
Задай вопрос кому-нибудь сейчас “ЗАЧЕМ ПИШЕШЬ”, - ответит с отмашкой “хочу и пишу” и будет прав. По сути не важно о чём пишут, для кого и кому, на чём и какие сподручные средства для письма, электро- электронно- механические приборы, машины и устройства, включая кнопки гаджетов, используют люди, которые раньше считались много читающими, а ныне много пишущими, - почти все стали писать, даже те, кто не может похвастаться тем, что много читал в прошлом. Время такое, и тут “ничего не попишешь”. Но отчего-то, стоит мне задуматься на эту тему, частенько вспоминаю смешной эпизод из известной комедии Л. Гайдая, в котором главный герой громко объявляет “Танцуют все!”, и начинает казаться, что однажды кто-то бросил клич всем писать, и все записали...
Не испытывая особых волнений по данному вопросу, прекрасно понимая, что некоторые вещи людям диктует время, всё же беспокоит меня что в нынешних условиях, когда окружающий мир стремительно меняется под влиянием разных событий, длительное время “воз и ныне там”. Какой "воз"? Да такой - развитие духовности, не до неё, похоже, ныне миру! Поэтому иногда затрагиваешь эту тему в надежде обсудить этот вопрос с теми, кого он тоже волнует.
------
Практически невозможно ответить на вопрос о том, что толкает человека начать писать - пересказывать какие-то события, описывать свои впечатления о чём-то, сочинять, доверяя сокровенные мысли бумаге и т.д., - здесь всё индивидуально, а вот “ЗАЧЕМ” продолжать это делать и пытаться доносить другим людям то, что периодически приходит в твою голову десятилетиями, вполне возможно. Я попробую и, не углубляясь в старину, не поднимая пласты основ древней русской словесности и русской литературы, в которую веками вносили свой вклад великие и чтимые у нас классики, просто постараюсь высказаться о том, что происходило в литературе и окололитературных кругах в масштабах истории не так давно и относительно недавно - до того, как отошёл на задний план установленный в советское время строгий порядок зачисления новых авторов в творческие союзы и присвоения званий, свидетельствующих об их принадлежности к творческим профессиям, действовавший до 91-ого года.

Будущие писатели, поэты, публицисты и критики, а так же все те пишущие, кто до настоящего времени так и не стал ими, прекрасно знали о том, что завоевать публичное пространство и обзавестись собственной читательской аудиторией возможно только после официальной публикации произведений (Уточн.: хотя бы одного в газете, или журнале). И амбициозные творческие люди, потратившие много энергии, свободного времени и сил на то, чтобы выразить свои мысли, испытывающие муки от переполнявших их чувств не востребованности и нежелания “больше молчать”, шли на штурм издательств и редакций с папками в руках в которых лежали рукописные, или машинописные тексты собственного сочинения.
Надо сказать, что публика была разномастная: студенты и выпускники литературного института; “самородки”, которых было всегда намного больше, основная часть которых желала продолжить “дело классиков литературы” и считала себя будущими гениями, другая же - не очень-то чтила родной язык и, игнорируя основное требование “грамотное исполнение текста”, называла себя приверженцами исконно русского, народного и разговорного языка; третьи умели здорово фантазировать и в своих произведениях бредили возрождением жанра “фантастика”; четвёртые... Хотя, вряд ли можно составить группу из остальных, кого только в порывах одолевшей их графомании ноги несли известным путём и откровенно душевно больных, тем не менее полных физических сил, чтоб писать.


Все эти потенциальные кандидаты, стремившиеся попасть в “литературные круги” согласны были ждать результата рассмотрения своих творений главным редактором по три месяца и мечтали о том, что неизвестному вершителю судеб Главному Редактору, лица которого никто не видел, понравится представленный материал и, когда он его одобрит, то распорядится о публикации произведения и, соответственно, автор может рассчитывать на гонорар. Думаю, что достаточно обрисовала положение пишущих до перестройки и не вижу необходимости подробно пересказывать о том, что стало происходило позже, когда установленный государством в этой сфере порядок рухнул, а на смену ему пришло так называемое “ время свободой печати”, ведь пишущих, пытавшихся заявить о себе граждан, меньше не стало. Только упомяну об одном изменении.
Подобно нитям грибницы, разраставшейся быстрыми темпами в благоприятных условиях среды в период капиталистической приватизации, во всех уголках страны появилось огромное количество коммерческих издательств и типографий, и пишущие граждане теперь имели выбор: либо как раньше пойти обивать пороги издательств и редакций, либо пойти по пути, который, на первый взгляд, казался намного легче. Да, это было большое искушение для пишущих, и большое количество неокрепших в Боге душ “клюнуло”! Даже те, кто не писал раньше ни строчки, загорелись писательством, потому что это модное занятие могло принести одновременно славу и деньги. В глазах большинства первые шаги к успеху выглядели, примерно, так: что-то написать, найти редактора и оплатить его услуги, небольшим тиражом за небольшие деньги напечатать своё творение и рассылать его экземпляры в какие-нибудь серьёзные издательства, выпускающие печатную продукцию большими тиражами, потом немного доплатить за реализацию творения в книжных магазинах...
Мечтая о рекламе своего имени, баснословных гонорарах и долгосрочных контрактах, многие из тех, кто писал тогда, были жестоко обмануты лукавым - из “жёлтых" газет люди узнавали потом о случаях, когда не добившись успеха, бедолаги оставались “у разбитого корыта”, распродав имущество и даже лишившись единственной квартиры, чтобы оплатить издание своих книг.

Такие примеры, конечно, служили наукой другим, ещё "не раскрученным”, заставляя их остановиться. Предполагаю, что часть одумавшихся людей довольно скоро приняла условия новой формы литературной деятельности и пополнила ряды первых сетевых авторов виртуального пространства. В общем, люди в возрасте после сорока прекрасно помнят это время, и ничего нового для них я не рассказала. Но для полноты картины упомяну ещё о том, что и в тот туманный период на литературном небосклоне времён “чтива” зажигались яркие звёзды. Нет, я не о тех, о которых, вероятно, подумали вы, - не о "серийных авторах" иронических и просто детективов, выпускавшихся миллионными тиражами по условиям контракта с издательствами!
Я имела ввиду две, возможно, три..., не могу сказать точно - ограничусь одной звёздной личностью, о которой вспомнила в первую очередь. Однако фамилии этого известного писателя, которому удалось преодолеть поток критики произведений, организованной представителями “старой литературной школы” и чёрную зависть “товарищей” по писательскому цеху, не просто стать звездой, а высоко взлететь, называть я не буду. Звезда творчества его светит до сих пор и мне не хочется, даже случайно “наводить тень на плетень”, и невольно искажать часть текста официального резюме о начале творческого пути, составленного самим писателем, когда перескажу старый слух, ходивший в писательской среде того времени о новичке. Итак...
Начиная с малого один начинающий бизнесмен достиг успеха, а на досуге, имея тягу к писательству, писал. Истинный патриот своего Отечества он стал душой компании таких же успешных людей, которые являлись его первыми слушателями и читателями. Возможно, они ему дали нужный совет. Но этот творческий человек, не стал обивать пороги, а занялся издательством и раскруткой своего первого творения сам - оплатил выпуск внушительного тиража в типографии и реализацию своей книги в магазинах. И то, что попало на прилавки, людям очень понравилось. В кратчайшие сроки был раскуплен весь тираж.
Что, разве это не Божий промысл, когда у человека с творческими способностями, имеющего желание развиваться, обнаружился талант и получается добиваться результатов во всём, что создаёт он своим умом и трудом? Не удивительно, что, однажды всё сложилось в одно целое: уважение окружающих, материальное благополучие, и обстоятельства способствовали ему заслуженно стать народным и получить звание писателя, ещё до того, как нужное время подоспело оказаться у всех на виду!
Надеюсь, более-менее понятно изложила то, что хотелось мне сказать по вопросу “ЗАЧЕМ...”. Теперь немного о том “КАК ПИШУТ СЕЙЧАС”.

Конечно, приобретённые навыки писательства постепенно формируют вкус и личное восприятие текста, поэтому, наверное, такие, как я, более требовательно относятся к тому, что читают, но всё равно считают своё мнение субъективным. Заключается оно в том, что в произведениях (не важно прозы, поэзии, или публицистики), нам нужно слышать авторский голос, ролью которого является завладеть и удержать вниманием читателя, для которого творишь.
По моему мнению, автор не должен принадлежать себе, а просто обязан вызвать читателя на разговор и участвовать в воображаемом диалоге до финала. Если я не улавливаю этого, то произведение может казаться мне, извините, мусором для мозга. Сразу же поясню: бывают неумелые, слабенькие произведения с огрехами, но в них столько души и откровений, что собственная душа тут же начинает отзываться, а бывают грамотно, красиво исполненные, полные образов рассказы, стихи, статьи, однако в них полностью отсутствуют искренности и знание темы, о которой человек пишется. Бывает ещё хуже, - в произведениях с претензией на художественность “душа с душою” не говорит совсем, за что я называю их “безголосыми” и “выхолощенными”. К "заказным" тоже отношусь неважно, особенно к тем произведениям, в которых авторы пытаются выдать за иронию свой сарказм. Натыкаешься на такое “творение” гордеца, сердце которого переполнено ненавистью, и настроение испорчено, будто вылили на тебя ушат грязи...
Но и у таких авторов может быть большое количество просмотров, откликов и не малая читательская аудитория, даже фанаты творчества, поэтому повторюсь - всё, о чём я написала - это моё, сугубо субъективное мнение, однако такой перекос отношения людей к тому, что является сейчас “пищей для ума”, не может отогнать мрачноватую мысль о неконтролируемом процессе изменений, что идут давно. Прежних писателей и читателей уже тревожит информация об экспериментах с ИИ, которые в обозримом будущем могут на практике начать вытеснять сознательного человека из творческой среды. Будет ли продолжаться естественный процесс появления на литературном небосклоне новых звёзд, или старым сиять, пока не угаснут - не известно...
9 ноября 2024
Светлана Ливоки


Иллюстрации: Интернет
Оценили 17 человек
43 кармы