• РЕГИСТРАЦИЯ
Конфликт Армении и Азербайджана

Афанасий Фет. "Когда кичливый ум, измученный борьбою…"

45 8230

«Не религиозен, скептик и язычник», — так охарактеризовал Афанасия Фета сын Льва Толстого, музыковед Сергей Толстой. Современники поэта отмечали туманность и неясность образов его стихотворений. «Где-то, что-то веет, млеет…», — именно так начинается пародия Ивана Тургенева на лирику Фета. Постараемся показать «другого Фета» — преисполненного духовной жажды, ярко и убедительно выражающего в своей лирике противоречивые мысли.

***
Когда кичливый ум, измученный борьбою
С наукой вечною, забывшись, тихо спит,
И сердце бедное одно с самим собою,
Когда извне его ничто не тяготит,

Когда, безумное, но чувствами всесильно,
Оно проведает свой собственный позор,
Бестрепетностию проникнется могильной
И глухо изречет свой страшный приговор:

Страдать, весь век страдать бесцельно, безвозмездно,
Стараться пустоту наполнить — и взирать,
Как с каждой новою попыткой глубже бездна,
Опять безумствовать, стремиться и страдать, —

О, как мне хочется склонить тогда колени,
Как сына блудного влечет опять к Отцу! —
Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья
Слеза горячая струится по лицу.

Афанасий Фет "Когда кичливый ум", читает Алла Демидова

Афанасий Фет "Когда кичливый ум", читает Алла Демидова 

Исторический контекст

Начало 40-х годов XIX века – время перемен и новых литературных поисков. Один за другим уходят Пушкин (1837) и Лермонтов (1841). На место главного художественного метода начинает претендовать реализм, или как говорили в те времена, “натуральный” метод, родоначальником которого многие считали Николая Гоголя (во многом, игнорируя собственный взгляд писателя на свои произведения). Главной эстетической установкой реализма было изображение действительной жизни со всех ее сторон: обыденных, часто довольно неприглядных, но, главное, естественных, натуральных.

Одним из характерных литературных событий сороковых стало издание в 1845 году альманаха в прозе «Физиология Петербурга» под редакцией Николая Некрасова. Авторы альманаха рассматривали городскую жизнь в сугубо социальном разрезе. Их не привлекала индивидуальность, уникальные черты характера и повороты судеб отдельных людей. Внимание было сконцентрировано на обобщенных типах обитателей города (дворник, шарманщик и проч.), причем индивидуальные бытийные различия внутри каждого типа, по мнению писателей-«физиологов», исчезающе малы.

В прозе 1840-х эта тяга к обобщению часто доходила до такой степени, что абсолютно всё в людской природе объяснялось социальными условиями, материальными, бытовыми, заземленными причинами. Постепенно это реалистическое и социальное направление будет расширять влияние и в поэзии.

Афанасий Фет. Художник Илья Репин

Но немалое число поэтов продолжат “петь” о своём. Их по-прежнему будет волновать личность, осмысление сокровенных тайн человеческой души. Они сохранят верность поэтической лирике, сконцентрированной на внутреннем, сердечном переживании. Таких поэтов немало: Аполлон Майков, Алексей Плещеев, Аполлон Григорьев, Евдокия Ростопчина. Но среди собратьев по перу Афанасий Фет окажется голосом особенно прекрасным. Голосом, который расслышали и оценили искатели нового поэтического слова, уже в веке двадцатом…

Автор

Шеншин — Фёт — Фет

“Визитной карточкой” поэта для многих служат простые и пронизанные радостным светом строки:

“Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…”

Афанасий Фет "Я пришел к тебе с приветом..."
Читает Владимир Самойлов

Афанасий Фет "Я пришел к тебе с приветом..." 

И в восприятии многих современников Афанасий Афанасиевич воспринимался как позитивный, добродушный и по-своему благополучный человек. Однако сам наш герой совсем иначе оценивал прожитое.

Супруга А.А. Фета – М.П. Боткина 

«Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им — Фет», — признался поэт жене в 1874 году.

Он родился и вырос в семье зажиточного орловского помещика Афанасия Шеншина и его жены, урожденной Шарлотты Беккер (Фёт). Когда мальчику было 14 лет, ему неожиданное было велено носить фамилию первого мужа матери — Фёт: обнаружилось, что он родился до того, как брак его отца с Шарлоттой был освящен. Фетом Афанасий Афанасиевич станет по ошибке наборщика в типографии при издании журнала. С тех пор две точки над «е» в фамилию автора не возвращались.

Эта история со сменой имени вовсе не была забавным приключением. Четырнадцатилетний Афанасий лишился не просто фамилии – но к тому же дворянского звания и прав на наследство. Для него такая потеря была истинной катастрофой, перевернувшей всю его жизнь. Он во что бы то ни стало решил вернуть утраченное.

Именно поэтому с 1845 года после окончания университета и до своей отставки в 1858 году Фет находился на военной службе: это давало возможность получить дворянство. Только в 1873 году ему была возвращена фамилия Шеншин, а также даровано потомственное дворянство. Однако под своими стихами он до конца своих дней продолжал ставить фамилию Фет.

Исследователи и современники считали, что Фет и Шеншин — это два абсолютно разных человека. Один — одаренный поэт, воспевающий природу, стремящийся передать читателю красоту мимолетных движений человеческого сердца, другой — волевой практичный человек, офицер. Лев Толстой писал Боткину в 1857 году: «…И в воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь! — Прелестно! И откуда у этого добродушного толстого офицера такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Возможно, Афанасию Афанасиевичу просто хорошо удавалось скрыть от окружающих свою внутреннюю драму…

Романс "На заре ты её не буди". Слова: А. Фет, музыка: А. Варламов, исполняет Пётр Дубинский

Романс "На заре ты её не буди". Слова: А. Фет, музыка: А. Варламов, исполняет Пётр Дубинский 

«А г. Ф. много обещает», — именно так оценил ранние стихи Фета один из главных критиков XIX века Виссарион Белинский. Положительную оценку его творчеству дал и Николай Гоголь. То есть дорога в большую литературу открылась перед ним с самых первых публикаций. После издания в 1840 году первого сборника стихотворений, в 1841 году Фет начинает печататься в журнале славянофилов «Москвитянин», а в 1842 году — в «Отечественных записках». Фет становится известным поэтом, а его стихотворения — популярными романсами. Первым стихотворением Фета, положенным на музыку, стало «На заре ты ее не буди…»: вряд ли в русской литературе кто-то писал нежнее о своих любовных чувствах. Параллельно Афанасий Афанасиевич писал публицистику, мемуары, занимался переводами философских работ.

Фет прожил долгую жизнь, творил более пятидесяти лет. Его творчество оказало огромное влияние на поэзию ХХ века. Особенные любовь и почитание он обрел в круге поэтов-символистов, которые считали Фета одним из самых значительных русских поэтов, своим учителем и предтечей.

Был ли Фет атеистом?

В 80-х годах ХХ века на страницах журнала «Вестник русского христианского движения» вспыхнула полемика: каков религиозный характер и направление поэзии Фета. Действительно: вопросы веры и религии занимали ум Фета на протяжении всей жизни, однако это был сложный поиск, причем очень личностный и болезненный. Религиозная тема возникает и “прячется” в контексте других “вечных” вопросов: любви, искусства, образа красоты, – не зря лирику Фета называют «поэзией намёков».

Портрет Фета в молодости 

В ранних стихах первого сборника «Лирический пантеон» 1840 года уже можно отыскать несколько стихотворений с христианскими мотивами, затерявшихся среди языческой антологической (в духе античной лирики) поэзии. С каждым фетовским сборником религиозная тема по-своему развивается, а в позднем творчестве окрашивается в философские тона. В 1880-е годы Фет переводит грандиозный труд немецкого философа-пессимиста Шопенгауэра «Мир как воля и представление», и шопенгауэровское восприятие мира произвело на Фета сильное впечатление.

Афанасий Афанасиевич, получивший традиционное религиозное воспитание, хорошо разбирался в библейских образах. Например, в стихотворении «Когда Божественный бежал людских речей…» представлена евангельская история об искушении сатаной Христа во время его многодневного поста в пустыне. А стихотворение «Чем доле я живу, чем больше пережил…» является прекрасным переложением молитвы «Отче наш…».

Но знания и образованность не отрицают для человека сомнений и колебаний в поиске Божественного. Вопрос о религиозности Фета, пожалуй, навсегда останется предметом споров. Единственное, что можно сказать уверенно: он никогда не был равнодушен к религиозным вопросам, размышления о вере волновали его на протяжении всего жизненного пути. Это факт неоспоримый. И лучше всего о них говорят его произведения.

Произведение

Стихотворение «Когда кичливый ум, измученный борьбою…» Фет написал в 1842 г., когда ему было 22 года. Впервые текст произведения был опубликован в студенческом альманахе «Подземные ключи».

Картина “Блудный сын” 1882 г. Автор: Н.Д. Лосев 

Здесь запечатлен ранний опыт духовных борений автора. В стихотворении можно заметить значимое для лирики Фета противопоставление разума («кичливого ума») и сердца. Фет никогда не признавал приоритета рационального начала. Для него только сердечным опытом, опытом чувства можно проникнуть в суть вещей. Поэт утверждал, что «Бог сидит в чувстве, и если Его там нет, разум Его не найдет». Возвышенное, Прекрасное, Божественное можно найти только с помощью интуитивного творческого прозрения.

Три первых четверостишия — это описание ситуации духовных исканий. Последние четыре строки — свершение внутреннего события, когда после периода колебаний, сомнений герой вновь обретает веру: «Я верю вновь во все — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу». Условиями молитвенного переживания и обретения веры являются, в первую очередь, угасание «кичливого» ума, отказ от холодной рациональности, а также принятие неизбывности страданий. Интересно, какими эпитетами награждает Фет сердце, призывая заполнить пустоту, проистекающую от безверия: бедное, безумное, страдающее, всесильное только чувствами. Рождается молитвенный, покаянный порыв, который Фет передает, используя известный библейский образ: «О, как мне хочется склонить тогда колени,/ Как сына блудного влечет тогда к Отцу!»

В словах «Я верю вновь во всё» слышится драматическое библейское «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Мятущееся сознание находит успокоение в вере.

Отсылки к Библии

В стихотворении Фет использует известный библейский образ блудного сына. Евангельская история о блудном сыне часто и многообразно обыгрывалась во многих произведениях мировой культуры. В русской литературе до Фета она появлялась в произведениях Древней Руси, у авторов XVIII века, Жуковского, Батюшкова, Пушкина и др. Знаменитая притча рассказывается в Евангелии от Луки. В ней повествуется о некоем человеке и двух его сыновьях. Младший потребовал выдать ему причитающуюся долю наследства. Получив свое, он покинул дом и, скитаясь в дальних краях, растратил все свое состояние. Оказавшись в бедственном положении, он принял решение вернуться в отчий дом. Блудный сын сказал: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк 15:21). Отец принял его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил пир: Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:23–24).

Иконографическое изображение истории о блудном сыне 

К образу блудного сына прибегают тогда, когда говорят о человеке, который раскаялся в своих заблуждениях. Этот образ напоминает, что только при условии истинного смирения возможно прощение.

Герой стихотворения, осознавший свою греховную ошибку-сомнение, раскаивается в ней, сравнивая себя с героем библейской притчи: «О, как мне хочется склонить тогда колени, / Как сына блудного влечет опять к Отцу! — / Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу». Дважды Фет использует сравнение с блудным сыном: «Стою как блудный сын перед лицом отца, / И плакать бы хотел — и плакать не умею» («В саду»). Стихотворение – признание острого, до слёз стремления к встрече с Богом, – чувства, которое остается и желанным для поэта, но и неутоленным.

Предлагаю Вам посмотреть фильм о жизни и творчестве Афанасия Фета.

Афанасий Фет. Поэзия и судьба

Афанасий Фет. Поэзия и судьба 

                                                                                           По материалам статьи

P.S. В следующей статье мы познакомимся с любовной лирикой Афанасия Фета.


Вера. Надежда. Любовь

    Мы устали слушать от армян, что должна делать Россия - Константин Затулин
    • sam88
    • Сегодня 03:34
    • В топе

    БАКУ /Trend/ - Мы устали слышать от армян, что должна делать Россия. Сделайте что-нибудь сами.Как сообщает Trend в четверг со ссылкой на «Вестника Кавказа», об этом российский политик К...

    Почему Иран отвернулся от Армении
    • Nikkuro
    • Сегодня 09:54
    • В топе

    Чем интенсивнее идут бои в Нагарном Карабахе, тем сильнее ситуация в этом регионе напоминает события прошлых веков: армяне отчаянно бьются с превосходящими их по силам противниками в одиночку. И за эт...

    А Навальный точно юрист?
    • ATRcons
    • Сегодня 10:47
    • В топе

    Сегодня читаю о том, как Навальный прокомментировал слова Путина о разрешении на выезд в Германию. Политик Алексей Навальный назвал ложью заявление президента России Владимира Путина о том, что он...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Неизвестный Александр Грин

      «Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!» — писал о нашем Александре Грине Ярослав Голованов. Но мало кто знает, что был Александр Степанович еще и поэтом — писал стихи, предлагал их различным газетам и журналам, публиковался.Правда, история его поэт...
      775

      Отошел ко Господу протоиерей Димитрий Смирнов

      Протоиерей Димитрий Смирнов, один из наиболее известных российских пастырей и проповедников, в прошлом — глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, умер в Москве.Глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон (Шатов) совершил панихиду по о. Димитрию, рассказал пресс-секретарь отдела Василий Рулинский...
      946

      Александр Грин: "Все люди мечтают, потому что они люди..."

      Двадцать третьего августа исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Степановича Грина. Вот писатель, которого невозможно сравнить ни с кем из русской, да, пожалуй, и мировой литературы. У него нет предшественников. При его жизни некоторые придирчивые критики подозревали, что он заимствовал свои сюжеты у Гофмана, Эдгара По, Джека Лондона, еще у кого-...
      505

      Крестоходец

      Рассказ Во время Иринарховского крестного хода я увидел высокого пожилого мужчину с большой седой бородой и совершенно белой головой, обвязанной узорчатой ленточкой. Лицо его мне показалось знакомым. На одном из привалов он подошел ко мне и сказал, что видел меня в сочинских храмах.– Андрей, – представился он, и мы троекратно облобызались. Быстро нашли общих знакомых...
      319

      Тайная милость

      "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая."(Мф. 6: 3) В открытое окно городской поликлиники Батуми ворвался порыв ветра с моря. Запахло рыбой. За столом немолодой человек в белом халате смотрел бумаги с результатами анализов. Перед ним сидела женщина и выжидающе смотрела на доктора. – Что скажет...
      322

      5 историй о любви из московских музеев

      Жизнь деятелей искусства – кладезь романтических историй, но, к сожалению, не всегда с хеппи-эндом. Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей В.В. Маяковского, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Музей С.А. Есенина и Музей И.С. Тургенева рассказывают о любовных переживаниях своих героев. Александр Пушкин и Анна Олени...
      344

      25 чисто русских вещей

      Что еще, кроме 8-го марта, было придумано в России и только на нашей почве и прижилось. Возможно, самая патриотичная наша статья!1. Пионербол Этот упрощенные под хилые детские тельца вариант волейбола появился в 30-х годах. Пусть данные вид советского детского спорта развивал в основном лишь хватательную функцию организма, зато он был потр...
      6460

      У нее была дверь без звонка. 7 октября родилась Новелла Матвеева

      Сухая осень. Кремль в золотистой дымке. У метро челноки с импортом и старики с протянутыми руками. Улица Горького, еще не привыкшая к тому, что она Тверская. Новелла Матвеева искала нужное слово как астроном ищет на небе свою единственную, еще никем не открытую звезду. Первый раз иду в гости к Новелле Матвеевой! Сворачиваю в Камергерский переулок, ...
      913

      Преподобный Сергий и его помощь

      У мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре Великое скрывается в простом и безыскусном, как слитки золота – в недрах земли, жемчужины – в раковинах, алмазы – в невзрачных шахтах. Преподобный Сергий – святой, в котором за внешне скудным, неярким, смиренно-кротким образом жизни есть что-то неописуемо драгоценное, сердцу близкое, бесконе...
      255

      "Нет, осень не печальнее весны, и грусть ее — лишь выдумка поэтов"

      Ммузей-заповедник "Цари́цыно" в Москве  В этом году в Москве удивительно тёплая и солнечная осень, даже кусты сирени перепутали времена года и расцвели. Осень аккуратно закрыла двери и окна, расставила кухонную утварь, вытащила на свет божий рукоделие, протерла корешки книг, озарила дом приглушенным янтарным светом,а потом свернулась на коленя...
      715

      12 лучших композиций конкурса художественной фотографии «Искусство строительства» 2019

      Здание Лотос в КитаеИскусство чрезвычайно широкое и разнообразное понятие. Оно принимает разные формы, будь оно визуальным, слуховым или эмпирическим, цифровым или физическим, написанным или изображённым — список можно продолжать бесконечно. Ибо бесконечно человеческое воображение и амбиции. Ах, да и размер тоже не имеет никакого значения! Самое интерес...
      567

      Короткий и яркий путь Роми Шнайдер

      23 сентября исполнилось бы 82 года звезде австрийского, немецкого и французского кино Роми Шнайдер, но уже 38 лет ее нет среди живых. Ей было отведено всего 43 года. За это время она успела стать успешной, богатой, знаменитой, но у нее не было самого главного – счастья. Знакомые говорили, что она будто притягивала к себе беды. Какие из них стали причино...
      720

      Не надо "упражняться в терпении"- ходить туда, где вас не ждут, и общаться с теми, кто вас не любит

      Протоиерей Андрей Ткачёв отвечает на вопросы радиослушателей. Эфир 29.01.2016  Вопрос: — Здравствуйте, отец Андрей. Есть люди, с которыми хорошо, легко и приятно, не хочется расставаться, хочется беседовать, как вы сказали — сидеть за столом радостно. А есть те, с которыми неприятно, от которых хочется уйти подальше. Действительно ли в них есть что...
      427
      Галина Агапова Меломан
      27 сентября 14:51

      Золотая коллекция. Гюлли Чохели: "Будет вечная музыка..."

      Гюлли (Гиули) Николаевна Чохели (12 февраля 1935, Тбилиси, Грузинская ССР) — советская и грузинская эстрадная певица. Заслуженная артистка Грузинской ССР (1967).У Чохели бывали периоды затишья и периоды интенсивной работы. Таково уж свойство её таланта: она никогда не шла в фарватере общего направления. Фарватер, проложенный другими, мог быть хорош или ...
      882

      Откуда взялись валенки, шапка-ушанка и другие вещи, которые считают исконно русскими

      Некоторые вещи считаются исконно русскими, хотя на самом деле это совсем не так. Если бы они не получили своё второе рождение на Руси, то может быть, сегодня о них знали бы только историки. Это прекрасно, когда лучшие изобретения становятся доступны людям. Неважно, кто их придумал. Важно, что они несут людям радость и пользу. Читайте о валенках, которые...
      1212

      О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

      «Одна из величайших книг о любви в мировой литературе, «Анна Каренина» — не только роман-интрига. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие. И вот какая нравственная идея заложена в «Анне Карениной» — вовсе не та, что вычитает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу ...
      3802

      Шесть чудес Главного ботанического сада РАН

      Совершить кругосветку, а заодно и путешествие во времени, не покидая пределы столицы? Все возможно – достаточно зайти в Главный Ботанический сад имени Н. В. Цицина. Здание лабораторного корпуса Главного ботанического сада РАН им. ЦицинаСо стороны и не всегда скажешь, что раскинувшийся на половину Останкинского района зеленый оазис – это ботанический сад...
      555

      Олег Чухонцев: "У меня есть ощущение, что я живу в подарок"

      Олег Чухонцев - последний великий поэт уходящей эпохи. Легенда нашего времени Широкая публика знает имена Вознесенского и Евтушенко. Но вряд ли треть из тех, кому знакомы фамилии наших шестидесятников, назовет фамилию Чухонцева. Меж тем, он начинал с ними. Более того, его можно назвать последним шестидесятником. Может быть, самым значимым из всех.Однако...
      1040
      Галина Агапова 15 сентября 19:49

      Каталог статей моего блога (11)

      Вчера мной была опубликована 950-ая статья и я решила подвести итоги, создав новый каталог моих статей за последние полгода. Возможно, мои читатели найдут в нём что-то интересное для себя. Чтобы эта статья не была скучной, в конце Вас ждёт сюрприз. Каталог статей моего блога (10) https://cont.ws/@id44562772/1625408Каталог статей моего блог...
      305
      Галина Агапова Меломан
      13 сентября 14:15

      Геворк Топчиян: "Жить на Земле и не петь невозможно, - это я точно тебе говорю!"

      Геворк Топчиян (г.Москва) - исполнитель, участник ансамбля "Мышеловка" (Степанов Виталий, Скадин Владимир, Степанов Лев, Топчиян Геворк, Беседин Эдуард, Сухов Владимир, Розанов Владимир). Родился в 1959 году в городе Химки Московской области в семье инженера космических двигателей и врача-стоматолога. Начал петь в детском саду, исполнял песню «Любовь – ...
      336
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика