К примеру, читаю вот интервью некоего писателя Германа Садулаева (я с ним не знаком как писателем) с рассуждениями на тему "российской идеи":
«ВН»: – Герман, а какую бы вы предложили идею России? Это не каверзный вопрос. Просто ведь вы сейчас в том возрасте, да и в том статусе, когда вас как властителя дум культура обязывает выдвигать какие-то манифесты. Ведь Маркс-то уже второй раз не выстрелит.
Г.С. – Да, Маркс второй раз не выстрелит, конечно. Но мы должны понимать также, почему марксизм получил такой отклик в России, в русском народе и в других народах, населяющих Россию. Что было тем важным, что вошло в резонанс? Даже если мы не собираемся прямо принимать марксизм, надо понять главное – в чем был этот резонанс?
Я считаю, что это идеи, идеи социальной справедливости. Идея правды. Русское слово «правда» означает одновременно истину и справедливость. То есть справедливое устройство общества, без лжи, без фальши, без лицемерия, поставленное как некоторый идеал, к которому нужно стремиться. И равенство, справедливость. Это остается вечными ценностями. Эти вещи гармонируют с ритмами нашего народа.
Не все народы одинаковы. Мы также должны были понять, что универсальных теорий не существует. Марксизм подавался как универсальная теория, но в действительности мы увидели, что во всех странах – даже там, где марксизм был принят как государственная идеология – есть значительная специфика его претворения в жизнь. В России, Советском Союзе социализм был один. В Китае – он сильно другой, на Кубе – третий. Национальная специфика присутствует, и от нее отказываться нельзя. Но тем не менее мы видим, что социализм соприроден русскому народу. А вот капитализм не соприроден русскому народу. Поэтому идея должна быть – русский социализм. В эту сторону надо думать.
Проблема идеалистического мышления, как у этого писателя и как у большинства людей, рассуждающих в подобном ключе, в том, что оно предполагает, будто бы обществом управляют идеи. Если вот внедрить в общество некую хорошую, правильную идею - то тогда и общество будет согласно этим идеям жить. Ну, правда, а почему нет? Если идея хорошая и правильная - кто же откажется жить хорошо и правильно? Жить по правде. Или не по лжи.
Казалось бы, чего проще? Разруха не в клозетах, разруха в головах, как говаривал один совестливый, неполживый прохфессор. Поэтому нужно придумать идею - или, как любят сейчас говорить, идеологию, - она вступит в резонанс с "ритмами народа" - и всё завертится, общество начнёт стремиться жить без лжи, без фальши, без лицемерия, "по правде" и "по справедливости". А назовём мы эту идею... Ну, например, "русский социализм". Например.
Вот и Карл Маркс (будь он неладен, Господи прости) некогда взял и придумал такую идейку, которая вошла в резонансы с ритмами народа, и, так сказать, "выстрелил". Почему, правда, он второй раз не "выстрелит", как сообщают в унисон господа из интервью, я не понял: ведь стремление к "идеям правды и справедливости" никуда не делось, - сами же говорят про "вечные ценности", которые "гармонируют с ритмами нашего народа". Может, эти ценности куда-то делись из учения Маркса или подтухли от времени?.. А, дело, наверное, в том, что "марксизм подавался как универсальная теория", а ведь "не все народы одинаковы", - очевидно, в начале 20 века народы, населяющие территории России, были-таки "одинаковыми" и однородными, раз им так хорошо зашли марксистские идейки, но сейчас-то, сами понимаете, совсем другое дело. Сейчас надо придумать чё-нибудь наше, русское, чтоб тоже резонанс вызывало, но строго у русского человека, а какой-нибудь узбек бы равнодушно взирал на это и даже бровью бы не вёл, резонируя со своими, понятными лишь ему, узбекскими ритмами.
На самом деле, Карл Маркс, конечно, ничего не придумывал. "Придумать" можно легко - этим занимаются расейские писатели, например, всякие журнализды и прочие властители дум. Это, блин, на Конте даже в каждом опусе на тему "Как нам обустроить Россию" придумывается регулярно. Жить не по лжи, по совести, по справедливости, традиционные ценности, бла-бла-бла. Смысл Карлу придумывать такое, если до него такое придумывали на протяжении тысяч лет? Вот уж действительно "вечные ценности". Я уж молчу про то, что современные религии из этого состоят. Как бы не бином Ньютона: понять, что это хорошо, когда общество живёт "по правде, по справедливости и в согласии".
Только Маркс, в отличие от предыдущих "придумывателей", был не идеалистом, а материалистом. "Придумал" он открыть взаимосвязи между общественным материальным бытием и порядками, которые царят в обществе. И уже на основании этих взаимосвязей он открыл, а не придумал, как нужно менять материальное общественное бытие, чтобы общество изменялось вместе с ним в ту или иную сторону.
Если у вас в обществе деньги являются объективно главной ценностью, то с чего вы полагаете, что люди в массе своей вдруг проникнутся идеями нестяжательства, добропорядочности, всякими традиционными ценностями, совестливостью и шправедливостью? Почему они заменят деньги в качестве основной ценности на ваши благоглупости, которые вы изрекаете с самых высоких трибун, когда деньги являются основой существования? Как, почему, из-за чего? Потому что ВАМ так хочется?
Если у вас в обществе объективно господствует товарное производство, когда всё становится товаром, а люди, чтобы жить, вынуждены что-нибудь продавать - то как вы собираетесь переломить ситуацию и влить им в голову идеи о нравственности, морали, неподкупности, верности и т.д.? Когда всё это ТОЖЕ становится товаром и может продаваться. А желание продать это вытекает из объективной ценности денег как источника существования. Большинство людей ничего не имеет для продажи, кроме своей способности к труду, но ведь можно продавать своё тело, можно продавать своё влияние, можно продавать секреты, можно продавать коррупционные схемы, наркотики, органы, детей, правду, истину, справедливость и даже ваши бредовые, завиральные идеалистические идейки. Вопрос лишь в цене. Как вы собираетесь переломить эту ситуацию? Пугать Божественным провидением и закрытыми воротами в Рай?
Марксистские идеи вошли в резонанс с народными ритмами потому, что на основании них менялся сам базис общества, первооснова, в ту сторону, в которой "справедливое устройство общества, без лжи, без фальши, без лицемерия, равенство" и всё такое действительно обретало черты реальности, а не существовало лишь в головах проповедников "за всё хорошее против всего плохого". И понятно это было людям любой национальности потому, что это общечеловеческие ценности, а люди в основе своей одинаковые, - всякие религиозные и национальные отличия - это искусственное, наносное, придуманное человеком. И чтобы повторить тот же "фокус", нужно менять основы, которые оказывают существенное влияние на общественный облик. Вдумчивое погружение в этот вопрос приведёт вас, внезапно, к тем же выкладкам, которые открыл Маркс и другие материалисты. Так что, волен-с-не волен-с, а Маркс "выстрелит" - в той или иной форме.
Оценили 9 человек
20 кармы