«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы».
Роберт Л. Бартини
«Если бы не было Бартини, не было бы спутника».
С.П.Королёв
«Его идеи будут служить авиации всего мира еще десятки лет».
С..Ильюшин
«Бартини - самый выдающийся человек в истории авиации…Бартини был и конструктором, и исследователем, и ученым, пристально вглядывающимся в глубины строения материи, в тайну пространства и времени. Энциклопедичность его знаний, широта его инженерного и научного кругозора позволяли ему постоянно выдвигать новые, оригинальные, чрезвычайно смелые технические предложения. Эти идеи намного опережали свое время, поэтому лишь часть из них воплощалась в металл, в самолеты…»
О.К.Антонов
В 1968 коллектив Р.Л. Бартини из Подмосковья переезжает на завод им. Димитрова в КБ Г.М. Бериева (Таганрог), специализировавшееся на гидросамолетах. Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных самолетов» в 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 «Вертикально взлетающая амфибия».
Разработка вертикально взлетающей амфибии ВВА-14 началась в соответствии с ноябрьским 1965 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС. Сколько времени прошло с момента зарождения идеи у Роберта Бартини вертикально-взлетающей амфибии-экранолёта ВВА-14 (как его назвал сам Генеральный конструктор Бартини) сегодня вряд ли кто скажет, ведь до подготовки правительственного документа необходимо было «прорисовать» машину, определить ее основные характеристики, уточнить с заказчиком ее назначение, выбрать двигатели и оценить возможности промышленности по ее постройке. Еще год ушел на разработку и утверждение заказчиком тактико-технических требований.
Амфибию предполагалось оснастить двумя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями Д-ЗОМ с отклоняемым в вертикальной плоскости вектором тяги и подъемными ТРД РД36-35ПР с турбовентиляторной приставкой, превращавшей его в турбовентиляторный двигатель. Надо сказать, что в те годы в печати активно рассматривался вопрос о создании подъемной силы для самолетов вертикального взлета и посадки с помощью низкооборотных вентиляторов, вращавшихся от выхлопных газов турбореактивных двигателей.
На ВВА -14 запланировали установку поисково-прицельной станции «Буревестник». Согласно заданию, амфибия должна была летать с крейсерской скоростью 650-750 километров в час на высотах 10000-12000 метров. Поиск подводных лодок должен был осуществляться при полете на высотах от 500 до 2000 метров со скоростью 350-450 километров в час. Практическая дальность полета задавалась в пределах 4000-4500 километров при взлете без разбега и с учетом 5-процентного навигационного запаса горючего.
Боевая нагрузка – 2000 килограммов, вес оборудования – 3500 килограммов.- Предполагалось оснастить амфибию системой дозаправки топливом на плаву от подводных лодок, надводных танкеров и плавучих контейнеров.
ВВА-14 планировалось построить силами завода N° 938 (ныне – Ухтомский вертолетный завод, УВЗ) в Подмосковье, где дислоцировались основные силы конструкторского бюро Бартини. Разработку ВВА-14 на УВЗ возглавляли заместители главного конструктора В.И.Бирюлин и М.П.Симонов, ученик Р.Л. Бартини, впоследствии – генеральный конструктор ОКБ «Сухой», а в ОКБ им. Г.М.Бериева - Н.А.Погорелов и Г.С.Панатов, ставший в 1992 году генеральным конструктором этого ОКБ.
Существующие самолеты противолодочном обороны по мнению Бартини имели существенные недостатки:
1. Они демаскируют точки, откуда ведется опeрация, т.к. они могут взлетать лишь с имеющихся в этих точках взлетно-посадочных полос, которые невозможно камуфлировать.
2. Они демаскируют район, где ведется операция, т.к. проведение операции связано с барражированием над зоной значительного числа самолетов, являющимися легко обнаруживаемыми точками.
3. Продолжительность их нахождения в оперативном зоне определяется не тактической обстановкой, а остатком горючего, имеющегося на борту самолета.
Летательный аппарат, лишенным этих недостатков, должен:
1. Обладать взлетно посадочными свойствами, позволяющими их всеаэродромное применение без ВПП с суши, воды и снега, круглый год при любой погоде.
2. Обладать мореходностью, позволяющем длительным дрейф, взлет и посадку в оперативной зоне открытого моря при любой погоде.
3. При дрейфе с выключенными двигателями продолжительность нахождения аппарата в оперативной зоне может быть практически любой: дрейфующие объекты трудно обнаруживать и легче камуфлировать.
Удовлетворить совокупности этих требований ни сухопутные самолеты, ни гидросамолеты, ни вертолеты стандартной схемы не в состоянии, а ВВА-14 - может.
Применение составного крыла позволяло достичь на ВВА-14 высоких аэродинамических качеств. При этом аппарат отличался значительными объемами, необходимыми для размещения подъемных двигателей, убираемых в маршевом полете взлетно-посадочных устройств (надувные поплавки-лыжи) и целевого оборудования.
Отсутствия в ОКБ морского самолетостроения заданий на разработку гидросамолетов и экрано-планов привело к тому, что руководство МАП обязало предприятие спроектировать и построить совместно с Таганрогским авиационным заводом экспериментальный образец вертикально взлетающей амфибии ВВА-14 с передачей машины на летные испытания в 1971 году.
В июне 1968 года ОКБ морского самолетостроения приняло в свой коллектив часть конструкторского бюро серийного завода № 86 во главе с Бартини и, вместе с ними, все заботы по этому проекту. В ноябре того же года было подписано решение комиссии Президиума Совета Министров СССР, а спустя месяц – приказ Минавиапрома о разработке технического проекта ВВА-14 на Таганрогском машиностроительном заводе. На разработку и постройку ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия с 14 двигателями) ушло почти пять лет.
В Таганроге ведущим конструктором по ВВА-14 стал Н.Д.Леонов. Поскольку Роберт Людвигович жил в Москве и в Таганроге бывал наездами, то и вся работа по созданию ВВА-14 легла на плечи В.А.Погорелова.
Планировалось построить три опытных ВВА-14. Первый самолет, предназначавшийся для отработки и доводки машины на всех режимах полета, кроме вертикального взлета и посадки, для исследования устойчивости и управляемости и проверки работы самолетных систем, изготовили без подъемных двигателей.
На вторую опытную машину планировали установить подъемные двигатели и исследовать переходные режимы, вертикальные взлет и посадку с земли и воды, работу системы струйного управления.
Третий экземпляр ВВА-14 предназначался для испытаний специального оборудования и вооружения, а также отработки вопросов боевого применения.
К лету 1972 года завершились основные работы по сборке первого ВВА-14 и с 12 по 14 июля провели рулежки и пробежки самолета по грунтовой взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома.
4 сентября 1972 года экипаж в составе летчика-испытателя Ю.М.Куприянова и штурмана-испытателя Л.Ф.Кузнецова впервые опробовал в воздухе ВВА-14, укомплектованный имитатором поплавкового взлетно-посадочного устройства.
Полет, продолжавшийся почти час, подтвердил расчетные характеристики устойчивости и управляемость машины, оказавшиеся не хуже, чем у самолетов традиционных схем.
Роберт Людвигович в то время находился в министерстве и ждал результатов заседания Методического совета, чтобы, не теряя времени, оформить разрешение на полет. Все торопились, потому что министр П.В.Дементьев, являвшийся главным «препятствием» на пути ВВА-14, был в отпуске. Когда же Дементьев вышел из отпуска и ему доложили о начале летных испытаний ВВА-14, то он пришел в ярость… Вот тебе и старый друг.
Первый этап летных испытаний завершился к лету 1973 года, после чего машину поставили на доработку. Зимой 1973-1974 годов на ВВА-14 установили штатное пневматическое взлетно-посадочное устройство, спроектированное Долгопрудненским конструкторским бюро и изготовленных на Ярославском шинном заводе. Летом 1974 года приступили к мореходным испытаниям, показавшим, что максимальная скорость при рулежке на воде не должна превышать 35 километров в час.
С сентября 1972 по июнь 1975 года на ВВА-14 совершили 107 полетов с общим налетом свыше 103 часов, в том числе перелет по маршруту Таганрог – Воронеж – Жуковский, состоявшийся 16 июня 1973 года. На аэродроме ЛИИ на ВВА-14 выполнили несколько полетов. В ходе испытании была достигнута скорость 260 километров в час.
Много лет спустя В.Н.Мартыненко – один из ведущих сотрудников ТАНТК им. Г.М.Бериева – рассказывал: «Другой, но не последней проблемой на этом самолете, безусловно достойной упоминания, было создание поплавкового взлетно-посадочного устройства. Проблема заключалась в разработке системы, которая в полете позволяла бы по заданной программе автоматически производить наполнение или вакуумирование и подтяг эластичных поплавков, имеющих длину более 16 метров и диаметр более 2 метров с обеспечением, в процессе работы ПВПУ, заданной аэродинамической формы, необходимой летательному аппарату…
Технической проблемой при создании самолета стал большой уровень акустических нагрузок на планер при одновременной работе всех двигателей …
Работами по опытной разработке ВВА-14 с 1970 года практически руководил направленный министерством на смену В.И.Бирюлину заместитель главного конструктора Николаи Александрович Погорелов – выпускник Харьковского авиационного института, до этого назначения работавший в ОКБ О.К.Антонова.
Работа по созданию ВВА-14 проходила не совсем гладко. Преодолевать нужно было не только технические проблемы, которыми самолет был наделен в избытке, но и чисто организационные. Ведь на заводе были в разработке и другие проекты. Чтобы поднять значение темы Бартини, руководство Министерство авиационной промышленности назначило Н.А.Погорелова первым заместителем главного конструктора (А.К.Константинова)…
Создание столь сложного самолета, каким является ВВА-14, имеющего проблемное, еще никем не опробованное управление на взлете и посадке при наличии ярко выраженного экранного эффекта, потребовало углубленного изучения и исследования вопросов устойчивости, управляемости и динамики полета, которые по опыту других фирм могли быть в полной мере решены с помощью комплексного пилотажного стенда…
Машина была построена за два года. Внешний вид ее представлял ни с чем не сравнимые очертания. У непосвященных зрителей возникали самые фантастические предположения по части ее применения. По этому поводу Роберт Людвигович с юмором говорил: «Все думают, что эта машина для того, чтобы дуть в воду, раздвигать ее и опускаться на дно. Но это не так, все совсем наоборот». Заводские острословы любовно называли ВВА-14 - "наш Змей-Горыныч".
После прекращения программы ВВА-14 из-за отсутствия подъемных двигателей РД36- 35ПР с турбовентиляторной приставкой в 1975 году приступили к его переоборудованию в экспериментальный экранолет 14М1П. Планер второй машины ВВА-14-2М отвезли на дальний край стоянки заводского аэродрома, а до постройки третьего экземпляра ВВА-14 дело так и не дошло.
Для отрыва экранолета от воды на удлиненной носовой части фюзеляжа установили два двигателя Д-ЗОМ с решетками, направлявшими газовые струи в пространство, ограниченное с боков поплавками-лодками, а сзади – центропланным щитком. Газовые струи, истекавшие из двигателей, создавали статическую воздушную подушку, которая, по мере разгона экраноплана, должна была переходить в динамическую.
Подобное техническое решение было успешно реализовано горьковскими судостроителями, в частности, при создании сначала гигантского опытного экраноплана «КМ», а затем транспортного «Орленок» и противокорабельного ракетоносца «Лунь». Но поскольку судостроительная промышленность была ведомством, далеким от авиации, то Бартини шёл своим путем, дублируя некоторые разработки коллектива конструкторов во главе с Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым.
В 1976 году 14М1П передали на испытания, показавшие, что после выхода на динамическую подушку аппарат сильно поднимал нос, сохраняя устойчивое движение. Тем не менее, испытания подтвердили возможность использования динамической воздушной подушки для взлета и посадки самолета с взволнованной водной поверхности.
При испытаниях 14М1П было установлено, что эффект динамической воздушной подушки проявлялся на высотах 10-12 метров при средней аэродинамической хорде крыла 10,75 метра, а на высоте выравнивания 8 метров воздушная подушка была уже так плотна и устойчива, что летчик Ю.Куприянов неоднократно просил руководство разрешить бросить ручку управления, чтобы машина села сама.
Такая особенность аэродинамической схемы 14М1П позволила бы экраноплану СВВП-2500, средняя аэродинамическая хорда крыла которого достигала 250 метров, летать, используя эффект близости земли, на высотах 150-200 метров. На таких высотах можно было безопасно летать над штормовым морем и легко обходить возникавшие на пути препятствия, в том числе и корабли. Полученного уникального экспериментального материала было вполне достаточно для создания летающего варианта 14М1П, но это требовало кардинальных переделок машины.
На противолодочном ВВА-14 предполагалось использовать поисково-прицельную систему «Буревестник», обеспечивающую поиск подводных лодок, определение их координат и выдачу необходимых данных для применения оружия. Кроме этого, предусмотрели размещение на борту 144 радиогидроакустических буев и до 100 взрывных источников звука, поисковый аэромагнитометр «Бор-1». Для борьбы с подводными лодками в грузовом отсеке имелось различное вооружение, в том числе две авиационные торпеды или восемь авиационных мин ИГМД-500 или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250. Экипаж самолета состоял из трех человек: летчика (командира экипажа), штурмана и оператора.
Экспериментальный самолет ВВА-14 так и не осуществил вертикальный взлет и остался своеобразным памятником оригинальным конструкторским идеям, которые до конца не удалось реализовать. Испытания 14М1П, экранолета по терминологии Бартини, проводившиеся на акватории Таганрогского залива Азовского моря, в 1976 году были прекращены из-за загруженности ОКБ Г.М.Бериева другими работами... над летающими лодками А-40 и А-42.
Экранолёт 14М1П превратили в плавучую лабораторию. Затем его доставили водным путем в подмосковное Лыткарино, и в ожидании тяжелого вертолета он долго находился без присмотра на берегу, был частично разрушен и демонтирован вандалами. Затем разграбленную машину в 1987 году доставили на вертолете Ми-26 к своему последнему причалу — в Монинский музей ВВС, где он «доживает» отпущенный ему срок.
Известен также проект трехдвигательного транспортного самолета Т-14, основой которого стали технические решения, заложенные в 14М1П. Два двигателя, размещенные перед центропланом малого удлинения, использовались для создания воздушной подушки на взлетно-посадочных режимах. Третий ТРДД предназначался для крейсерского полета.
Параллельно с разработкой ВВА-14 по той же схеме в 1968 году сотрудники конструкторского бюро Бартини И.А.Берлин и В.А.Корчагин предложили проект корабельного самолета КОР-70. При виде сверху он напоминал ВВА-14, но имел фюзеляж с кабиной экипажа, отсеками подъемных двигателей и грузовым отсеком, допускавшим размещение поисково-спасательного оборудования, противолодочных буев, бомб и ракеты. В транспортном варианте этот отсек мог вмещать до двенадцати десантников или тонну груза.
По замыслам конструкторов самолет должен был взлетать, преимущественно с разбегом, с водной поверхности, а посадку осуществлять вертикально на палубу корабля. При необходимости КОР-70 мог взлетать и вертикально, но при этом существенно сокращался радиус его действия. Поскольку длина самолета не превышала 14,7 м (для сравнения: диаметр несущего винта самого распространенного палубного вертолета Ка-27 – 21,3 м), то для этого вполне хватало вертолетной площадки на любом корабле.
Самолет, проектировавшийся как многоцелевой и способный решать множество задач от противолодочной обороны до ледовой разведки, предполагалось оснастить четырьмя подъемными РД-36-35Ф с двумя подъемно-маршевыми двигателями АИ-25 с поворотными соплами. Для обеспечения необходимого запаса плавучести предназначались надувные поплавки, убиравшиеся в центроплан. Предусмотрели и возможность посадки на аэродром с пробегом, для чего поплавки, имевшие снизу жесткий каркас, можно было использовать в качестве лыж. Не исключалась и установка обычного шасси.
Несмотря на преимущество в дальности и грузоподъемности по сравнению с СВВП Як-38 у этого проекта один существенный недостаток – для спуска КОР-70 на воду требовалась стрела. КОР-70 так и остался проектом.
В бурном развитии отечественного боевого экранопланостроения в 1960-е – 1970-е годы концепция «составного крыла с поддувом» нашла свое дальнейшее развитие. ОКБ Бартини выиграло конкурс на создание тяжелых экранопланов Т-500, Т-2000.
Проектом "2500" предусматривалась средняя хорда крыла 250 м, что увеличивало высоту экранного полета до 150-200 м и делало сам полет безопасней, чем на более легких и низколетящих (до 5 м) экранопланахТолько смерть Бартини, а затем и "перестройка" в стране не позволила реализовать эти крупномасштабные проекты.
ВВА-14 был самолетом в полном смысле этого слова, но работа над ним инициировала исследования по аппаратам, движущимся вблизи поверхности раздела двух сред. В частности, в 1974 году Бартини предложил проект экраноплана «Т», аэродинамическое качество которого достигало 30. В гидроканале филиала ЦАГИ, расположенного на пересечении улиц Баумана и Радио в Москве, испытали модели двух его вариантов: военного и пассажирского. В последнем варианте каюты пассажиров размещались вдали от силовых установок в крыле и поплавках на его концах. Бартини считал этот проект весьма перспективным для полетов над океаном, но смерть конструктора в декабре 1974 года не позволила реализовать задуманное.
За несколько месяцев до своей кончины, Роберт Людвигович дал интервью корреспонденту журнала «Советский Союз», опубликованное под заголовком «Каким видит советский авиакоструктор Роберт ди Бартини будущее развитие транспорта». Отвечая на вопросы журналиста, Роберт Людвигович, в частности, сказал:
«Нужда в хороших дорогах, взлетно-посадочных полосах, судоходных реках и спокойном море снижает скорости транспортных средств, снижает их проходимость. Несмотря на рекорды гоночных автомобилей, колесо не в состоянии обеспечить устойчивое движение при скорости свыше 360 км/ч. На воде скорость судов также достигла предела, на ее пути встал гидравлический барьер; чем сильнее двигатели разгоняют корабль, тем больше сопротивление воды. У авиации свои проблемы. Развивая в воздухе сказочную быстроту, самолеты становятся на земле «рабами» взлетных и посадочных площадок…
Человечество, как известно, в нужный момент находит разумный выход. Появилась угроза энергетического кризиса – развилась и окрепла атомная энергетика; невыгодно стало перевозить нефть и газ – построили трансконтинентальные нефте- и газопроводы; возникла необходимость орбитальных полетов – создали ракеты. Решится и транспортная проблема. Можно сказать, уже решается. Имеются ввиду так называемый бесконтактный транспорт, наземный – экрановозы и экраноходы, морской – экранопланы, воздушный – экранолеты…"
На экранолете – самолете несколько измененной формы – часть двигателей, которые требуются и для горизонтального полета, размещается в носовой части. При взлете эти двигатели работают с небольшим наклоном, «отдувая» экранолет от земли, и аппарат «бежит» опираясь на мощную струю под собой. Такая машина может мягко взлететь с любой неровной площадки и не нуждается в оборудованной посадочной полосе…».
Но термин «экранолет», введенный Р.Л.Бартини в оборот свыше 30 лет назад, так и не прижился в нашей стране, и за рубежом. Причина этого достаточно субъективна и ее истоки лежат в отношении руководства отечественной авиационной промышленности и, прежде всего, П.В.Дементьева, долгие годы возглавлявшего эту отрасль и заявивший однажды, что экраноплан – это не самолет и пусть им занимается судостроительная промышленность. Благо, что в судостроении нашелся такой талантливый энтузиаст экранопланостроения, как Р.Е.Алексеев. Много лет спустя его ученики, пытаясь придать экранопланам международный статус транспортных средств, придумали международную классификацию судов этого типа, закрепив ее в морском регистре. Отныне экранолеты именуются как экранопланы класса «С».
В 1972 году отмечалось семидесятипятилетие Р.Л.Бартини. Подводился итог третьему этапу его жизни и работы, с выводами на дальнейшее. О прошлом, сказал Роберт Людовигович на одном из юбилейных мероприятий, сведения у нас довольно точные: известно, что было, что из этого было хорошо, а что плохо, где мы ошиблись, а где преуспели…
– Но, достоверно зная то, что было, мы над прошлым уже не властны. О будущем у нас есть всего лишь предположения, но только в будущем мы можем что-то предотвратить, а что-то вызвать к жизни. Можем сделать так, чтобы жизнь стала лучше.
Вот тебе раз! Было «неразрушимо звено…», а теперь прошлое можно сдать в архив, отделить его от настоящего и будущего. «Как это понимать? – журналист Игорь Чутко (книга «Красные самолёты») у Бартини. – Где здесь неочевидная истина?»
"Я как-то рассказал вам, – ответил Бартини, – о поразившей меня в детстве модели человеческой истории: про двадцать шагов и пятьсот тысяч шагов. Есть еще одна такая модель, новее и нагляднее. В одной из знаменитых европейских столиц стоит древний обелиск, шестидесятиметровая «Игла Клеопатры». И вот однажды космогонист Джине, автор популярной в недавнем прошлом гипотезы об образовании нашей планетной системы, подсчитал, что если все время существования жизни на земле изобразить в масштабе в виде этой иглы, а сверху положить мелкую монетку, английский пенни, то в том же масштабе толщина пенни изобразит время существования человека. А если на монету положить еще и почтовую марку, то ее толщина представит так называемый исторический период жизни человечества. Что же тогда остается на долю отдельного промелькнувшего на Земле создания или даже целых исторических глав, например инквизиции?
Это, понятно, говорит не о ничтожности инквизиции или, скажем, Возрождения, или императорского Рима, а только об их месте в череде минувших и предстоящих событий. Как и о нашем месте в череде поколений. Но пока мы живем, от нас зависит, станет ли обелиск выше".
Величайшим свойством человеческого гения академик Л.Д.Ландау считал способность понять то, чего мы уже не и силах вообразить.
«Каждый переделывает и изменяет самого себя в той мере, в какой он изменяет и переделывает весь комплекс взаимоотношений, в котором сам он является узлом, куда сходятся все нити». Эти слова А. Грамши журналист и друг Бартини Игорь Чутко нашел в бумагах Р.Л.Бартини...
– Не понятое вами остерегайтесь называть неосуществимым, – советовал Роберт Людвигович работавшим с ним конструкторам. – То, что вам представляется недостижимым, может оказаться легко достижимым для других. Я, например, не в силах подпрыгнуть на два метра, а для Валерия Брумеля это не задача.
Бартини сделал доклад в сентябре 1974 года, в котором он предложил авианосцы-экранолёты. На скоростях 600—700 км/час шел авианосец, так что самолёт мог садиться без гашения скорости. Когда Бартини сделал свой доклад, то Алексеев из Сормова отказался делать свой доклад, сославшись на то, что его доклад хуже. Первым, как рассказывал Вячеслав Колганов, Государственной комиссии был представлен проект Бартини, и после его выступления Ростислав Евгеньевич Алексеев отказался от доклада, посчитав, что проект Роберта Людвиговича превзошел все ожидания, поскольку наиболее полно удовлетворял условиям конкурса. Казалось, все складывалось хорошо, но произошло непредвиденное. Сначала ушел из жизни Бартини, а спустя десять лет и министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, покровительствовавший работам в области новой военной техники. Сменивший Устинова на этом посту С.Л. Соколов быстро свернул работы по экранопланам, фактически похоронив все результаты огромного труда многочисленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских коллективов.
Р.Л.Бартини ушел из жизни 6 декабря 1974 года. Конструктор красных самолетов Роберт Бартини умер стремительно, как и жил: встал из-за письменного стола, сделал несколько шагов и упал бездыханным.
Коммунистическая партия и правительство Советского Союза оценили его деятельность, наградив орденами Ленина и Октябрьской Революции. Внешне он, видимо, был доволен этим, но в душе – вряд ли, поскольку те же партия и правительства не позволяли конструктору «развернуться» в полную силу. И все же Бартини оставил заметный след, причем не только в авиастроении, но и в сердцах людей, с которыми ему пришлось работать в Москве, Новосибирске, Омске, Севастополе и Таганроге.
Бартини довелось построить четыре самолета, но технические решения, заложенные в них и в нереализованных им проектах, используются в авиастроении и по сей день. Роберт Людвигович оставил потомкам немало своих идей и в области экранопланостроения – одного из перспективнейших видов транспорта будущего.
Идея составного крыла, предложенная Робертом Людвиговичем Бартини, не угасла и по сей день. Когда в Советском Союзе началась перестройка и была провозглашена конверсия военной промышленности, в ОКБ им. П.О.Сухого под руководством его генерального конструктора М.П.Симонова было разработано предложение по созданию транспортного экраноплана С-90-200, выполненного по схеме, аналогичной ВВА-14 и способного перевозить до 25 тонн груза на расстояние до 8000 километров со скоростью 470 километров в час. По этой же схеме под руководством ученика Бартини В.В.Колганова построили легкий экраноплан ЭП-7 «Иволга», успешно прошедший испытания на Байкале.
На основе работ Роберто Бартини в ОКБ имени Бериева был создан проект сверхтяжелого транспортного самолета-амфибии. Самый крупный из проектируемых самолетов такого типа Бе-2500 «Нептун» задумывался как экранолет, то есть, должен был иметь возможность отрыва от аэродинамической подушки с переходом в самолетный режим.
Это – прямые потомки идей Роберта Людвиговича Бартини.
14 мая 1997 года, в день 100-летия со дня рождения конструктора, в фойе ОКБ ТАНТК им. Г.М.Бериева появилась мемориальная доска, посвященная Роберту Людвиговичу Бартини. А жильцы дома № 10 на Кутузовском проспекте в Москве, где он прожил последнюю четверть века, и не подозревали о столь знаменитом соседе...
Символично. что в день 100-летия конструктора в Таганроге был порезан на металл второй экземпляр уникальной машины ВВА-14. Совпадения, символы...
О.К.Антонов: «Все проекты Бартини в высшей степени оригинальны. Но нарочно к оригинальности он не стремился, она рождалась из его подхода к делу…»
Е.М.Жмулин, заместитель начальника ЦАГИ: «Важное значение имеет познание творческой лаборатории Р.Л.Биртини, „генератора идей“, создателя оригинальных машин, первооткрывателя новых явлений в природе».
И.Ф.Флоров, доктор технических наук: «Опережающий, революционный характер всей деятельности Роберта Людовиговича Бартини хорошо виден на Примере развития скоростной авиации, где его самолеты нередко на десятки лет опережали мировой уровень авиационной техники».
И.А.Берлин, бывший заместитель Р.Л.Бартини: «Он говорил, что ни в коем случае не следует спорить с заказчиком из-за технических требований к машине. Они не от легкой жизни придумываются, поэтому их не отвергать надо, а, наоборот, перевыполнять!»
А.Д.Алексеев, полярный летчик, в прошлом летчик-испытатель в ОКБ Р.Л.Бартини: «Он был из тех, кто ни на миг не терялся в неожиданно наступавших трудных обстоятельствах. По этому критерию, почему-то никакими инструкциями не предусмотренному, я проверял летчиков, служа в последние годы инспектором».
Н.В.Моравин, сварщик: «Приходим утром – а у него уже свет в окнах. Уходим вечером – а у него еще свет. По-другому не бывало. В цехе не с каждым поговорит, это невозможно, но на работу каждого посмотрит, если надо – вникнет. Обратиться к нему было очень просто… Столовая у нас была далеко, поэтому он велел для ночной смены накрывать столы в кабинете начальника цеха. Не думайте, что это мелочь! – у нас от нее на душе теплело…»
«В мельканье будней изменяешь бригантине,
Все реже волшебства алеют паруса…
Но вспоминаешь жизнь крылатую Бартини –
И обретаешь веру в чудеса!»
Не нужно строго судить эти стихотворные строки за их качество: автор – не профессиональный поэт, а один из руководителей завода, где после войны строились самолеты Роберта Людвиговича.
Бартини сделал доклад в сентябре 1974 года, в котором он предложил авианосцы-экранолёты. На скоростях 600—700 км/час шел авианосец, так что самолёт мог садиться без гашения скорости. Когда Бартини сделал свой доклад, то Алексеев из Сормова отказался делать свой доклад, сославшись на то, что его доклад хуже. Первым, как рассказывал Вячеслав Колганов, Государственной комиссии был представлен проект Бартини, и после его выступления Ростислав Евгеньевич Алексеев отказался от доклада, посчитав, что проект Роберта Людвиговича превзошел все ожидания, поскольку наиболее полно удовлетворял условиям конкурса. Казалось, все складывалось хорошо, но произошло непредвиденное. Сначала ушел из жизни Бартини, а спустя десять лет и министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, покровительствовавший работам в области новой военной техники. Сменивший Устинова на этом посту С.Л. Соколов быстро свернул работы по экранопланам, фактически похоронив все результаты огромного труда многочисленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских коллективов.
С раннего детства своим кумиром Бартини считал Леонардо да Винчи - умел писать и рисовать обеими руками. Оба итальянцы, оба не знали матерей, оба проектировали и строили уникальные машины, самолёты опережавшие время, оба несли современникам знания которым негде было научиться, при жизни не понятые и не признанные гении...
В 1976 году в Таганроге увидел свет второй внук Бартини, названный Робертом. Говорят, словно с внука был писан детский портрет деда.
Строго засекреченный Бартини фигурировал в документах под фамилией Дунаев. Поиск разгадки тайны конструктора Дунаева-Бартини привёл корреспондентов к Таисии Дмитриевой, долгое время являвшейся личным чертёжником-конструктором маршала Дмитрия Устинова, много лет занимавшегося вопросами оборонной промышленности, а затем ставшего министром обороны Советского Союза. Личному чертёжнику-конструктору, готовившему множество секретных материалов для маршала, доводилось общаться практически со всеми ведущими конструкторами оборонки страны периода сороковых — начала семидесятых годов XX века. http://ruskaljetopis.hr/info.p... "Роберт Бартини — человек другого измерения":
— Помню его самолёт (речь идёт о самолёте малой заметности, который Бартини разрабатывал по инициативе Тухачевского), — говорила Дмитриева. — В нём были непонятные узлы и агрегаты, назначения которых не понимали многие ведущие конструкторы, возглавлявшие прославленные КБ (конструкторские бюро). Для консультаций приглашались физики на уровне академиков. Конечно, всё было строго засекречено.
— А как выглядел самолёт? Вы его видели?
— Он был похож на ёлочную игрушку: весь сверкал и переливался какими-то загадочными, словно потусторонними отблесками. Будто волшебное зеркало.
По словам сотрудницы маршала Устинова, Дунаев-Бартини не отличался общительностью, хотя всегда был предельно корректен и вежлив. Никто не знал, есть ли у него семья, любимая женщина, дети, — засекреченный конструктор предпочитал не распространяться о личной жизни.
— Часто он ходил в тёмных очках, — вспоминала Дмитриева. — Тогда это было не принято, но Дунаеву разрешали. Говорили, у него какая-то редкая болезнь глаз, связанная со светобоязнью.
По словам Дмитриевой, действительно проводились испытания уникального самолёта, изобретённого Дунаевым-Бартини, но что-то пошло не так, и технику разобрали, а работы «заморозили».
— Устинов говорил, что Бартини был гений, — вздохнула Дмитриева. — Непонятый гений, очень-очень странный.
Отыскался и старый чекист Михаил Петрович Брагин, который носил погоны полковника и долгие годы проработал с маршалом Устиновым. Много повидавшего и испытавшего в жизни девяностолетнего старика некоторые считали давно выжившим из ума. Однако старый зубр помнил многие удивительные вещи. Правда, далеко не с каждым Брагин соглашался об этом говорить.
— Дунаев-Бартини? — высокий худой старик с сильными линзами очков недовольно пожевал бледными губам. — Помню. Не наш был человек!
— У него осталась семья, дети?
— Вам этого не нужно знать, — отрезал старый чекист. — Знаете, Бартини постоянно носил на галстуке какую-то штуку, вроде зажима с непонятным блестящим камушком. Хотите верьте, хотите нет, а это был самый настоящий магический кристалл! Однажды я протянул к нему руку и не смог больше сделать ни одного движения. А в голове началось чёрт знает что, и я забыл, что хотел сделать. Впечатление такое, словно ты — радиоприёмник и тебя гоняют со страшной скоростью с одной частоты на другую. А ты ничего не понимаешь из передаваемого станциями, которые вынужден принимать. А Бартини понимал!
Полковник по долгу службы интересовался Дунаевым-Бартини. Брагина поражало, что все стены своего рабочего кабинета практически не снимавший тёмных очков конструктор приказал выкрасить в ярко-красный цвет! Говорят, Бартини прекрасно видел в полной темноте и никогда не испытывая голода или жажды!
— По-моему, он ел просто из вежливости, — загадочно усмехнулся старый оперативник. — Хотя мы с ним несколько раз обедали вместе. Я его видел ещё в «шарашке». Сядет и часами сидит без движения, закрыв глаза. И не говорит ничего. Словно оттуда, — Брагин показал длинным пальцем куда-то вверх, — ему что-то говорят, а он должен внимательно слушать. А потом р-раз — и готово решение какой-нибудь сложнейшей проблемы, над которой бились чуть ли не годами. Кстати, свой таинственный камушек он сохранил и за колючей проволокой носил его там на шарфике.
— Сейчас таких людей называют «контактёрами».
— Не знаю, — покачал головой старый полковник. — Бартини мог предвидеть ход событий и иногда, словно в шутку, выдавал нам уникальные прогнозы на будущее. Не хочу их пересказывать, но все его пророчества сбылись с удивительной точностью. Даже после его кончины.
По словам старого сотрудника госбезопасности, во время испытаний самолёта действительно удалось достичь полного эффекта невидимости. Говорили, что это происходит за счёт уникальной зеркальной поверхности летательного аппарата. Дмитриева тоже упоминала о необычном внешнем виде самолёта Бартини. Конструктору удалось добиться изменения коэффициента преломления света, и самолёт исчезал. Но потом поверхность зеркал, покрывавших фюзеляж и крылья, потускнела, и эффект пропал. Такое официальное объяснение дала компетентная комиссия.
— Враньё! — заявил старый кагэбэшник. — Вы знаете о «филадельфийском эксперименте»?
В 1943 году, разрабатывая способы защиты американского военно-морского флота, в Филадельфии провели эксперимент под руководством Альберта Эйнштейна с эсминцем «Элдридж». Он исчез, как и самолёт Дунаева-Бартини, а потом появился. Эйнштейн после этого сказал, что не стоит искушать судьбу и пытаться манипулировать с пространством и временем. Неужели и у нас проводились подобные опыты?
— Думаю, наш конструктор загнал свой самолёт в другое измерение, а потом вернул, — понизил голос чекист. — Бартини очень интересовался проблемами многомерности и знал об эксперименте Эйнштейна не только из научной литературы. Сдаётся, вся его «итальянская» биография — сплошная липа!
— Но кому, как не вам, положено знать это точно?
— Эксперимент Бартини пошёл, как и в случае с «Элдриджем». Это сильно напугало руководство: никто не мог предугадать размеров возможной катастрофы при продолжении опытов и возможном сбое программы, а гарантировать стопроцентную безопасность может только Бог! Физики забили тревогу и проект немедленно прикрыли.
— Так кем же был загадочный Бартини?
— Если хотите, считайте меня сумасшедшим. Но я уверен: он или человек из другого измерения, или инопланетянин!
Ответ убеждённого реалиста из госбезопасности ошарашил. Но время неумолимо: участников тех давних событий уже не осталось в живых. Рыться в секретных бумагах никто не позволит, возможно, они ждут своего часа, когда замыслы Дунаева-Бартини с полной гарантией безопасности смогут воплотить в жизнь другие экспериментаторы и конструкторы. Тайна загадочного конструктора и его фантастического детища остаётся нераскрытой.
Коммунистическая партия и правительство Советского Союза оценили деятельность Бартини, наградив орденом Ленина в 1967 году, затем и орденом Октябрьской Революции, он стал лауреатом Ленинской премии. Внешне он, видимо, был доволен этим, но в душе — вряд ли, поскольку те же партия и правительство не позволяли конструктору «развернуться» в полную силу. Бартини оставил заметный след не только в авиастроении, но и в сердцах людей, с которыми ему пришлось работать в Москве, Новосибирске, Севастополе и Таганроге.
ов транспортных и патрульных экранопланов различного назначения, но, несмотря на достижения отечественной науки и промышленности, будущее экранопланостроения весьма туманно.
«Судьба Бартини, — говорил Сергей Владимирович Ильюшин, — позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта».
Еще долго будут будоражить умы ученых и исследователей его разработки в области теоретической физики.
Остается надеяться, что рано или поздно потомки отдадут по-настоящему должные почести выдающемуся Человеку ХХ века.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВНУКА БАРТИНИ — ОЛЕГА ГЭРОВИЧА[7]
Завещание для потомков
"В 1961 году конструктор представил проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой. Власти награждают Роберта орденом Ленина. Параллельно Бартини замыслил проект крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки. Чудо-машина позволила бы охватить транспортными операциями большую часть планеты - вечные льды и пустыни, моря и океаны. Но ВВА-14 не пошел в серию: не было налажено производство двигателей для вертикального взлета.
Бартини не успокаивается. В сентябре 1974 года он делает очередной сенсационный доклад: предлагает строить авианосцы на подводных крыльях, со скоростью 600-700 км/час - самолеты могли бы садиться на палубу без гашения скорости."
Не менее впечатляющими были труды неугомонного итальянца в физике и философии. Бартини создал уникальную теорию шестимерности пространства и времени. "Прошлое, настоящее и будущее - одно и то же, - говорил Бартини. - В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом".
Подобно тому, как Дмитрий Менделеев открыл периодическую таблицу элементов в химии, Бартини изобрел периодическую таблицу законов в физике.
- Знакомые физики по сию пору с благоговением трясут мне руку, - смеется Олег Бартини. - Для них я необыкновенный человек, ведь в моих жилах течет кровь Роберта. Они считают, что он опередил свое время как минимум на век. Когда люди дойдут до осознания его идей, это будет переворот в нашем представлении о жизни во Вселенной.
Считают, что Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите" образ Воланда писал с Роберта. Очень уж много схожих черт...
- Олег Гэрович, все признавали, что ваш дед был удивительно прозорливым человеком. Но, пострадав от режима, он свято верил в идеи социализма-коммунизма. Как это объяснить?
- Он отвечал так: "Я все это видел, но думал, что просто вижу что-то не так". Он был истинным коммунистом в лучшем смысле этого слова. Ведь идеи коммунизма - свобода, равенство, братство - сами по себе желанны всеми, просто их не сумели воплотить в жизнь.
- Некоторые исследователи биографии Бартини считают, что Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите" образ Воланда писал с Роберта. Очень уж много схожих черт...
- Могу утвердительно сказать одно: Михаил и Роберт были знакомы. А додумывать можно что угодно.
- Очень много таинственного вокруг завещания Бартини. Говорят, он просил все свои бумаги запаять в цинковый ящик и вскрыть его в 2197 году. Через 300 лет со дня своего рождения. Когда человечество созреет и сумеет воспользоваться его идеями...
- Все его завещание составило одну рукописную страницу, в нем есть фраза: "Извлеките из моей жизни урок". Умер дед 6 декабря 1974 года, в той самой квартире на Кутузовском. Здоровье его было подорвано заключением и тремя инфарктами. Первый раз сердце дало сбой в 1959 году, когда мой отец Гэро погиб на Памире во время схода лавины - он увлекался альпинизмом.
Деда нашли в пустой квартире среди гор чертежей и набросков. Но, конечно, ни о каком цинковом ящике в Стране Советов не могло быть и речи. Была создана комиссия по изучению наследства Бартини. Три с половиной месяца особисты первого отдела Минавиапрома изучали каждую бумажку. Изъяли все, что не должно было появиться в свободном доступе. Я случайно увидел одну бумагу - письмо Брежневу, деду не нравилось, как обстоят дела в нашей авиации. Это посчитали крамолой, и письмо изъяли. Подобных бумаг набралось на несколько коробов. Где сейчас они хранятся: может, на Лубянке, а может, в спецхране..."[4]
https://rg.ru/2015/04/17/rodin... Конструктор и философ Бартини Российская газета
P/S: В семье внука Бартини подрастает парнишка по имени Роберто - правнук ВЕЛИКОГО МАСТЕРА... Жизнь и история славного рода Бартини продолжается!!!
ГЕНИЙ НЕ ОТ МИРА СЕГО...
Многие, кому довелось общаться с Роберто Орос ди Бартини, за его неординарное мышление и гигантский интеллект считали, что он не от "Мира сего"; либо он пришелец из параллельных миров...
В доказательство приводились случаи, когда барон отвечал на вопрос раньше, чем его успевали ему задать.
Его уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения, получившая название "мир Бартини", вызвала шквал противоречивых мнений в научном мире.
С Бартини связано появление новой физической величины измерения "Барт", в которых исчисляется возможная мощность места перехода в параллельные миры.
Согласно этой, до сих пор никем не опровергнутой и не доказанной гипотезе Бартини, слева и справа от временной линии нашего мира расположены такие же линии альтернативных миров.
С минимальными энергетическими затратами может быть осуществлен переход в параллельный мир в зоне разломов земной коры или в горных пещерах. В подтверждение этого, можно привести мансийских шаманов, которые строго охраняют такой портал, который находится на севере Свердловской области, у берега реки Вижай и, используется ими якобы для получения предсказаний из параллельных миров.
До сих пор не оценена по достоинству, созданная им таблица физических эффектов, размещающая в себе все открытые законы физики и позволяющая генерировать их для незаполненных еще клеток.
Его работы в области физики и космологии позволили определить ряд основополагающих констант в форме математических зависимостей, обеспечивающих высокую точность теоретических прогнозов некоторых явлений в физике и космологии, и которые подтверждаются в современных экспериментальных исследованиях многих физиков мира.
Экзотерические мысли Бартини перекликались с древнейшим учением Дзогчен, сохранившимся в Тибете, которое утверждает, что после физической смерти душа человека растворяется в радужном свете, переходя в нематериальное состояние.
"Прошлое, настоящее и будущее - одно и то же, - говорил Бартини. - В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом".
Квинтэссенцию его философии можно выразить его фразой:
"Есть Мир, необозримо разнообразный во времени и пространстве, и есть Я, исчезающе малая частица этого Мира. Появившись на мгновение на вечной арене бытия, она старается понять, что есть Мир и что есть сознание, включающее в себя всю Вселенную".
Своими работами над невидимым самолетом, он фактически по-новому осмыслил древнеиндийский манускрипт "Вайманика шастра" 2-го тысячелетия до н.э. в котором описывается процесс по созданию летательных аппаратов - "виманов"...
Отец Российской космонавтики Сергей Королев, работавший в шарашке ЦКБ-29 под руководством Бартини, всю жизнь считал Бартини своим учителем, который много внес в создание теоретических основ советской космической программы.
Генеральный конструктор самолетной корпорации Олег Антонов: дал такую оценку этому самородку:
"Бартини был богат, безмерно богат идеями и поэтому щедр. Его идеи намного опережали свое время, и поэтому лишь часть из них воплотилась в металл, в самолеты. Но и то, что не воплотилось в металл, сыграло положительную роль катализатора прогресса нашей авиатехники. Это был простой, скромный человек, не отступивший ни на йоту от своей данной в молодости клятвы - чтобы красные самолеты летали быстрее черных".
БУЛГАКОВ И БАРТИНИ
"Самая большая загадка -чистый лист бумаги..."
Р.Бартини
Булгаков и Бартини были знакомы и много общались...
Булгакова настолько поразила необычная внешность средиземноморца Бартини, что его характерные черты Читатель без труда найдёт в описании Воланда в романе "Мастер и Маргарита"...
"...Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.....
Рот какой‑то кривой. Выбрит гладко. Брюнет...
...Брови черные, но одна выше другой.Словом иностранец.
...разные глаза, брови!..
Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо (берет - любимый головной убор Роберта прим.Ходанов), под мышкой нес трость с черным набалдашником...Одним словом - иностранец...
"...О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор..."
Существует версия, что Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" использовал конструкторские проекты Бартини. Так, например, Маргарита парит над морем на летающей лодке. А директор варьете Римский, размышляя о том, как мог Степа Лиходеев оказаться в Ялте, представил аэроплан, летающий со скоростью 600 км/час - как раз такой самолет в 1932 году начал проектировать Бартини.
Известно, что Бартини был одержим поиском единого решения проблемы времени и пространства. Он был сторонником отсутствия таких категорий, как прошлое, настоящее и будущее, и полагал, что это одно и то же. Вспомним у Булгакова, как Коровьев "растворился в воздухе", приоткрыв при этом технологию данного чуда: "Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов".
В 30-е годы Бартини вёл в Москве кружёк, который посещали известные советские писатели Александр Грин, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений Шварц, Михаил Булгаков, Ильф и Петров. Своеобразный клуб по интересам - рассуждали о бренности человеческого бытия, пятом измерении, о трёхмерности времени...Рассказывают, что на занятиях кружка Бартини "подарил" Ильфу и Петрову сюжет "Двенадцати стульев" и подсказал образ Великого Комбинатора...
АВТОРИТЕТ БАРТИНИ
Известный авиаконструктор, любимец Сталина Александр Яковлев однажды сказал: "Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини - вот и поручим проблему ему! Уж если он ее не решит, значит, она принципиально нерешаема..."
ФИЛОСОФ
Как-то Бартини спросил у будущего генерального конструктора ОКБ "Сухой" Михаила Симонова, может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперед другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: "А если бежать наперерез?!"
"Биография каждого существа охватывает историю всей Вселенной"
"Каждый из нас - звено цепи, которая существует очень-очень давно..."
Киноповесть Бартини "Цепь"
"Не понятое Вами остерегайтесь называть несуществующим"
О времени:
"Прошлое, настоящее и будущее - одно и то же.
В этом смысле время похоже на дорогу:
Она не исчезнет после того,
как мы прошли по ней,
и не возникает сию секунду,
открываясь за поворотом."
ФАНТАЗЕР
Некоторые сослуживцы Бартини утверждают, что он не умел делать элементарных математических расчетов в своих проектах. Зато сядет за стол, часа на два-три погрузится в какие-то свои мысли, словно медитируя, а потом встанет и начинает рисовать самолеты.
ЖИЗНЕЛЮБ
Какое Бартини оставил после себя потомство, в точности неизвестно. Въехал в СССР он с гражданской женой словенкой Ольгой Лукашевич. Потом была Елизавета Шведская в Москве - бабушка Олега Гэровича. В Таганроге у него появилась еще одна семья, там сейчас проживает его второй сын Владимир.
ХУДОЖНИК
ЛИТЕРАТОР
"Что для тебя все эти строки значат
Что для тебя незримая краса
Когда на белом одеяле кровью мажут
Когда горит последняя свеча
Когда стучит и бьется сердце
И знаешь ты она еще жива
Когда болит и ноет тело
И страх от одиночества когда
Зачем же мучать и стараться к счастью
Припасть обветшими губами
Когда твою разорваную душу
Растопчат грубо сапогами..."
Р.Л. Бартини
После смерти Бартини был обнаружен его автобиографический киносценарий на 300 машинописных страниц в трех экземплярах под названием "Цепь". И хотя с литературной точки зрения специалисты признали его сырым, написан он весьма профессионально.
Заканчивается он такими словами:
" В пылающем зареве бесчисленных звёзд
У высоких вершин,
Покрытых девственным снегом
Горячее лоно земли родит нового человека
Родных братьев моих.
Тогда пройдут века
В серебряном тумане забвенья.
Никто больше не помнит даже имя мое.
ТОГДА Я ВЕРНУСЬ."
ФИЗИК-ТЕОРЕТИК, МАТЕМАТИК, АСТРОНОМ, ХИМИК, ТЕЛЕПАТ,ТЕЛЕПАТ - И ЭТО ВСЁ О НЁМ...
За 50 лет работы на Россию, от так и не получил официального признания, что он русский. Он всем объяснял, что за полвека 'итальянские' клетки десятки раз сменились на "русские":
"У меня ничего не осталось от оливок, я вырос на русской картошке!"
На этом основании Бартини пытался исправить в документах пятый пункт.
Душа Бартини понимала, что службы ОГПУ это временно, а Россия - это совершенно иное - Россия это Вечное...
Итальянский поэт барон Роберто Орос ди Бартини был настоящим патриотом России.
Очень жаль, что в России до сих пор не создан памятник такому выдающемуся конструктору.
Живя в центре Москвы, Бартини любил навещать веранду ресторанчика при Северном речном вокзале, где любил в одиночестве не спеша употребить сто пятьдесят граммов.
А потом долго смотреть на массив бараков бывшего Химлага в Тушино и на зеркальную гладь Химкинского водохранилища, над созданием которого трудились тысячи виновных и невиновных, таких же как он, заключенных...
Своими работами над невидимым самолетом, он фактически по-новому осмыслил древнеиндийский манускрипт "Вайманика шастра" 2-го тысячелетия до н.э. по созданию летательных аппаратов "виманов", способных делаться невидимыми...
Отец Российской космонавтики Сергей Королев, который много внес в создание теоретических основ советской космической программы, работавший в отделе ОБО-30 и шарашке ЦКБ-29 под руководством Бартини, всю жизнь считал Бартини своим учителем.
Своим учителем и наставником называет Бартини главный конструктор уникальной машины Бе-200 Геннадий Сергеевич Панатов (генеральный конструктор ОКБ ТАНТК им. Г.М.Бериева 1990-2002 г.г., с 2002 года — советник председателя Совета директоров ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» по науке. )
Генеральный конструктор самолетной корпорации Олег Антонов: дал такую оценку этому самородку:
"Бартини был богат, безмерно богат идеями и поэтому щедр. Его идеи намного опережали свое время, и поэтому лишь часть из них воплотилась в металл, в самолеты. Но и то, что не воплотилось в металл, сыграло положительную роль катализатора прогресса нашей авиатехники. Это был простой, скромный человек, не отступивший ни на йоту от своей данной в молодости клятвы - «чтобы красные самолеты летали быстрее черных".
http://samlib.ru/s/simonenkow_w_i/rekwiemstalinskimsharashkam.shtml
Из статьи И.Трифонова "Гипотеза Роберто Ороса ди Бартини" http://www.science-techno.ru/n...
В течение всей жизни его интересовали не только проблемы аэродинамики и конструирования авиационной техники, но и проблемы физики, философии, теории познания, проблемы космологии и мироздания. В 40-х и 50-х годах Бартини активно работал над вопросами пространственно-временной размерности Вселенной, пытался разрешить противоречия теории относительности, предложил так называемую кинематическую систему координат, на ее основе построил таблицу размерностей физических величин, в каком-то смысле аналог таблицы Менделеева в области физики. В обсуждаемой здесь статье Бартини излагает свои воззрения на число измерений пространства-времени нашей Вселенной.
Рукопись статьи «Некоторые соотношения между физическими константами» была направлена Бартини в ноябре 1950 года президенту АН СССР С.И. Вавилову. Статья, по-видимому, интереса не вызвала, и после длительного перерыва автор послал рукопись статьи в «Журнал теоретической и экспериментальной физики» с целью ее опубликования. В соответствии с существующими правилами рукопись никому не известного автора была направлена на отзыв нескольким рецензентам, в том числе и так называемому «черному» рецензенту, чье мнение имело для редакции наибольший вес, но имя его автор не должен был знать. Этот аноним написал следующее: «Предполагаемая статья напоминает мне рекламу мази, которая в равной степени придает блеск ботинкам и способствует ращению волос …». На этом фоне отзывы типа «Я этого не понял — значит не поймет никто…» выглядели совершенно невинно. Конечно, рукопись редакцией была отвергнута, после чего к решению проблемы был привлечен академик Н.Н. Боголюбов. Последний порекомендовал Бартини послать статью в журнал «Ядерная физика» и попросил написать рецензию для журнала физика С.С. Герштейна, впоследствии академика РАН, доброжелательно настроенного по отношению к автору статьи. После того как, несмотря на положительную рецензию, статья снова не была опубликована, появилась идея опубликовать ее в журнале «Доклады АН СССР» по представлению академика. По существующим правилам рукопись, представленная в редакцию действительным членом Академии Наук, публиковалась автоматически, без рецензирования. По каким-то причинам Н.Н. Боголюбов не стал сам представлять статью и попросил сделать это физика Бруно Понтекорво, недавно избранного действительным членом АН СССР. Понтекорво представил рукопись Бартини редакции 23 апреля 1965 года, и она, наконец, была опубликована.
Центральным моментом статьи является гипотеза о шестимерности пространства-времени Вселенной.
Нужно отметить, что статья читается очень тяжело. Для изложения материала статьи Бартини избрал весьма необычный стиль — предельно сжатый, не дающий читателю понять нить рассуждений автора. Статья начинается следующей фразой: «Рассмотрим некоторый тотальный и, следовательно, уникальный экземпляр А. …». С.С. Герштейн, автор одной из рецензий, замечает по этому поводу в своих воспоминаниях о Бартини: «После долгих раздумий я, наконец, понял, что имеется в виду наша Вселенная…». Как мог воспринять такое начало статьи рядовой читатель журнала, обычный научный сотрудник?
Несмотря на все вопросы по статье и претензии к форме изложения материала, нельзя не признать очевидное: Р.Л. Бартини предложил оригинальную гипотезу димензиального (по числу размерностей) строения Вселенной, теоретически ее обосновал и фактически довел гипотезу до физического эксперимента, коим является выявление аналитической связи между физическими константами.
Более сорока лет димензиальная гипотеза Бартини находилась в забвении, и только в последние годы интерес к научному наследию Бартини в России стал расти. В 2009 году был издан сборник «Мир Бартини», в который вошли некоторые работы Бартини по философии и теоретической физике. Новосибирское издательств готовит издало в 2010 году книгу «Авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини». В книгу вошли все работы Бартини, как опубликованные, так и не опубликованные, воспоминания о нем друзей и сотрудников.
Приведет ли рост интереса к наследию Бартини к возобновлению работы над его гипотезой? Трудно сказать, ведь сегодня нет специалистов с таким уровнем знаний и талантом, какие были у Бартини. Внимательное чтение работ Бартини по философии и теоретической физике, знакомство с его деятельностью как авиаконструктора, его личные качества наводят на мысль о чрезвычайной одаренности этого человека, далеко выходящей за обыденные рамки. Люди масштаба Роберто Ороса ди Бартини появляются на нашей планете очень нечасто, возможно, далеко не каждое столетие. Кроме того, идеи Бартини — это советские, российские идеи, а Запад очень ревниво относится к вопросам приоритета в науке, технике, спорте и др., поэтому вряд ли западные физики станут ими заниматься. Скорее всего, к идеям Р.Л. Бартини вернется именно российская наука, если она не деградирует окончательно...
P/S: многие Уважаемые Авторы [1], [2], [3] ищут и находят в образе Роберто Ороса Бартини некого «Воланда» от авиации, а моё знакомство с судьбой и творчеством этого ВЕЛИКОГО И ГЕНИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА И СОЗИДАТЕЛЯ прочно связалось в моём сознании с образом ВЕЛИКОГО РУССКОГО МАСТЕРА ИТАЛЬЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ — СОЗДАТЕЛЯ КРАСНЫХ САМОЛЁТОВ И БОРЦА ЗА ТОРЖЕСТВО СВЕТЛЫХ СИЛ НАД ЧЁРНЫМИ!
РОССИЯ - НЕ ПРОСТО СТРАНА, РОССИЯ — ЭТО МНОГОГРАННАЯ, МНОГОЦВЕТНАЯ И ЯРКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, В КОТОРОЙ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК С ПОЗИТИВНЫМ НАСТРОЕМ МОЖЕТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ РАСКРЫТЬСЯ И НАЙТИ В НЕЙ ДОСТОЙНОЕ ДЕЛО И СУДЬБУ, ОСТАВЛЯЯ НА ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ЗЕМЛЕ, ЗАРАБОТАННЫЙ ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ И СВОЕГО ТРУДА, ДОСТОЙНЫЙ СЛЕД !!!
Вот и сейчас, в наше неспокойное время всем нам в нашей России очень важно , несмотря на весь вселенский вой, поднятый нашими "доброжелателями" и "партнёрами", поднять голову и сказав себе по Бартиниевски: "ВЫШЕ ГОЛОВУ! ЭТО ВСЁ ТАКАЯ МЕЛОЧЬ!... ЗАЧЕМ РАССТРАИВАТЬСЯ!...» ДВИГАТЬСЯ СПОКОЙНО И УВЕРЕННО ВПЕРЁД И ВВЕРХ!!! СОБАКИ ЛАЮТ, А КАРАВАН ИДЁТ! НАМ ОЧЕНЬ ВАЖНО БОЛЬШЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ!!!
Это была завершающая часть материала о гениальном советском конструкторе самолётов Р.Л.Бартини
1 часть см. https://cont.ws/829640 Роберто Бартини-конструктор красных самолётов. Юность Мастера
2 часть см. https://cont.ws/830039 Роберто Бартини-конструктор красных самолётов. Самолёты Бартини
Уважаемые Читатели! Подписывайтесь на журнал «Созидатели». Журнал посвящён выдающимся людям России - интеллектуальной и нравственной элите общества.
CПИСОК ССЫЛОК
1) Книга Игорь Чутко "Красные самолёты" https://royallib.com/book/chut...
2) Авиаконструктор Бартини http://va-sk.ru/new_art/1118-a...
3) Тайна Воланда http://svitk.ru/004_book_book/...
4) https://rg.ru/2015/04/17/rodin... Конструктор и философ Бартини "Российская газета"
5) статья И.Трифонова "Гипотеза Роберто Ороса ди Бартини" http://www.science-techno.ru/n...
6) https://cont.ws/@vik606060/325...
7)http://fanread.ru/book/1115858... Великий Бартини «Воланд» советской авиации Якубович Николай Васильевич
Оценили 268 человек
550 кармы