Что не так с памятником Александру III

12 6684

В минувшую субботу, 18 ноября 2017 года, Владимир Путин принял участие в церемонии открытия памятника царю-миротворцу Александру III. Монумент установлен в парке Ливадийского дворца в Крыму, где любил отдыхать император с семьёй. // http://kremlin.ru/events/presi...

«...Четырехметровый монумент императору был изготовлен из бронзы на одном из уральских заводов, автором работы стал народный художник России Андрей Ковальчук. Александр III изображен сидящим на срубе дерева в военной форме, опираясь на меч. Позади него — горизонтальная стела с двуглавым орлом, на рельефе которой показаны различные достижения эпохи царя-миротворца: создание самолета Можайского и винтовки Мосина, строительство заводов и фабрик, а также Транссиб, храм Христа Спасителя, Третьяковская галерея, Исторический музей. Здесь же показаны и выдающиеся деятели того времени: Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Пржевальский, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев и другие». http://tass.ru/obschestvo/4740...

Оркестр играл «Коль славен наш Господь в Сионе» — неофициальный гимн Российской империи с конца XVIII века до 1830-х гг. Он использовался также на территориях, оккупированных белыми и интервентами во время Гражданской войны.

Именно стела за спиной Александра, призванная описать достижения его правления, вызвала жаркие дискуссии. Критики обвинили создателей памятника в вольном обращении с историческими фактами. Справедливы ли эти утверждения, и насколько исторически корректно выполнен мемориал?

Давайте разберёмся.

Великий Князь Александр Александрович родился в 1845 году. Александр III взошёл на престол в 1881 году после того, как был убит его отец император Александр II, и правил до своей смерти в 1894 году.

Александр III и Достоевский

Великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский умер 28 января [9 февраля] 1881 года — за 30 дней до того, как был убит Александр II.

Золотой век русской литературы пришёлся на царствование Николая I и Александра II, и отчасти продолжился при Александре III. 

Начало ему было положено большой реформой просвещения 1803—1806 годов. Вся страна была поделена на 6 учебных округов, в каждом из 50 губернских городов открывались гимназии, а в округах — университеты (Санкт-Петербург, Харьков, Казань, Вильно, Тарту). В Москве университет уже существовал. Образование основывалось на принципе бессословности и бесплатности на низших ступенях. В 1805 году был открыт Демидовский, а в 1811 году  — Царскосельский лицеи. Крупнейший первый Сибирский университет в Томске был основан в 1878 году, — за три года до правления Александра III.

К весьма сомнительным «достижениям» Александра III в сфере культуры можно отнести Циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «Указом о кухаркиных детях», подписанный 18 (30) июня 1887 года российским министром просвещения И. Д. Деляновым.

По «Указу о кухаркиных детях» не смог закончить Одесскую гимназию из-за низкого происхождения русский, советский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский. 

В статье «Министр, царь и "кухаркины дети"» (Журнал «Смена», 1937) Чуковский объясняет, что подтолкнуло императора Александра III к принятию «Циркуляра»: 

«Самодержавный "народолюбец" яснее всего обнаруживал свои подлинные чувства к народу, когда дело шло о народном образовании, о школах для масс. Тягу своего любимого "простого народа" к культуре он считал опасным преступлением, которое необходимо пресечь в самом корне. Когда крестьянка Ананьина, привлечённая к суду по одному революционному делу, упомянула о том, что она мечтала отдать своего сына в гимназию, Александр III написал, негодуя: "Это-то и ужасно! Мужик, а тоже лезет в гимназию!"»

Когда тобольский губернатор не без прискорбия довёл в своём докладе до монаршего сведения, что в губернии мало грамотных, царь написал на полях: «И слава Богу!».

Он хорошо понимал, что «простые люди» лишь до той минуты являются надёжной опорой престола, покуда они в темноте.

Поэтому он так распалялся, когда обнаруживал, что, невзирая ни на какие приказы, дети дворников, судомоек и прачек так и «лезут» за наукой в гимназию. В классах, предназначенных для 40 человек, теперь училось не больше 12. Во многих гимназиях закрылись параллельные классы. // «Корней Чуковский о себе, царе и "кухаркиных детях"» // Аргументы и факты: газета. 01.07 2014.

Александр III и самолёт Можайского

Начало Золотому веук русских технических наук было заложено с открытием Казанского университета. Устав и Утвердительная Грамота Казанского университета были подписаны 5 (17) ноября 1804 года императором Александром I. 

В Казанском университете раскрылся талант Н. И. Лобачевского (1792, Нижний Новгород — 1856, Казань). В 1842 году Лобачевский стал членом-корреспондентом Гёттингенского королевского научного общества как «один из превосходнейших математиков русского государства».

Пионер авиации Александр Фёдорович Можайский (1825 —1890) и его самолёт.

Идея создания аэродинамического летательного аппарата возникла у А. Ф. Можайского в 1856 году. Активную работу над проектом изобретатель начал в конце 1860-х годов. Замысел аппарата сложился к 1873 году. В 1876 году А. Ф. Можайский совершил несколько полётов на изготовленном им планере-змее, буксируемом тройкой лошадей в своём имении Вороновица (Украина). 

Осенью 1876 года Можайский переехал в Санкт-Петербург, где публично, в частности, в манеже Берейторской кавалерийской школы, проводил опыты с летающими моделями самолёта.  // Бычков В. К истории создания самолёта А. Ф. Можайского // Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). М: «Машиностроение», 1983. С. 11-40.

4 июня 1880 года Можайский подал заявку на патент («привилегию») на свой «воздухолетательный снаряд». 3 ноября 1881 года Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов удовлетворил заявку Можайского и выдал ему первый в России патент на самолёт. 

Однако государственная поддержка исследований Можайского была крайне скудной.

Можайский строил свой самолёт на собственные средства и средства, пожертвованные частными лицами. В изготовлении отдельных частей помог директор Балтийского судостроительного завода М. И. Кази, финансировали частные лица — А. П. Ольденбургский, И. И. Воронцов-Дашков, М. Д. Скобелев и другие. Сумма помощи составила около 2 800 рублей.

При Александре III Можайский дважды — в конце 1883 года и в июне 1885 года —обращался в высшие государственные инстанции с просьбами об отпуске средств на работы с самолётом. 

Со слов самого Можайского известно, что, по крайней мере, в первый раз он получил отказ.  // Докладная записка А. Ф. Можайского министру двора И. И. Воронцову-Дашкову от 20 июня 1881 г. // Сб. АН СССР, 1955, Док. 36. 

По мнению В. Н. Бычкова, отсутствие документов о выделении денежных средств по второму прошению указывает на то, что и во второй раз Можайский финансовой помощи от Военного министерства не получил.

Александр III и Транссиб

Транссиб – детище двух императоров, но инициатором пути был, безусловно, Александр II, обратившийся к общественности с предложением разрабатывать проекты строительства железной дороги в Сибирь.

Произведённые в 1872—1874 годах изыскания выделили три направления: 

1) развитие проекта В. К. Рашета — Кинешма, Вятка, Пермь, Екатеринбург, Тюмень; 

2) развитие проекта Е. В. Богдановича — Нижний Новгород, Казань, Красноуфимск, Екатеринбург, Тюмень; 

3) новое направление — Алатырь, Уфа, Челябинск.

Первая ветка Транссиба была открыта в 1891 году. Это достижение можно отметить на памятнике как заслугу Александра III.

Александр III и Третьяковская галерея

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Купец Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) собирал свою коллекцию картин в 50-е-60-е годы XIX века. Большое влияние на Третькова оказало  «Товарищество передвижных художественных выставок», возникшее в 1863—1870 годах. 

«Передвижники» были вдохновлены идеями народничества — идеологии, появившейся в Российской империи в 1860—1910-х годах, провозглашавшей сближение интеллигенции с народом.

Движение «народничества» возникло в результате потери элитами своей связи с народом. Народничество представило собой второй, «разночинский» этап революционного движения в России. Первым этапом был «дворянский» (декабристы), а за «разночинским» этапом последовал «пролетарский» этап — марксистский. Народничество было основано на самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм, и было впервые сформулировано на рубеже 1840—50-х годов русским писателем и мыслителем А. И. Герценом.

Устав «передвижников» был утверждён 2 ноября 1870 года.  В нём провозглашалось следующее: 

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Первая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок» была открыта в Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1871 г. в здании Академии художеств. Выставка оказалась очень успешной, и стала значительным событием в культурной жизни России. Многие из работ «передвижников» были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Павел Третьяков задумал построить для собранной им коллекции галерею. Замысел был выполнен в 1874 году. В 1881 году новая галерея была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы.

Передачу коллекции в народное пользование вряд ли можно отнести к заслуге царя-консерватора Александра III. Скорее это было связано с либеральным курсом его отца и развитием демократических направлений в культуре второй половины XIX века, которые ещё некоторое время, по инерции, продолжались при консервативном режиме Александра III.

Александр III и Л. Н. Толстой

Русский писатель и мыслитель Лев Толстой жил с 1828 по 1910 годы. Расцвет его педагогической и литературной деятельности пришёлся на 50-е — 70-е годы XIX века.

На время Александра III пришёлся духовный кризис писателя. Царская цензура с сентября 1882 года устанавливает за писателем надзор для выяснения его отношений с сектантами. В 1883 году ему запрещают публичные выступления (по поводу смерти И. С. Тургенева). Его религиозные трактаты в России не печатаются. Трактат «Царство Божие внутри вас…» (1893), вызвавший восхищение критика В. В. Стасова («первая книга XIX века») и И. Е. Репина («эта вещь ужасающей силы») невозможно было издать в России из-за цензуры, и он был издан за рубежом. 

Художественные произведения Толстого в этот период были предназначены преимущественно для народного чтения. В «Смерти Ивана Ильича», он резко подчёркивал бездушие высших слоёв общества, демонстрируя нравственное превосходство простого «кухонного мужика» Герасима. 

«Крейцерова соната» (написана в 1887—1889, издана в 1890 году) была опубликована в урезанном цензурой виде. В последнем крупном произведении, романе «Воскресение» (1899) Толстой осуждал судебную практику и великосветский быт, духовенство и богослужение изображал обмирщённым и соединившимся со светской властью.

В конце XIX века Лев Толстой пишет цикл статей о всенародном голоде, охватившем деревню, в котором показывает острые социальные проблемы Российской империи:

«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка — пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, — и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.
Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", — говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи"...
Я попросил разменять мне три рубля. Во всей деревне не нашлось и рубля денег... Точно так же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете...
Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором... Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей...
Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он — и это знает всякий мужик — он
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.
Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют» // Лев Толстой. Голод или не голод? 1898.

В конце жизни Лев Толстой был подвергнут гонениям со стороны Русской православной церкви, и в итоге отлучён от неё.

Лев Толстой в аду. Фрагмент фрески из храма иконы Божией Матери «Знамение». Курская область, 1883 год. Собрание Музея истории религии и атеизма. Определение Синода от 24 февраля 1901 года об отлучении Л. Толстого от церкви, опубликованное в «Церковных ведомостях»

«У России есть только два союзника: ее армия и флот»

Как пишет в своей «Книге воспоминаний»  Великий Князь Александр Михайлович (1866—1933), который приходился дядей последнему русскому царю Николаю II, эта фраза часто звучала, когда Александр III собирал своих приближенных: 

«Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
«Горький опыт XIX века, — пишет там же великий князь Александр Михайлович, — научил Царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии лишь горько об этом сожалеть. Александр I спас Европу от Наполеона I, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его дед Николай I послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 г. и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав таким образом слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками. Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей. У Александра III не было дружеских чувств в отношении Европы. Всегда готовый принять вызов, Александр III, однако, при каждом удобном случае давал понять, что интересуется только тем, что касалось благосостояния 130 миллионов населения России».

Таким образом, эта фраза действительно принадлежит Александру III, и весьма исторически справедлива.

Полагаю, что российскому руководству, в условиях геополитического давления, эта фраза императора видится одной из наиболее актуальных, и в этом есть определённый смысл. В то же время наши последние внешнеполитические проекты свидетельствуют о том, что на Востоке и Юге есть государства, с которыми можно строить союзы и на базе общих интересов, а не только на базе нашей высокой боеготовности.

С другой стороны, в сфере внутренней политики наши дела не столь успешны, как во внешней. Российским обществом всё больше овладевают такие негативные проявления загнивающего капитализма, как высокая социальная поляризация, духовная деградация элит, сложность самореализации для бедных и средних слоёв, воинствующая декоммунизация и ревизионизм в отношении военных преступников прошлого. Всё это порождает в обществе спрос на полевение политического курса, в то время как Александр III является символом курса правого, вылившегося при его наследнике Николае II в радикально правый курс, взбунтовавший в итоге всю Россию.

В этом свете вспоминается другая знаменитая цитата Александра III:

«Конституция! Чтоб русский царь присягал каким-то скотам». //  Дневник А. С. Суворина. 1897. 8 сентября.

Это та самая, реакционно-консервативная сторона Александра III, на которую несвоевременно опираться сегодня.

А с учётом исторических вольностей в реализации монумента, ставших результатом идейной тенденциозности монархистов, открытие такого памятника и вовсе выглядит крайне противоречиво.

С глубоким сожалением можно констатировать, что все продукты современной культуры, будь то памятники, или кинематограф, стали отличаться крайне низким качеством, связанным с их антинаучностью и антиисторизмом. 

Низкий уровень образования и культуры, элитаризм являются неотъемлемыми чертами поздних разлагающихся империй и государств, находящихся на стадии загнивающего капитализма. 

Ни Александр III, ни его сын не смогли осознать назревшую историческую необходимость перехода от общества классового угнетения к обществу социальной справедливости. 

Изображённый в бронзе Александр III, который устало присел на бревно, ещё не понимает, что через четверть века его великая империя рухнет, как карточный домик. Рухнет она благодаря жажде одного процента населения к бесконечному потреблению за счёт тёмных и голодных холопьих масс.

Сегодня эти же проблемы внутренней политики стоят перед президентом Путиным и его правительством. Однако всё говорит о том, что они решительно настроены повторить исторический путь поздней Царской России.

Брокгауз и Ефрон, 1913 год.  Детская смертность. «Дети России составляют 57,4% всех умерших... до 5 лет доживают у нас всего 550 человек из 1000 родившихся».

Регистрируясь на КОНТе по этой ссылке и рекомендуя статью, вы помогаете продвижению моего блога. Жмите!

Статьи по теме:

• Беломонархические движения и царебожники. Монархизм, как разновидность стратегии по разрушению России

• Кто писал экспертизу на фильм «Матильда» для Поклонской

• Гибель Романовых: кто убил Царскую семью?

• Кто выдумал «иудео-масонский заговор», или как семья Николая II увлеклась антисемитской литературой

• Герои РВИО. Великий князь Сергей Александрович: нацист и гомосексуалист

• Прекратит ли духовник Путина пляски царебожников на царских костях?

Стрелков, русские антикоммунисты и монархисты — третья сила на Донбассе?

• Часть I

• Часть II

Актуальные новости и свежие статьи я теперь публикую на своём Телеграм-канале:


Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • знаково то, что  в тех же сша или той же украине памятники сносят, а  у нас ставят. пускай и с ошибками, но тем не менее
  • Акцент на царя Александра III означает уход от сакрализации Николая II. Реакционность царя соответствует настроениям новой элиты из кухаркиных детей. Эта элита сама себя признала высшей кастой и она против образования. О вреде образования для толпы не раз заявлял известный олигарх и чиновник первой руки. То есть проталкивается именно идея царя реакционера. С другой стороны, возвращение в политику царствующей династии подразумевает и воссоздание монархии в каком-то современном виде. Несовпадение дат, наоборот, имеет символическое значение, это заслуги всего института монархии. Недостатки царя в представленном изложении рассмотрены с точки зрения революционеров и ниспровергателей любой власти.   Но в целом, Вы правы. Кухаркиных детей во власти запад никогда не признает. В таких условиях без опоры на народ этой элите просто не выжить. И народ она не сможет обмануть, потому что народ сам обманываться рад. Лишь бы не было войны. Но если беспорядки начнутся, никому несдобровать.
  • они "там" сговорились что-ли? "Что касается останков Сталина, то надо проявить добрую волю и отдать их Грузии, чтобы у него на Родине похоронили. Грузия была частью Советского Союза, которым руководил Иосиф Сталин. Поэтому будет логично и справедливо, если Грузия получит возможность похоронить его, а миллионы жителей России вздохнут полной грудью, узнав, что сталинский дух покинул Россию", - предложил Кадыров. взято отсюда - http://www.interfax.ru/russia/588264
  • "Бурана" не хватает, а так всё жЫзненно.
  • просто противно смотреть на это