• РЕГИСТРАЦИЯ

Лекарство против осуждения

37 3484

                                                                               Митрополит Лимасольский Афанасий

Рассмотрим 45-ю главу сочинения святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в которой говорится об осуждении ближнего.

Осуждение – очень приятное для нас занятие. Однако нужно со вниманием отнестись к этой проблеме, потому что осуждение – это проявление нашего эгоизма. Если мы беспощадно и строго судим наших братьев, значит, мы преисполнены эгоизма, и нам необходимо провести серьезную духовную работу. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). В Священном Писании много раз говорится об осуждении, а также и святые отцы всегда предостерегали об опасности осуждения.

Вот что говорит святой Никодим Святогорец об осуждении: «От самолюбия и самомнения порождается в нас другое некое зло, причиняющее нам вред, а именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что не ставим, презираем и унижаем его при случае. Этот злой навык, происходя от гордости, ею питается и взращивается, ибо гордыня после всякого осуждения увеличивается, по причине сопутствующего сему действию самоуслаждения».

~ Осуждение приводит к отдалению человека от Бога ~

Гордыня – мать осуждения. Поскольку гордыня – это эгоизм, а эгоизм – это концентрация зла в нас, то осуждение приводит к отдалению человека от Бога и вызывает множество искушений. Осуждение разрушает человека.

Однажды отец Ефрем Катунакский рассказывал нам, как некий монах, проживавший тогда с ним в скиту Катунаки, чтобы немного разбавить монотонность пустынного жительства, перед вечерней и утренней службой звенел маленькими колокольчиками, подобно тому как звонят к службам в монастырях. Другой же брат-пустынник, живший напротив, слыша звон колокольчиков, стал осуждать своего брата. Тогда первый монах, увидя душу своего брата, отпавшую от благодати Божией из-за осуждения, очень опечалился. Действительно, осуждение прогоняет от нас Божественную благодать и Божественное попечение о нас. Осуждение начинается с гордыни, а гордыня есть не что иное, как отсутствие любви. Горделивый человек не любит своего ближнего. И когда мы осуждаем наших братьев, это значит, что мы их не любим. Если бы мы любили нашего брата, мы бы его не осуждали. Даже если бы ясно видели некий недостаток у ближнего, мы нашли бы для него оправдание и покрыли его. Сам Христос, будучи на Кресте и готовясь предать свою душу Господу, думал о Своих распинателях. Он не говорил о них плохо и не осуждал, наоборот: «Оставь им, Господи, ибо не знают, что делают» (ср. Лк. 23, 34) – Он их оправдывал.

Побивание камнями Св. Стефана

Также и первый мученик Стефан, протодиакон, будучи уже на последнем издыхании после избивания камнями от евреев, сказал: «Отче, оставь им. Не полагай им этого во грех» (ср. Деян. 7, 60). Святой Стефан заботился, чтобы люди не имели греха перед Господом. Такое поведение святых свидетельствует об их любви к ближнему. Ведь Иисус Христос есть настоящая любовь, есть образец жизни и совершенства для нас. Святые угодники Божии не осуждали даже дьявола.

Старец Паисий говорил: недостаточно мне отправиться в ад за мои грехи. Я отправлюсь в ад, потому что своей грешной жизнью искушаю других людей, потому что провоцирую и самого дьявола. Ведь если бы я не давал ему повода, он бы меня не искушал, и мои падения не стали бы причиной падения этого несчастного. Т.е. он считал себя виновным в грехе дьявола, что дьявол ему докучал и вводил его в грех, и из-за него дьявол еще больше грешил.

~ Святые никогда не осуждали, потому что имели великую любовь ~

Святые никогда не осуждали, не потому, что внимательно следили за собой, но потому, что имели великую любовь. Как мать, которая, что бы ни совершили ее дети, никогда их не осудит, но будет оправдывать. Помню, как-то ко мне пришла мать одного проблемного ребенка, совершившего очень скверные поступки, почти преступления, пришла и говорила мне про него, плача и оправдывая его: «Отче, я ведь его мать, я не могу его оставить». И действительно, мать не может отвергнуть своего ребенка, не может его осудить, потому что она мать и любит его. Вот и мы должны иметь такую материнскую любовь к нашим ближним и никого не осуждать.

Когда мы замечаем, что осуждаем ближнего, мы должны понять, что страдаем от духовной незрелости. Мы не стали еще духовными людьми и поэтому легко отвергаем и осуждаем других людей.

Еще преподобный Никодим Святогорец говорит: «Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие». Мы высоко о себе думаем. Нам кажется, что мы лишены тех недостатков, которые есть у наших ближних. Например, человек осуждает алкоголика и говорит про него разные гадости, считая себя выше, потому что в нем нет этой страсти. Да, возможно, ты не алкоголик, который злоупотребляет спиртным, но ты алкоголик в других своих страстях и грехах, которые, может, еще хуже этого. Ведь тот, кто имеет о себе высокое представление, виновен пред Богом. Человек, который осознаёт свои многочисленные недостатки, никогда не будет осуждать ближнего. И наоборот, тот, кто думает, что он чист, легко станет осуждать ближнего, думая, что он свободен от конкретного греха. По логике, он как бы чист, но с духовной точки зрения – нет. Это преступление Божиих заповедей.

На самом деле всё это работа врага человеческого, как пишет святой Никодим Святогорец: «А тут еще и всезлобный враг наш, видя в нас такое недоброе расположение, бодренно стоит близ и, открывая очи наши, научает зорко смотреть за тем, что делают и говорят другие…». Это замечание святого Никодима очень точно отражает нашу реальность. Есть люди, а часто и мы сами оказываемся среди них, которые постоянно замечают недостатки других. Они как муха, которая летает и ищет нечистоты. Но святой старец Паисий говорил, что «нам необходимо иметь внутри себя фабрику по производству добрых помыслов», т.е. наш ум должен производить благие мысли. Потому что когда наш ум производит злые помыслы, тогда внутри нас все искривляется, страдает наша душа, наше сердце, наши глаза и все, что есть в нас.

~ Видение своих грехов и слабостей помогает нам избежать осуждения ~

Как же человеку научиться производить добрые помыслы? Прежде всего, человеку необходимо сесть и подумать: «Господи, сколько у меня грехов!» Помню, как в разговорах с братией иногда заходила речь о каком-нибудь человеке, тогда блаженной памяти старец Иосиф Ватопедский нам говорил: «Братья, разве нам недостаточно своих грехов? Будем теперь заниматься чужими? Нам нужно оплакивать свои грехи, а не заниматься грехами брата». Святые видели себя великими грешниками. Видение своих грехов и своих слабостей помогает нам избежать осуждения, чтобы наша душа, наш ум, наше сердце приземлились на аэродроме смирения Господа нашего Иисуса Христа, Который вложит в нас прекрасные помыслы.

Прежде всего, необходимо осознать, что у каждого из нас множество грехов. Возможно, наши грехи отличаются от грехов ближнего, которого мы осуждаем, однако это не имеет никакого значения. Важно только то, что и мы грешны перед Богом, и некоторые наши грехи намного хуже грехов ближнего. А также бывают случаи, когда брат наш хоть и совершил грех, но раскаялся в нем. Мы же, осуждая, не раскаиваемся и тем самым грешим еще больше.

Затем, почувствовав глубину своего падения и осознав свою греховность, мы сильно огорчаемся. Начав печалиться о своих грехах, мы прибегаем к молитве, и начинается духовный труд. Тогда уже отпадает всякое желание открывать уста против ближнего. Ведь, осуждая его, по сути, мы осуждаем самих себя и прогоняем от себя благодать Божию.

Святой Никодим Святогорец

Далее святой Никодим говорит, что, когда ты намереваешься осудить, необходимо вспомнить, «что тебе не дано на то власти и что, присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда…». Получается, у нас даже нет права на суд, а тем более на осуждение, потому что власть суда может иметь единственный справедливый Судья – это наш Господь, ведь только Ему ведомо, как на самом деле обстоят дела. Мы же смотрим на вещи с внешней стороны. Например, видим гневающегося человека, который кричит и машет руками, но мы не видим причин, почему он так себя ведет. Мы не знаем, где он родился, в каких условиях вырос, какая у него наследственность и что у него в душе. А также мы не можем знать о его последующем покаянии. Как говорил старец Паисий: человек, который мог совершить 20 преступлений, но совершил лишь 19, сделал шаг вперед. И наоборот, святой человек, имевший возможность совершить 20 чудес, но совершивший 19, в глазах Божиих выглядит менее приятным, хоть для людей его 19 чудес и имеют великую ценность. Посему суд Божий и человеческий имеют различие. Вот Господь и говорит нам в Евангелии: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24). Наш суд должен быть праведным, а он у нас таковым не является.

Вы скажете, что бывают случаи, когда мы вынуждены судить. Да, это так. Суд или суждение – это умственный процесс. Хотим мы или нет, но мы имеем свое суждение о других людях или вещах, однако необходимо следить, чтобы суждение не переходило в осуждение. Например, подходит к нам человек и предлагает купить у него наркотики. Мы, имея отрицательное отношение к наркотикам, отказываемся. То, что я отказался, означает, что для меня это неприемлемо. Такое рассуждение нам необходимо. Другое дело, когда я начну осуждать человека, предлагающего наркотики, называя его негодяем и т.п. Это уже осуждение. Суждение без страсти и без злобы нам на пользу. Чтобы понять, что одно плохо, а другое хорошо, я должен рассудить. Суждение – это природное свойство разума, такой критерий, который помогает нам отличить правильное от неправильного.

Далее святой Никодим Святогорец говорит: «Очень сильное к тому средство есть не выпускать из ума памятования о своей худости, своих нечистых и злых страстях и делах…», которые столь многочисленны и скрыты, что для того, чтобы их узнать и исцелить, не хватит целой жизни. Не говоря уже о том, чтобы оставалось время разглядывать грехи ближнего.

~ Человек, имеющий страсть, видит эту страсть во всех людях ~

Ещё святой Никодим говорит: «Когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их». Человек, имеющий страсть, видит эту страсть во всех людях. Как говорили древние греки: «Не суди всех по себе». Например, у человека есть страсть к воровству, и он, заходя в помещение, начинает осматриваться и примечать разные вещи. Так, завидя другого человека, имеющего похожую манеру, он скажет, что тот вор. Поскольку он сам вор, то и других начинает подозревать в том же самом. Или некий похотливый человек, увидев двух людей, которые общаются и радуются, подумает про них какую-нибудь пошлость. У людей святых совсем иной взгляд. Даже, видя злые дела, ум их не замечал плохого. Вспомните эпизод из жития блаженного старца Иакова Эвбейского, нашего современника, когда он, встретив на улице целующихся юношу и девушку, сказал, что, наверное, это брат с сестрой. Его ум не мог помыслить ничего другого, потому что это был чистый человек. Это то, о чем говорил Христос: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» (Лк. 11, 34). Поэтому Церковь нас учит избегать смотреть на дурное, ведь тем самым мы портим наше зрение и уже видим своего ближнего через призму зла. Мы смотрим на ближнего телесными, страстными очами. Тогда как очи святых были святы и чисты и, даже видя нечистое, не замечали его.

«Ты будешь оружие, которым злой помысл внушает тебе поразить другого, обращать на самого себя, и вместо уранения брата пластырь будешь налагать на раны собственные», – пишет преподобный Никодим. Злой помысел, который побуждает тебя осуждать, унижать и отталкивать своего брата, нужно обратить против самого себя и сказать, что это я сам причина всякого зла, и мне надобно обратить взор на свои грехи и падения, чтобы умалить себя и предстать перед Богом.

~ Часто нам тяжело похвалить ближнего. Гораздо легче отпустить парочку унизительных фраз ~

«Потому, – говорит святой Никодим, – стой всегда со страхом и трепетом, боясь более за самого себя, чем за другого кого. И будь уверен, что всякое доброе слово о ближнем и радость о нем суть в тебе плод и действие Святого Духа, как, напротив, всякое о нем худое слово и презрительное его осуждение происходят от твоего злонравия и диавольского тебе внушения». Очень хороший секрет нам подсказал святой Никодим – научиться говорить хорошее о наших ближних. Когда нас спрашивают о других, мы должны говорить только хорошее, даже если немного и преувеличим. Тот, кто восхваляет своего брата, обладает великой добродетелью. В Патерике есть замечательный рассказ, как однажды к некому старцу пришли паломники и говорят: «Мы ищем авву Пимена». А старец этот был великим подвижником. Он стал нахваливать авву Пимена, говоря, что им обязательно надо с ним встретиться и что, когда они его увидят, то пусть попросят его помолиться и о нем. Когда паломники встретились с аввой Пименом, то сказали ему: «Авва, прежде чем тебя найти, мы зашли к одному старцу, проживающему тут неподалеку, и он нам сказал много добрых слов о тебе». Тогда авва улыбнулся и ответил: «Восхваляющий брата своего становится выше восхваляемого». К сожалению, в жизни часто нам тяжело похвалить ближнего. Гораздо легче отпустить парочку унизительных фраз. Или можем сказать: ну ладно, да, он хороший, но… и начнем рассказывать, почему «но». Святые люди поступали иначе – они восхваляли своих братьев. Старец Паисий был очень ярким тому примером, он всегда хвалил людей, даже тех монахов, которые были не самыми лучшими примерами монашеской жизни. Старец Паисий всегда находил одну-две причины, чтобы их похвалить, оправдать и сказать им доброе слово.

Когда ты научишься хвалить ближнего, потихоньку привыкнешь иметь добрые помыслы о людях. Этот навык – лекарство против осуждения, поэтому полезно ему научиться и всегда его применять. Есть люди, которым удалось преуспеть в этой добродетели. Помню, в школе у нас был учитель, отец Диоген, который преподавал нам Закон Божий. Этот учитель говорил о всех людях в превосходной степени. Когда у него спрашивали: «Батюшка, а этот человек хороший?» – он отвечал: «Очень хороший!» – «Но, батюшка, вы всегда так говорите». – «Нет, правда, это очень-очень хороший человек». – «Нет, батюшка, я вам не верю, вы про всех так говорите». – «Поверьте мне, это прекрасный человек». И действительно, сам отец Диоген был очень-очень хорошим человеком. Именно потому, что он сам был хорошим, он видел хорошими и остальных. Я никогда не слышал от него дурного слова о других людях. Но не потому, что он не замечал зла. Он не был глупцом. Это был образованнейший человек с большим умом и рассудительностью. Просто он был чистым человеком, оттого и людей видел чистыми. Господь смотрит на мир с любовью, потому что Он Сам есть любовь. И сама Церковь имеет такое свойство. Обратите внимание на то, как в иконографии изображены мучители, подвергавшие пыткам святых мучеников. На их лицах нет злости, но есть некое спокойствие, как у святых. Почему так? Потому что Церковь не желает видеть изображение страстей внутри храма. Церковь хочет смотреть на каждого человека как на образ Божий, даже если тот последний грешник. Даже дьявол по своей природе – хороший, это дела его скверны.

В Великую Четыредесятницу мы постоянно произносим молитву святого Ефрема Сирина: «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Чтобы избежать осуждения, нужно видеть свои грехи, свои ошибки, свои недостатки. Все те из нас, у кого есть склонность к осуждению ближнего, будем упражняться в видении своих грехов и перестанем замечать ошибки ближнего. Тем самым мы привлечем на себя Божию благодать и избавимся от тяжелых грехов.

                                                                            Митрополит Лимасольский Афанасий

                                                         Перевод с новогреческого Екатерина Полонейчик

                                                                                                                              Источник

                                                                                                                 

Вера. Надежда. Любовь

    Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
    • pretty
    • Сегодня 08:40
    • В топе

    ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

    Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

    Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

    Факты о женщинах (правдивый юмор)

    - Женщины практически никогда не чешут в затылке - они не любят демонстрировать свою растерянность, и еще это может испортить прическу.- Женщина часто наматывает на палец прядки волос, даже коротких. ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Со Светлым Христовым Воскресением!

      Христос Воскресе! Мои дорогие, от всей души поздравляю вас с Праздником праздников, с Торжеством торжеств, со светлой Пасхой! Снова свершилось величайшее чудо, которое наполняет сердца миллионов верующих радостью победы над тьмой, над злом, над смертью. Воскресение Спасителя дарит нам веру в торжество добра и справедливости, разума и милосердия, вдохновл...
      338

      Великий понедельник

      Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозав...
      461

      "Умение слышать время". 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

      «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».(Роберт Рождественский)    Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и...
      309

      С морем и небом в глазах. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия"

      4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».   Что писала о фильме газета «Нью-Йорк Таймс», как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «...
      1800

      Родовые грехи

      Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколения...
      383

      Фильм "Городской романс". Любовь в кадре и за кадром

      2 марта 1971 года состоялась премьера фильма «Городской романс». Это один из самых светлых и трогательных отечественных фильмов о любви, снятый на полутонах, на недосказанности... В нем крупные планы героев важнее тысячи слов. В нем музыка передает всю ту нежность и недосказанность. В нем молодость, идеализм, дыхание весны...Снимали картину на Одесской ...
      340

      Памятная доска экипажу императорского шлюпа «Диана». Саймонстаун, ЮАР.

      Южно-Африканская республика. Саймонстаун. Главная площадь города, в центре — гранитная памятная доска. Надпись на русском языке: «В честь двухсотлетия побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена в 1809 году».   В начале XIX века экипаж российского шлюпа «Диана» под командованием известного мореплавателя, вице-адмирала Василия Миха...
      317

      "Я дежурный по апрелю". Четыре песни о втором месяце весны.

      Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Суханов, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев Весна в разгаре. На просторах нашей огромной страны где-то ещё лежит снег, и лишь появляются первые проталины, а где-то зима уже окончательно отступила и земля ждет появления первых ростков. Апрель – сердцевина весны, самый контрастный, переходный месяц, своего рода «буфер...
      546

      "Дети – гениальные филологи". Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

      Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.Детская словесность, которая так прославила писат...
      2104

      Почему нам нужно нести Крест?

      Почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды...
      736

      Гвардии старший лейтенант Григорий Чухрай

      Григорий Наумович Чухрай — кинорежиссёр, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны, десантник.   Григорий Чухрай умел не только снимать хорошее кино, он умел еще и писать кинематографично. Читаешь его воспоминания «Моя война» и сразу видишь детали готовых мизансцен: движения глаз, дрожание губ, выступающие слёзы. Слёзы очень ч...
      249

      Сводка новостных сообщений сегодня — это голос Бога. Объясняет священник

      Почему православие призывает покаяться? Для чего это необходимо? Об этом рассказал протоиерей, проповедник, писатель, блогер Андрей Ткачёв.   Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.Андрей Ткачёв, протоиерей:Пророк Иона получает повеление от Бога идти в город Ни...
      868

      Откровение Божьих уст

      В саду Южной Калифорнии я как-то увидел большую оранжевую бабочку с черным, непогрешимым в своей точно­сти двойным рисунком на крыльях. Это была удивительная красота среди зеле­ни, света и цветов — песнь Богу в цветах и красках. В тишине кроткого, чистого, покорного Богу творения возносилась эта песнь и светилась эта премирная красота… Она показывает се...
      248

      Советская фантастика

      Андрей Тарковский задумал снять картину «Солярис» по одноименному роману польского философа и писателя-фантаста Станислава Лема в 1968 году. Толчком явно послужил только вышедший на экраны и произведший эффект разорвавшейся бомбы фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».На удачу Тарковского, цензоры в Союзе были не сильно образованные и уж точно ...
      1768

      "Обыкновенное чудо" Марка Захарова

      «О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку» — эти слова звучат в прологе пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».   Вот и герои Захаровской телеверсии, разыгрывая эту удивительную, хрустально хрупкую сказку, говорят но, главное, прекрасно поют именно о ней — о любви.Марк Захаров, которому начальство предложило экрани...
      396

      Приятного аппетита. (рассказ)

      Уважаемый преподаватель и известный публицист Тит Иванович сегодня принимал гостей. Напротив него в потрёпанном, но весьма удобном ГДР-овском кресле сидел его коллега, недавно прибывший в университет на должность преподавателя иностранных языков — Петр Евграфович.Стол в гостиной, где они расположились, пестрил блюдами с разными вариациями блинов, как те...
      685

      Творческий путь Владимира Высоцкого

      Высоцкий снялся в 32 фильмах, конечно, далеко не во всех он пел. Но запомнились в основном те, в которых звучали его песни, а иногда название картины забывалось, а слова баллад остались с нами навсегда. И голос. Хриплый. Треснутый. Надрывный. Вроде и не пение вовсе, а крик, вой звериный, но по-другому исполнять нельзя. Кто только из профессиональных, с х...
      586

      Душу украли

      Они появились в нашем храме однажды к концу Литургии. Возраст - около сорока. Яркие, красивые, стильные. Только одна, которая поменьше, фактически волочила другую, высокую, и доволочила до амвона. А там стоял я с Крестом, и ко мне за благословением двигался народ.Одна из женщин, небольшая, темноволосая, в зеленой косынке, подходя громко выступила:- Батюшка! Скажите, б...
      657

      О Страшном суде

      Чтобы услышать от Господа на Суде: «Я тебя знаю»    Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим д...
      210

      "Тот, кто любит, в пути не заблудится". К 105-летию со дня рождения поэта-песенника Алексея Ивановича Фатьянова (1919—1959).

      Поэт Александр Межиров на одном из своих творческих вечеров сказал об Алексее Ивановиче Фатьянове: «Он был поэт по милости Бога. У него совершенно свободный от слов стих». А разве такое возможно в поэзии, у которой имеются свои непреложные законы и правила? Но, когда мы слушаем образно-напевные тексты Фатьянова, то воспринимаем не слова, а знакомые, род...
      285
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика