• РЕГИСТРАЦИЯ

Русская Голгофа Зои Космодемьянской

9 1983

История подвига, рассказанная заранее

В конце месяца на экраны выходит военно-патриотическая драма «Зоя», рассказывающая историю Зои Космодемьянской. Как водится, отечественное историческое кино случилось не просто так, а приуроченным к 80-летию трагической гибели молодой девушки. О ее подвиге все знают со школьной скамьи, но истории, показанные в российском кино, как известно — отдельный вид «искусства».

Вот и «Зоя» не лишена некоторых типичных штампов, но, как ни странно, выделяется на фоне того же «Сталинграда», «Т-34» и других картин, где враг туп и комичен, а свои всегда готовы броситься на амбразуру.

Несмотря на то, что боев и взрывов в кадре практически не происходит, фильм оставляет после себя сильное впечатление именно за счет построения сюжета, актерского таланта Анастасии Мишиной (и тут не про обнаженку) и невероятной жестокости некоторых сцен. Как воспитательная часть — это, конечно, провал. Но как самостоятельная единица в нашем кино, драма все-таки заслуживает внимания.

 Отбросив весь присущий подобным событиям пафос, звучащий о борьбе за правое дело и прочее, прочее, попробуем рассказать о фильме. Как есть.

Однозначно хороший ход съемочной группы и Российского военно-исторического общества, сыгравший на руку общей атмосфере, — устроить пресс-показ фильма на территории Музейного комплекса «Зоя». В двух шагах от того самого места, где с гордо поднятой головой приняла смерть первая девушка-герой Советского Союза. Здесь же, однако, кроется и вполне очевидный минус: предваряющая ленту экскурсия по музею напрочь заспойлерила не только известную всем, знакомым с нашей историей, концовку, но освежила в памяти вообще весь ход событий. Стало ли от этого скучнее смотреть? Взглянем фактам в глаза.

Снимать историческое сугубо развлекательное кино в России безумно сложно. Не поймут и не примут. Как не принял, пусть и проголосовавший рублем, но заворчавший зритель бондарчуковского «Сталинграда». Как встречали негативом каждый авторский домысел и допущение в недавнем «Т-34».

Здесь, к счастью, перегибов нет. Хоть некоторые параллели кажутся излишне прямолинейными. В попытках показать страдания совсем юной советской девчушки, еще вчера радовавшейся воздушности и легкости выпускного танца, а сегодня столкнувшейся лицом с покрытой струпьями рожей Войны, очень быстро считывается аллюзия на Христа. Финальная песня лишь подтверждает раскрывающуюся, как на ладони, задумку. Что ж, жертвенность советского народа в каждом ее проявлении вполне способна претендовать на такое сравнение, но перекос в эту сторону привносит в картину один существенный недостаток.

Очевидно, фильм с названием-именем будет в большей мере посвящен носительнице этого самого имени, но раскрытию всех остальных персонажей при этом посвящено преступно мало времени. Сопереживание не успевает рождаться к людям, которых мы видим лишь в качестве ширмы, прикрывающей все более ожесточающееся личико Космодемьянской от слишком быстрого развития. Вот только что она весело вскидывает голову в такт словам политрука о неизбежной сложности своего задания, а минуту спустя ожесточенно борется с последним проявлением женственности — прической, кромсая волосы тупыми ножничками. А еще через мгновенье слезы и первая боль, которую приносит война. Что же достается другим героям картины?

Все это время на заднем плане что-то происходит с другими персонажами, но их сюжетные линии лишь вьются змейкой вокруг основного стержня, который всем зрителям уже известен. Восхождение на жертвенную Голгофу, опошленную нацистами до криво сколоченной табуретки для деревенской виселицы. Этого ждет зритель. Но зрителю хочется еще и сопереживать проявляющим себя актерам. А их не хватает. Люди есть, но характеры за ними не успевают закрепиться, ведь главная тут — Зоя. И тогда в моменты, важные для этих персонажей, в груди попросту ничего не екает, ведь мысли все о Зое, все другие — статисты, лишь отвлекающие от сюжета. Должно ли так быть — судить не возьмусь.

Всю первую половину фильма ты вроде бы должен ощущать напряжение, нарастающее по мере приближения к жестокой кульминации. Но оно возникает очень мимолетно — война всегда происходит где-то за кадром. Сначала голосом Вячеслава Молотова, объявляющего о нападении Германии на СССР, потом — в разговорах соседок, судачащих о судьбах ушедших на фронт. Сценарий подводит Зою одновременно со зрителем к осознанию несправедливости этого: там, за горизонтом событий гибнут товарищи, а мы здесь, в ситцевом платьице среди хоть уже и заклеенных крест накрест газетами окон, но в сердце мирной жизни. Так нельзя.

А можно далеко не всем. На фронт стремился тогда весь советский народ. Для мальчишек допризывного возраста тогда было в порядке вещей приписать себе год-другой, но показывая именно такой эпизод, фильм спотыкается из-за ошибки кастинга.

Не поймите неправильно — Анастасия Мишина в свои 27 прекрасно справляется с ролью 18-летней девушки, достойной золотой звезды за свою непоколебимость. Но когда ее брата, младшего, как напоминает нам историческая сводка, 16-летнего Алексея играет стремящийся к тридцати Артем Курень, призванная быть сильной сцена рассыпается карточным домиком. Ну нет веры фразе «я себе еще год накину, и поеду воевать» от хоть и выглядящего молодо, но уже мужчины, а никак не мальчишки.

Впрочем, подобным грешит сейчас весь кинематограф, не рискуя давать на откуп тяжелые драматические роли чересчур юным актерам. А зря, если вспомнить пронизывающие насквозь глаза Алексея Кравченко, игравшего белорусского пацана Флёра в «Иди и смотри». Парень в те же 16 лет превращал каждую сцену со своим участием в такой калейдоскоп эмоций настоящего подростка, на глазах превращаемого войной в дряхлого старика, что хотелось рукоплескать. В «Зое» же мы видим умелую игру зрелых актеров, изображающих вчерашних мальчишек и девчонок, а это, увы не играет на руку главному посылу самой истории — жернова войны перемелют даже ребенка, набросив ему на шею взрослых испытаний.

И с момента, когда эта самая война выходит на авансцену, а «Зоя» превращается из прелюдии уже известного исхода в непосредственное ожидание развязки, все равно продолжаешь видеть взрослых актеров. Замерзающих, боящихся, рискующих и жертвующих всем, но взрослых.

Батальные сцены при всей их лаконичности (все же фильм не об этом) бодрят в хорошем смысле слова: перегибов, присущих советским фильмам о войне, здесь нет. Фрицы здесь не однобокие дурачки с автоматами, мажущие с трех метров, но также и не поголовные звери. Во враге видно человека: пока один со звериной ухмылкой выталкивает на мороз женщину с детьми, другой берет в плен там, где можно было бы пристрелить на месте.

Продолжая аллюзию на последние дни жизни Христа, невольно проводишь параллель между одним из допрашивающих Зою немцев и Понтием Пилатом — от требований все рассказать, через уговоры, враг предлагает девушке спасение, взамен на предательство своего народа... Сильный ход портит акцент на «страстях» — начиная от сцены мочащегося на будущий символ сопротивления целого государства фрица, заканчивая на акцентах в боли и страданиях. Пытки, избиения, глумящиеся над невинной, ненаказуемые стоят во главе каждого кадра. Все показано так по-настоящему, что в некоторых моментах становится не жалко, а мерзко. Да, так и было — члены съемочной группы прямо подтверждают, что с определенного момента сценарий превращает картину практически в документалку, но в силах режиссера и оператора в готовый материал расставить свои акценты.

Здесь они умещаются в истерзанный побоями комочек плоти, дрожащий от боли, но готовый выйти и взглянуть в глаза толпе, ожидающей вокруг виселицы. Но кровь и грязь, исчезающие точь в точь через библейскую сцену омовения, наконец уступают место главной идее Русской Голгофы. Ломаемая, но несломленная, девушка находит в себе силы всего одной фразой, брошенной в лицо своим палачам, доказать, что она настоящий герой. Герой без единого выстрела. И в этом ее сила. За весь свой путь Зоя не совершила ничего, что могло бы бросить тень на нее, как на человека, жаждущего мира. Невинно убиенная, она тем самым и всколыхнула девятый вал всенародного гнева, пусть и став в своей жертвенности всего лишь винтиком в движении пробуждающегося титана. Смерть, принятая с оружием в руках, достойно принимается современниками. Но куда сильнее смотрится прерванная жизнь, не запятнавшаяся ничем, кроме страданий.

Самый юный участник Ютландского сражения Первой Мировой войны — Джон Корнуэлл, который в свои 16 лет стал символом всего британского флота, всего лишь наводя так ни разу и не выстрелившую пушку своего дредноута. Он погиб, как погибла Зоя, с точки зрения логики мирного времени завершая жизнь бессмысленным поступком. Но во время войны такие эпизоды заставляют изумленного врага проронить: «Упрямые фанатики. Таких бы нам», с чего в итоге и начинается их поражение.

С этой точки зрения фильм удался. Но это не военное кино. Его философия лежит в стороне от разрывов снарядов и бросаний на амбразуру. Быть может, потому и уместно выходить в прокат не тесня блокбастеры с многомиллионными бюджетами и батальными сценами. За такое ему можно многое простить.

https://readovka.ru/news/67977

Добро пожаловать в логово самых злобных кинокритиков Интернета!

    Братья-словаки — вместе с Россией и за мир

    Премьер Фицо, следуя воле своего народа, решительно выступает за скорейшее урегулирование украинского кризиса Cловацкий премьер Роберт Фицо. Фото: Flickr Посольство России в Братиславе...

    Молдавия выбрала войну с Россией

    Автор: Юрий БаранчикВыбор неестественный, т.к. референдум в пользу присоединения к ЕС и второй тур выборов президента Молдавии прошли за счёт манипуляции голосами заграничной диаспоры. ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Кинопотрошитель 18 октября 13:50

      Почему в фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра» вместо Абдулова взяли Боярского

      Многосерийный фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра» быстро завоевал любовь телезрителей и даже стал для некоторых тем самым фильмом детства, который хочется пересматривать снова и снова даже много лет спустя. Конечно, образы главных героев после такого ошеломляющего успеха намертво закрепились за актерами, которым посчастливилось их исполнить. Однако ...
      1328
      Кинопотрошитель 7 сентября 10:59

      За что Ван Дамм был уволен из "Хищника"

      Поклонникам прекрасно известно, что портить кровушку Шварценеггеру в триллере 1987 года "Хищник" должен был Жан-Клод Ван Дамм, который должен был воплотить на экране роль инопланетного охотника. Впоследствии костюм на себя примерил другой актёр, а вот причины, по которым Ван Дамм покинул проект, внятно никто так и не объяснил. Существовавшие показания...
      1419
      Кинопотрошитель 30 августа 11:04

      Что стало со звездой «Гостьи из будущего»?

      Запоминающаяся роль стеснительного и нескладного школьника Коли Герасимова в фильме «Гостья из будущего» стала самой яркой и запоминающейся в кинокарьере Алексея Фомкина. Многие потом удивляются, когда не находят детей-звезд во взрослом кинематографе. Как так получается, что получив славу и трамплин в детском возрасте им потом не пользуются? Тала...
      1160

      Откуда Борис Васильев взял сюжет для "А зори здесь тихие..."

      …А поначалу в одном из самых знаменитых и всенародно любимых произведений Бориса Васильева женских персонажей… вообще не было. И только горячее желание писателя показать нелегкую долю сотен тысяч молодых советских девушек и женщин, воевавших в Великой Отечественной, сделало «А зори здесь тихие…» той повестью, с которой читатели жур...
      1078

      Юрий Никулин «снялся» в новом кино

      30 мая на большие экраны вышел фильм братьев Андреасян «Манюня: Приключения в Москве». Семейная комедия по мотивам серии книг Наринэ Абгарян стала одной из самых интригующих новинок весны, и не только потому, что детям «зашли» две предыдущие части фильма. Еще весной стало известно, что одним из героев ленты станет Юрий Никулин. И это буд...
      1483

      Самые ожидаемые фантастические фильмы и сериалы лета 2024

      Лето 2024 года обещает быть насыщенным для любителей фантастики! В этой подборке собраны фильмы и сериалы, которые выйдут в прокат или на стриминговых сервисах в течение лета. Аколит (сериал 2024) Четвёртого июня для поклонников франшизы «Звёздных войн» стартует сериал Аколит. События нового шоу развернутся в период расцвета Республики. Главные г...
      1758

      Полностью готовые к фильмы, которые отменили в прокате

      Киноиндустрия сегодня развивается семимильными шагами, ежегодно на экраны выходит множество фильмов разных жанров, а на производство тратятся поистине огромные суммы. Естественно, кинокомпании вкладывают деньги в создание не только ради того, чтобы развлечь зрителя очередным шедевром, но и для получения прибыли. Однако в последнее время и в Голливуде, и в Росси...
      1136
      Кинопотрошитель 25 февраля 14:46

      Умер народный артист РСФСР актёр Владимир Гуляев

      Народный артист РСФСР, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», режиссёр и актер Владимир Гуляев умер в возрасте 92 лет. Об этом сообщается на сайте Коми-Пермяцкого драмтеатра.   «На 93-м году ушёл из жизни Владимир Дмитриевич Гуляев», — говорится в сообщении.  Прощание состоится 27 февр...
      719
      Кинопотрошитель 30 ноября 2023 г. 17:49

      «Проклятые» фильмы. Смерть и мистика на съёмках

      Голливуд очень любит эксплуатировать тему всевозможных проклятий. На первом месте с большим отрывом, конечно же, находятся проклятые дома, в каждый из которых имеет неосторожность заселиться очередная ничего не подозревающая семья. Но одними жилищами дело не ограничивается. Есть ещё проклятые куклы, амулеты, видеокассеты и многое, многое другое. Тем ироничнее, ...
      1508
      Кинопотрошитель 24 апреля 2022 г. 10:30

      Умер режиссер сиквелов «Поворота не туда» Деклан О'Брайэн

      Умер американский режиссер Деклан О'Брайэн, снимавший сиквелы к фильму ужасов «Поворот не туда». Об этом пишет Deadline. Он скончался 16 февраля в 56 лет. Причина его смерти не уточняется. Изначально О'Брайэн переехал из штата Нью-Йорк в Калифорнию, чтобы стать актером, однако этот план не удался и он поступи...
      492
      Кинопотрошитель 31 января 2022 г. 12:12

      Автор не нужен

      Удивительная история происходит с Джоан Роулинг. На нее еще в 2020 ополчились сторонники «повесточки» из-за ее «неполиткорректных» фраз в отношении трансгендеров (хотя Джоан всего лишь удивлялась, как можно считать натуральных, «от природы» женщин существами более низкого порядка, чем тех, кто стал «женщиной по выбору», ...
      2013
      Кинопотрошитель 25 июня 2021 г. 08:25

      Главная премьера недели — весьма поучительный фильм «Проклятый чиновник»

      Накануне серьезной сделки, сопряженной с получением «левого» дохода, к Федору на прием приходит старушка. Ей бы выбить могилку рядом с уже почившим мужем, но местные чиновники не идут навстречу. Главный герой спроваживает пожилую женщину, а та в приступе мести проклинает Федора: «Не возьмешь больше ни одной взятки и никому дать ее не сможешь». ...
      1892
      Кинопотрошитель 9 июня 2021 г. 08:03

      BadComedian: обзор фильма ЗОЯ, который рассказывает о разведчице Космодемьянской

      BadComedian: Всю свою душу вложил в этот ролик. Монетизацию - отключил. Поддержите пожалуйста, речь не про донаты, речь про репосты. Спасибо, что дождались!!! Реклама ...
      9704
      Кинопотрошитель 22 мая 2021 г. 06:02

      Про фильм "Турист"

      Писать пространных рецензий не буду. В тезисах, что хочется отметить: - В фильме масса моментов для тех, кто что называется "в теме". Консультанты с юморком и добавили штрихи типа кувалды на русской базе, лысого командира, прилетевшего на усиление. И всяких субкультурных штрихов. Не понятно, почему на актёрах в мирной жизни я не заметил футболок RSOTM...
      3488
      Кинопотрошитель 20 мая 2021 г. 20:50

      Фильм о русских ЧВК - «Турист»

      Ровно год назад я написал, что деятельность русских ЧВК это готовый сценарий патриотического боевика. И вот вышел "Турист". Можно, конечно, попробовать придраться к фильму. И одеты инструкторы (читай контракторы ЧВК) слишком аккуратно, и диалоги слишком причесанные ( а как их сделать иными, когда бойцы ну скажем, не языком Пушкина и Набокова общаются ...
      3852
      Кинопотрошитель 20 мая 2021 г. 02:20

      Обращение в Минкульт РФ по поводу фильма «Золушка» с феей-мужчиной

      Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов направил письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой в связи с грядущей премьерой голливудского фильма «Золушка».  До выхода картины еще несколько месяцев, но она уже привлекла большое внимание из-за «...
      5117
      Кинопотрошитель 11 марта 2021 г. 17:50

      Бэдкомедиан — новый Навальный?

      Но нет, доля шутки в этой шутке есть. В последнем ролике (который так называть уже странно) Баженов выступил не просто как «расхититель гробниц», наполненных российскими киноделами понятно чем, а как — во второй части нового видео — пламенный и страстный публицист, накалу риторики которого могут позавидовать Кашины, Красовские и Шендеровичи...
      2522
      Кинопотрошитель 22 февраля 2021 г. 10:43

      Фильм «Зоя»

      Негативные отзывы: «заказуха» от завистников, которые не хотят пускать в большое кино создателей сериалов? Низкопробная попытка подражания «BadComedian»? Идеологические происки «госдепа»? Плоды Болонской системы в образовании: воспитано поколение «навальнят»?… Обществу есть о чём задуматься. Часть 1 Посм...
      1918
      Кинопотрошитель 19 июня 2020 г. 09:29

      Супергерой с 1939 года: эволюция Бэтмена

      Кристофер Нолан 15 лет назад снял фильм, перевернувший представление о Бэтмене и в целом о комиксах. Человек в образе летучей мыши ведет бесконечный бой с преступностью и с самим собой с 1939 года. С тех пор образ популярного супергероя не раз эволюционировал, но всегда был хорошо узнаваем поклонниками и обывателями. Реклама ...
      1270
      Кинопотрошитель 7 июня 2020 г. 17:34

      Буллинг, матери-одиночки, неравенство — и другие проблемы, которых вы не замечали в советском кино

      В эпоху застоя в советском кинематографе произошел сдвиг (зачатки его уже видны в некоторых фильмах 1960-х): возвышенные эпические образы уходят в прошлое, и на смену им приходят обычные люди, существующие в наполненной конфликтами действительности. Не разрушая идеалов коммунизма, режиссеры того времени показывали, как ...
      1444
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика