Скрытый смысл фильма «Револьвер»

63 18368

Пытливый ум везде найдёт смысл. Весь вопрос какой. Пасхалками и отсылками сегодня никого не удивишь, ну а про христианские аллюзии так и говорить не хочется, уже в горле стоят. И всё-таки встречается иногда что-то такое из ряда вон выходящее, в чём однозначно ощущается глубина, но без широты кругозора неясна какая.

Заметка не имеет цели что либо доказать, только привлечь интерес. Проверка истинности информации - это всегда задача читателя.

Далее мы будем рассматривать идею, согласно которой сюжет и персонажи являются представлением элементов психики, с позиции аналитической психологии.

Мы знаем эту школу больше по Юнгу и его работам. Но основное её достоинство - это использование аппарата теории систем (через феноменологию) для описания того, что раньше называлось душой (психики).

Небольшой ликбез (интересно знать больше, читаем Юнга). Вся психика - это система. Сколько и каких в ней можно элементов неизвестно. Некоторые можно легко выявить - это сознание, некоторые лишь по "кругам на воде" - это подсознание. Элементы группируются друг с другом и образуют тем самым комплексы. Причём один и тот же элемент может входить в состав разных комплексов. Каждый комплекс - это маленькая личность, обладающая пусть небольшой, но властью над телом. Самый главный комплекс - это наше сознание. Остальные комплексы так же могут выращивать свои личности. Состояние, когда это происходит называют шизофренией. Иногда одержимостью, в зависимости от вашего воспитания.

Следуя этому представлению психику можно рассматривать как группу взаимодействующих личностей, живущих в своём мире по своим правилам. Некоторые из этих "личностей" ладят друг с другом, некоторые не очень.

Следую за цепочкой событий развития отношений персонажей фильма, мы можем получить образное представление о механизмах самосовершенствования психики. Развития своего истинного "Я", и подавления паразитных наводок в сознании. Нужно лишь правильно сопоставить персонажи с комплексами, и интерпретировать способы их взаимодействия.

Названия комплексов из психологии больше запутывают, чем помогают. Более того сам термин "комплекс" уже давно обрёл в восприятии широких масс негативные оттенки. Так что поищем систему образов на стороне.

С персонажами фильма одинаково неплохо согласуются идеи каббалы и учения из книг Кастанеды. Мы возьмём второе как минимум потому, что оригинальное учение очень хорошо согласуется с идеями феноменологии, а через неё и с аналитической психологией.

На всякий случай надо напомнить, что учение Кастанеды - это то, что изложено в оригинальных 16 книгах. Не на форумах, не на сайтах фондов и не в книгах последователей или противников. Не стоит забывать про армию клоунов-последователей, которая искажает любую идею, к которой может прикоснуться. Теория золотого миллиарда, глобальный предиктор, протоколы сионских мудрецов, дарвинизм, и многое другое... 

Грин и Голд - это эго в его типичном состоянии.

Грин не осознаёт, что носит Голда в себе, во всём его слушается и отождествляет с собой. По мере развития сюжета он начинает всё ближе подходить к осознанию самого себя, всю жизнь спящего где-то внутри.

Посмотрим на идею двух сознаний у Кастанеды (книга «Активная сторона бесконечности»):


У каждого из нас, людей, есть два сознания. Одно полностью наше и похоже на тихий голос, который всегда несет в себе мир, порядок, смысл. Другое сознание - это нечто встроенное извне. Оно приносит нам конфликты, внутренние споры, сомнения, чувство безнадежности.


В фильме про Голда говорят следующее:


Сам Голд вообще ни с кем не встречается. Люди, с которыми работает мистер Голд, не должны его подводить. Мистер Голд не добавляет времени и не добавляет шансов. Как вы сами понимаете, масса людей хотели бы вести дела с мистером Голдом.
Ты так давно слышишь этот голос в себе. Этот голос - твой лучший друг. Жертва должна поверить, что ты ее друг. А где может прятаться твой враг? Там, где ты не будешь его искать. Он прячется здесь. Он прячется в тебе. В его игре участвуют все, но никто этого не осознает. А все вокруг... Все это - его мир. Он им владеет. И управляет. Он говорит, что делать. И когда делать. Он прячется за человеческой болью. За каждым совершенным преступлением.
Знаешь в чем прелесть этой игры, Джейк? Неизвестно где противник. Неизвестно есть ли он. Он в голове у каждого. Ему верят. Это его второе "я". Если ты попытаешься уничтожить его, чтобы спасти людей, они уничтожут тебя, чтобы спасти его.
Его лучшая разводка заключалась в том, что... он заставил тебя поверить, что он - это ты. 


Если послушать с этой позиции внутренние монологи Грина, мы услышим кто на самом деле их произносит.

Наш мир - это тюрьма для нашего «Я» (Грин), тюрьма разума. Она существует за счёт того, что наше сознание молчит, оно подавлено инородным сознание (Голдом), которое объясняет всё, что мы воспринимаем, не пропуская ничего что может разрушить тюрьму. У каждого в нашем мире есть своя версия одного и того же Голда, и именно это обстоятельство удерживает мир в его власти.

Приём Голда, удерживающий нас в этом мире - это чувство собственной важности, и его обратная сторона - синдром маленькой бедняжки. Постоянная жажда внимания к себе, тяга к похвале и жалости.


Есть в каждом из нас что-то такое, о чем мы даже не подозреваем.
То существование, которое мы будем отрицать до тех самых пор, пока не будет слишком поздно, и это что-то потеряет для нас всякий смысл. Именно это заставляет нас подниматься по утрам с постели.

Терпеть, когда нас донимает занудный босс. Терпеть кровь, пот и слезы. А все потому, что нам хочется показать другим, какие мы на самом деле хорошие, красивые, щедрые, забавные и умные. Можете меня бояться или почитать, только, пожалуйста, не считайте меня таким же как все.

Нас объединяет это пристрастие. Мы наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания.

Мы готовы на все, лишь бы нас похлопали по плечу и подарили золотые часы или прокричали: "Гип-гип-мать-его-так-ура!". Смотрите, какой умный мальчик завоевал очередную медальку, а теперь натирает до блеска свой любимый кубок. Все это сводит нас с ума. Мы не более, чем обезьяны, нацепившие костюмы и страждущие признания других. Если бы мы это понимали, мы бы так не делали. Но кто-то специально скрывает от нас истину.


С эго разобрались. Кем же являют Зак и Ави? Ошибочно считать их ростовщиками.


К ним идут в последнюю очередь. В последнюю очередь, когда отказывают ростовщики, появляются эти парни. Они давили на Голда, но он их не трогает. 


Про их собственные деньги ничего не сказано, весь фильм они занимаются тем, что делают больно Грину, доводят его до крайней точки принятия новой идеи.

На 31 минуте звучит такая фраза: «Шахматы и разводки. Опасное сочетание.».

В оригинале: «It's a dangerous combination, chess and cons.». ABBYY Lingvo расшифровывает слово cons так: синтезировать целое из частей (подобно действию команды CONS в языке ЛИСП).

У Кастанеды подобное определяется как следование пути воина и обретение целостности самого себя - необходимый шаг к той абстрактной свободе, смысл которой и в целой книге не опишешь.

А теперь вспомним где Грин их находит. В камере одиночке, в полной изоляции от мира Голда. Там, где он не слышит его голоса. И что важно, общение с этими новыми друзьями происходит по совершенно иному каналу коммуникации.

Практика на подавление внутреннего диалога у Кастанеды — она именно про это: подавить голос второго сознания. И обрести доступ к скрытым резервам воли и намерения.

В конце Зак и Ави утверждают, что «Мы - это ты».

Ещё один интересный способ донести до зрителя информацию - это использованные световые фильтры. Здесь можно провести параллели с эмоциями. Грин - зелёный (деньги, здоровье, виновность), Мака - синий (защита, хладнокровие, мужественность), Лорд Джон - красный (любовь, страсть, злость), голд - золотой (дружелюбность, невежество).

Устранение связанных с эмоциями событий из жизни позволяет выйти испод власти Голда. И что интересно, Грин в конце становится синим. Занимает место Маки.

Так уж ли важно дать имя каждому комплексу, каждому отображению информационного явления внешнего мира в психике? Возможно авторы фильма позаботились и об этом.

Осталось подвести итог описав путь, который проходит главный герой.

1. Поиск стратегического способа мышления.

2. Подавление внутреннего диалога, изоляция от мира Голда.

3. Обретение новых союзников: воли и намерения

4. Борьба с чувством собственной важности

5. Искоренение из психики паразитных образований

6. Растождествление себя с Голдом.

7. Обретение понимания своего места в мире.

Спасибо за прочтение статьи, надеемся у вас возникло желание пересмотреть кино, обратив в этот раз внимание на цветовые фильтры, особенности внутреннего голоса главного героя и на возможные проекции героев в свою психику.

Пять минут хорошего настроения. Часть 28

Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Обсудить
    • SRK33
    • 22 февраля 2019 г. 05:03
    Атма -вичара в современной интерпретации. :smirk:
  • Как у вас все непросто!
    • GD
    • 25 февраля 2019 г. 22:30
    :thumbsup:
    • Evgen
    • 25 февраля 2019 г. 22:32
    Фильм шикарный!
  • Интересный взгляд. Кстати, Мария Хенсон, как точки зрения Юнга трактовать ваш дисклемер в начале "Заметка не имеет цели что либо доказать, только привлечь интерес"?