• РЕГИСТРАЦИЯ

Вера Матвеева: “Любовь, моя птица, крыла не сломай...”

50 1580

Продолжаем знакомство с творчеством Веры Матвеевой, поэтессы, барда и автора песен.

Начало в статье Вера Матвеева: "В чьи-то души упадут семена моей любви, семена моих надежд сквозь утраты прорастут".

Читая её стихи и слушая её песни, начинаешь понимать что в жизни важное, а что второстепенное. Теперь ей было бы уже больше шестидесяти лет, однако она умерла 11 августа 1976 года от рака. Но её песни всегда были песнями оптимиста. И это главное!

А вот эти строчки из её песни "Облетаю" стали для поклонников её творчества знаковыми:

"...Ничего, что я растаяла -
В песнях вам себя оставила..."

Родилась Вера Ильинична 23 октября 1945г. в семье военнослужащего в Хабаровском крае в г. Куйбышевка-Восточная Амурской области (ныне г. Белогорск). Необыкновенная одарённость Веры начала проявляться с младенчества, окружающие удивлялись и прочили ей артистическое будущее. В детстве Вера вместе со своей младшей сестрой Ольгой училась играть на фортепиано, сначала на дому у старенькой учительницы, а затем в музыкальной школе города Химки Московской области, куда семья переехала на постоянное местожительство.

Вера Ильинична исполняла, главным образом, песни на свои стихи, а также на стихи любимых ею поэтов: Б.Окуджавы, Н.Заболоцкого, Д.Самойлова, К.Библа и некоторых других.

Не только меня очаровали песни Веры Ильиничны Матвеевой. Вот что пишет Марина Гордон в своей статье «Любовь, моя птица, крыла не сломай...»:

"…Ее песни хочется слушать без конца, перелистывать, словно акварели. В них бьется живая поэзия: как пульс, как ветка на мартовском ветру, как чистый ключ в густом сумраке леса. Они скорее явление природы, чем словесности. Поэтому слушать их надо в тишине… …Считается, что фортепиано — трудный инструмент, и тому, кто его освоил, гитара нипочем, а посему многие дипломированные дарования впоследствии относятся к шестиструнке без особого пиетета. Мало кому дано превратить аккомпанемент в беседу, и лишь единицам — в волшебство. Вере это удавалось. «Снять» ее мелодию несложно, аккорды простые, но сделать так, чтобы она звучала, очень трудно. Куда-то исчезает легкость, звуки становятся тяжеловесными, теряется прозрачность. Получается самая обыкновенная музыка. Б-г знает, в чем тут загвоздка. Может, в особом, обостренном восприятии бытия, свойственном поэтам по рождению. Может быть, в предчувствии, в той самой интуиции судьбы, которая почти каждую Верину песню превращает в последнюю, то есть в такую, после которой дальше можно уже ничего не говорить. Эта отточенная завершенность образа пришла к ней после того, как был объявлен приговор."

Добавлю то, о чём не написано в цитируемой мной статье. Любовь пришла к ней внезапно, когда она уже и ждать её перестала… Это было на концерте в Одессе. Один из слушателей подошёл и сказал, что он – давний поклонник её творчества и посещал многие концерты в Москве… Лето было жаркое. Врачи запрещали Вере быть на солнце, а она так соскучилась по солнцу, по обычной жизни, да и счастье заслонило все опасения, все страхи, забылись все предписания врачей. К ней пришла долгожданная взаимная любовь. Они поженились. Но увы, счастье прервала болезнь… Солнце безжалостно пробудило все опасные клетки в организме Веры, которые дремали. Последние месяцы жизни Вера провела в мучительных страданиях. Умерла она 11 августа 1976 года, не дожив и до 31 года. А те 60 песен, которые Вера успела сочинить за свою короткую жизнь, позволяют говорить не просто о таланте, а об уникальном явлении в российском бардовском творчестве.


Будет ласковый дождь,
и ветер поможет взлететь,
и сбудется всё, чего ждёшь,
и лёгкой будет печаль,
потому что над миром
будет ласковый дождь.

Все обиды стерплю
и жалеть не стану, поверь,
не устану ждать этих дней
и буду вечно лететь
в тёплом ветре любви
под ласковым этим дождём.

1970

Вера Матвеева - "Будет ласковый дождь...” 

Вот что ещё пишет Марина Гордон в своей статье «Любовь, моя птица, крыла не сломай...»:

«...Она обладала невероятной чуткостью к слову, утонченным слухом, позволяющим творить музыку из всего: из настроения, из погоды, из чужих стихов. Вера пела стихи Окуджавы, Заболоцкого, Самойлова, Библа, Киплинга, с камертонной точностью улавливая их внутреннюю мелодию. Раза два ей довелось переложить на свою музыку тексты песен другой Матвеевой — Новеллы, которая к тому времени была уже известным, зрелым автором. Обычно такой шаг вызывает бурю негодования, но Новелле Николаевне Верина «Рыбачья песня» понравилась даже больше, чем своя. Вера была, наверно, единственная, кому удалось преодолеть границу, делящую бардовскую лирику на мужскую и женскую.

Креветка

Я знаю камни, у которых по ночам много рыбы.
Мы на старой удочке твоей фонарь повесим,
Большую будем рыбу у камней острогой бить.
Мы подождём, пока начнётся отлив,
И поплывём с тобою в синий пролив.
В проливе мы встанем у подводных камней,
Зажжём фонарь и будем рыб ловить.
В проливе мы встанем у подводных камней,
Зажжём фонарь и будем рыб ловить.

Ну неужели ты меня и сегодня не возьмёшь?
Ну неужели ты опять всё на свете позабыл?
Из снов моих большую креветку украдёшь?
Ведь ты же раньше очень добрым был.

Пожалуйста, возьми меня с собой ловить рыбу,
Быть может, наконец, мне повезёт этой ночью.

Е. Лебедева ,Г. Богдановская - "Креветка", стихи Веры Матвеевой

Ожидание, любовь, разлука, надежда — все эти традиционно «женские» темы в песнях Веры оказались вынесены так далеко за рамки бытового контекста, что стали восприниматься как явления судьбы, общие для всего живого. От женственности осталась только Душа — существительное женского рода. Душа-странница, душа-печальница и утешительница. Да и что, в конце концов, есть у человека, кроме души? Песни Веры Матвеевой были сложены у края жизни, возле той кромки, за которой плещет волна неведомого. Фрейдист объяснит, что они были порождены естественным страхом перед смертью. Философ увидит в них попытку осознать и принять неизбежное. Поэты и музыканты промолчат, не желая солгать, потому что к этой грани каждый подходит в одиночку, без свидетелей. Родные, друзья, любимые — все остаются позади. Тот, кто оказался у края, обречен на одиночество.

Веру Матвееву невозможно ни петь, ни слушать хором. Есть вещи, которые не открываются простым смертным иначе, как вместе с роковым знанием о собственной смерти. Одна из них — вкус к жизни. Не к радостям, не к удовольствиям, а к мгновениям, которых, кажется, так много в запасе у любого из нас, что и считать не стоит. К мелочам, вроде бегущей воды, облетающих одуванчиков, тающего снега. К череде случайных образов, ежедневно мелькающих перед глазами. Вера собирала все эти случайности, складывала — получались песни. Ни отчаянию, ни безысходности в них места не оставалось. У Веры была сильная воля. Сорваться в депрессию означало бы предать себя, отречься от музыки. Она очень хотела жить. «Вот придет август, и я поправлюсь», — говорила она, хотя уже несколько месяцев не поднималась с постели, руки переставали слушаться, и кроме чашки с минеральной водой она уже ни до чего не могла дотянуться. Это не было бессмысленным самовнушением. Вера не цеплялась за жизнь — просто жила, каждый отпущенный миг принимая с благодарностью, как драгоценный дар. »

*  *  *
Хватит плакать, распахни глаза пошире,
посмотри, какая в небе синева!
Солнце сыплет разноцветные смешинки,
и от них у всех кружится голова.

Всё на свете пройдёт, отболит, отомрёт,
отзвенит, как струна где-то оборвётся.
Надо много хотеть, всё на свете уметь,
надо очень стараться успеть.

Ни о чём не грустить,
всё постичь, всех простить:
мало дней нам дано, чтоб обижаться.
Надо всё позабыть, день грядущий любить,
надо азбуку счастья учить.

Спи, покуда солнышко ещё не встало.
Спи, покуда на дворе ещё темно.
Верь, что сбудется всё то, о чём мечтала, —
птица-радость сядет на твоё окно.

1970

Вера Матвеева – “Надо всё успеть…” 

«...Есть логика земная, житейская. У нее свои крепкие основы и измерения: живи, пока можешь, а не можешь, — стало быть, смерть помиловала. И есть логика эстетическая, логика законченного художественного образа. Именем ее мы скорее соглашаемся с гибелью Ромео и Джульетты, чем представляем их любовь пропущенной через годы бытования. Любим-то мы тех Ромео и Джульетту, которые погибли в наивысшей точке любви. В Вериной судьбе все эти логики согласились» (Из воспоминаний Натальи Кирилловой, подруги Веры). ...Потрепанный зеленый томик с хрупкой женской фигуркой на обложке пятнадцать лет кочует со мной по всем моим адресам вместе с двумя кассетами, купленными когда-то в Центре авторской песни. Время бежит, дети мои растут с прямо-таки пугающей быстротой, друзей, словно ветром, разносит по свету, — и только высокий голос-колокольчик на пленке все тот же. Хрустальный голос Веры…»

Детство

"Песенка написана на мои очень давнишние слова.
Дело в том, что песни-то я пишу недавно, а стихи - очень давно, еще с нежного возраста. Сначала писала про школу, про праздники, потом все про другое и про другое. Наконец, я в восьмом классе написала стихотворение про детство. Оно получилось довольно длинное, довольно-таки корявое в некоторых местах.

А потом, где-то в институте, я натолкнулась на этот текст. Уже когда я потом стала писать песни, я решила, что это вполне похоже на песню. Я кое-что выбросила, кое-что добавила, и получилась песенка про детство. Некоторые люди говорят, что каждый уважающий себя автор должен иметь в своем репертуаре песенку про детство. Я не из этих соображений: просто каждый в какой-то период времени вдруг вздохнет о том, что детства уже не будет..."

Вера Матвеева

*  *  *
Оно вернулось вкусное,
как сосульки с крыши,
и на зубах похрустывало,
падало, звеня.
Оно ко мне вернулось,
но я не обернулась,
и нету, нету, нету
больше детства у меня.

Ах, злые одуванчики,
безжалостные воины!
Вы на меня нацелили
всю технику свою.
Но не завоеватель я,
но ведь уже не воин я:
на вашей территории
я пленная стою.

До октября 1972

Галина Хомчик - "Оно вернулось вкусное", стихи и музыка Веры Матвеевой 

Поздравление с весной

                       Юрию Тургеневу

"Я в конце концов дошла до того, что стала сочинять песенки, чтобы подарить их на день рождения. Ну, обнищала я совсем, с подарками туго. И тут вдруг звонят и говорят: "У Юры Тургенева день рождения". Ну как я не пойду? Пойду, конечно, а без подарка неловко. Дело было весной, цветы дорогие. И тогда я написала песенку, по дороге на день рождения, и подарила ему.

Будут несколько таких песен. Это не посвящения, там ничего о личности человека нет, а просто подарки.

Эта песенка не только поздравление с днём рождения. Она называется: "Поздравление с весной..."

Вера Матвеева. Март 1974

*  *  *
Напечалились довольно,
что дерётся случай больно -
щедрый он, да злой.
А покуда мы тужили,
горю голову кружили,
вдруг запахло весной,
вдруг запахло весной.

А потом набухнут почки
и раскроются листочки,
клейкие слегка;
вспыхнет маленькое пламя,
обозначив тень за нами, -
значит, живы пока,
значит, живы пока.

Поздравляйте же с весною,
с ошалевшей новизною, -
радость нам да смех!
Пусть зима за нас отплачет
в сто ручьёв. А это значит -
разочтётся за всех,
разочтётся за всех!

Вера Матвеева – “Поздравление с весной” 

Любовь

"Мне обычно задают вопрос (записочки такие каверзные пишутся обычно): "Какая ваша самая любимая песня, какая самая нелюбимая?" Нелюбимые у меня есть, но я их стараюсь не петь, разве что при большом желании слушателей. Кстати сказать, это относится к "Собаке". Я её не люблю, и вы её тоже вдруг невзлюбили. Любимые песни у меня всегда меняются. Мне то одна больше всего нравится, то другая.

С этой песней получилось так. Я совсем не собиралась её писать, но однажды мои друзья мне говорят: "Послушай, почему бы тебе не написать песенку про любовь?" Я говорю: "А я что делаю?" Они возражают: "Это всё понятно. Но ты, — говорят, — пишешь не о том. А ты напиши про слово "любовь". Ты растолкуй людям, что ты про неё думаешь". Я отвечаю: "Ладно, я попробую".

Я никогда по заказу не писала, у меня даже никакой темы не было. Просто я ехала домой и вдруг начинала писать песню. Или мне ночью не спалось, и я начинала писать песню. А тут я решила, что надо попробовать. Пушкин же писал про розочку по заказу. Почему я не могу про любовь написать? Я мучилась недолго. Я её очень быстро накропала. А теперь, на протяжении вот уже нескольких месяцев, это моя самая любимая песня."

Вера Матвеева

*  *  *
Промокнешь - не высушит этот огонь,
мал или велик.
Не сможет согреть он и каплю воды -
мал или велик.
Но птицею в небе он может парить,
а может и лодкою по морю плыть...
Любовью все называют его -
и мал, и велик.

Любовь, моя лодочка, не утони -
море часто штормит...
Любовь, моя птица, крыла не сломай -
где-то гроза гремит...
Хоть я ничего и не жду от тебя,
но мне без тебя и земля - не земля...
Смотри, не погасни же, мой огонёк, -
быстро время летит!

1971-1972 

К сожалению, мне не удалось найти хорошее видео с этой песней, но мы можем послушать её в исполнении Веры Матвеевой ЗДЕСЬ.

...Вере было всего двадцать пять, когда врачи обнаружили у нее рак. Впереди было еще шесть лет — жизни, надежды, любви. Она так хотела ее, так ждала, вместе с героинями песен: Золушкой, Ассоль, Сольвейг; вместе со всеми своими рыбачками и танцовщицами...

Любовь — это огонь, который не греет, на нем ни ухи не сварить, ни одежды не высушить. Он иной по определению: священный. Его назначение — только светить, в потемках мира, в глухой черноте одиночества указывая единственно возможную дорогу.

Зоя Ященко - "Памяти Веры Матвеевой" 

Окончен бал, а вы еще танцуете,
умолк оркестр и свечи не горят,
а вы танцуете, ногами вальс рисуете,
рисуете который день подряд.

"Окончен бал", - я говорю вам ласково.
Но разве можно вальс остановить?
Ведь все слова, увы, окажутся напрасными -
окончен бал, но в вас оркестр звучит.

Меня в игру вы взяли и задумались,
а я смотрю на вас - не насмотрюсь...
Окончен бал, окончен бал - какие глупости!
За вами вальс, и я от вас не отступлюсь.
Окончен бал...
Окончен бал?
Какие глупости!
За вами вальс, и я от вас не отступлюсь.

Вера Матвеева, 1968-1970

По материалам статей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Вера. Надежда. Любовь

    Кузнецов в камере слетел с катушек

    "Не подходите ко мне!" Похоже, когда при задержании вытащили из постельки в 5 утра, у него капитально слетела кукушка Его можно понять. Простить нельзяПомните, я рассказывал в одной из п...

    Cловацкая полиция получила скриншоты переписки жены террориста с украинскими спецслужбами.

    ****Сегодня в покушении на премьер-министра Словакии Фицо был официально обнаружен украинский след: Cловацкая полиция получила скриншоты переписки жены террориста с украинскими спецслуж...

    Дмитрий Медведев: К «Яндексу» есть вопросы
    • pretty
    • Вчера 13:21
    • В топе

    ДМИТРИЙ  МЕДВЕДЕВ«Яндекс» теперь российская компания? Источник фото: cont.wsСовсем нет. Возьмём сервис YandexGPT, который вмонтирован в умную колонку Алису (и за который надо платит...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Лев Термен. Гениальный изобретатель

      Чарли Чаплин, Джон Рокфеллер, Альберт Эйнштейн – все они приходили к нему в гости, не подозревая, что посещают один из крупнейших законспирированных центров советской разведки на территории США.Имя радушного хозяина – Лев Термен.   В 1922 году он демонстрировал свои изобретения в Кремле: новейшие на тот момент устройства сигнализации и терменв...
      1108

      "Родственники". Неизвестная комедия Эльдара Рязанова

      Этот замечательный спектакль даже начинается не так, как другие, знакомые нам комедии. Может быть потому, что сценарий к нему был написан талантливым творческим тандемом - кинорежиссером Эльдаром Рязановым и драматургом Эмилем Брагинским? Именно их дуэту мы обязаны до сих пор популярной классикой советского кинематографа. Почему по этой многообещающей пьесе не сняли ф...
      515

      "Человек без тени" – Ян Черняк

      И действительно. О неуловимом русском шпионе нацисты не знали ровным счётом ни-че-го. Иначе вместо абстрактного «безымянный резидент» они бы доложили конкретно.«Человек без тени» – Ян Черняк. В 1943 году немецкие контрразведчики докладывали командованию: «В Берлине действует опытный советский резидент. Фамилия – неизвестна. Официальный род деятельности – неизвестен...
      504

      Семейная тайна жены Пушкина

      Наталья Николаевна Гончарова — жена и муза великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Она была одной из красивейших женщин Санкт-Петербурга. Об этом свидетельствуют и ее портреты, написанные художниками при жизни дивы. До сих пор вокруг ее личности не утихают дискуссии и споры.Рекомендуем к просмотру сюжет Юлии Меньшовой “Семейная тайна жены...
      533

      Со Светлым Христовым Воскресением!

      Христос Воскресе! Мои дорогие, от всей души поздравляю вас с Праздником праздников, с Торжеством торжеств, со светлой Пасхой! Снова свершилось величайшее чудо, которое наполняет сердца миллионов верующих радостью победы над тьмой, над злом, над смертью. Воскресение Спасителя дарит нам веру в торжество добра и справедливости, разума и милосердия, вдохновл...
      758

      Великий понедельник

      Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозав...
      491

      "Умение слышать время". 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

      «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».(Роберт Рождественский)    Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и...
      331

      С морем и небом в глазах. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия"

      4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».   Что писала о фильме газета «Нью-Йорк Таймс», как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «...
      1833

      Родовые грехи

      Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколения...
      401

      Фильм "Городской романс". Любовь в кадре и за кадром

      2 марта 1971 года состоялась премьера фильма «Городской романс». Это один из самых светлых и трогательных отечественных фильмов о любви, снятый на полутонах, на недосказанности... В нем крупные планы героев важнее тысячи слов. В нем музыка передает всю ту нежность и недосказанность. В нем молодость, идеализм, дыхание весны...Снимали картину на Одесской ...
      363

      Памятная доска экипажу императорского шлюпа «Диана». Саймонстаун, ЮАР.

      Южно-Африканская республика. Саймонстаун. Главная площадь города, в центре — гранитная памятная доска. Надпись на русском языке: «В честь двухсотлетия побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена в 1809 году».   В начале XIX века экипаж российского шлюпа «Диана» под командованием известного мореплавателя, вице-адмирала Василия Миха...
      335

      "Я дежурный по апрелю". Четыре песни о втором месяце весны.

      Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Суханов, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев Весна в разгаре. На просторах нашей огромной страны где-то ещё лежит снег, и лишь появляются первые проталины, а где-то зима уже окончательно отступила и земля ждет появления первых ростков. Апрель – сердцевина весны, самый контрастный, переходный месяц, своего рода «буфер...
      566

      "Дети – гениальные филологи". Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

      Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.Детская словесность, которая так прославила писат...
      2158

      Почему нам нужно нести Крест?

      Почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды...
      754

      Гвардии старший лейтенант Григорий Чухрай

      Григорий Наумович Чухрай — кинорежиссёр, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны, десантник.   Григорий Чухрай умел не только снимать хорошее кино, он умел еще и писать кинематографично. Читаешь его воспоминания «Моя война» и сразу видишь детали готовых мизансцен: движения глаз, дрожание губ, выступающие слёзы. Слёзы очень ч...
      265

      Сводка новостных сообщений сегодня — это голос Бога. Объясняет священник

      Почему православие призывает покаяться? Для чего это необходимо? Об этом рассказал протоиерей, проповедник, писатель, блогер Андрей Ткачёв.   Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.Андрей Ткачёв, протоиерей:Пророк Иона получает повеление от Бога идти в город Ни...
      882

      Откровение Божьих уст

      В саду Южной Калифорнии я как-то увидел большую оранжевую бабочку с черным, непогрешимым в своей точно­сти двойным рисунком на крыльях. Это была удивительная красота среди зеле­ни, света и цветов — песнь Богу в цветах и красках. В тишине кроткого, чистого, покорного Богу творения возносилась эта песнь и светилась эта премирная красота… Она показывает се...
      256

      Советская фантастика

      Андрей Тарковский задумал снять картину «Солярис» по одноименному роману польского философа и писателя-фантаста Станислава Лема в 1968 году. Толчком явно послужил только вышедший на экраны и произведший эффект разорвавшейся бомбы фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».На удачу Тарковского, цензоры в Союзе были не сильно образованные и уж точно ...
      1791

      "Обыкновенное чудо" Марка Захарова

      «О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку» — эти слова звучат в прологе пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».   Вот и герои Захаровской телеверсии, разыгрывая эту удивительную, хрустально хрупкую сказку, говорят но, главное, прекрасно поют именно о ней — о любви.Марк Захаров, которому начальство предложило экрани...
      405

      Приятного аппетита. (рассказ)

      Уважаемый преподаватель и известный публицист Тит Иванович сегодня принимал гостей. Напротив него в потрёпанном, но весьма удобном ГДР-овском кресле сидел его коллега, недавно прибывший в университет на должность преподавателя иностранных языков — Петр Евграфович.Стол в гостиной, где они расположились, пестрил блюдами с разными вариациями блинов, как те...
      703
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика