• РЕГИСТРАЦИЯ

Уникальные фрески псковских мастеров XIV века Снетогорского монастыря

51 3666

Уникальные фрески псковских мастеров        XIV века Снетогорского монастыря

«Собор — это такая жемчужина и драгоценность, в которую надо не дыша входить.»

Владимир Сарабьянов

Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучины реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все сооружения ансамбля.

Снятная гора дала название монастырю, а само название горы происходит от слова снеток - это крошечная рыбка, которой так славится Псков.Снетогорский монастырь был форпостом Пскова от неприятеля с северо-западной стороны. Построен на водном пути к Псковским озёрам, в 3,5 верстах от Пскова вниз по течению реки Великой, на вершине крутой горы, образующей мыс, который круто огибает река, из-за чего корабли были вынуждены замедлять ход, а братия монастыря успевала предупредить жителей Пскова о нашествии неприятеля. Существовала система сигнальных огней от монастыря к другим обителям, находящимся на водном пути до крепости Пскова. Сам монастырь не имел защиты и первым принимал удары со стороны западных соседей, враждовавших со Псковом и Русью. 


Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях под 1299 годом, когда 4 марта ливонские рыцари, пришедшие со стороны Риги с попыткой насильственного обращения русских в католичество, стремясь принудить осаждённых псковичей к капитуляции, взяли в заложники игумена монастыря преподобного Иосафа, монастырских иноков, вместе с ними женщин и детей, искавших убежища в монастырских стенах. Тогда обитель была разорена, а игумен монастыря, преподобномученик Иоасаф, а также 16 иноков и пресвитер Константин были сожжены в деревянном соборе Рождества Богородицы. 

Сам монастырь был создан в правление и при участии горячо любимого псковичами святого благоверного князя Довмонта-Тимофея. В 1311 году. при игумене Иове, по завещанию блг. князя Довмонта, на его личные средства был построен в Снетогорском монастыре каменный храм Рождества Богородицы на месте сожжённого немцами 17 марта 1299 года деревянного. Строительством и обустройством собора занималась вдова князя  - княгиня Мария Дмитриевна (в иночестве Марфа), дочь великого князя Димитрия Александровича, внучка Александра Ярославича Невского.

Древний собор становится родоначальником псковской архитектурной школы: здесь работают местные мастера, которые впервые используют местный строительный материал - известняковые плиты без плоского кирпича (плинфы). 

В 1312 году в монастыре завершается строительство собора Рождества Богородицы. Этот прекрасный белокаменный собор псковские мастера украсили дивными фресками, которые по милости Божией сохранились и до наших дней. Эти фрески в наше время признаны шедевром псковской школы живописи, уникальным памятником древнерусского искусства.

Псковичи изобрели свой особой прочности "бетон" - известняковый раствор, скреплявший в единое пластическое целое массив стен храмов, палат. Для обмазки использовался мелкий горный жёлтый песок, содержащий окислы железа и другие примеси.

Побелка делалась псковской известью, с примесью глины и окислов металлов, из-за чего она принимала желтоватый, иногда слегка розоватый оттенок. Такая штукатурка хорошо отражала и рассеивала солнечные лучи.

Собор Рождества Богородицы псковские живописцы расписали фресками, употребляя краски из местных красных, зелёных и фиолетовых глин, которые добывали тут же, в обнажениях отвесной 14-метровой скалы над рекой Великой. Местные краски отличались тёплыми оттенками. Фрески - Евангелие в красках, стал единственным памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века.

К моменту освящения нового Собора в 1309-1310г.г. была написана икона Богоматери Одигитрии. Она стояла в местном ряду алтарной преграды, где помимо Царских врат размещались лишь две иконы: слева - Одигитрия, а справа - сходный по размерам храмовый образ Рождества Богородицы "семи пядей". 

Икона Богоматерь одигитрия Снетогорская. Была украдена фашистами в 1944 году. Вернулась в монастырь в 1957 году
Образ Богородицы Снетогорской. Современный список

В 1467 году овдовевший царь всея Руси Иван III Васильевич дал согласие на брак с племянницей последнего императора Византии Софией Палеолог, которая находилась в то время под патронажем римского папы Павла II, который рассчитывал с помощью её замужества расширить своё влияние на Руси. 

Прибытие Софии Палеолог в Россию в сопровождении папского легата. Летописный свод

София прибыла во Псков  в сопровождении папского легата 11 октября 1472 года.Встречать будущую царицу с пением и хоругвями вышел благочестивый народ - были снаряжены 6 насадов, впереди священники и городские посадники в сопровождении множества мелких лодок. В Светогорском монастыре, сойдя с насада, слушала молебен в Соборе Рождества Богородицы, который служил игумен и все старцы. это всё произвело на неё неизгладимое впечатление.

После молебна, переодевшись в русское "царское платье", она торжественно въехала во Псков и отправилась далее в Москву, в которую вступила уже без папского легата. Оставив все мысли о католичестве, София принимает православие.


В XVI веке монастырь украсили еще два прекрасных храма: Никольский с трапезной и погребами (где сейчас совершаются Богослужения) и церковь Вознесения-под-колоколы. Последний храм после перестроек в XVIII-м веке превратился в знаменитый Снетогорский столп высотой 63 м (86 метров от зеркала реки Великой), который мог соперничать с колокольней Ивана Великого в Москве.

За свою 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие и разорение. Так, в 1581 и 1612 годах она была разорена польскими войсками, в 1615 — шведской армией короля Густава Адольфа. Несколько раз постигали ее крупные пожары. Но молитвами Пресвятой Богородицы и снетогорских преподобномучеников она возрождалась. Из стен ее вышли основатели псковского пустынножительного монашества: преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, а также один из русских Патриархов – Иоасаф. Псковские князья и знать принимали здесь постриг.

Дореволюционное фото монастыря

В 1805 году монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом и стал местом деятельности известного церковного деятеля, историка и писателя Евгения Болховитинова, тогда архиепископа Псковского, а затем митрополита Киевского, автора «Истории княжества Псковского» и других книг. В 1825 году монастырь посещал А.С. Пушкин. В 1920-х гг. экономом здесь был псково-печерский старец прп. Симеон Желнин. С приходом советской власти монастырь был разорен и превращен в дом отдыха. Тогда же был разрушен и Снетогорский столп — церковь Вознесения. 

Сейчас от нее осталось лишь основание. В годы немецко-фашистской оккупации в обители размещался главный штаб немецкой армии северо-западного фронта.

В 1993 году в монастыре была возрождена монашеская жизнь.По благословению правящего архиерея архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия монастырь стал женским, и настоятельницей была назначена Игумения Людмила (Ванина) (1938 – 2015 гг.).

Расскажем о жемчужине монастыря - о фресках в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Напомним, что впервые Псковский монастырь на Снетной горе упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Снетогорский монастыри, когда обитель была разорена лифляндцами и при этом был убит ее первый игумен Иосааф вместе с 17 иноками и скрывавшимися в монастыре от врагов окрестными жителями.

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство.

Строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской летописи записано: «В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове...» В 1313 г. церковь во имя Рождества Богородицы была расписана фресками.

Святые ворота (XVII в.)

Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, к сожалению, не известно, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, перестроенный к тому времени по образцу новгородской архитектуры. Необходимо отметить, что расписывать Мирожский собор приглашали греков, а Снетогорский расписывали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но явно одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи.

Храм Рождества Богородицы пострадал от пожара в 1493 году. В конце ХVI в. роспись забелили, т.к. она была испорчена во время осады Пскова войсками Стефана Батория. Только в 1909 году роспись случайно была обнаружена под осыпавшейся побелкой.

В течении XVI-XVIII вв. собор Рождества Богородицы, который первоначально имел четверик с притвором, перестраивается. К западу объем храма увеличивается за счет трапезной, которую соединили с собором, пробив его западную стену. С севера и юга пристраиваются два теплых придела. Вероятно вместе с пристройкой указанных объемов было перестроено на четырехскатное первоначальное закомарное покрытие храма. А перестройка покрытия повлекла за собой надстройку барабана, поскольку при новой кровле он стал казаться коротким, так же изменена форма главы.

 Собор Рождества Богородицы с пристройкой

В конце ХVII в. было пристроено украшенное изразцами крыльцо, которое впоследствии оказалось встроенным в пристройки ХVIII в. Оконные проемы четверика все расширены, за исключением щелевидных окон барабана.

Собор Рождества Богородицы крестовокупольный трехабсидный храм. Его основной объем образуется взаимно пересекающимися нефом и трансцептом. Центральная апсида - в высоту нефа, две боковые понижены и примыкают к трансцепту.

Фасады храма представляют собой свободные от декора плоскости, сохранившие частично свои первоначальные формы, в частности, декоративные арки в восточной части северного и южного фасада.

Декор светового барабана Собора

Барабан украшен 5-ю рядами орнамента, нижние треугольные арочки относятся к ХIV в., а т.к. барабан надложен для увеличения размера, геометрический орнамент остальных рядов относится к ХVI в. (бегунец, поребрик, бегунец, аркатурный пояс).

Фрески Собора Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря был построен в 1310 году. После окончания строительства в 1313 году, храм был расписан. Наличие множества сопроводительных надписей, сохраняющих языковые особенности северо-запада Древней Руси, дает возможность специалистам утверждать, что автором живописи был русский мастер - псковитянин. Фрески собора являются началом псковской художественной школы и ее ярким образцом.

Фреска Вознесение Господне в куполе собора Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы XIV века, имеющий статус памятника всероссийского значения, нуждается в реставрации стен, фундаментов, кровли Собора. Монастырь в сотрудничестве со псковскими комитетом по культуре и музеем-заповедником следит за состоянием фресок и температурно-влажностным режимом собора, но государственная помощь незначительна, ситуация усугубилась 3 апреля 2015 года, когда собор потерял своего главного защитника и реставратора – умер в расцвете таланта, не успев до конца реализовать свои обширные планы замечательный талантливый реставратор Владимир Сарабьянов, разработавший методику консервации снетогорских фресок. Он, ученый с мировым именем, не видел препятствий для постоянного служения в соборе Рождества Богородицы. но при условии его должной реставрации.

Владимир Дмитриевич Сарабьянов (6 апреля 1958, Москва — 3 апреля 2015, Москва) — советский и российский художник-реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.

В 1990—2000-е годы руководил реставрацией фресковых памятников Пскова, в том числе Рождества Пресвятой Богородицы собора Снетогорского монастыря и Спасо-Преображенского собора Мирогожского монастыря,  соборов Новгорода и Старой Ладоги, соборов Московского Кремля. Принимал участие в международных реставрационных проектах в Каире (Египет), руководил реставрацией фресковых ансамблей церквей в Ливане.

С 1994 года — доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. С 1997 года — старший научный сотрудник сектора (до 2013 года — отдела) древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Владимир Сарабьянов — российский реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного Научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, входил в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Патриаршего совета по культуре, был постоянным членом Федерального научно-методического совета по сохранению историко-культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации. Автор 15 книг, в том числе по домонгольским храмам Новгородской земли, соавтор «Истории древнерусской живописи» (2007), член редакционной коллегии сборника «Искусство христианского мира» (с 1996 года). Скоропостижно трагически скончался в 2015 году в расцвете своего недюжинного таланта учёного и выдающегося реставратора с мировым именем.

Владимир Сарабьянов — российский реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного Научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

В 1990-е годы руководил реставрацией фресковых памятников Пскова, в том числе соборов Снетогорского и Мирожского монастырей.

Система росписи храма с одной стороны повторяет многие сюжеты встречающиеся в более ранних русских и византийских памятниках. В то же время содержит в себе новые композиции и новые подробности изложения традиционных сюжетов. Мастер использует множество различных литературных источников, опираясь на которые, он смог внести в снетогорскую живопись лаконичность и необычную для северо-западного искусства Древней Руси эмоциональность. Снетогорские фрески – уникальное явление русского искусства, свидетельствующее о высоком уровне духовности и культуры средневекового Пскова.

Богоматерь с младенцем. Центральная абсида


Живопись утратила свой первоначальный колорит, по причине пожаров. Перед ценителями древнерусского искусства предстают фрески, утратившие желтые, зеленые и киноварные (ярко алые) цвета и приобретшие багряные и голубовато-фиолетовые оттенки. В некоторых местах на нимбах святых сохраняются небольшие участки желтой охры, плавно переходящии в темно-багряный цвет. Но все же в куполе и в некоторых более отдаленных от источника возгорания композициях сохранились участки первоначального колорита.

После осады Пскова в 1581 году войсками Стефана Батория, фрески были забелены как непоправимо испорченные. Это помогло сохранить их от более поздних записей и поновлений. Первые попытки расчистки снетогорской живописи были начаты в 1909 году. Исследованием занялось Императорское Археологическое общество. Наличие высоко оцененной специалистами живописи, позволило уберечь собор, от разрушений в советский период. Продолжалось раскрытие фресок в 20-30 г и в 48-49 гг. Начиная с 1985 года, в соборе были сделаны несколько новых открытий прежде неизвестных фрагментов живописи, в куполе и алтарной апсиде.

Живопись собора указывает на тот факт, что в период татаро- монгольского завоевания искусство Древней Руси не остановилось, а продолжало свое развитие в северо-западных пределах.

Соединение традиционности и свежести мышления, знание древних образцов и активное использование нововведений эпохи создает неповторимый иконографический язык, определяющий своеобразие Снетогорских фресок, которое в дальнейшем станет характерной особенностью псковского искусства последующих столетий. Именно это составляет их ценность и делает Собор Рождества Богородицы памятником не только федерального, но и мирового значения.

До нас дошло около 60 процентов подлинных фресок XIV века. И это не мало!

Вот что мы узнаем об исследовании  фресок снетогорского собора Рождества Богородицы из книги И.Б.Голубевой и В.Д.Сарабьянова "Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря": "Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, периодически возобновлялось экспедициями Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в 1920-1930-х годах и было завершено работами 1948-1949 годов. Памятник, считавшийся полностью раскрытым, вскоре опубликовал В.Н. Лазарев, а затем подробно исследовал Л.И. Лифшиц. Однако начавшиеся в 1985 году работы по реставрации росписей собора выявили значительные участки неизвестных ранее изображений, причем наиболее важные открытия были сделаны в конхе алтаря и скуфье купола, то есть в местах, имеющих первостепенное значение для оценки программы росписи. Тогда же в результате дораскрытия уже известных участков стенописи, а также расшифровки многих надписей удалось уточнить иконографический состав некоторых наиболее утраченных сюжетов и идентифицировать многих святых. В совокупности все эти данные позволят сейчас полностью восстановить программу росписей собора Снетогорского монастыря и создать целостное представление о художественном своеобразии этого выдающегося и очень сложного памятника".

Осенью 2021 года стены собора были освобождены от реставрационных лесов и собор стал более доступным для посещения

 Наиболее сохранившиеся фрески, выделяемые специалистами-искусствоведами: Сошествия Св. Духа, Проповеди Христа во храме, фигур святых на восточной стене северного рукава, Снятия со креста, архангела Гавриила из Благовещения.

Фреска Сошествие Святого Духа
Святые прп. Никон Метаноит, неизвестные, Антоний Великий, Феодор Студит
Распятие Христа
Рай. Лоно Авраама. Праведники в раю


Фрески Страшного суда. Западную часть храма украшают фрески с изображение Страшного суда. 

Весьма показательна  трактовка эпизода с «богачом». Богатый в аду. Его тяжелая, грузная фигура не без юмора противопоставлена юркой фигурке черта. Богач просит Авраама послать к нему пребывающего в раю нищего Лазаря, дабы последний облегчил его адские страдания и, омочив свои персты в воде, прохладил бы ему язык (Евангелие от Луки, XVI, 19–25).

Рядом художник поместил соответствующую надпись с именем Святополка Окаянного, символизирующую Святополка корону и фигуру восседающего на белом змие Сатаны.

У змия две головы — одна спереди, другая сзади; раскрытые зубастые пасти изрыгают огонь. У Сатаны широкое лицо, обрамленное окладистой белой бородой и седыми волосами, расходящимися в стороны наподобие иглообразных лучей; примечательной деталью являются также длинные белые усы. В левой руке Сатана держит грешную душу предателя Иуды.

Душа Иуды на коленях у Сатаны. Две головы страшного змия- дракона пожирают души грешников.

И в этом образе много сказочного, несомненно почерпнутого из фольклорных источников, которыми третий мастер пользовался особенно широко.

Видение пророка Даниила. Верхняя часть: ангелы вострубили. Особое внимание привлекают изображения четырех диковинных зверей, которые представляют разные царства: крылатое чудовище – это Персия, зверь, напоминающий медведя – Эллинское царство, четырехглавый дракон – Римская империя, и лев с семью рогами – это царство Антихриста
Фреска иоре отдаёт своих мертвых
Фрески над хорами. Страшный суд

При исполнении фресок широко использовалась псковскими мастерами знаменитая «черлень псковская» - краска всех оттенков: от оранжевого до вишнёвого. Эта краска в живописи того времени присутствует в сочетании с белилами. Две местные краски, изготовленные из местных компонентов стали основой, на которой основана фресковая живопись снетогорского храма.

Фреска "Въезд в Иерусалим"

Южная часть храма украшена сценами Страстей Господних и жизнеописание Богородицы. Это фрески «Въезд в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовения ног»,  «Распятие», «Преображение», «Рождество Богородицы», «Введение во Храм», «Успение Богородицы» и другие.

Распятие
Снятие со креста



Рождество Богородицы. Крещение Богородицы
Введение во Храм Богородицы

Также здесь есть целая серия фресок, которые в календарном порядке изображают все праздники, начиная от Воскресения до Пятидесятницы.

Преполовение Пятидесятницы

Фрески Храма Рождества Богородицы вызывают большой интерес среди исследователей и ценителей древнерусской фресковой живописи. Во-первых, это, как уже говорилось, школа псковских мастеров, что само по себе имеет историческую и культурную ценность. Во-вторых, эти фрески намного ближе по стилистике, выразительности и цветовой палитре к работам Феофана Грека. Преобладающую темную палитру фресок исследователи-теологи связывают с направлением исихазма, которое трактует Божье учение через созерцание. Возможно, именно это и хотели сказать мастера в своих работах, заставить нас созерцать дела Господни и преклоняться перед его мудростью.

p.s.

Приведу цитаты из посмертной статьи великого реставратора и патриота Владимира Саробьянова…

«Амбиции, обиды, желание быть главным, нежелание подчиняться кому-то, нежелание подчиняться законам, желание заявить о себе как о единственном полноправном владельце — все это касается обеих сторон, и Церкви, и музеев. На самом деле, вся эта проблема гроша ломаного не стоит, потому что это наследие ни тем, ни тем не принадлежит, это общенациональное достояние.

Что тут говорить? Все эти храмы давно стали общенациональным достоянием. И если человек этого не понимает, то тогда ему уже ничего не поможет. Но я вижу, что все больше и больше людей с обеих сторон приходят к пониманию того, что нельзя думать об этом достоянии: «это моё!». Это не «моё», а «наше».

Надо давать возможность и людям верующим относится к этому наследию как к предмету культа и ритуала — и всё, и возможность людям неверующим относиться к этому как к предмету искусства —и всё.

Должен Вам сказать: во всех храмах надо служить, во всех. Но надо к этому подходить с умом. Не просто: «Мы взяли, и будем здесь служить, как захотим!» Такой подход ни к одному храму не применим. Даже современные храмы представляют собой, хотелось бы, по крайней мере, чтобы они представляли собой произведение культуры, чтобы там был элемент искусства.

И храмы XIX века нельзя эксплуатировать на «полную катушку», надо к ним относиться бережно. А что касается древних храмов с фресками, их на всю нашу матушку Россию меньше ста, всего-то. И нет ситуаций, когда такой храм — один на всю округу. Всегда по соседству есть храм.

Собор — это такая жемчужина и драгоценность, в которую надо не дыша входить. Я понимаю: конечно, хочется на престольный праздник служить в соборе, это можно организовать. Но надо понимать, что такие храмы должны оставаться неким бриллиантовым фондом нашей культуры.

https://www.pravmir.ru/vladimir-sarabyanov-vo-vsex-xramax-nado-sluzhit-no-nado-reshat-etot-vopros-s-umom-10/

Алтарная часть Собора
Купольное пространство Собора Рождества Богородицы
Никольский храм монастыря
У стены монастыря. Вид на Великую

Перечень источников

1) https://www.pravmir.ru/vladimir-sarabyanov-vo-vsex-xramax-nado-sluzhit-no-nado-reshat-etot-vopros-s-umom-10/

2) https://dzen.ru/a/YwOzdoIgBC_eYFHw Русское чудо

3) https://nathalie-zh.livejourna...


Руины Благовещенского храма
Колокольня и келейный корпус монастыря


Консервативен, патриотически настроен, работал в оборонке

    Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

    В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ходанов 12 декабря 13:18

      В гостях у родителей Гагарина

      В последнюю субботу ноября мы с  друзьями осуществили давно планируемую поездку в старинный русский провинциальный городок на смоленской земле - Гжатск, теперешний Гагарин. В этот предзимний выходной день мы оказались в числе малочисленных посетителей и экскурсантов этого по настоящему уникального гагаринского Дома-музея  и  Музея первого...
      4606
      Ходанов Созидатели
      12 декабря 13:16

      Гжатск-Гагарин. Часть II: век двадцатый

      С октября 1917 года начался советский период в истории Гжатска. За предвоенные десятилетия город получил существенное развитие. Вдвое выросло количество домов — их стало более 1 300, но в основном город оставался, как и до революции, деревянным и одноэтажным. Численность населения Гжатска до войны составляла свыше 12 тысяч человек. Здесь появилась своя ...
      2750
      Ходанов Созидатели
      12 декабря 13:10

      Гжатск-Гагарин. Часть I: Купеческий город

      Город Гжатск возник в процессе экономического подъема России в первой четверти XVIII века. Он был следствием и выражением этого подъема. Свое название город Гжатск получил от реки Гжати, на берегах которой он возник. 11 ноября 1719 года издан указ Петра I об открытии Гжатской пристани, давшей начало городу Гжатску (с 1968 года - город Гагарин).&nbs...
      1659
      Ходанов Созидатели
      27 ноября 10:52

      Об истории и культуре однодворцев России

      Под холодным проливным дождём вечером 30 октября, после продолжительных блуканий в кварталах Шелепихи я, наконец, добрался к библиотеке МГППУ. Длинная дорога и мои затяжные "страдания" с поиском библиотеки в тёмное время и промокшая от затяжного дождя куртка - все эти досадные мелочи оказались в итоге в полной мере вознаграждены необычайно тёплой и друж...
      1886
      Ходанов Созидатели
      27 ноября 10:45

      Разговор о главном с детьми и взрослыми

      17 ноября 2024 года в Центральной детской библиотеке города Жуковский состоялась встреча представителей казачьего станичного творческого коллектива "Сказки домовёнка Кузи" с юными читателями и рассказ-обмен мнениями после благотворительной поездки коллектива в Луганск. https://vk.com/zhuklib?z=photo111092442_457248443%2Fwall-75619674_13767 https://vk.c...
      3366
      Ходанов Созидатели
      27 ноября 10:43

      Верстание на службу служилых людей в Российском государстве XVI-XVII в.в.

      Верстание на службу служилых людей в Российском государстве XVI-XVII в. 3 ноября 2024 года мы с внуком Егором отправились в Музей московских стрельцов «Стрелецкие палаты», расположенный в сохранившемся до наших дней доме думного дьяка Семёна Титова в Москве. в Лаврушинском переулке. Палаты думного дьяка Семёна Титова. Реставр...
      6101
      Ходанов Созидатели
      9 ноября 12:08

      Дзержинск - Щербиновские рудники

      Уже в который разМне снится мой ДонбассИ будто пыль в глазах,И душат горло слёзы...Прости меня, мой Друг,Что выпало оружие с рукИ оголтелый врагЗабрал тебя не вдруг…Мы помним наш Донбасс!…В начале 1972 года из шахтёрского городка Селидово в Центральном Донбассе наше семейство переехало в славный шахтёрский город Дзержинск. Естественно я оказался в новой...
      4159
      Ходанов Созидатели
      9 ноября 12:06

      Селидово-Новогродовка-Карловка-Курахово

       Селидово-Новогродовка-Карловка-КураховоУже в который разМне снится мой ДонбассИ будто пыль в глазах,И душат горло слёзы...Прости меня, мой Друг,Что выпало оружие с рукИ оголтелый врагЗабрал тебя не вдруг…Мы помним наш Донбасс!… В 1968 наша семья переехала в Селидово – небольшой шахтёрский город в донбасской степи в сорока километрах ...
      4516
      Ходанов Созидатели
      9 ноября 12:04

      Подмосковные станичники порадовали юных луганчан

      Подмосковные станичники порадовали юных луганчанКазаки-станичники из подмосковного Жуковского во время своей очередной поездки в Луганск передали мои книги о героях блокадного Ленинграда и воинах-сибиряках, внёсших весомый вклад в перелом ситуации на фронтах Великой Отечественной в 1943 году, в Луганскую республиканскую библиотеку имени М. Горького и в ...
      2531

      Оборона Новгорода 1611 года от шведских «союзников»

      Оборона Новгорода 1611 года от шведских «союзников» «Россия — опасный сосед. Её владения раскинулись до морей Северного и Каспийского, с юга она граничит почти с Чёрным морем… Теперь без нашего позволения русские не могут выслать ни одной лодки в Балтийское море. Большие озёра Ладожское озеро и Пейпус, Нарвская поляна, болота в 30 вёрст ширины и твёрдые...
      4732

      ОСТРОГ ОКОЛЬНОГО ГОРОДА И МАЛЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД НОВГОРОДА

      ОСТРОГ И МАЛЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД НОВГОРОДА"Ты предо мной, как в седине,                                                                          Бессмертных витязей ровесник...
      1844

      История новгородского кремля - Детинца и его башен

      История новгородского кремля - Детинца и его башенСмотрите, как пышен, блистателен день                                                            Как наши играют знамена!         ...
      3645

      Град Псков. На страже западных рубежей Руси

      Град Псков. На страже западных рубежей Руси"Хвала хранителям России!Хвала за их посольский труд.Как прапора сторожевые,они Отечество блюдут.У воззывающих развалинв надежде славы и добрая слышу грохот наковален:куётРоссияпрапора..."1971 г. Е.А.Евтушенко"Там перебывала вся Россия. Сказать, что не был в Пскове, всё равно, что расписаться в собственной отст...
      4036

      БАШНИ ПСКОВСКОЙ КРЕПОСТИ

      БАШНИ ПСКОВСКОЙ КРЕПОСТИ"Чихали тати из Ливонииот дыма кузниц - от зловония,не предвещавшего добра,когда из крайне нелюбезногожелеза самого железногоковали предки прапора.И прапор вам не флюгер смирненький,который вертится как миленький,едва почудятся ветра.«Мы флюгерами затоварены.Нужны Отечеству, товарищи,не флюгера, а прапора!"...У воззывающих развал...
      3069
      Ходанов 12 июля 14:10

      В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 28 августа 2023 года

      В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 28 августа 2023 года"Я замираю перед крепостной стенойУ входа в монастырь Псково-Печерский,Здесь краешек Руси, как будто рай земной,Где места нет пустым словам и мыслям дерзким."Надежда Трофимчук, 2012 г. 28 августа 2023 года исполнилось 550 лет со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерског...
      1547
      Ходанов 12 июля 14:09

      Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского собора в Барановичах

      Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского кафедрального собора в БарановичахБелый храм с голубыми куполами привлекает внимание всех, кто оказывается в Боровичах впервые. Дело не только не в архитектуре (хотя и она не совсем привычна для здешних мест). Своим видом поражает оформление собора Покрова Пресвятой Богородицы — снаружи и внутри стены ук...
      2922
      Ходанов 12 июля 14:09

      Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве

      Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве“Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай «Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он явля...
      1446
      Ходанов 5 июля 13:43

      Князь новгородский и псковский Всеволод Мстиславич (в крещении Гавриил)

      ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (В  КРЕЩЕНИИ ГАВРИИЛ) - Князь новгородский, переяславский, вышгородский и псковский. Святой благоверный князь новгородский и псковский Всеволод (Гавриил) Мстиславич  Икона XVI века Родился 11 февраля 1092 года в Новгороде Великом в семье благоверного князя Мстислава (Федора) Мономаховича. Всеволод Мст...
      3871
      Ходанов 5 июля 12:53

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище. Первый храм на этом знаменательном для каждого русского человека месте заложен в 1103 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха. Мстислав Владимирович из Царского титулярника 1672 года(1075 – 1132 г.г.) Мстислав построил собор в че...
      2029
      Ходанов 5 июля 12:52

      Судьба Рюрикова Городища

      Судьба Рюрикова Городища  «И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити».Радзивиловская или др. назв. Кёнигсбергская летопись, памятник русского летописания, сохранилась в лицевой рукописи 1480–1490-х гг. Тек...
      3100
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика