Парадокс красоты

68 1411

Как известно, подавляющее большинство людей, в отличие от животных, обладают развитым эстетическим чувством и эстетическими потребностями, которые невозможно логически объяснить в рамках натурализма или эволюционной теории. Эти переживания столь важны для человека, что ради них он готов пойти на многое. Например, проводить многие часы и дни (или даже годы) за отработкой какой-нибудь музыкальной техники. Или расходовать огромные средства на приобретение произведений искусства, тратиться на дизайнерскую отделку жилья, уникальную мебель, освещение интерьера и т.д.

Между тем, какие-либо биологически осмысленные причины подобного поведения полностью отсутствуют. С точки зрения дарвинизма, человек, рассматривающий какую-нибудь картину, или просто любующийся природным пейзажем – просто "теряет время", которое он мог бы потратить на поиск еды, размножение, самосохранение или доминирование. В рамках подобных представлений, совершенно необъяснимы человеческие увлечения:

1) Музыкой, живописью, природными пейзажами и т.п.

2) Непонятно, почему подавляющему большинству людей так нравятся цветы (которые для нас совершенно бесполезны). Причем людям нравится как внешний вид цветов, так и цветочные ароматы (почти каждый из которых является специфичным, не похожим ни на какой другой аромат, например, запахи: сирени, жасмина, ландыша, розы и т.п.).

3) Непонятно, почему мы столь неравнодушны к внешнему виду разных животных? Например, почему нам нравятся мордочки разных миловидных зверьков?

а) Или почему нам нравится внешний вид какой-нибудь шиншиллы?  И почему мордочка мыши нам нравится больше, чем мордочка крысы? Хотя перечисленные животные относятся к одному и тому же биологическому таксону (грызуны).

б) Почему нам нравится внешний вид крупных хищников? Например, медведей или волков? Хотя и те, и другие – явно не полезны для нашего выживания.

в) Особенно странно выглядит наша эстетическая любовь к крупным кошкам (из рода Пантера). Которые, во-первых, очень опасны для человека, а во-вторых, некоторые виды (например, леопард) профессионально охотятся на обезьян. То есть, на наших предполагаемых «эволюционных предков». В связи с чем, вид леопарда вызывает у обезьян сильную панику. В то время как человек, наоборот, любуется этими кошками.

4) В результате целого ряда исследований (уже сравнительно давно) выяснилось, что подавляющее большинство людей имеют весьма сходные эстетические предпочтения в области физической привлекательности человека. Например, большинству людей нравятся примерно одни и те же женские лица. В связи с этим, очень оживленными в своё время стали научные исследования, посвященные вопросу — почему нам нравятся определенные человеческие лица? 

Например, почему нам нравятся одни женские лица, в то время как другие женские лица — не нравятся? Было предположено, что привлекательные черты человеческого лица служат индикатором, которые указывают на какие-то биологически полезные признаки возможного полового партнера. Например, на его плодовитость, хорошее здоровье, или на какие-то другие признаки, полезные для продолжения рода.

Однако, несмотря на многолетнее научное внимание к этой теме, в конечном итоге, так и не удалось связать эстетически привлекательную внешность ни с одним биологически полезным качеством человека!

Получается, что эстетическая привлекательность, например, человеческого лица, играет в человеческом обществе воистину огромную роль. Но при этом никаких причин, которые придавали бы биологический смысл предпочтению эстетически привлекательных лиц (менее эстетически привлекательным) так и не установлено. Более того, это приносит биологический вред, так как заставляет тратить дополнительные ресурсы и время на конкуренцию за внимание эстетически привлекательных половых партнеров.

Следовательно, важно определить «критерий красоты», ведь зачастую мы подсознательно воспринимаем, как "красоту", навязанные нам  "стандарты", принятые за эталон в той или иной социальной среде. Таким критерием, на мой взгляд, может выступать желание, как можно чаще соприкасаться с ее источником - неизъяснимая, иррациональная тяга к прекрасному. 

Ещё одно уникальное свойство красоты состоит в том, что "красивыми" для человека могут быть не только внешние атрибуты и пропорции объектов или субъектов, но и присущие им внутренние качества и свойства, данные нам в чувственном созерцании - процессы, явления или события. Поэтому мы часто называем «красивыми» мысли, поступки, слова, решения,  критерии оценки и даже математические формулы. 

Например, в результате способности к созерцанию внутренней красоты конкретной личности, с высокой вероятностью может возникнуть любовь, как естественная реакция индивида на качества, не всегда заметные для окружающих, но весьма осязаемые для того, кто столкнулся с их проявлениями. Поэтому бывает так, что обыватели недоуменно задаются детскими вопросами в адрес своих, более успешных собратьев, типа: "что он в ней нашел, как такого человека могла увлечь эта серая мышь?" 

Где же лежит первоисточник красоты, пленяющей нас своей необычностью и притягательной непознаваемостью? Вероятно - это неизъяснимая способность нашего сознания отражать смысл и частично даже истину - самую суть нашего мира, природы, человека, его поступка, материального объекта, феномена или образа. Ведь, как сказал мудрец: «Истину не доказывают – истину являют»!  

В христианстве Бог есть любовь, «реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека».

 Парадоксальность этих Божественных качеств состоит в том, что никто, даже атеисты или иноверцы не сумеют обоснованно утверждать, что перечисленные феномены отсутствуют в реальном мире. Но при этом невозможно назвать ни одного смертного, который бы совокупно воплощал их в себе.  Мало того, ничто из перечисленного, так и не сумел исчерпывающе выразить словами ни один мыслитель, учёный или поэт. 

Например, искусственный интеллект кардинально отличен от своего естественного эталона именно тем, что даже самый гениальный программист не в состоянии перевести на язык формальной логики  эти уникальные свойства бытия, где одно следует из другого, а друг без друга вообще "не работает".  Отсюда тщетность всех страшилок о "сильном" искусственном интеллекте, якобы способном пройти тест Тьюринга на человечность.

Поэтому логика и хронология видятся примерно так: совершить добрый поступок невозможно, не имея в себе толику любви к ближнему, которая может родиться из способности отражать в подсознании истину,  данную нам в ощущениях, как «красота» — гармония формы и содержания.


Литература:

1. "Путь разума в поисках истины" Осипов Алексей Ильич, Изд. "Престиж", 2004 г, ISBN: 5-7533-0221-1, Страниц: 432 или      § 4. "Основные истины религии", 2-й абзац: https://azbyka.ru/otechnik/Ale... 

2. https://biolar.ru/

Теория эволюции Дарвина - недиспутабельная догма современной академической науки и самый главный миф современной цивилизации

Почему эволюционизм несовместим с христианствомСборник докладов научного семинара «Гипотеза эволюции: мифы и факты», прошедшего 29 марта 2018 года в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых г...

Гуляй, рванина: как одесские чиновники сбегают оторваться за границу

Богдан и говорит: «Пойдешь со мной в субботу в Ибицу?». Арина, конечно, для приличия поломается, такая: «Ой, даже не знаю, сегодня еще только четверг. Да и с утра в субботу будем делать...

А точно надёжно?

Благорастворение и расслабляющая убеждённость «Фигня всё! Невозможно шатануть! Наверху не дураки сидят!» И, что закономерно, - пассивность на этом фоне нормальных людей.Может быть, доро...

Обсудить
  • 1. Целесообразность красива, если верить Канту. Согласно Канту, идеал красоты принадлежит миру не свободной, а сопутствующей красоты, фиксированной понятием объективной целесообразности. В поисках идеала следует искать предмет, который содержит цель в себе самом. Таким требованиям отвечает человек: идеалом красоты, по Канту, является нравственный субъект, а красивым человеком является нравственный человек. Поступая нравственно, человек приближается к совершенству. 2.Красота весьма относительная штука.
    • SRK33
    • 20 февраля 2023 г. 16:00
    Красота это вид энергии , думаю в эту сторону нужно думать . :smirk:
    • Marita
    • 20 февраля 2023 г. 16:18
    "И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?" (с) Из стихотворения Заболоцкого "Некрасивая девочка"
  • Если углубиться в вопрос, то станет понятно, что чувство прекрасного принадлежит Душе. Но в таком случае придется признать ее наличие. А т.н. "Наука" сегодня отрицает ее наличие у человека. Всё это стало результатом революции в психологии, социологии, философии. Подведение научной Базы под хищнический капитализм. Тогда как во все времена Душа рассматривалась как нечто реально существующее и неотъемлемое от человека.
    • Aleks
    • 20 февраля 2023 г. 16:39
    В разные века были разные эталоны красоты. Так что т.н. "эстетическая привлекательность" формируется у человека в детстве и зависит от воспитания, от традиций, от окружающей ребёнка культуры. Также эталоны красоты могут меняться в течении жизни, ярким примером чего является переменчивая мода - то, что ещё вчера воспринимали как очень красивое, сегодня воспринимают как отстой, безвкусицу, а завтра будут воспринимать как уродство. :smile: