• РЕГИСТРАЦИЯ

Афанасий Фет. "Когда кичливый ум, измученный борьбою…"

Галина Агапова
Вера. Надежда. Любовь
18 октября 18:49 46 6652

«Не религиозен, скептик и язычник», — так охарактеризовал Афанасия Фета сын Льва Толстого, музыковед Сергей Толстой. Современники поэта отмечали туманность и неясность образов его стихотворений. «Где-то, что-то веет, млеет…», — именно так начинается пародия Ивана Тургенева на лирику Фета. Постараемся показать «другого Фета» — преисполненного духовной жажды, ярко и убедительно выражающего в своей лирике противоречивые мысли.

***
Когда кичливый ум, измученный борьбою
С наукой вечною, забывшись, тихо спит,
И сердце бедное одно с самим собою,
Когда извне его ничто не тяготит,

Когда, безумное, но чувствами всесильно,
Оно проведает свой собственный позор,
Бестрепетностию проникнется могильной
И глухо изречет свой страшный приговор:

Страдать, весь век страдать бесцельно, безвозмездно,
Стараться пустоту наполнить — и взирать,
Как с каждой новою попыткой глубже бездна,
Опять безумствовать, стремиться и страдать, —

О, как мне хочется склонить тогда колени,
Как сына блудного влечет опять к Отцу! —
Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья
Слеза горячая струится по лицу.

Афанасий Фет "Когда кичливый ум", читает Алла Демидова

Афанасий Фет "Когда кичливый ум", читает Алла Демидова 

Исторический контекст

Начало 40-х годов XIX века – время перемен и новых литературных поисков. Один за другим уходят Пушкин (1837) и Лермонтов (1841). На место главного художественного метода начинает претендовать реализм, или как говорили в те времена, “натуральный” метод, родоначальником которого многие считали Николая Гоголя (во многом, игнорируя собственный взгляд писателя на свои произведения). Главной эстетической установкой реализма было изображение действительной жизни со всех ее сторон: обыденных, часто довольно неприглядных, но, главное, естественных, натуральных.

Одним из характерных литературных событий сороковых стало издание в 1845 году альманаха в прозе «Физиология Петербурга» под редакцией Николая Некрасова. Авторы альманаха рассматривали городскую жизнь в сугубо социальном разрезе. Их не привлекала индивидуальность, уникальные черты характера и повороты судеб отдельных людей. Внимание было сконцентрировано на обобщенных типах обитателей города (дворник, шарманщик и проч.), причем индивидуальные бытийные различия внутри каждого типа, по мнению писателей-«физиологов», исчезающе малы.

В прозе 1840-х эта тяга к обобщению часто доходила до такой степени, что абсолютно всё в людской природе объяснялось социальными условиями, материальными, бытовыми, заземленными причинами. Постепенно это реалистическое и социальное направление будет расширять влияние и в поэзии.

Афанасий Фет. Художник Илья Репин

Но немалое число поэтов продолжат “петь” о своём. Их по-прежнему будет волновать личность, осмысление сокровенных тайн человеческой души. Они сохранят верность поэтической лирике, сконцентрированной на внутреннем, сердечном переживании. Таких поэтов немало: Аполлон Майков, Алексей Плещеев, Аполлон Григорьев, Евдокия Ростопчина. Но среди собратьев по перу Афанасий Фет окажется голосом особенно прекрасным. Голосом, который расслышали и оценили искатели нового поэтического слова, уже в веке двадцатом…

Автор

Шеншин — Фёт — Фет

“Визитной карточкой” поэта для многих служат простые и пронизанные радостным светом строки:

“Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…”

Афанасий Фет "Я пришел к тебе с приветом..."
Читает Владимир Самойлов

Афанасий Фет "Я пришел к тебе с приветом..." 

И в восприятии многих современников Афанасий Афанасиевич воспринимался как позитивный, добродушный и по-своему благополучный человек. Однако сам наш герой совсем иначе оценивал прожитое.

Супруга А.А. Фета – М.П. Боткина 

«Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им — Фет», — признался поэт жене в 1874 году.

Он родился и вырос в семье зажиточного орловского помещика Афанасия Шеншина и его жены, урожденной Шарлотты Беккер (Фёт). Когда мальчику было 14 лет, ему неожиданное было велено носить фамилию первого мужа матери — Фёт: обнаружилось, что он родился до того, как брак его отца с Шарлоттой был освящен. Фетом Афанасий Афанасиевич станет по ошибке наборщика в типографии при издании журнала. С тех пор две точки над «е» в фамилию автора не возвращались.

Эта история со сменой имени вовсе не была забавным приключением. Четырнадцатилетний Афанасий лишился не просто фамилии – но к тому же дворянского звания и прав на наследство. Для него такая потеря была истинной катастрофой, перевернувшей всю его жизнь. Он во что бы то ни стало решил вернуть утраченное.

Именно поэтому с 1845 года после окончания университета и до своей отставки в 1858 году Фет находился на военной службе: это давало возможность получить дворянство. Только в 1873 году ему была возвращена фамилия Шеншин, а также даровано потомственное дворянство. Однако под своими стихами он до конца своих дней продолжал ставить фамилию Фет.

Исследователи и современники считали, что Фет и Шеншин — это два абсолютно разных человека. Один — одаренный поэт, воспевающий природу, стремящийся передать читателю красоту мимолетных движений человеческого сердца, другой — волевой практичный человек, офицер. Лев Толстой писал Боткину в 1857 году: «…И в воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь! — Прелестно! И откуда у этого добродушного толстого офицера такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Возможно, Афанасию Афанасиевичу просто хорошо удавалось скрыть от окружающих свою внутреннюю драму…

Романс "На заре ты её не буди". Слова: А. Фет, музыка: А. Варламов, исполняет Пётр Дубинский

Романс "На заре ты её не буди". Слова: А. Фет, музыка: А. Варламов, исполняет Пётр Дубинский 

«А г. Ф. много обещает», — именно так оценил ранние стихи Фета один из главных критиков XIX века Виссарион Белинский. Положительную оценку его творчеству дал и Николай Гоголь. То есть дорога в большую литературу открылась перед ним с самых первых публикаций. После издания в 1840 году первого сборника стихотворений, в 1841 году Фет начинает печататься в журнале славянофилов «Москвитянин», а в 1842 году — в «Отечественных записках». Фет становится известным поэтом, а его стихотворения — популярными романсами. Первым стихотворением Фета, положенным на музыку, стало «На заре ты ее не буди…»: вряд ли в русской литературе кто-то писал нежнее о своих любовных чувствах. Параллельно Афанасий Афанасиевич писал публицистику, мемуары, занимался переводами философских работ.

Фет прожил долгую жизнь, творил более пятидесяти лет. Его творчество оказало огромное влияние на поэзию ХХ века. Особенные любовь и почитание он обрел в круге поэтов-символистов, которые считали Фета одним из самых значительных русских поэтов, своим учителем и предтечей.

Был ли Фет атеистом?

В 80-х годах ХХ века на страницах журнала «Вестник русского христианского движения» вспыхнула полемика: каков религиозный характер и направление поэзии Фета. Действительно: вопросы веры и религии занимали ум Фета на протяжении всей жизни, однако это был сложный поиск, причем очень личностный и болезненный. Религиозная тема возникает и “прячется” в контексте других “вечных” вопросов: любви, искусства, образа красоты, – не зря лирику Фета называют «поэзией намёков».

Портрет Фета в молодости 

В ранних стихах первого сборника «Лирический пантеон» 1840 года уже можно отыскать несколько стихотворений с христианскими мотивами, затерявшихся среди языческой антологической (в духе античной лирики) поэзии. С каждым фетовским сборником религиозная тема по-своему развивается, а в позднем творчестве окрашивается в философские тона. В 1880-е годы Фет переводит грандиозный труд немецкого философа-пессимиста Шопенгауэра «Мир как воля и представление», и шопенгауэровское восприятие мира произвело на Фета сильное впечатление.

Афанасий Афанасиевич, получивший традиционное религиозное воспитание, хорошо разбирался в библейских образах. Например, в стихотворении «Когда Божественный бежал людских речей…» представлена евангельская история об искушении сатаной Христа во время его многодневного поста в пустыне. А стихотворение «Чем доле я живу, чем больше пережил…» является прекрасным переложением молитвы «Отче наш…».

Но знания и образованность не отрицают для человека сомнений и колебаний в поиске Божественного. Вопрос о религиозности Фета, пожалуй, навсегда останется предметом споров. Единственное, что можно сказать уверенно: он никогда не был равнодушен к религиозным вопросам, размышления о вере волновали его на протяжении всего жизненного пути. Это факт неоспоримый. И лучше всего о них говорят его произведения.

Произведение

Стихотворение «Когда кичливый ум, измученный борьбою…» Фет написал в 1842 г., когда ему было 22 года. Впервые текст произведения был опубликован в студенческом альманахе «Подземные ключи».

Картина “Блудный сын” 1882 г. Автор: Н.Д. Лосев 

Здесь запечатлен ранний опыт духовных борений автора. В стихотворении можно заметить значимое для лирики Фета противопоставление разума («кичливого ума») и сердца. Фет никогда не признавал приоритета рационального начала. Для него только сердечным опытом, опытом чувства можно проникнуть в суть вещей. Поэт утверждал, что «Бог сидит в чувстве, и если Его там нет, разум Его не найдет». Возвышенное, Прекрасное, Божественное можно найти только с помощью интуитивного творческого прозрения.

Три первых четверостишия — это описание ситуации духовных исканий. Последние четыре строки — свершение внутреннего события, когда после периода колебаний, сомнений герой вновь обретает веру: «Я верю вновь во все — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу». Условиями молитвенного переживания и обретения веры являются, в первую очередь, угасание «кичливого» ума, отказ от холодной рациональности, а также принятие неизбывности страданий. Интересно, какими эпитетами награждает Фет сердце, призывая заполнить пустоту, проистекающую от безверия: бедное, безумное, страдающее, всесильное только чувствами. Рождается молитвенный, покаянный порыв, который Фет передает, используя известный библейский образ: «О, как мне хочется склонить тогда колени,/ Как сына блудного влечет тогда к Отцу!»

В словах «Я верю вновь во всё» слышится драматическое библейское «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Мятущееся сознание находит успокоение в вере.

Отсылки к Библии

В стихотворении Фет использует известный библейский образ блудного сына. Евангельская история о блудном сыне часто и многообразно обыгрывалась во многих произведениях мировой культуры. В русской литературе до Фета она появлялась в произведениях Древней Руси, у авторов XVIII века, Жуковского, Батюшкова, Пушкина и др. Знаменитая притча рассказывается в Евангелии от Луки. В ней повествуется о некоем человеке и двух его сыновьях. Младший потребовал выдать ему причитающуюся долю наследства. Получив свое, он покинул дом и, скитаясь в дальних краях, растратил все свое состояние. Оказавшись в бедственном положении, он принял решение вернуться в отчий дом. Блудный сын сказал: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк 15:21). Отец принял его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил пир: Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:23–24).

Иконографическое изображение истории о блудном сыне 

К образу блудного сына прибегают тогда, когда говорят о человеке, который раскаялся в своих заблуждениях. Этот образ напоминает, что только при условии истинного смирения возможно прощение.

Герой стихотворения, осознавший свою греховную ошибку-сомнение, раскаивается в ней, сравнивая себя с героем библейской притчи: «О, как мне хочется склонить тогда колени, / Как сына блудного влечет опять к Отцу! — / Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу». Дважды Фет использует сравнение с блудным сыном: «Стою как блудный сын перед лицом отца, / И плакать бы хотел — и плакать не умею» («В саду»). Стихотворение – признание острого, до слёз стремления к встрече с Богом, – чувства, которое остается и желанным для поэта, но и неутоленным.

Предлагаю Вам посмотреть фильм о жизни и творчестве Афанасия Фета.

Афанасий Фет. Поэзия и судьба

Афанасий Фет. Поэзия и судьба 

                                                                                           По материалам статьи

P.S. В следующей статье мы познакомимся с любовной лирикой Афанасия Фета.


Вера. Надежда. Любовь

ООН сексуально озаботилась Украиной.

Пока народ украинский обваливал рейтинг Зеленского в связи с распродажей земель, неотвратимо приближаются ещё, как минимум, три новеллы от слуг народа, каждая из которых способна похоро...

К чему привела отмена молитвы в школах США

Трагическая история Мадлен Мюррей Охайр организатора Общества Атеистов Америки. Будучи замужем забеременела от своего любовника, и когда тот отказался жить с ней, вернулась домой к роди...

Хватит отдыхать!

С наступающим Новым Годом снова хочет поздравить нас Государственная Дума, в недрах которой всё не умирает идея отобрать у народа эти-гадостные-совершенно-лишние длинные выходные. https...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    С Днем рождения, Патрисия!

    Joyeux anniversaire, Patricia! У Патрисии нет музыкального образования, она не брала уроков у признанных учителей музыки. Но это не помешало ей сделать блестящую карьеру.Каас, удивительная и загадочная, восхищает красотой своего голоса. Хриплые нотки, словно отзвук неподражаемой Эдит Пиаф, с которой Каас все время сравнивают, сделали ее узнаваемой и изве...
    879

    100 рублей золотом за невесту, спасение на Валааме и другие перипетии в жизни «волшебника света» Архипа Куинджи

    Архип Куинджи./«Радуга». Архип Куинджи - натура гениальная и самобытная, человек-легенда, жизнь которого заслуживает безмерного уважения, написания романов и хроник, создания фильмов... и не только документальных. Он - воистину герой своего времени и кузнец своей судьбы. Безнадежно нищий и баснословно богатый - он всего себя посвятил искусству, одн...
    1559

    Екатерина Васильева и Сергей Соловьёв: Случайный брак, которого могло не быть

    Они оба уже давно находятся на том уровне, на котором уже не являются важными чужие пересуды и косые взгляды. Екатерина Васильева – талантливая актриса, Сергей Соловьёв – культовый режиссёр, сумевший в своих фильмах запечатлеть дух нового времени. А когда-то они учились на одном курсе ВГИКа и было совершенно непонятно, кто из них получится. В их юношеск...
    3166

    Александр Ширвиндт о возрасте

    «В нашем возрасте (от 75-ти и выше) ничего нельзя менять и ничего нельзя бросать.Я столько раз бросал курить, но ни к чему хорошему это не привело. Возвращался обратно к этому пороку, пока сын, которого я очень слушаюсь и боюсь, не сказал: «Всё, хватит».А потом меня навели на замечательного академика, предупредив, что он никого не принимает, но меня отк...
    4161

    Эдуард Колмановский. Он любил тебя, жизнь!

    Эдуард Савельевич Колмановский родился 9 января 1923 года в Могилеве. В 1936-1941 гг. учился в музыкальной школе и музыкальном училище имени Гнесиных в Москве. С 1941 по 1945 гг. обучение продолжилось в Московской консерватории по классу композиции В.Я.Шебалина. С 1945 по 1955 гг. молодой композитор работал в музыкальной редакции Ра...
    613

    Любовная лирика Марии Петровых: "Жить как бегущая вода: Светла, беспечна, молода..."

    В нее влюблялись Пастернак и Мандельштам, близким ее другом на протяжении 30 лет была Анна Ахматова. Мария Петровых при жизни свои стихи даже не пыталась публиковать. «Я не носила стихов по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе». Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать их». А ст...
    1063

    Признание в любви на асфальте

    Ночью перед подъездом на асфальте появилась надпись «Зайка, я люблю тебя!». Белой эмалевой краской поверх небрежности трудов дворника. Все шестьдесят женщин подъезда зайкового возраста (от десяти до 60 лет) в это утро выглядели загадочнее черных дыр космоса. По лицу каждой читалась абсолютная уверенность, что послание адресовано именно ей.– Как это трог...
    2290

    Даниэль Ликари (Danielle Licari) - певица с ангельским голосом

    Даниэль Ликари (Danielle Licari) — французская эстрадная певица, родилась 11 ноября 1943 года в семье профессионального музыканта. Её отец был дирижёром симфонического оркестра. С пяти лет Даниэль начинала заниматься пением. В двенадцать лет она выступила во Французском национальном хоре по радио. Позже продолжила обучение по профессиональному пению. Од...
    3544

    Подвиг хирурга-полярника. Операция наощупь, или двухчасовой эксперимент над самим собой

    В ночь на Первомай 1961-го молодой медик Леонид Рогозов мигом прославился едва ли не на весь мир. Через несколько недель после легендарного гагаринского полета на одной из антарктических станций имело место еще одно невероятное событие. В ходе операции по удалению аппендикса пациентом и врачом оказался один человек. Тот день вошел в историю мировой меди...
    6350

    Как английская королева ради советского офицера нарушила правила этикета

    Эта история произошла 66 лет назад, летом 1953 г., во время коронации Елизаветы Виндзорской. Первым человеком, с которым британская королева танцевала, взойдя на престол, был советский контр-адмирал Олимпий Рудаков. И впоследствии, на протяжении всей церемонии, она уделяла русскому офицеру куда больше времени, чем это было предусмотрено правилами этикет...
    8908

    Лишняя тяжесть

    Икона "Притча о сучке и бревне". То и дело, когда заходит речь о грехе осуждения, непременно звучит вопрос: «А если я правду говорю? А если все на самом деле так и есть? И я злодея называю злодеем, а негодяя — негодяем. Или просто негодные дела называю негодными делами. В чем тогда мой грех, когда все оно так и есть? Это же ведь просто констатация,...
    4278

    Аль Квотион: "Вот так и жить — как листья на ветру..."

    За годы своей творческой деятельности Аль Квотион получил репутацию одного из самых загадочных авторов. То, что вы сейчас прочтете — это наиболее полная и достоверная информация о нем, которая есть в открытом доступе. Вся остальная информация в сети может оказаться слухами, досужими домыслами и фантазиями читателей. Настоящее имя Аль Квотиона — Александ...
    5130

    Бывают крылья у художников... Картины Веры Бастриковой

    Один из моих читателей прислал мне работы художницы Веры Бастриковой и попросил познакомить с ними читателей нашего журнала. Мной были отобраны понравившиеся картины, которые я и представляю Вашему вниманию. Вера Бастрикова закончила ф-т станковой живописи в Ереванском Художественно-театральном инcтитуте в 1966 году. Училась у преподавател...
    4495

    Чудо в судьбе знаменитого русского художника Михаила Нестерова: Неизвестные страницы из личной жизни

    Видение отроку Варфоломею. (1889—1890). Автор: Михаил Нестеров. Михаил Васильевич Нестеров - знаменитый русский художник, прошедший сложный жизненный путь длиною в 80 лет, на которые пришлись три войны и две революции. Он неоднократно менял свое творческое амплуа: от пейзажей до росписей храмов, от икон и философских полотен до портретов. Но в его ...
    5401

    Сальваторе Адамо - "нежный садовник любви"

    Более полувека карьеры, более пятисот песен, более ста миллионов записей, проданных по всему миру… Можно долго перечислять достижения всемирно известного шансонье, но сам Сальваторе Адамо всегда предпочитал холодным цифрам наполненную чувственным содержанием музыку. Жак Брель в своё время назвал музыканта «нежным садовником любви» и не ошибся. Поэтическ...
    5471

    «Наметанный глаз» – рассказ одного портного о настоящей любви

    Про жизнь и любовь – мудро, тонко и с юмором!Если бы у Коли и Оли спросили в тот день: «Какой самый короткий месяц в году?», — они бы не задумываясь ответили: «Медовый». Только через четыре месяца после его начала, когда у Оли наконец впервые возникла потребность в платье (во всяком случае, в выходном), они с Колей вышли из своей комнаты в общежитии, де...
    7063

    Скрипка, хлеб и зажигалка

    Теоретическое человекоубийствоБезбожнику тоже нужно верить. Во что-то. Например, в вечность материи. Это его догмат. Потом ему нужно совершить мысленный кульбит и приписать очевидно мертвой материи способность порождать жизнь. И хотя ни одна женщина в мире не зачинала от трупа, безбожник верит, что мертвое способно рождать. Да и не просто рождать, а, су...
    6386

    Классическая музыка. Жорж Бизе: "Кармен"

    25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения на свет появился мальчик. Его назвали Alexandre-César-Léopold BizetКак можно ещё охарактеризовать композитора, которого сам П.И. Чайковский назвал гениальным, а его произведение - оперу "Кармен"  настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и настоящим вдохновением. Жорж Бизе – выдающийся...
    6847
    Галина Агапова 28 октября 16:19

    Свободу Виктору Анисимову!!!

    Уважаемые администраторы! Авторы и пользователи КОНТа хотят знать за что заблокировали аккаунт Виктора Анисимова. На КОНТе итак мало хороших авторов, патриотически настроенных. Вы хотите, чтобы здесь осталась одна шайка Ехидного Дугласа и ему подобных? Требуем разморозить аккаунт Виктора Анисимова и не реагировать на жалобы его врагов.-------------------...
    14581

    Художник Ричард Макнейл (Richard Macneil). Акварельные города любви

    Художник Ричард Макнейл (Richard Macneil) родился в 1958 году в городе в Worcester, в Великобритании. Работал простым рабочим на фарфоровой фабрике. А как стал художником – автор об этом не рассказывает. Стал и всё. Сложно поверить, что автор этих работ Richard Macneil – это художник-самоучка.В колледжах и университетах не учился, о учителях, если они ...
    8351
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика