Подделки в мире искусства – одна из самых серьезных проблем этой сферы. Антикварный арт-рынок часто раскрывает подделки, признанные даже уважаемыми экспертами. Такие работы могут занимать почетные места в главных музеях мира годами, и это, не говоря уже о том, что поддельными работами часто помышляют недобросовестные художники, арт-дилеры, менеджеры, галеристы и даже музейные сотрудники. Так мир искусства сталкивается с проблемами этики, и более того, часто из-за таких случает зрители склонны скептически воспринимать всю арт-сферу, ведь инциденты, связанные с поддельными произведениями часто сопряжены большие продажи и заблуждения даже самых компетентных экспертов, в следствии чего даже в крупном музее можно любоваться на подделку как на уникальный шедевр прошлого. Однако даже несмотря на это, существование подделок, как феномена, разрушающего арт-среду, также стоит рассматривать более гибко. Мир искусства знает случаи, когда подделки служили раскрытием талантов мировых авторов. Самый знаменитый пример связан с Микеланджело Буонаротти, ведь именно талант этого мастера заметили после того, как он подделал древнегреческую скульптуру. Только после этого, кардинал Рафаэлло Риарио из Сан-Джорджопозвал, которому была продана эта работа (вследствие утерянная) пригласил Микеланджело творить в Рим и дал ему крупный заказ, и лишь после этого карьера скульптора пошла в гору. Кроме раскрытия талантов, подделки служили развитием экспертизы в арт-сфере, ведь никто не хотел иметь вместо произведений старых мастеров дешевые скульптуры неизвестных современников. Часто такие случаи инициировали разработку новых методов анализа произведений искусства. Именно поэтому несмотря на все многочисленные минусы влияния подделок на сферу искусства, можно говорить и о плюсах, связанных с развитием этой области. Кроме того, тема, связанная с подделками, часто соприкасается с невероятными историями на стыке приключений и криминала, в связи с этим в данной статье предлагается рассмотреть одни из самых невероятных историй, связанных с подделками в мире искусства.
Фото Хана Ван Мерегена
Поистине одним из самых громких инцидентов, связанных с фальшивыми работами, считается дело Хана Ван Мегерена – голландского художника, которого обвинили в государственной измене. Дело заключалось в том, что Мегерен продал произведение Вермеера, считавшееся культурным наследием Нидерландов нацисту Герману Герингу. При этом сам художник утверждал, что проданная картина «Христос и грешница» — это не произведение Вермеера, ровно также как и проданная им музею Бойманса – ван Бенингена в Роттердаме картина «Христос в Эммаусе». Он говорил о том, что обе эти работы написаны им самим.
Хан Вам Мереген «Христос и грешница»
Однако Мерегену не верили ни судьи, ни знаменитый историк искусств Абрахам Бредиус, признавший работы принадлежащими Вермееру и даже охарактеризовавшим работу «Христос в Эммаусе» как самую значительную в его творчестве. В ходе разбирательства Мерегену предложили написать «картины Вермеера» прямо в камере. Однако на такое предложение художник обиделся, заявив, что он не копировал мастера, а писал «нового Вермеера», дабы продемонстрировать собственный, не совсем оригинальный для авангардного периода талант реалистичного художника, которому не давали раскрыться. Все завершилось тем, что в зале суда была написана еще одна «картина Вермеера» доказывающая невиновность художника. Однако Мерегену не удалось избежать обвинения в подделке документов. В итоге, из тюрьмы он вышел лишь через месяц, но стал чуть ли не народным героем, которому удалось обмануть самого Геринга.
Скульптура в стиле Джакометти, созданная Робертом Дриссеном.
Еще одна невероятная история связана c фальсификатором Робертом Дриссеном, который также не мог построить собственную карьеру художника. Тогда он начал создавать вариации работ экспрессионистов, а также зеркально отображать малоизвестные версии оригиналов, таким образом развивая мастерство написания совершенно новых «шедевров» всемирно известных художников.
Однако в конце 1980х художник переключился на скульптуру, так обнаружилась его склонность к подражанию работам Джакометти. При этом фальсификатор говорил, что копировать швейцарско-итальянского художника легко и так описывал свою деятельность: «Длинные, тонкие фигуры и аморфная, рассыпчатая поверхность. Сделать Джакомметти несложно. Я буквально держал Джакометти в своих пальцах». По оценкам полиции, Дриссен изготовил не менее тысячи подделок, хотя сам мошенник утверждал, что их могло быть намного больше. Еще более завораживающий факт заключался в том, по некоторым оценкам, этому фальсификатору удалось заработать порядка 8 млн евро и войти в мировой топ самых богатых мошенников в сфере искусства.
Тайник Роберта Дриссена с подделками Джакометти.
Истории, связанные с подделками, бывают совершенно разными, и вот один из таких примеров:
Речь пойдет об известной терракотовой армии – главной достопримечательности Китая периода династии Цинь, найденной в 1974 году. Тогда первые воины – части более чем восьмитысячной армии первого императора Цинь, были найдены крестьянами, бурившими скважину недалеко от древней столицы Сиань. Позже раскопки этого места продолжались десятилетиями, а в 1987 году эти работы стали наследием ЮНЕСКО.
Терракотовая армия. Памятник династии Цинь.
Все, что касается этого объекта, примечательно то, что показ этих работ за пределами Китая редок, однако в 2007-2008 году демонстрация этих произведений все-таки состоялась в Британском музее. Еще более удивительным стало то, что в том же 2007 году в Гамбурге открылась выставка «Власть после смерти», где объявили о показе 10 подлинных воинов терракотовой армии наряду с сотней современных копий. Разумеется, произошел скандал, ведь выяснилось, что ни одно из произведений не является подлинными, поскольку представитель культурного наследия Шэньси, ответственный за предоставление скульптур, утверждал, что впервые услышал об этой выставке из теленовостей. Тогда в Гамбурге пришлось закрыть экспозицию.
Совершенно не ясно откуда Музей этнологии получил этих «терракотовых воинов». Эксперты антикварного рынка китайского фарфора предполагают, что они могли появиться из современного города Цзиндэчжэнь, являющимся «столицей фарфора» с середины XIV века. Именно из этого места в течении веков доставляли фарфор к императорскому двору. До сих пор в этом городе население занимается керамической промышленностью и большинство произведений антикварного фарфора здесь являются копиями. Отсюда, вероятно и были получены те самые «оригинальные статуи», однако некоторые исследователи склоняются не столько к тому, что это могла быть намеренная ложь для привлечения посетителей, а неточности перевода с китайского языка, поскольку музейные сотрудники могут ошибаться не только в экспертизе получаемых на экспозицию произведений, но и при рутинной подготовке мероприятия. Как раз это и касается перевода с китайского языка.
Кроме того, известно, что в Китае высокопрофессиональное копирование старинной работы считается как создание своего произведения, что является как бы приближением к мастерству древних – высшей похвалой автора.
Питер Брейгель Младший «Пословицы».
Однако не стоит полагать, что такое отношение к поддельным произведениям искусства – это особенность менталитета в Китае. Мир искусства знает случаи, когда даже знаменитые художники подделывали других знаменитых художников. Такая ситуация характеризует работу Питера Брейгеля Младшего, который сделал множество копий работ своего отца, среди которых Пословицы», хоть и являющиеся копией, но занимающие место в коллекции Дельпорта в Брюсселе.
Еще одна занимательная история, связанная с фальшивыми произведениями, носит имена Вольфганг и Элен Белтракки – самопровозглашенные «Бонни и Клайд» в мире искусства.
Вольфганг Белтракки начал писать в стиле известных художников еще подростком, учась у своего отца, который был церковным художником-монументалистом и реставратором. Однако вместо создания собственных произведений, его увлекло создание несуществующих работ знаменитых художников и продажа их на блошиных рынках.
Вольфганг и Элен Белтракки
Он подделывал работы Фернана Леже, Генриха Карпердонка, Кес Ван Догена, и прочих. Многие его работы были проданы по чрезвычайно высоким ценам. Однажды ему даже удалось обмануть одного уважаемого дилера, продав ему работу якобы Макса Эрнста прочти за 2 млн долларов, после того как историк искусства Вернер Спайс официально признал ее подлинной. Даже одна из его поддельных работ висела в ретроспективе Эрнста в Метрополитен-музее.
Посредством своей жены Элен он смог распространять свои подделки. Каждый раз, когда она посещала аукцион, она рассказывала выдуманную историю о том, что унаследовала коллекцию своего дедушки, который спрятал ее во время Второй мировой войны.
Лишь в 2008 году экспертам удалось разоблачить пару после того, как в некоторых из его кампендоков был обнаружен современный пигмент. После этого художника приговорили к шести годам лишения свободы, но отсидел он чуть более двух лет, добившись досрочного освобождения, согласившись писать работы только под своим именем. Кроме того, ему пришлось заплатить компенсации за все проданные подделки.
Вольфганг Бельтракки стоит рядом со своим произведением искусства в своей швейцарской студии.
Напоследок история о Джонне Мятте, которого сокамерники прозвали не кем иным как Пикассо. При этом то, что он создал, полиция Скотланд-Ярда окрестила «крупнейшим художественным мошенничеством ХХ века». В период с 1986 по 1994 года он подделал около 200 работ таких художников как Марк Шагал, Жан Дюбюффе, Альберто Джакометти и Анри Матисс. С помощью своего сообщника он дурачил коллекционеров и экспертов так, что его работы продавались на главных аукционах мира, таких как Sotheby’s и Christie’s.
Однако художник изначально вел законную деятельность по продаже «настоящих подделок» в Privat Eye. Все изменилось, когда его постоянный покупатель Джон Дрю сказал, что аукционнный дом Christie’s заплатил бы 25 тыс. фунтов за работу «Альберт Глейз». С тех пор он стал подделывать работы знаменитых авторов. После нескольких удачных сделок, Мятт устал от работы с сообщником из-за его сомнительного обращения с финансами и в 1933 году разорвал с ним отношения. Оба были арестованы спустя два года, когда разъяренный Дрю рассказал всю правду полиции. Благодаря сотрудничеству с блюстителями закона, Мятт был приговорен к году тюрьмы, из которого он отсидел всего 4 месяца.
Джон Мятт с репликой Ван Гога.
После освобождения Мят продолжает писать картины, но уже делая пометки о подделках.
Как мы можем заметить, многие художники продолжили свою работу, после создания подделок, хотя и лишались свободы на какое-то время за свои преступления, а также выплачивали компенсации. Как мы видим, история знает случаи, когда художники даже строили собственные карьеры после громких дел. Очевидно, что в мире бывает разное отношение к репутации и совершенно разное отношение к подделкам. Исходя из историй, совершенно понятно, что крупные институции и уважаемые эксперты могут ошибаться. Однако важно то, что такие случаи заставляют развиваться такие отрасли как экспертиза произведений искусства, что позволяет сокращать попадание подделок на арт-рынок.
А что вы думаете о таких инцидентах?
Оценили 10 человек
15 кармы