да и новейшего времени. Мы недалеко ушли по этой части от индейцев – апачей, так что не приходится удивляться, что белые женщины часто не хотели расставаться со своими индейскими мужьями.

По обычаю апачей мужчина при женитьбе переходил в локальную группу жены. Зять получал почетное прозвище «кормилец тещи». Женатые на сестрах, Ульзана и Кенете – оказывались в особо близких отношениях. Если жена умирала, мужчине женился на сестре умершей или ее близкой родственницы, оставаясь в ее локальной группе. Отмечалось, что девушки и молодые женщины традиционно работой не обременялись, основная тяжесть всех дел падала на старшее поколение. Мужчина мог иметь несколько жен, обычно, сестер, но для этого надо было иметь выдающиеся качества, такое могли себе позволить вожди и уважаемые воины, имевшие много коней. Кроме жен, в сексуальную жизнь мужчин вносили разнообразие вдовы и разведенки. Их именовали «бижхахн», что можно приблизительно перевести как «использованная женщина». Когда военный отряд возвращался из похода с захваченными трофеями, в деревне устраивался праздник. Во время танца, который назывался Пляской Врага, женщины-бижхахн, раздевшись почти донага, выбирали себе понравившихся мужчин и танцевали с ними. Мужчина обязан был отдать ей часть захваченных трофеев, а заодно переспать с ней.

Относительно того, позавидовала бы индеанка – скво своей белой подружке, можно узнать из слов женщины из племени черноногих, которая вместе со своим мужем совершила путешествие в Новую Англию, к родителям мужа. Надо сказать, что положение женщин в племени черноногих было куда хуже женщин апачей. У черноногих муж был вправе жену убить. «Никогда не думала, - сказала она (женщина-скво), - что белые мужчины могут так дурно обращаться со своими женщинами. Черноногие не так жестоки. Я начинаю думать, что белым женщинам живется гораздо тяжелее, чем нам… Им приходится тяжело работать, в то время как у нас много досуга, мы можем отдыхать, ходить в гости или ездить верхом по прекрасной прерии. Конечно, наша жизнь лучше».

Апачи, конечно, не были милыми соседями, но американцы и не собирались соседствовать с апачами, как и с другими индейцами, даже если они не практиковали изуверств. Англо-саксонский менталитет – это уничтожение тех, кому не повезло оказаться в зоне «жизненно-важных интересов». Мирных земледельцев – пуэбло загнали в резервации и отгеноцидили также, как изуверов-апачей. Нет никаких данных о том, что ритуальные изуверства составляли духовную практику индейцев и имели отношение к воинскому культу. Фильм «Рейд Ульзаны» - пример демонизации противника, когда умело расставленные акценты при общей достоверности повествования оправдывает уничтожение племен и народов. Нам надо помнить о судьбе индейцев и напоминать о них всем народам, оказавшимся в зоне нашей, русской культуре, потому что для англо-саксов мы ничем не отличаемся от индейцев. Они смотрят на нас своими хищными глазами. 

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Что произойдет с организмом, если каждый день пить чесночную воду

Водный баланс помогает обеспечить нормальную работу организма. Нередко рекомендуют пить воду с лимоном.Есть еще один чудесный напиток, который улучшает самочувствие – это чесночная вода. ...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...