В обиходе люди часто употребляют слово “душа”, только воззрения на душу у всех разные. В словаре по психологии, например пишется, что:
“Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии. Душа - это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т.д... Уже в период античности было известно, что органом души является головной мозг (Алкмеон), сама же душа представлялась одним из видов вещества: душа как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др... Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике.”
Цитируя эти выдержки из толкования не в первый раз, мне думается о том, что часть людей, населяющих землю, возможно, устраивает подобное толкование значения данного слова, как предмета изучения, однако другую часть, включая меня, - вряд ли. При всём уважении к науке и исследователям, перечитывая сухую формулировку, появляется острое желание спросить у составителей:
“И что это всё, что можно сказать о душе? Разве нельзя упомянуть и добавить пару строк о том, что поэты и писатели из века в век пишут на тему души в своих произведениях и что в литературе эта тема является вечной? В религии так вообще наличие живой души не нуждается в доказательствах, и для верующих сам факт её существования не требует подтверждений... А едва подумаешь о том, что кто-то может считать примитивными своих современников, чьи предки веками хранили и передали потомкам свою веру в единство природы и души, даже негодование возникает внутри...
И меня, сколько помню себя, всегда волновала эта тема. В желании выразить своё отношение к ней, - пробовала писать в стихах и прозе о том, что думаю по этому поводу, ведь ощущая живую душу внутри, невозможно не сопоставлять некоторые факты, с которыми сталкиваешься в повседневной жизни, или глядя на то, как иногда поступают люди, трудно не удивляться своему впечатлению о том, что, оказывается, не всем дано ощущать в себе душу. В конце концов однажды я решила высказаться поданному вопросу серьёзно, и главный герой одного из моих произведений в своих нерадостных размышления это сделал. Вот, коротенько:
“...Я взялся проповедовать людям политику партии, но достаточно скоро разочаровался, оттого, что чувствовал себя Сусаниным... Религия в этом отношении честнее, она обещает взамен на служение Богу отдых намаявшейся душе. Социалистическая партия призывает всех строить не менее мифический коммунизм, но отдыха не обещает никому. Трудиться, трудиться, еще раз трудиться, и тогда, и сейчас, и потом! А уж про душу лучше вообще не заикаться, ее, видите ли, не существует. А что же тогда так болит порой, если не душа? Есть она, есть - я точно знаю! Она надрывалась у меня внутри, когда я терял своих родных, во время войны, когда воевал она плакала о погибших. Душа радовалась вместе со мной хорошим известиям, новым книгам и погожему дню. Пела, когда я был по-настоящему счастлив с женой и детьми, когда занимался любимым делом и был нужен... Теперь припоминаю, что в дни мой юности, когда я всецело принадлежал Богу, я ясно ощущал, что весь состою из души. Сейчас я тоже чувствую ее внутри себя, но она такая маленькая, сморщенная и почти задавленная. А всё потому, что я на какое-то время просто забыл про нее, я больше не слышал ее предостережений...”*
Но знаете, можно часто обсуждать с другими людьми разные состояния души, писать об этом и, основываясь на собственных ощущениях и опыте, даже советовать им как достичь внутренней гармонии, и при этом не знать об истинных причинах колебаний, приводящих к смене настроения, порождающих чувство неуверенности в завтрашнем дне. Так происходит до тех пор, пока не представится случай со вниманием почитать, к примеру, высказывания Святых Отцов Церкви, и только тогда начинаешь понимать, что чтение православных источников способствует прозрению и открывает глаза не только на то, что необходимо твоей душе, чтобы укрепиться, но и разъясняет происходящее. В современном неспокойном мире, оно всё более напоминает время царствования гигантского морского чудовища - мифологического огнедышащего многоголового змея или дракона Левиафана, обитающего на глубине (по библейски “космос”), пищей которого служат рабы с рогами на голове.
А поскольку страшное творение, описанное в Библии, только Господь в силах победить , становится понятно от Кого, всё зависит. И чтобы православный человек перестал бояться всяческих бед и потрясений, лучше меньше рассуждать о душевном состоянии, а больше молиться, как умеешь, ведь каждая молитва является своего рода беседой с Богом о душе.
“Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облекся еси: одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу: покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение. Свое ходяй на крилу ветреню: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века...”
(Вступление. Псалом 103.)
Мне кажется, что в дни Великого поста этого високосного года, как никогда душеполезны нам именно эти занятия - чтение и молитва, а ещё можно послушать как душевно поют одухотворённые люди, ведь это тот случай, когда “Душа с душою говорит”...
29 марта 2024
Светлана Ливоки
Иллюстрации: Интернет
Оценил 21 человек
50 кармы