Марио Пьюзо, автор криминального романа «Крестный отец», признавался, что никогда не имел никаких связей с настоящей мафией. Вдохновением для образа дона Корлеоне, могущественного главы мафиозного клана, стала не какая-нибудь криминальная фигура, а его собственная мать. Когда началась работа над экранизацией романа, Пьюзо дал режиссёру Фрэнсису Форду Копполе лишь один совет: держаться подальше от любых людей, связанных с организованной преступностью. Коппола принял этот совет без лишних вопросов.
В одном из интервью он как-то сказал: «Да, это, конечно, романтично и всё такое, но они же ужасные убийцы, и кому вообще хочется иметь дело с убийцами? Мне — нет».
Однако не все, кто работал над «Крёстным отцом», разделяли осторожность режиссёра. Продюсер Альберт С. Радди, например, приложил немало усилий, чтобы наладить контакт с представителями мафии, которые изначально были настроены крайне враждебно. В результате одной из уступок криминальному миру стало исключение слова «мафия» из сценария — ни в одном диалоге первого фильма оно так и не прозвучало. Но если Радди общался с мафиози, чтобы обеспечить фильму «зелёный свет» и защитить съёмочную группу, то некоторые актёры сами искали встречи с преступниками — им это было нужно для работы над образами.
Одним из таких актёров оказался исполнитель главной роли — Аль Пачино, сыгравший Майкла Корлеоне. Для него съёмки «Крёстного отца» были настоящим испытанием. На первых этапах студия была недовольна его работой, и он чуть не лишился роли. К тому же сам Пачино долго не мог разобраться, как именно играть своего персонажа. Первую важную подсказку он получил совершенно неожиданным образом — его коллега по фильму, Альфредо Леттьери, однажды пригласил его на ужин… в дом настоящего мафиози.
Попадание Аль Пачино в актёрский состав «Крёстного отца» само по себе было настоящим чудом. Фрэнсису Форду Копполе пришлось буквально сражаться за него со студийным руководством. Сначала режиссёр проиграл битву, но затем вновь вступил в бой и сумел отстоять актёра. Сам Пачино прекрасно знал, что студия его не хочет, и это только усиливало его неуверенность в том, как лучше сыграть Майкла Корлеоне. Майкл — хладнокровный, сдержанный человек, привыкший скрывать свои эмоции. Его путь от благообразного героя войны, решившего держаться подальше от криминального мира, до беспощадного мафиозного босса строится вокруг убийства Вирджила Соллоццо, которого сыграл Альфредо Леттьери.
В романе этот момент развивается постепенно, но в фильме убийство становится мощной, резкой кульминацией. Позже, в своих мемуарах, Пачино признавался, что не знал, как правильно сыграть эту сцену. Пока однажды Леттьери не отвёл его в гости к настоящему мафиози. Эта встреча открыла перед актёром новую грань образа: вместо ожидаемого криминального антуража он увидел внешне совершенно обычного человека. Этот человек выглядел, как добропорядочный бизнесмен, жил в уютном доме с женой и уже взрослыми детьми. Их семья производила впечатление обычной, благополучной американской семьи.
«Мне дали возможность взглянуть на этот мир таким, какой он есть в реальности, а не таким, каким его показывают в кино», — писал позже Пачино. Конечно, мафиози не посвятил его в тонкости преступного ремесла и уж тем более не объяснял, как именно организуются убийства. Но атмосфера встречи оказала на актёра сильное влияние. А чтобы добавить ещё немного реализма, Леттьери в какой-то момент достал настоящее оружие, позволив Пачино его рассмотреть.
Аль Пачино был далеко не единственным актёром, который искал вдохновения у людей из криминального мира для роли в «Крёстном отце». Джеймс Каан поддерживал дружеские отношения с будущим главарём семьи Коломбо и во время съёмок часто проводил время с представителями этого клана. Джанни Руссо утверждал, что был связан сразу с тремя разными мафиозными группировками. А Ленни Монтана, сыгравший неповоротливого, но устрашающего Луку Брази, в прошлом сам был боевиком семьи Коломбо. В своих мемуарах Пачино так и не раскрыл, к какому именно клану принадлежал человек, с которым он и Альфредо Леттьери встретились перед съёмками.
То, что семья Коломбо оказалась так тесно связана с производством «Крёстного отца», было одновременно случайностью и следствием действий Джо Коломбо. На тот момент он возглавлял этот криминальный клан и больше всех из мафиозных боссов возмущался созданием фильма. Именно его пришлось уговаривать продюсеру Альберту Радди, чтобы картина вообще могла выйти. Когда конфликт был улажен, на съёмочной площадке всё чаще стали появляться настоящие гангстеры. Кто-то просто наблюдал за процессом, а кто-то даже давал актёрам советы по поводу их одежды и поведения, чтобы всё выглядело более правдоподобно.
Но после выхода фильма на экраны граница между вымыслом и реальностью начала стираться. «Крёстный отец» не просто стал национальным хитом — он превратился в культовую картину для самих мафиози. Многие воспринимали его как подтверждение их образа жизни, а некоторые даже черпали из него вдохновение. Как писал журналист Селвин Рааб в книге «Пять семей», сотрудники правоохранительных органов, ведущие слежку, замечали, что как состоявшиеся преступники, так и новички в криминальном бизнесе копировали манеры и речь героев фильма. «Фильм придал их жизни смысл и укрепил уверенность в правильности выбора — связать себя с мафией и принять её кодекс», — отмечал Рааб.
Котировки
Кластеры
Оценили 11 человек
16 кармы