Как выглядит? Теоретически это общественный порядок, где ценность любой человеческой личности неоспорима. Теоретически. А вот практически нам его наблюдать не доводилось. Потому что живем мы в обществе, где одна группа населения комфортно выживает и реализуется за счет другой. И неважно кто попадает в низший класс - женщины, люди низкого имущественного ценза, или те, кто не входит в число «золотого миллиарда» Так привычно. Культивируется в мифологиях, объявляется старинной традицией и наследием предков.
О, да! В гуманизм мы любим на досуге поиграть. И объявлять, что если человеку из низов надо - он добьется. Но забываем упомянуть, что силы на это нужны не людские, и их немного, тех, кто добился. Но что они все-таки есть, приятно болтать в тихие, сытые времена, на фоне относительного затишья. Когда все худо-бедно договорились и не воюют до поры.
Беда в том, что доминанту сознания «ради великой цели можно все» - никто не отменял. Сытым этот зверь спит. Но едва забрежжут смутные времена, предполагающие непринужденную игру с моралью и законодательством - и вот он! Начинается бессимптомно, и становится заметен на четвертой, неоперабельной стадии. Старый добрый тоталитаризм. Опять его, как очередную зиму, не ждали.
Все в нас: религиозные воззрения, семейный уклад, традиции власти первой, не задумываясь, выбирают ее, пирамиду. Где наверху, как привычно, папа-вождь в обнимку с мамой-идеей. Неважно как мама называется: строгость в вере, народность, социализм, национал-социализм (при необходимости добавить нужное).
Но порядок действий всегда один и тот же. Папе трудно, он воюет. С врагами, разумеется. Они всегда находятся, потому что папа передовой и строит новый порядок. Врагов побеждает. Отправляет частично на костры, частично на стройки века. Потому что добрый, дает возможность искупить.
Последнее - ключевой момент. Себя и дружину надо кормить, для народа делать чудеса. Чтобы жить стало лучше и веселей. А как их сделаешь без огромной армии рабов? Только важно рабов правильно назвать. Ну, там: еретиками, дочерьми грешницы Евы, жидами, врагами народа. Не надо забывать, что обычно папы творят чудеса в полуразрушенной, нищей стране, где у людей просто нет сил к ним повнимательней присмотреться. Все хотят чуда, чтоб как в детстве.
Реалии нежного возраста, однако, для большинства населения - далекое прошлое. Люди догадываются, что, те кого гонят по этапу - именно рабы. И что в колонны эти очень легко попасть. С этого момента начинается следующий этап развития системы - война с соседями. Ну, потому что они подлые, но богатые. А это несправедливо. Парады и ожидание небольшой победоносной войны, на время отвлекают. Пока она не начинается. И обычно бывает концом тоталитарного режима, если соседи оказываются сильней.
Но проигравший войну или умерший от старости «отец народов», за время своего пребывания главой семьи успевает восстановить против себя всех. Так, что про выборы страна забывает от силы на полстолетия, не больше. Чего уж скрывать - вершина тоталитарной пирамиды достается психопату, который не способен ни к нормальным отношениям с женщиной, ни к воспитанию детей. Сочувствовать, жалеть и испытывать муки совести - не его. Порой он даже не может получить приличную медицинскую помощь, потому что послал на костер последнего врача.
В общем, рано или поздно, морок рассеивается, и люди задают себе вопрос; «Что это было?»
И им очень нелегко ответить себе – «оно». То самое, по Фрейду. Подсознание, животное в нас. Которым управляет либидо в компании с эго. Первое - вовсе не сексуальный интерес ко всем встречным и поперечным, как привычно думать. Скорее всего, старик Фрейд имел в виду нечто другое. Иначе эту силу можно назвать «жажда жизни». Хорошей, качественной, безопасной жизни, которая подразумевает и генетический след, как обязательную составляющую. И ночные наши страхи вызваны не столько извечной войной полов, сколько самой жесткостью жизни. Где выжить суждено далеко не каждому.
И чтобы возможность такую повысить существует эго. Понимать эту силу можно как поиск выгодного места в иерархии стаи. Чем выше, тем лучше. Потому что в природе выживают сильные и главные, а слабые и подчиненные приносятся в жертву.
Если представить себе весь этот коктейль стремлений, управляющий человеком, то назвать это можно одним словом «малодушие». То, что нравится примату в нас, не всегда почтенно для разумного существа. Даже если очень хочется выжить.
Если такие настроения направляют этнос - рождается тоталитаризм. Конечно, можно винить сложные обстоятельства, попранную гордыню, несправедливость судьбы. Но человеческого в нас ведь никто не отменял.
Все знают, сколь нелегко бороться с собственными малодушными порывами. И все знают, какая заразная вещь - тоталитарное сознание. Этот червь набирает силу, когда мы слабеем.
Симптомы болезни проявляются как особая форма сознания. Когда во главу угла, над всеми жизнями, ставится доктрина выживания некоей социальной структуры, любой ценой. Оранжируется все какой-нибудь яркой идеей. И там, за радужными красками, не сразу виден скелет другого монстра. Зловещей машины для промывки мозгов, без которой тоталитаризм невозможен. Имя этой штуке - фундаментализм. Ее доктрина: «назад к природе и обычаям предков, новый порядок строят простые души» Правда не поясняется, что конкретно имеется в виду. Но реалии таковы, что именно этот посыл поддерживает и обосновывает тоталитарную систему в государстве, религиозные и нерелигиозные войны, рабство, существование армии самоубийц за идею. И самое страшное - прикрытием может стать любая прекрасная, в высшей степени гуманная идея.
Я преклоняюсь перед Христом, одним из величайших героев человечества. Но жрецы культа, возникшего на основе его идей, просто не представляют порой, какие силы будят, добиваясь власти и личного благополучия.
Да, вера - это прекрасно! Она вдохновляет и ведет по жизни. Но не надо забывать, что многие религиозные практики рождены в недрах феодальных государств, и фундаменталистские настроения там встроены очень обильно и искусно.
Это, в том числе, и о православии. Законопроекты, предлагаемые иными православными активистами порой приводят в шок. И, благо, общество пока не в той стадии, чтобы начать к ним прислушиваться. Но повторяю, любое ухудшение ситуации, и зерна прорастут. Воскреснет и потребует пищи динозавр времен Ивана Грозного. Со всем осознанием властной структуры, как помазанника божия, сословной системой, домостроем и крепостным правом. Мы этого хотим?
К счастью система состоит из людей. В большинстве симпатичных и здравомыслящих. Весьма далеких от фундаменталистских настроений. Есть они среди православных священников, есть среди прихожан.
Из уважения и любви к одному такому человеку, я, будучи далекой от увлечения православием, приняла участие в одном мероприятии. Называется оно Рождественские чтения и выглядит как устный научный журнал. То есть, собираются специалисты, в основном институтские преподаватели-гуманитарии и читают друг другу доклады, в рамках заданной тематики. Как и печатное издание такого типа, мероприятие вызывает интерес только узкого круга лиц. Тематика обычно - связь науки, общественной жизни и религии. Проходит регулярно, в январе каждого года, и выступить может каждый, способный сказать что-то помимо банальных истин.
Самой бы мне в голову не пришло участвовать. Но чего не сделаешь, если того хочет значимый человек. К тому же фигура воистину удивительная. Не столько адепт православной практики, сколько настоящая христианка. Та самая, способная помочь деньгами едва знакомому человеку, пустить пожить, если негде, до невозможности, до абсурда порядочная и совестливая. Родственница святого. Прожившая долгую жизнь, и чего только не перевидавшая. Иных своих любимцев Бог спасает от промывки мозгов. Даже участвуя в социальных играх, они никогда не теряют ни головы, ни совести.
Вам ничего не скажет это имя - Светлана Игоревна Шемякина. Но в память о ней я пишу эту статью, где хочу поговорить о гуманности, как о великодушии, реальности крупных духом людей.
Тема моего выступления на последних Рождественских чтениях – «Воспитание посредством изобразительного искусства». Я тоже гуманитарий и учитель по образованию. Только человек искусства - художник и дизайнер-полиграфист.
Тема странная, из разряда «Есть ли жизнь на Марсе?» Возможно ли воспитать, оставим искусство, просто воспитать Человека? Вырастить из либидо и эго это самое человеческое. Чтобы получился, например, христианин. Добрый, совестливый, несуетный.
Ведь согласитесь, чтобы перестать эксплуатировать для функционирования и развития социума низкие вибрации, типа жажды удовольствий любой ценой и несгибаемой решимости идти по трупам к светлому будущему, надо начинать с себя. С человеческого становления каждого из нас. Того самого гуманистического воспитания.
И вот бы еще знать, что это такое! Что надо, чтобы воспитать человека? И кто такой, вообще, человек, который ставится во главу угла гуманизмом?
Давайте разбираться. Если хочешь понять что это - разберись как сделано. Суть процесса воспитания - приспособление индивида к интересам группы, произведенное, судя по названию, не насильственным путем, то есть когда человека заинтересовывают, питают. Если смотреть шире, обещают удовлетворить его потребности в обмен на уступки интересам группы. В идеале.
Но испокон веков популярна, да и сейчас не редкость, другая форма интеграции индивида в группу. И мера воздействия - не удовлетворение интересов, а страх. Девиз: «соответствуй, а то будет худо». В древности такое называлось «взять в рабство». То есть группа навязывает индивиду свои интересы силой.
Парадоксально, но средством такого насилия было и искусство. Ведь зрение для нас - важнейший канал информации. И от того, что мы видим вокруг, зависит как мы видим мир.
Фундаменталистские и тоталитарные ценности удобно демонстрировать языком плаката. Восхищаться тщательно выбранными изображениями образцового быта и образцовых типажей. Это сильные физически, фанатично преданные идее личности, порой в окружении идеологически выдержанных чад и домочадцев. То, что делать не надо, изображалось смешным и ничтожным. Карикатурой. Плакат и карикатура могли быть не только на бумаге, но и в камне, бронзе, маслом на холсте. Попадает в стиль и соцреализм, и образы, выработанные в недрах третьего рейха. По инерции такая форма визуального воздействия называлась «воспитание», но правдивее это назвать подавлением сознания.
Ну, а если общество исходит из доктрины ненасилия, и его принцип – договор? Всех со всеми. Как жить выгодно и безопасно. Где за отказ подчиняться не убьют, не угонят в лагеря и не обездолят?
Можно просто уехать, если в корне не согласен.
Чтобы общество такое функционировало, следует создать контингент. Учить там жить. И задача эта посложней, чем плеткой орудовать. Надо знать человеческую природу, понимать по каким законам живет разум. Многие из нас в этом разбираются? Даже психологи с пятого на десятое.
В инстинктивной основе мы - стадные существа. Живем в телах к этому склонных. Можно спорить об их эволюции или инволюции, но базовая ментальность и эмоциональный план - коллективизм. Индивидуализм существует, как исключение подтверждающее правило. Человеку одному плохо.
Стоит понять в обществе какого типа ему хорошо. Хотя бы много раз убеждаясь, что тоталитаризм - это зло. Плохо там в любом случае, коллективист или индивидуалист. Рабство - это полное перечеркивание личного пути индивида. Его жизнь существует в русле жизни господина, круга лиц, общества. И только так.
А вот чтобы у каждого была возможность этого самого личного пути? Это как? Каким должна быть группа, чтобы такое присутствовало?
Опять же, давайте разбираться. Не секрет, что у каждого из нас, как у личности, и как у тела, есть ряд жизненно-важных потребностей. Все мы хотим их удовлетворения в полном объеме при минимальной трате сил. И вот, насколько группа помогает выполнять наши потребности, настолько мы имеем желание с ней сотрудничать и в ней пребывать. Даже мириться с некоторыми неудобствами ради этого. Повторю, интересы группы ребенок, даже очень маленький, взрослый, даже очень умный, старик, даже несколько не от мира сего, будут поддерживать добровольно только в одном случае. Если группа выполняет, или обещает выполнить, все уровни его телесных и личностных потребностей.
Что же это за параметры бытия? Несколько перекроив систему Абрахама Маслоу, можно определить пять уровней потребностей. Базовый и первый – безопасность. Второй, над ним - для нас людей, так называемая, экономическая безопасность. Поддержание организма здоровым, сытым, благополучным, без необходимости чрезмерных нагрузок. Третий - возможность оставить свой генетический след. Четвертый - возможность реализовать свое эго, то есть занять высокое место в общественной иерархии (признание, слава, известность). Последний, пятый - возможность выразить свою человеческую суть, оставить след в истории, быть вписанным в контекст культуры.
Как же строится этот договор индивида с обществом?
Начнем с базовой потребности в безопасности. Да, жить, просто жить, в безопасности. Итог выполнения потребности убеждение: «я - сильный, я выживу». Заполучить это благо можно двумя способами. Первый - некие жестокие учителя толкают тебя в опасные обстоятельства, предлагают самостоятельно справится со своими страхами. Выживешь - герой. Лавровый венок тебе и осанна. Узнаваемо? Культ сильного человека в капиталистической (да и не только) культуре. Ну и разминка перед подвигом, чтоб нервы оттренировать - хорроры, пользующиеся бешенной популярностью, экстремальные развлечения и туризм, очень модные нынче, культ силы в комиксах. Чтобы ты справился и выжил, там где трудно. Только вот не всякому это по силам. Поэтому оборотная сторона медали - адреналиновая наркомания, когда уверен, что выживешь, что ты сильный, только если регулярно попадаешь в опасные ситуации. Не сложно заметить, что любая форма наркомании - компенсация тяжелых для психике состояний, когда человек, чтобы общественным ожиданиям соответствовать, ворует энергию у себя, у своего будущего. Живет на износ, там где без наркотика выжить бы не смог.
Есть и другой путь удовлетворения потребности в безопасности, не столь жесткий. Только помимо желания выжить, здесь надо иметь некий культурный слой, традицию видеть себя слитой общностью, детьми могущественного надчеловеческого родителя. Вся храмовая архитектура, религиозные практики, направленные на создание безопасного пространства для своего внутреннего ребенка, будто вы его добрый и сильный родитель, направлены на создание этого энергетического кокона. Так можно избегнуть перерасхода сил и принимать здравые, взвешенные решения, абстрагировавшись от жизненной суеты. Ведь родительская фигура и образец для подражания - очень мудрое и могущественное существо, для которого храм строится. Его дети желают принять данный им алгоритм, и взрастить в себе уравновешенного, взрослого человека, уверенного в себе и своем круге.
Быть престарелым подростком, рвущимся в бой от страха, или зрелым строителем храма - ваш выбор. Но базовый коллективист в нас именно за храм.
Следующая базовая потребность - так называемая экономическая безопасность. И путей ее удовлетворения тоже два. Один - героическое преодоление в одиночку. Девиз: «вырви блага у жизни любой ценой!» Награда - респект, и опять же, лавровый венец. Другой - более сложный, предполагающий ментальную и эмоциональную зрелость. Это попытка договориться с мирозданием о сферах влияния. Девиз: «ты - мне, я – тебе». Именно с мирозданием, часть которого, не надо забывать, и мы сами. Потому что детская позиция: «дай, ведь я живой!», когда ты половозрел и жизнеспособен, уже не работает. За благо, взятое у природы, следует отдавать часть себя. Время, здоровье, жизнь. Незнакомо? И странно звучит для капиталистического сознания, норовящего, по-возможности, урвать? В том-то и дело, что странно. И чудятся нам за этими ценностями, какие-нибудь примитивные народы, более необходимого у природы не берущие. Мы склонны объявлять это регрессом. А ведь для нас это единственно возможный прогресс.
Девиз «урви!» чреват страшными вещами. Как для самого охотника. А это все формы химической наркомании, от алкоголизма и жестких наркотиков до переедания (что мы, в общем, и наблюдаем в последнее время). Так и для объекта охоты. Это смерть всему живому и медленно копящийся гнев. Окончательно превращенная в помойку планета может на каком-то этапе не выдержать, разозлиться и попросту скинуть нас. Так бывало и не раз, и вы даже не представляете, как легко это делается.
Так что поэтапно, терпеливо, отбросив гордыню, нам следует учиться у чукчей, индейцев и пигмеев, как это считать планету и себя храмом. Просто ради того, чтобы выжить. Пока планета по-матерински терпеливо ждет.
В культуре эти полюса выражены с одной стороны образами удачливых капиталистических и прочих акул, неважно толстосумов или бандитов, в броне замысловатой агрессивной машинерии. Противоположный полюс - во многом утопические лики земледельцев прошлого и первобытных охотников, в последнее время приобретшие воинственную ипостась. Это рассерженные жители Пандоры, за которыми правда и сила.
Следующий уровень потребностей - создание своего генетического продолжения. У нас, млекопитающих, к тому же телесно приматов, этот процесс долог и сложен. И чтобы все шло по плану, в генетический код встроен алгоритм, назовем это так, гормональных отравлений. Когда в кровь на определенном этапе выплескивается лошадиная доза гормонов и понеслось! Влюбленность, рождение потомства, цикл его социализации и обучения. Природа понимает весь процесс как единство. От зачатья до момента, когда подросшему половозрелому потомку говорят: «Теперь сам».
Гормоны, как можно догадаться - проводники определенного эмоционального фона, поддерживающего и развивающего процесс. Когда отодвигается на задний план личная выгода, здравый смысл и инстинкт самосохранения.
Гормональный фон, необходимый для продолжения рода - сильнейшее измененное состояние сознания. Замечено это было очень давно и издревле использовалось. Пусть не удивляет - для практик самосовершенствования. Импульс сексуального желания помогает раскрывать сознание, то есть делать ум и чувства острее, способными постигать скрытую до поры информацию. Материнство, со всеми его аскетическими подвигами и экстремальными нагрузками - неоценимый мистический опыт, описанный в историях Богородиц. Они молились своим детям, понимая, кого родили и растят. Да и сама любовная тяга человека к человеку - опыт принятия парадоксальной природы мира. Когда любят не благодаря, а вопреки, и понимают, сколь велико значение человека, того самого, которого любишь. Хотя это, к примеру, не самая сильная и выдающаяся фигура. Недаром есть высказывание: «В любви Бог видней».
Это яркие, незабываемые состояния. Своего рода естественный наркотик. И то, что древние почитали божественной силой, сейчас зачастую служит способом «обкуриться и все забыть».
Когда в погоне за приятным хмелем влюбленности секс понимается как спорт, когда с интервалом в пару лет «хочется младенчика», и о предыдущей дюжине подобных проектов плавно забывают, в лучшем случае понимая их помощниками по хозяйству. Да, это тоже способ жизни, и нередкий в наше время. Но и не лучший для нас, человеков.
Порно и философия «роди, а там видно будет» против Тантры и мифов о Богородицах. Тоже не слабое противостояние. Но это мы и наша культура.
Следующий уровень потребностей - реализация энергии эго. Поиск высокого места в иерархии. Потому что уважение и страх соплеменников - приоритет в выживании.
На уровне человеческом - это жажда признания (уважения) и власти (страха). Всем это свойственно. Все инстинктивно хотят наверх. Но если в монархи хочется любой ценой - ищи корни в детстве. Жажда власти растет из детского бессилия. Если и так тяжелое состояние зависимости, а ребенок, не надо забывать, полностью зависим от родителей и ничего не может с этим поделать, усугублялось жестким обращением, унижением - это невосполнимый ущерб личности. Его проявление - разные формы психопатии и социопатии. Когда у человека не хватает сил на развернутые эмоциональные реакции. Он перестает испытывать вместе с болью, также жалость и сочувствие. Но отчетливо понимает при этом, что если боятся - значит считаются, значит выживешь.
Не секрет, что люди такие часто попадают во власть. Внутри этих величественных фигур обнаруживается подобный ребенок. Для них наркотический кайф - жизненная сила подвластных, которая перетекает с их эмоциями. Ведь в детстве их энергия текла к тем, кто их угнетал. Это, своего рода, компенсация.
Если излюбленный наркотик - восхищение и трепет, перед нами политик тоталитарного толка, если боль и страх - маньяк. Оба мнят себя хозяевами судеб. Оба выросли и захотели подражать тем, кто их грабил в детстве.
При этом в культуре принята установка, что человек у власти - родительская фигура. По привычке видеть подобное в семье, где вершина иерархии - родители. Все ожидают от большого коронованного папы любви и материальных благ, мудрости и тонкого понимания мира. Это, своего рода, жреческая фигура. Тот, кто знает куда идти, и как надо поступать. Царь-жрец, помазанник божий.
Надо ли говорить, что в подавляющем большинстве случаев ожидания не оправдываются. И часто дорвавшийся до власти человек попросту мстит миру за свою детскую слабость.
Эго и его продукт - власть - опаснейшая стихия. Можно ли это контролировать? Думается, можно. Есть два пути. Первый - спокойное отношение. Ведь эго - инстинкт, а не за всякой телесной нуждой разумному существу пристойно нестись. Но если уж полагаете судьбу вождя своей жизненной миссией, будьте таким отцом или матерью своим подданным, о каких мечтали в детстве.
Утопично? Да. Может поэтому в нашей земной культуре так мало образов идеальных правителей. Да, пытается народ над этим работать (Макиавелли, например), но выходит все этакий харизматичный деспот в колорите БДСМ. В лучшем случае изображают страдающего человека внутри позолоченных доспехов, который тоже слаб, и тоже не знает куда идти. Наверное, потому что удел властителя для человека тяжел. Положа руку на сердце, лучший правитель - Бог.
Следующий уровень потребностей с инстинктами ничего общего не имеет. Чистый разум. Зверь не задумывается о смерти, и о том, какой след оставит в сердцах потомков. Для человека это насущно, источник мощнейших переживаний, множества мыслей. Это и есть стремление к самореализации, проявление той разумной сути, которой ты являешься. Осознание ее уникальной роли во Вселенной. Вот так, ни больше, ни меньше. Это о том лучистом существе, которое пользуется телом, как убежищем, и не всегда в силах контролировать его порывы.
Понимание, что оно в нас есть и что оно – главное, приходит не сразу. В идеале наладить этот контакт помогают близкие ребенка. Родители, учителя. Если этого не случается, и юное существо понимается просто нужным в хозяйстве предметом, самореализация становится болезненной темой. Источником конфликтов и маний.
Да, родительское равнодушие к личности ребенка - следствие непонимания, что родить, не значит подарить человеческую жизнь. Дать жизнь человека - это воспитать, так чтобы существо человеком, и счастливым человеком, себя осознало. Поняло себя двоичной сутью, разумом внутри тела, единственным во Вселенной, со своим уникальным путем.
Чего уж скрывать, такое бережное, мудрое отношение к ребенку сейчас редкость. Все мы заложники родительской слепоты и родительских амбиций. Потому и существуют селфи на шпиле небоскреба, способ заявить о себе миру, расстреляв пару десятков прохожих, эпизоды плескания кислотой на знаменитую картину...
Все это называется «геростратова слава». Когда личность из всех сил хочет быть замеченной, но ни сил, ни самоуважения, на знаковое деяние нет. А рушить легко.
А вот чтобы поминали добром, как святых, гениев, да просто добрых порядочных людей (таких тоже помнят веками) что надо?
Да, прежде всего, смирение. Потому что помочь проявить свою разумную суть поможет только Тот, кто ее дал. И если уж поняли, что да, Он готов помочь, следует засучить рукава и за дело. Часто это ежедневный подвижнический труд, всю жизнь. Без особых надежд на благодарность. А еще умение мечтать, видеть лучшее в людях, вера в себя.
Такие они, Махатмы. Те, кто двигает человеческую историю. Создает, а не рушит. Для этого надо иметь силу. И часто дана она бывает не благодаря, а вопреки. Потому что воспитывали этих Великих и Величайших тоже люди, и тоже не уделяли им внимания подчас. И жизнь вокруг была такой же жестокой, как у остальных. А они, вот, поняли нечто важное, и сумели себя найти. Судьба? Божий промысел? А может быть, вера? Та самая, которая двигает горы.
Образчики такого поведения можно найти в жизнеописании любого человека идеи. И жития святых, и жизнеописания знаменитых деятелей науки и культуры - все они об этом. О том, как ощущать себя Человеком.
И может быть когда-нибудь, размышляя о вечном под деревом бодхи, и задавая себе вопрос, каков он, человеческий образ, вы отметите про себя:
- человеческий план предполагает равновесие. Махатма и последний мерзавец - существа в равном статусе и приоритета в выживании нет ни у одного. Идут по лестнице Иакова ангелы вверх и вниз, и нет им дела до вашего «Шайбу, шайбу! Даешь наверх!» Не будут они слушать. Потому что решать кто нужен, кто не нужен - богова работа.
- и даже, если родился человеком - исключительного статуса не жди. Те же вихри жизни - камни, деревья, звери и боги. Человек - не первый и не главный. Следует договариваться.
- разум беспол. Ему безразлично, что имеется между ног, и какие стремления придала природа данному телу. Он - путь. Переходя из жизни в жизнь, сотни и тысячи раз, мелодия личности сохраняется.
Но деревья бодхи не растут в каждом дворе. Мы в пути, и не всегда понимаем куда идем. Волнуют нас идеи великого маскулинизма, процветающие тысячелетия, или не менее великолепный, свежеиспеченный феминизм. И гуманизм, хочется верить, когда-нибудь вызовет интерес. В дальнейшем...
Оценили 2 человека
2 кармы